Б.Голованов: Меч экстремизма завис над Таджикистаном 18:19 17.08.2012
Исламизация Таджикистана - результат особенностей социального и внутриполитического процесса Таджикистана. В первую очередь это низкий уровень социально-экономического развития, резкое расслоение общества на бедных и богатых. Таджикистан одна из бедных стран планеты, что известно всему миру, но только не руководству этой страны. В последнее время в Таджикистане наблюдается все больше фактов проявления религиозности. Люди активно посещают пятничные богослужение, а на улицах столицы и других городов можно часто увидеть молодых людей с бородами и женщин в хиджабах. Все они явные и скрытые сторонники радикальных группировок, находящиеся под воздействием экстремисткой пропаганды. И действия религиозно-экстремистских групп по радикализации ислама в Таджикистане представляют собой большую опасность для народа, государства и традиционного ислама.
Таджикистан уже проходил период всплеска религиозно-исламистского экстремизма на рубеже конца 80-х – начала 90-х годов. Тогда это поставило под угрозу существование Таджикистана как государства, а народ испытал на себе ужасы страшной братоубийственной войны.
Поэтому удивляет позиция некоторых зарубежных ученых, которые в открытую призывают поддерживать распространение ислама в Таджикистане. Они считают его фактором, способствующим демократическому развитию страны. Это поверхностное суждение ученых. Таджикистан уязвим в вопросах экстремизма, исходящего от дестабилизирующих элементов внутри страны или приходящих извне. Граница с Афганистаном практически является открытыми воротами в Центральную Азию. Помимо этого власти Таджикистана глухи к экономическим проблемам страны, и бездействие в вопросах улучшения условий жизни населения становятся почвой для радикальных и воинствующих групп.
Создается ощущение, что Таджикистан не хочет бороться с экстремизмом, при этом усиленно занимаясь ущемлением религиозных прав граждан. Поэтому, как считает политолог Рашид Абдулло, исламская радикализация в Таджикистане - не что иное, как реакция на так называемую светскую радикализацию - чиновники проявляют нетерпимое отношение к религии, и это вызывает определенную реакцию у населения.
Правительству следовало бы проводить более взвешенную религиозную политику, отказавшись от неразумных запретов. К примеру, регистрация религиозных учреждений стала разрешительной вместо уведомительной, в связи с чем многие молельные дома были запрещены, что крайне негативно воспринято населением.
Еще один фортель выкинутый главой страны - отзыв молодых таджикистанцев с учебы в заграничных религиозных учебных заведениях. Это привело к тому, что в настоящее время молодые люди уезжают на учебу неофициально, вообще оказываясь вне поля зрения властей. Когда в стране появятся новые агенты влияния радикальных группировок из числа таджикских граждан, будет уже поздно.
Тем временем большинство экспертов отмечают усиление влияния ислама на государственную политику Таджикистана. Бьют они тревогу и по поводу усиления религиозности населения, влияния на Таджикистан ряда исламских стран. Специальный закон, вступивший в силу в начале года, вводит запрет на курение в общественных местах. У социологов подобные шаги вызывают опасение. Они считают, что вслед за появлением таких внешних атрибутов как война табаку, ислам как идеология начнет играть более важную роль в политике, и в конечном итоге Таджикистан станет исламским государством.
Если руководство Таджикистана и дальше будет равнодушно взирать на проблему экстремизма и радикализации ислама в стране, то в самом скором времени замаячит призрак новой гражданской войны.
Борис Голованов
|