А.Исаев: Александр Кочубей как зеркало кризиса швейцарского банковского менеджмента 02:37 10.08.2012
Российское и шире постсоветское экономическое пространство представляет собой весьма благоприятную среду для осуществления различного рода финансовых махинаций, связанных с выведением и отмыванием за рубежом крупных капиталов. На постсоветский рынок завязано много финансовых акул, типа управленцев частными активами, благо количество миллиардеров там приблизилось к доброй сотне с совокупными активами почти 500 млрд. долларов, которые нуждаются в правильной пристройке за рубежом.
Т.н. "управленцы" весьма пронырливые люди, но даже среди них своим "профессионализмом" выделяется некто Александр Кочубей, чье имя весьма широко известно в олигархических, политических и финансовых кругах России, Европы, США и некоторых стран Африки. Кочубей является исполнительным вице-президентом респектабельного швейцарского банка Lombard Odier, в управлении которого находятся до 150 млрд. долларов. Его часто видят в России, где во многом благодаря его усилиям в 2010 году было открыто представительство этого швейцарского банка. Столь повышенное внимание Кочубея к исторической родине отнюдь не случайно, если внимательней взглянуть на его биографию и проследить тайные пружины его деятельности.
Выходец из русской эмигрантской семьи, он родился в Нью-Йорке, и по образованию является искусствоведом-русистом. Владеет английским, русским, французским и испанским. Начинал свою карьеру в Brown Brothers Harriman в Нью-Йорке. Первой серьезной должностью Кочубея стал пост директора по продвижению финансовых продуктов на рынках акций в Medley Global Advisors. Взлетом в его карьере можно считать должность главы инвестиционной команды крупнейшей американской брокерской конторы Merrill Lynch & Co. Investment Wealth Management & Insurance. Это был, безусловно, успех и перспективное начало для дальнейшего продвижения вверх по карьерной лестнице. Но тут случается интересный разворот. Кочубей уходит в российскую компанию "Ренессанс", где становится в 2006 году управляющим директором Wealth management.
Подобный переход дал неплохие дивиденды с точки зрения получения выхода на крупнейший мировой рынок довольно сомнительных по происхождению капиталов. В ответственность Кочубея вошло доверительное управление активами состоятельных клиентов. В России для владельцев крупных состояний головной болью является обеспечение их безопасности и одним из эффективных способов уже давно стал их вывод из страны по различным многоуровневым схемам, наиболее популярными из которых являлись схемы создания зарубежных трастов. В результате только из России, Украины и Казахстана по различным подсчетам было выведено за 20 лет около 1,1 трлн. долларов.
Не исключено, что возглавляемый Кочубеем "Ренессанс управление активами" также приложил руку к этому весьма прибыльному бизнесу, благодаря чему Кочубей в определенных кругах получил прозвище "Тихая химчистка". Известно, что к этой группе были весьма близки семья бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, создавшая себе мощные тылы из недвижимости и финансовых счетов в Австрии, глава АФК "Система" олигарх Владимир Евтушенков и другие. Одновременно Кочубей продвигал аналогичный бизнес в Африке, из которой за последние сорок лет было вывезено и легализовано от 854 млрд. до 1,8 трлн. долларов.
Проработав несколько лет в России, Александр Кочубей вдруг вновь сделал неожиданный ход и оказался исполнительным вице-президентом швейцарского банка Lombard Odier. И опять все выглядит странным. Кочубей меняет место работы в то время, когда Россия начинает представлять собой просто Клондайк для тех, кто специализируется на пристройке капиталов за рубежом. В результате глобального кризиса из страны с 2008 по 2011 годы было выведено более 300 млрд. долларов. Однако, картина становится ясной, если предположить, что он и вся его деятельность изначально были частью более сложной схемы, которая укладывается в современные веяния в западной финансовой политике и наглядно проявляются в последних действиях банка Lombard Odier и его Russian Desk. В данном случае имеется в виду заметно активизировавшееся использование факта наличия банковских счетов зарубежных вкладчиков для оказания давления на них, включая далеко идущие политические цели. Можно привести "Закон Магнитского", санкционирующий оказание давления на влиятельных в России лиц и замораживание их счетов в банках США. Список лиц при этом может быть засекречен.
И как бы случайно, в этот же период с приходом Кочубея в Lombard Odier начинается череда странных утечек информации заинтересованным органам и именно по вкладчикам из России и стран СНГ. Само руководство банка чтобы хоть как-то спасти свою репутацию и остановить отток средств, связывает это со сменой состава учредителей и внутренним аудитом банка, что само по себе выглядит завуалированным признанием специфики деятельности некоторых своих сотрудников. Если принять во внимание прошлое Кочубея и его связи, то все встает на свои места. В данном свете его попытки расширения клиентской базы среди российских миллионеров могут иметь наряду с коммерческими и другие далекие от экономики цели, ведь private banking весьма ценный источник конфиденциальной информации.
Двойная игра Кочубея и ему подобных персон уже создают большую напряженность между банками и вкладчиками, включая теневой сектор, ведь теперь никто не сможет гарантировать полную безопасность даже для легальных вкладов. Это видно по статистике. С начала глобального финансового кризиса private banking Швейцарии потерял 25% активов или более 500 млрд. франков. В банках этой страны находится до 25 млрд. долларов российских денег, включая Lombard Odier, и шалости банков с утечкой информации могут привести к их выводу и провоцированию конфликтов с российскими финансовыми группами.
Индикатором появляющегося изменения отношения к private banking может служить Азия, где местные миллионеры уже отказываются от услуг наемных менеджеров и усиливают контроль над собственными средствами. В результате прибыльность западных банков в сфере private banking в регионе резко пошла вниз и это только начала глобального процесса, который будет иметь далеко идущие последствия, как для западных банков и различного рода их клиентов, так и для сомнительных личностей, участвующих в отмывании финансовых средств.
Артур Исаев
|