КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 15.08.2012
23:46  Д.Подольская: Кто захватит Бишкек? Политическая осень-2012 обещает быть жаркой
23:43  О новом лидере Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Усмане Гази мало что известно...
23:37  Н.Мендкович: Афганистан. Карзай и оппозиция
23:26  Известный кырскульптор Шаршекеев обвиняет Бакиева в похищении статуи, а Акаева - в контрабанде
23:07  Новейшая американская гиперзвуковая ракета X-51 рухнула в Тихий океан при испытаниях
21:34  Ю.Чмеленко: Что сулят "Братья-мусульмане" историческому прошлому Египта?
21:02  Члены ливанского шиитского клана Аль-Мукдад взяли в заложники 20 сирийских оппозиционеров, лечившихся в ливанских госпиталях

20:34  В.Михин: Йемен - борьба за власть еще далеко не окончена
19:44  Россия и Кыргызстан в очередной раз договорились о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1
18:31  Б.Мусаев: Я не мечтаю об исламской революции для Узбекистана. Ч. 4-я
14:45  В.Борейко: За что убили алматинского лесника Захаропуло и еще 10 человек?
14:39  С.Тарасов: Таможенный союз может "размыть" Совет сотрудничества тюркоязычных государств
14:36  Скончался знаменитый американский фантаст Гарри Гаррисон
14:07  Ю.Гусманова: Узбекская оттепель. Блейк летит в Ташкент подписывать договор о базах?
14:06  Н.Шимолина: Особенности национальной рыбалки. Рыбная мафия на востоке Казахстана обезврежена?
14:03  Е.Пожидаев: Первая мировая 2.0. Предпосылки для новой глобальной войны
13:57  В России появится омбудсмен по делам национальностей
12:59  А.Усов: Китай начал вытеснять США из Афганистана?
12:47  А.Дубнов: Однодневная война. Горный Бадахшан не хочет видеть президента Таджикистана
12:26  Новым акимом Атырауской области Казахстана назначен Бактыкожа Измухамбетов
12:19  Глава МВД Казахстана Касымов о массовом убийстве в Аксае: "Считаем, что где-то выяснение внутренних отношений"
12:00  35 человек погибли и 80 ранены. Смертники прошлись по афганской провинции Нимроз
11:44  Американский археолог Микол обнаружила в Египте остатки двух гигантских пирамид
11:41  В Самаре кыргызстанка пыталась продать ребенка и купить российский паспорт
11:34  Haaretz: Атака на Иран станет крахом израильской экономики
11:28  IRNA: Россия – Таджикистан. Проблемы и перспективы продления договора о 201-й базе
10:48  Астанинский школьник Серик изобрел нанобетон
10:45  Ю.Щегловин: Сирийские войска начинают третий этап по зачистке Алеппо
10:34  Оставшимся в живых. В Таджикистане в 2,5 раза повысят размер минимальной зарплаты
10:12  Д.Триллинг: Метадоновая ломка Кыргызстана
10:06  Д.Седов: "Мягкая сила" президента Обамы
09:57  И.Дудка: Концессия как панацея от кыргызского разгильдяйства
09:49  Р.Омаров: Казахская виагра. Фармацевт Кушиков нахимичил "таблетки влюбленности"
09:38  Дж.Бенси: Большой принц маленькой империи. Лидер исмаилитов опекает жителей Таджикистана и трудовых мигрантов в Москве
09:36  Д.Цилюрик: Мятежники открыли второй фронт в небе Сирии. Башар Асад может конвертировать нефть в рубли
09:35  С.Мамедов: Азербайджан осваивает Адриатику. Баку прокладывает еще один газовый путь в Европу
09:27  "Къ": Киргизские скачки. Покупка английского скакуна может стоить должности премьеру
07:41  Интернационал дегенератов. В православном храме Вены прошла новая акция "рussy"
07:29  М.Ефимова: Дамаск исключили из мусульманского мира. Организация исламского сотрудничества приостановила членство Сирии
06:31  Total попросили из Ирака. Могут попросить и "Газпром нефть"
00:43  "КП": Бывшая невестка Каддафи работает зазывалой на крымском пляже
00:19  Г.Бендицкий: Кровавый кордон. Загадки бойни в Аксайском ущелье
Вторник, 14.08.2012
23:53  Власти Узбекистана в очередной раз запрещают привлечение детей на сбор хлопка
23:06  Гендиректором АО "КазТрансГаз" опять назначен Серик Султангали
21:52  Le Figaro: Почему затягивается битва за Алеппо?
21:50  La Vanguardia: Израиль готовится к войне с Ираном?
17:52  На территории лесничества в Алматинской области нашли тела еще троих человек
17:22  Скончался выдающийся ученый СССР академик Сергей Капица
15:26  А.Оторбаева: Жертва парламентаризма. Шоу-программа под названием "Бабанова в отставку" проходит в Кыргызстане
13:58  В.Билан: Египет и новая реальность. Синай как повод
13:56  А.Самсонов: Спратли и Параселы - острова раздора
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Я не мечтаю об исламской революции для Узбекистана. Ч. 4-я
18:31 15.08.2012

Бахадыр Ф. Мусаев:

"Я не мечтал и не мечтаю об исламской революции для Узбекистана".

Страница из дневника социолога.

Часть 4-я.

"Возможность сказать "нет" действительности, обществу, в котором человек живет, стремление к лучшему, и не просто к лучшему, а к совершенному миру, быть может, проистекает из утопической природы человека, из того, что, по М. Шеллеру, определяет его место в космосе".

(Х. Маравалль. УТОПИЯ И РЕФОРМИЗМ).

Итак, наша действительность. И если говорить о ней без утопии и пафоса, трезво и реалистично, отвлекаясь от высоких принципов веры, то она, жизнь наша такова, намешано в ней много всякого, включая нелепицы, что вызывает лично у меня и смех, и отчаяние, и снова смех. Удрученное состояние сменяется….

Все же приходит понимание, что не все потеряно

Сегодня услышал быль и старый анекдот. Тот и другой рождены в нашей среде – узбекского общества, народа, известного, скажем так, своей трудолюбивостью, хотя не всегда и не во всем ведущего достойный образ жизни, зачастую не демонстрирующего, что имеет честь. Но говорят у нас в Узбекистане, что такова селяви и порядки.

1. Пожилая женщина – узбечка с волнением рассказывает, как она "болела" недавно за внука во время его поступления в высшее учебное заведение:

- Я с трудом пробилась к преподавателю - члену приемной комиссии и экзаменатору. Прошу его за внука, чтобы было проявлено к нему благорасположение при сдаче текущего экзамена. Так нет, он отмахивается, не слушает. Я ему настойчиво снова говорю: Вы, знаете, какая у меня фамилия! Вот, посмотрите мой паспорт.

-Да, что мне и на что ваша фамилия!?

-Нет, нет, посмотрите!

Преподаватель, наконец, идет навстречу и берет паспорт, открывает его, а там 100 долларов.

Вот такая история с такой фамилией.

2. Выгуливая собаку, я встретил приятеля – собаковода из Таджикмахалли "Гузаль". Слово за слово, я упомянул историю, прочитанную мной вчера, на сайте Uzmetronom com заметку с прикольным названием "Врачи встанут в позу". Оказывается, врачам и сотрудникам больниц и клиник Ташкента объявлено, что с 5 сентября они будут привлечены к сбору хлопка. Автор информационной заметки делает вывод, что в предстоящей битве за урожай "белого золота" будут востребованы специалисты – медики, проктологи, имея в виду… Впрочем, это уже понятно из заглавия.

Рассказал и получил адекватную реакцию соотечественника.

Дальше – больше. Смеялись уже вместе, когда по ассоциации нам обоим на память пришел старый анекдот времен Советов.

Армянское радио задает вопрос слушателям: Какая сельскохозяйственная культура в СССР заставляет встать раком всю страну?

И само же (радио) отвечает: " белое золото" Узбекистана.

3. Что - то я развеселился.

Считаю необходимым резюмировать вышесказанное собственным вкладом в народный фольклор следующим:

- Да здравствуют узбеки, самые совершенные проктологи мира.

В самом деле, говорят ведь у нас в народе, что создавая нас, Аллах вручил каждому узбеку по палочке размером в спичечную, чтобы умело и "достойно" ковырялись друг у друга в з…

Однако вернемся к страницам….

Банально, но говорю искренне: не пережив момент истины, не обретя адекватного самосознания, общество не в состоянии здраво и объективно судить о себе, чтобы реально (фактически) влиять на процесс собственного развития.

Несомненно, это не бог весть, какое "открытие". Тем не менее, оно позволяет нам всем озадачиться, как некогда один партийный бонза, кто мы такие и где находимся.

Напомню в данной связи фрагменты размышлений, суждений, из которых будто складывается определенная картина, которая, надеюсь, приблизит к моменту истины…

"в Узбекистане …налицо все признаки приближающегося распада",

"Действительно ли вера может выступить панацеей от бед и подлостей мира…", "Узбекистан – страна постсоветская",

"Реальность – то нечто, что предстает перед нами сегодня, демонстрирует подлинно облик варваров…",

"Каждому свое в "узбекской модели",

"наше состояние уникально и составляет эту уникальность то, что существуем после распада тоталитарной империи…",

"… бедность и нищета на фоне отсутствия действительных реформ …делает реальной угрозу наступления эпохи религиозного мракобесия вслед за политическим"

Вот и все и не все, о чем рефлексировал. Главное же, на чем я сделал акцентуацию, это следующая мысль. Она чрезвычайно важна

Мир, если иметь в виду развитые страны Запада и Востока, не вчера ушел вперед и живет в условиях той же самой постиндустриальной экономики. Потому, с точки зрения любого эксперта, общество, которое стремится к процветанию или просто защищает свою независимость от технически развитых государств, вынуждено вступить на путь реформирования и модернизации.

По существу в данном высказывании речь идет о том, что мир ушел от нас вперед и живет во времени постисторическом, а мы принадлежим к странам, где полностью исчерпали свои ресурсы, прежде всего, их политические системы. Именно это обстоятельство объясняет, почему мы крепко застряли в прошлом, т.е. в мире истории.

Информация к сведению.

Действительно, это так. Иного не дано, ибо во дворе XXI век - время, когда мир уже поделен на две части: одна, в основном, страны третьего мира, принадлежат истории; другая –постистории или государств (стран), которые живут в мире экономического расчета, решения бесконечных технических и технологических проблем, забот об экологии и удовлетворения изощренных вкусов потребителей (см. об этом в русск. переводе Фрэнсис Фукуяма "Конец истории" // ж. Вопросы философии №3 1990, с 148).

Проф.Фрэнсис Фукуяма (США) в названной своей в статье констатировал факт конца проекта человеческой истории, согласно которому человеческое общество пришло к точке невозврата, что миру угрожает неизбежная гибель, если он не мобилизуется и не будет успешно развивать технологию.

В дальнейшем, американский ученый, исследуя конец истории, переработал темы, затронутые в краткой статье, в целую книгу "Конец истории и последний человек" (1992), где нашли отражения глубокие размышления философа о проблемах и перспективах либеральной демократии. Здесь, в частности, затронута и тема кризиса авторитаризма.

Ф. Фукуяма, рассматривая вопрос о либеральной демократии, приходит к выводу, что она являет собой кульминацию в истории человечества и нет пока другой последовательной альтернативы, которая бы могла наилучшим образом решать человеческую проблему. В то же время, например, в его теории отмечается, например, что длительный путь либеральной демократии разрушает религиозные и другие долиберальные воззрения, важные в общественной жизни, от которой она в конечном счете зависит (см об этом Марк Ф. Платтнер. Исследуя конец истории // Пределы Власти. М. 1994, с 77-81).

Какие выводы следовало бы делать, исходя из факта, что мир сегодня глобальный, что глобализация – это грандиозный процесс, охвативший все человечество, который не повернуть вспять, что все живет по законам сетевой системы?

И условия, в которых развивается мир постисторический, а именно, уровень его экономики, содержание и характер политической системы, развитие науки, технологии, жизнь людей – это все является пиком всего рационально –гуманного, словом, лучшего, что достигнуто на сегодня человечеством, умом человека, культуры и цивилизации. Противостоять достигнутому, по меньшей мере, выглядело бы неразумно и вопреки здравому смыслу.

Допустим, что случилось "вдруг" и мир мусульманский сравнялся по экономической, военной мощи, финансовым ресурсам, искусству дипломатии и т.д. и т.п. с миром наиболее продвинутых стран Запада и фактически появляется возможность … Однако истина ли перед нами? И тот ли это путь, где творится добро, а не зло, когда представляют, что политический ислам в целом против мирового порядка, что….

И как бы не говорили, что подобное противостояние есть выражение стремления к добру, ибо нынешний мировой порядок не является справедливым, обернется ли названное намерение благим на деле, т.е. добром для человека и человечества? Сомневаюсь. Ибо это снова борьба (пока в мышлении), которая учитывая масштаб мощи противоборствующих сторон, может реально не созидать нечто, а фактически разрушить все до основания….И никому из пепла не восстать, не подняться.

Продолжение следует.

Бахадыр Ф. Мусаев 13.08.2012 Ташкент. Тузель-2.

__________________________________

Бахадыр Ф.Мусаев: "Я не мечтал и не мечтаю об исламской революции для Узбекистана".

Страница из дневника социолога.

Часть 5-я.

"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменят

свои помыслы" (13:11)

"Долг лидеров современного мусульманского мира осознать подлинный смысл того, что произошло в Европе, и затем двигаться вперед, сохраняя самоконтроль и ясное видение целей ислама как социальной политики"".

( Мухаммад Икбал. Реконструкция Религиозной Мысли в Исламе.).

"…Ислам перестал быть препятствием к прогрессу, и был очищен путь к реформам

в других областях: языка, просвещения и политической организации".

(Александр Бенигсен).

Современный мир, происходящие в нем события свидетельствуют, что одна из главных проблем с которыми сталкиваются мусульманские страны, точнее, ислам и "исламы", это взаимоотношения с внешним миром, тем миром государств и народов Запада и Востока, которые выступают пионерами в грандиозном процессе, именуемом глобализация. Это объективно неизбежный путь развития экономики, финансовой системы, политической организации общества, обусловленный логикой достижений науки, технологии.

Разумеется, в контексте происходящего, читай, вступления значительной группы стран в известный постисторический мир, мы можем сколь угодно душе говорить о неоспоримости значения роли религии. Безусловно, нельзя оспаривать место ислама в приобщении населения к высшим моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию, тем более, когда в условиях невысокого уровня социального и экономического развития, она (религия ислам) выполняла и выполняет, роль "высокой культуры".

Однако в свете требованиям нашего современного состояния нам больше соответствовало бы стремление встроиться в этот, создаваемый всемирный экономический процесс, основу которого составляет высочайшая технология, постмодернизация…. Быть может, собственно, в этом смысл веления времени, диктующего всем необходимость выбора пути, того пути, который ведет к мировому единению.

"Ислам как культурное движение отвергает старое статичное воззрение на мир и придерживается динамичного взгляда" (см. Мухаммад Икбал. Реконструкция Религиозной Мысли в Исламе М.2002, с141).

"Мировая жизнь интуитивно ощущает свои потребности и в критические моменты выбирает для себя направление" (М. Икбал. указ соч. см. там же, с. 142).

И не будет откровением, если скажу:

я считаю, что не может быть никакого особого собственного пути, ибо происходящим процессам глобализации нет иной альтернативы. Сейчас необходимо отложить в сторону всякие разговоры типа, что один из двух миров (западный и исламский) утвердился в политике, финансового всевластия, освоил, усвоил, присвоил природные кладовые на всей планете, а другой же беден и …

Излишни и рассуждения о том, почему Запад прогрессировал, а мир Ислама пришел в упадок. Об этом достаточно написано, в том числе, туркестанскими джадидами. Между прочим, показательны в этом отношении выступления реформаторов от ислама из среды татарских мыслителей – богословов и общественных деятелей, роль которых по признанию ряда авторитетных европейских исследователей, плохо известна на Западе и игнорируется самими мусульманскими учеными – историками. Один из значительных в их ряду Муса Бигиев (1873-1949) отмечал:

"определение истинных причин исторических событий и общественных состояний является трудным делом. Западный мир проявил старание и усердие. Силой наук и просвещения он подчинил себе и природу, и все народы Земли. В то же время мир Ислама не развивался, он бездельничал и оставался в невежестве. Поэтому, когда западный мир прогрессировал, мир Ислама катился вниз".

Сколько времени минуло с тех пор как были рождены приведенные строки, а воз и ныне там.

Впрочем, не совсем в действительности так обстоят дела в отношении Узбекистана.

Если, к примеру, вернемся на сто лет назад и заглянем в Туркестан, то здесь в апреле 1913 г. в г Самарканде Бехбуди основал газету под названием "Самарканд" и…через 5 месяцев вынужден был закрыть ее из –за финансовых проблем. Оказывается, среди 10 млн туркестанцев не нашлось и 1 тысячи подписчиков для газеты на их родном языке. Сожалея об этом факте, Гаспринский (духовный учитель Бехбуди) писал о том, что названная газета была слугой туркестанцев, которая служила для их блага и старалась ознакомить их с современной культурой и наукой. Потому он имел полное основание сравнить туркестанцев с "Асхаби Кахф"(жителей пещеры), которые были в неведении, что творилось вокруг них.

(см. Зайнабидин Абдирашитов. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале XX века: Связи –Отношения – Влияние. Ташкент 2011. с.316)

Ныне август 2012. , т.е. минуло сто лет., а я задаюсь вопросом относительно известной истории "жителей пещеры"…По свидетельству аятов Корана, спасаясь от явной смерти от рук неверных, они спрятались в пещерах и проспали там 300 лет. Когда они проснулись, уже было другое время на земле и иные люди царствовали на их землях и они ходили, не зная и не понимая того, что творится кругом…

Сдается мне, что мы сегодня не совсем "пещерные" из каменного века, так как проснулись, будто не вчера, а в упомянутом 1913 г.

Считаем даже, что продвинулись ….- что де в обществе нашем и стране имеет место прогресс, особенно, за 20 лет.

В самом деле, я бы сказал, что за это время под началом… совершили скачок равный столетиям, ибо варвары мы теперь….

живем одной ногой, отнюдь не в каменном веке (пещере), как 100 лет назад, а в раннем средневековье, другой ногой (в воздухе) еще не сделали шага….

Мы пользуемся всеми благами современной цивилизации. И банки есть, летаем на самолетах, пьем чай зеленый и кока - колу…., кое - что погорячее, заглядываем в интернет, а там сети … Но все равно варвары мы.

Наше общество и индивиды без совести. Совесть, она, это неудобно и не рационально, так как велит не воровать, не убивать, не лгать, не обманывать…По существу трансформировались многие этические, моральные категории (добро – зло, стыд – совесть). Почему бы и нет. Чтобы жить и выживать в современном нашем обществе, как и в любом ином типе общества, нет необходимости в совести, думать …Никого не волнует ныне, равнодушны люди к тому, что где – то кого –то убили – не убили, не существенно, идет ли речь об одном человеке или десятках миллионов в гражданскую войну, на Гулаге, искромсали пулями и искалечили 13 мая 2005 сотни, тысячи в Жаслыках….

Человек везде является человеком. Будь он парижанин или живет недалеко от Ак -Сарая в Ташкенте….

Но человек и не ангел. Правда, не надо никогда забывать и того, что человек там и здесь – это жизнь в другом социально –временном измерении. Это так, хотя бы потому, что в продвинутых в демократическом отношении странах с радикально иной по содержанию политической организацией жизни и политическими институтами, есть система противодействий, которая сдерживает деструктивные проявления в природе человека, в т.ч. бесстыдство, хамство, насилие, воровство, коррупцию и т.п.

Совсем другая картина здесь и сейчас.

Это и примеры массовости истязаний, пыток в местах заключения, созданный прецедент безнаказанности за массовое убийство,.. Все же все это, отнюдь не особенность Востока, а составляющая строя жизни, порядка от негодной политической системой.

Иногда я пишу, связываюсь по эл. адресу со знакомыми, добрыми приятелями из других стран, в том числе Западной Европы, США.

Думаю: вроде мы живем в одном мире и в одной жизни, а время там другое. Там мир постисторический. Здесь погляжу, продолжается жизнь, где люди живут по понятиям и сегодняшним днем. При этом не ясно, что будет завтра. Живем, держа камень за запазухой….Долго ли протянет общество, страна при таком типе режима власти (политической системе), когда все держится на плаву, где все и вся на продажу, воруют, дают взятки, где никто ни за что не отвечает и все при этом на словах патриоты?

Дилемма. О чем думать и что делать?

Первостепенно моральное продвижение человека, вопросы веры, религии или надо прежде думать о том, как исправить положение с нашим убогим бытием, всецело определяемое состоянием экономики?

Я считаю, что поиск собственного пути развития ошибочен по определению …

Законы развития экономики универсальны в том смысле, что они везде одинаковы, но с поправкой, корректировкой…

Тот путь, которым шли страны, принадлежащие к постисторическому миру, и есть единственный безальтернативный и наиболее успешный путь, которым до сих пор шло человечество.

Не иначе, что нет другого пути к прогрессу, как присоединение к миру стран, являющих собой для нас образцы, где их государства основаны на всеобщем и взаимном признании прав каждого человека, его личных свобод и достоинства, где политическая система гарантирует каждому гражданину политические свободы, где основой основ всего выступает постиндустриальная экономика…

Вот в этом, на наш взгляд, состоит, помимо всего прочего, предназначение политического ислама, который должен помогать открывать глаза нашим соотечественникам, прежде всего, на действительное (по известным причинам) катастрофическое положение экономики страны и соответственно настроенности сознания, воли на его изменение.

Продолжение следует.

Бахадыр Ф.Мусаев 14.08. 2012 Ташкент. Тузель-2.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1345041060


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх