КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 22.07.2012
22:22  Скончался народный артист СССР и Герой Украины Богдан Ступка ("Тарас Бульба")
12:15  Д.Стешин: Конец Сирии - счет пошел на недели, к концу Рамадана Дамаск будет взят
12:08  А.Баранов: Свергая Асада, Запад открывает ящик Пандоры
12:07  Помощник военного атташе России в Казахстане свалился с железнодорожного моста в Карагандинской области
11:26  В Таджикистане убит начальник ГКНБ Горного Бадахшана генерал А.Назаров
11:21  И.Шамир: Битва за Сирию - испытание для России
10:57  В Египте взорван газопровод, поставляющий газ в Израиль и Иорданию

10:53  Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 3
00:21  Т.Юлдашев: Превратности "арабской весны", или Продолжится ли египетский эксперимент в ЦентрАзии
00:15  А.Королев: Быть или не быть. Сирии осталось несколько часов до начала открытой гражданской войны
00:09  Из официального словаря китайского языка вычеркнули слово "гей"
00:07  Таджикистан хочет вернуть из Узбекистана на родину останки народного героя Восе
00:05  Казахстанцы становятся шопоголиками
00:02  А.Вальсамаки: Детские браки - боль цивилизованного мира. От Африки до ЦентрАзии
Суббота, 21.07.2012
11:01  Х.Агабаев: Туркменистан как "частный огород" для президентской семейки
10:55  "МКК": Национальный опрос. Почему в Казахстане слово "метис" считается оскорблением?
10:51  Сайт на миллион. Американские инвесторы пришли на казахстанский интернет-рынок
10:48  Аварийный тандем. Солист "Дискотеки авария" нашел жену в Астане (свадебное фото)
10:40  М.Мамаев: Нападение или вид защиты? Узбекистан и Кыргызстан технически оказались в состоянии войны
10:37  К.Конырова: Углеводородственники. Казахстанская Rompetrol Group расширяет свое присутствие на западных рынках ГСМ
10:35  А.Храмков: Сумеречная зона. Теневой оборот в Казахстане превышает 30 млрд долларов
10:05  Е.Пустовойтова: Судороги нефтяных бирж и политика
10:04  А.Володин: Sui Generis? Заметки о внешней политике Индии
10:00  Кори Мартин: В 2011 году от ЦТП "Манас" в экономику Кыргызстана поступило $150 миллионов
09:56  Е.Супонина: Башар Асад зачастую проявлял слабость и ждал, что за него решат его ближайшие советники...
09:54  Зак Петерсон: Живые декорации для туркменских диктаторов
09:53  Р.Катлер: Крупнейшее золоторудное месторождение Кыргызстана теряет свой блеск
09:41  Лохотрон с бородой. Казбизнесмен Есиркегенов мошенничал с пенсионными вкладами в... Канаде
09:13  Heineken сварит за $4,1 млрд Asia Pacific Breweries. В Азии разворачивается борьба за рынок по производству пива
08:39  А.Балакешова: Молчание ягнят. Угольные предприятия Карагандинской области скрывают факты травматизма и гибели рабочих
08:09  Сирийский конфликт подвели под техническую резолюцию. Совбез ООН одобрил продление миссии наблюдателей
07:59  В.Торопова: В Кыргызстане необходимо срочно спасать многие редкие виды животных
Пятница, 20.07.2012
23:45  Депутаты Жогорку Кенеша Киргизии вновь поднимают вопрос о выражении недоверия правительству
23:27  Экс-аким Жанаозена Ж.Бабаханов получил 2 года условно
23:14  Дарья Асламова: Не превратится ли Азербайджан из союзника во врага России
22:54  Кыргызстан задолжал Казахстану за природный газ $1,9 миллиона
21:51  Аркадаг предложил передать любимую Тропу здоровья Туркменбаши частным предпринимателям
21:38  Уволено руководство "Туркменстандартлары"
21:24  Глава сирийской госбезопасности генерал Ихтияр умер от ран
19:58  Иранские депутаты решают закрыть Ормузский пролив
17:32  М.Шибутов: Как ЦК КПК старается не допустить ошибок ЦК КПСС
16:32  К.Турдуназиров: КырВорСтан. Воровская коалиция сформировала правительство воров?
16:28  В СА растет число соблюдающих Рамадан
16:17  Современный казахстанец – карьерист и лентяй
16:16  Союз России и Ирана? Два меча в одних ножнах не поместятся!
16:09  Задержан пятый подозреваемый в покушении на казанских муфтиев - "гражданин Узбекистана"
16:01  А.Ахмедиева: На пляжах Алаколя полный срач
15:59  А.Вальсамаки: Миллионы людей в Узбекистане остались без сотовой связи
15:56  Известнейший кыргызский режиссер - Народный артист СССР Болот Шамшиев стал гастарбайтером в Казахстане
15:50  КырПрезидент Атамбаев свалил в "олимпийский" отпуск в Лондон... несмотря на обещание никуда не ездить
15:47  Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 2
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 3
10:53 22.07.2012

Бахадыр Ф. Мусаев: ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ИСЛАМЕ.

Фрагменты размышлений в контексте общественного неустройства Узбекистана.

Часть 3-я. Заключительная.

"И не Его ли (Слово) все творит и правит"

(Коран. Ограды -7:54. Перевод В. Пороховой).

"Коран ничуть не больше может объяснить Усаму бин Ладена,

чем Библия – Ирландскую освободительную армию".

(Франсуа Берг)

Ислам - Как Он Есть имеет глубокие "земные корни", т.е. подобно любой религии отражает реальные условия жизни своих последователей, их житейское понимание добра и зла.

Это суждение, не бог весть какое откровение, но я его высказываю в рамках заявленного, что попытаюсь рассмотреть Ислам как "открытую систему" - наиболее сильную его сторону, связанную с нравственными ценностями. Признаюсь, что поспешил с подобным обещанием, ибо эта тема обширна, трудоемка и не вписывается в рамки жанра выступления. Вместе с тем, в качестве информации предлагаю следующее.

Эксперты, специалисты международного уровня, занимающиеся исследованиями развития этической мысли, а также философским анализом Ислама как формы общественного сознания, "религии разума", акцентируют внимание:

во – первых, на то, что Ислам оказывается способным функционировать в разные времена и в разных пространствах, апеллируя к тем сторонам человеческой натуры и оперируя с теми нравственными ценностями, которые являются наиболее устойчивыми константами человеческого бытия, сознания и морального кодекса;

во –вторых, на своеобразную "приземленность", человечность и в то же время практичность исламской этики;

в –третьих, на его значительный просветительский и гуманистический потенциал.

(см. об этом. Ислам и Этническая Мобилизация: Национальные Движения в Тюркском Мире. М. 1998, с 63, 64, 65).

Кстати, относительно последнего пункта акцентуаций. На это обращали внимание многие философы. Так, Михаил Иордан, один из современных российских философов (ныне покойный), проводя исследование Ислама с позиций своей концепции уподобления в рамках проекта "Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформации в массовом сознании…", в частности, писал:

" …если бытие определяет сознание, то и сознание в свою очередь уподобляет его себе, своим критериям, стереотипам, выработанным субъектом….Воспринимая объективную реальность, мы всегда вольно или невольно соотносим, сопоставляем ее с тем, каким нам хотелось бы видеть ее в идеале, в соответствии с нашими желаниями, нашими субъективными представлениям о долженствовании.

Экстраполируя эту зависимость на конкретную сферу распространения и функционирования Ислама, мы можем сказать, что если мир (как социальный универсум, как данное бытие) определяет Ислам как форму общественного сознания, то и ислам в свою очередь уподобляет мир себе, преображает его по своему образу и подобию, можно сказать, "исламизирует". В то же время сам Ислам, являясь частью более широкого мира реалий и идей, вынужден к этому миру приспосабливаться, адаптироваться, внутренне трансформироваться. Вариантами такой трансформации являются различные формы модернизации, реформирования Ислама (джадидизм), благодаря чему ислам становится более адекватным времени, обществу, историческому контексту. Можно сказать, что Ислам в мире существует феноменально – как феномен, конкретное явление, как развивающаяся часть этого мира, в то время как мир в Исламе представлен идеально: он воплощен в Исламе, уподоблен идеалам Ислама, подвергнут идеальному преображению. В этом преображении проявляется активность Ислама, подчиняющего своей конструктивной логике, своему идеальному порядку все, на что распространяется его власть и сила".

(см. Михаил Иордан Институт культурологии Министерства культуры РФ и РАН. Исламизация культуры как воплощение этических идеалов Ислама// ИСЛАМ И ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ … с. 66).

Известно, Ислам, во всяком случае, для его последователей, это не только Вера, а и образ жизни.

Поэтому, естественно, когда мусульмане сегодня рассматривают свою религию в качестве первоосновы, на которой должно базироваться возрождение нации, надеются, что соответственно, она будет способна вдохнуть энергию для подъема культуры, проявлению ее богатства во всем разнообразии самобытных форм.

Арабская весна демонстрирует возрастание роли исламского фактора в развитии социальных процессов в самом широком смысле слова.

Ныне ежегодно появляется сотни книг, посвященных специально политическому исламу. Среди них все большее признание получают работы, в которых настоящее и будущее политического ислама рассматривается с позиций, когда он:

во- первых, всякий раз предстает, как конкретное политическое движение, делающее основой своей политической культуры Ислам;

во – вторых, показывает на практике, что в исламе нет разделения "Богова" от "Кесарева", что политическая мобилизация не обязательно превращает исламских активистов в проводников и поборников насилия.

Очевидно, стало немыслимым игнорировать эту истину, умалчивать тот факт, что классический ислам говорит о нерасторжимости права участия верующих мусульман в политике, а с другой – продолжать мириться с сознательным искажением духа ислама в вопросах власти.

Мне уже приходилось ровно два года назад в одной из серии заметок, озаглавленной "Исламофобия в зеркале мифа". (см www.centrasia.ru 29. 08. 2010, 30.08.2010, 31.08.2010) отмечать:

- От кого исходят эти умолчания и искажения? Почему? По какой причине? Чем же объяснить то, что во многих странах стало правилом политики участие в политике, управлении делами государства религиозных партии. Взять, к примеру, Италию, Германию. Христианско- Демократическая Партия ( ХДП) в Италии, Христианско –Демократический Союз в бывшей ГДР, Христианско – Демократический Союз (ХДС), Христианско – Социальный Союз )ХСС) в нынешней Германии, представляющие во власти интересы крупных собственников, религиозных кругов населения и т.д. Можно сопоставить и увидеть различия между отдельными странами с мусульманским населением в плане значимости, места, характера участия ислама, исламских партий в политике. В частности, ислам Хомейни – это одно, а ислам в Турции – нечто другое

(см. об этом www.centrasia.ru от 29.08 2010)

Итак, Политический Ислам, нерасторжимость права участия… игнорирования права участия верующих мусульман.

Именно это обстоятельство, с точки зрения авторитетных интеллектуалов и аналитиков, становится камнем преткновения, точнее, тормозом для решения многих проблем в странах с мусульманским населением и, что немаловажно, скажем так, сложностей в развитии нормальных взаимоотношений западных и восточных, прежде всего исламских, государств, западных и восточных обществ, включая и остроту ситуации, связанной с пребыванием мусульманской диаспоры в европейских странах. Возьмем, в частности, запрет на Хиджаб. Подобный запрет, конечно, "мелочь", но это маленькая картинка к большим вопросам, ибо в корне противоречит основополагающим принципам прав человека, базирующимся на свободе выбора, которая сама и есть европейская ценность. По сути, ведь любой запрет подрывает свободу выбора. Оно, конечно не лезут в чужой монастырь со своим уставом, где хиджабу запрет, а не традиционным семьям …Пожелай, например, Жан, заключить брак с Жаком или жить в гражданском . .. Нет запрета.

Однако опустимся на землю постсоветского Узбекистана – среду, где Ислам, согласно истории, стоял у истоков формирования узбекского народа, культуры, оказал мощное влияние на национальную психологию, превратился в один из важнейших этнических признаков (см. б этом. Т. С. Саидбаев. Ислам и Общество. Опыт историко-социологического исследования. М "Наука" 1984; Т.С, Саидбаев. Диалоги об Исламе Т. "Фан"1988; Т.С. Саидбаев. ИСЛАМ. Теоретический Курс. Книга Авторизованного Изложения М. 1993).

Я не принадлежу к числу людей практикующих ислам, т.е. верующим, но как человека, считающего себя, что принадлежу к числу рефлексирующих, не может не оскорблять не только неверные утверждения относительно Ислама и мусульман. Помимо этого, лично меня глубоко задевает тот факт, что мусульманин унижен, растоптана его честь и человеческое достоинство.

Мне приходилось не раз не два видеть, с каким выражением лица заходят они на пятничную молитву в мечети и выходят. Я смотрю на эти лица. Какая забота и удрученность появляется в их глазах через некоторое время уже в миру, где надо жить, выживать, кормить, одевать и поднимать детей…Такова эта жизнь, где уже негде отдохнуть душе, если слово "душа" вообще правомерно употреблять в условиях нашей действительности.

Поистине "…в нашем мире негде отдохнуть душе". Эти слова Аврелия Августина воспринимаются в совершенно ином контексте.

Здесь и сейчас реально не может иметь места проявлениям отношений между людьми на основе высоких морально – нравственных начал. Я имею в виду, конечно, то, когда отношения между людьми могут и должны строиться на принципах справедливости, разнообразных проявлений социальной солидарности. Названный тип человеческих отношений и поступков в народе называется "узбекчилик", "мусульмончилик".

Однако пора остановиться. Размышления на данный сюжет способны отвлечь нас от темы разговора. Вместе с тем, по обыкновению, в целях дать читателю импульсы для собственного рефлексирования, проведения исторических параллелей, поделюсь следующей информацией.

"В X веке, -

сообщается в восемнадцатом томе Большая Энциклопедия Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания (под ред. С.Н. Южакова изд. Санкт-Петербург. 1904, с.760), -

- узбеки отделились от своих южных соседей и соплеменников гузов и завладели Балхом, Хивой, Бухарой, Ферганой и соседними областями. Особенного процветания царство узбеков достигло в XIV веке при хане Узбеке, от которого они получили свое имя.

Ханство это составило затем центральную часть царства Тимура и его потомства, но довольно быстро пришло в упадок; непосредственными остатками является теперь Хива и Бухара во владениях, в которых узбеки играют первенствующее значение, вполне подчиняя себе, среди численно превосходящих иранцев, таджиков. Обычаи и образ жизни сохранился тюркский

Узбеки сильно перемешались с последними, так что сколько - нибудь типичных антропометрических признаков дать нельзя. Обычаи и образ жизни сохранился тюркский. Приняв ислам, они стали большей частью оседлыми, относительно небольшая часть - номады, либо кочуют только летом со своими стадами овец и собираются на зиму в городах и селениях (кишлаках). Торговля и помыслы всецело предоставлены ими в руки таджиков"

Из приведенной страницы 18-го тома названной Энциклопедии мое внимание привлекло то место, где говорится о том, что будто у узбеков отсутствует сколько – нибудь типичный антропометрический признак. Отталкиваясь от этого момента, я рискну постулировать суждение: у узбеков утерян генотип и отсюда стертые лица..

И еще одна ремарка. Пришедшие в начале XV века 92 племени узбеков, под началом Шейбани хана, не имели в своем духовном мире корней, баланса в смысле рационального соотношения между религией и светскими знаниями. Потому содержание духовного облика стало всецело определяться религией ислам.

Но вернемся к пятничной молитве.

Мои соотечественники выходят из мечети. Еще мгновение, другое и все вернулось на круги своя. Я вижу вновь эти лица, которые производят впечатление не из радостных одинаковостью их выражения. А это значит, люди вернулись в реалии жестких правил игры, жизни по понятиям, где близко не пахнет духом "узбекчилик", "мусульмончилик"….

Каков же он мир нашего общества сегодня, где очень и очень трудно человеку, где все держится на плаву?

Отчего так много стало в Узбекистане людей, которые идут в мечеть, вернее, в религию?

Является ли факт роста числа верующих свидетельством того, что вернулось время Веры или оно прошло, а имеем дело с феноменом культуры, традиций?

Быть может, на деле религия, ее ценности отнюдь не регламентируют жизнь современного мусульманина. А может, ошибаюсь.

Вопросы, вопросы….

Нет, не представляю ясно картины. Знаю лишь, что стране нужна нормальная экономика, равновесие между светскостью и религией, где для каждого человека превыше всего человек, который больше не станет жить по понятиям. Таким образом, по моему разумению, на страже социального порядка в широком смысле этого слова и развития цивилизованных человеческих отношений, никогда не должны стоять ни Бог, ни Персона Власти (или Семья), узурпирующая верховную власть и ни Герой, а Право и Закон, Основной Закон и, разумеется, нравственный закон.

Впрочем, не в моей компетенции говорить о вопросах Веры, ее присутствии или отсутствии, вести разговор на эту тему в рамках выяснения места Абсолютизма и Универсализма…

Очевидна повестка дня на сегодня для всех здоровых сил внутри общества, государственных структур и оппозиции, как было уже заявлено НДУ, надо быть готовым к различным сценариям развития событий. Это связано с тем, что не состоялся существующий режим власти и налицо банкротство известной персоны власти в качестве главного менеджера страны.

Завтра всегда поздно. Тем более время их вышло. И вопрос лишь времени, когда агония начнет… произойдут события, которые вызовут развитие непредсказуемых социальных процессов с угрозой их перерастания в смуту, хаос.

Исходя из этого и на основании вышеизложенных Фрагментов (часть 1,2,3), полагаю, что

назрела потребность в оперативной выработке с последующим претворением в жизни соответствующей Платформы действий оппозиционных сил Узбекистана, где бы, в частности, четко определились с вопросом о Политическом Исламе (включая его дефиницию с учетом местного материально - культурного субстрата) и были расставлены акценты его роли, значимости применительно к текущей общественно – политической и экономической ситуации в Узбекистане, доминирующих социальных настроений.

Бахадыр Ф. Мусаев 20-21. 07. 2012 Ташкент. Тузель-2.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1342939980


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх