КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 19.08.2012
21:30  В Омске состоялся запрещенный парад зомби. Шизоиды атакуют
20:55  М.Гольман: Победа демократов... в Монголии
15:35  США заподозрили Deutsche Bank в помощи Ирану
10:05  Десант на Сэнкаку. Националисты втянули Японию в конфликт с Китаем
09:49  "Все сказанное нами здесь – для печати, если не будет оговорено иначе". Пресс-брифинг помощника госсекретаря США Блейка по итогам визита в ЦА
09:42  Конфликты на границе Турции и вмешательство НАТО: сценарий войны в Сирии прописан
09:39  Рахмон между двух огней пытается связать руки Москве: "компромисс" Душанбе по 201-ой базе

01:15  Д.Ювачев: Какая самооборона без оружия?! Каждый казахстанец "вправе...
00:42  В Туркменистане упразднены должности первых заместителей руководителей
00:39  США намерены с Узбекистаном реализовать более 20 проектов стоимостью около $2,8 млрд
00:02  Б.Мусаев: Я не мечтаю об исламской революции для Узбекистана. Ч. 5-я
Суббота, 18.08.2012
22:07  Китаянка Ю Венься стала "Мисс Мира 2012" (фото)
20:34  Спасает ли свисток от акул? Самолет с главой МВД Филиппин Хессе Робредо упал в Тихий океан
19:29  Р.Мусаев: О так называемой корректировке узбекской истории. Правда и вымысел от IWPR
15:52  Информация о бегстве из страны вице-президента аш-Шараа оказалась очередной липой сирийской оппозиции
14:17  В Усть-Каменогорске демонтируют бронзовую скульптуру грифона - предвестника беды
14:04  М.Ниязова: Киргизия. Мародеры в руках политиков
12:37  В Узбекистане запущена новая торговая веб-площадка www.bepul.uz
12:36  С праздником Ораза-айт!
12:32  "Айбат": КырБасмачи в сладком ожидании. Команды сверху растащить имущество премьера Бабанова
12:13  В Китае проходит "Мисс Мира 2012". Россию представляет очаровательная Лиза Голованова (фото)
12:12  Таджикский правозащитник Каромат Шарипов: "Сегодня трудовые мигранты нужны России только как рабы"
11:56  А.Шилов: Шельф Кашагана в ожидании моря нефти
11:52  Последний путь самураев. Останки японских военнопленных вывезут для захоронения из Казахстана на родину
11:50  Кто спасет президента? В Астане проходят соревнования VIP-телохранителей
11:37  Суд Берлина узаконил карикатуры на пророка Мухаммеда. Рейхстаг - в огонь!
09:54  З.Ахматова: Нас утро встречает засадой. Как "брали" террористов на алматинских дачах (подробности)
09:38  Американская Nukem хочет создать в Узбекистане производство урановых насосов
01:42  Е.Шестаков: России нужна своя медиаимперия
01:38  А.Левонян: Ближний Восток - "война всех против всех". США просчитались?
00:38  И.Дудка: Вход только для своих. От "Казыны" в казну... кыргызско-казахского инвестиционного фонда
Пятница, 17.08.2012
22:34  Каторжник Сэлдом... Экс-мэр Бишкека Тюлеев опять арестован
21:28  "КП": Спецслужбы Казахстана ликвидировали убийц пограничников?
21:10  И.Плеханов: Гастарбайтеры войны
21:04  Азербайджанского экс-президента Эльчибея, похоже, все-таки отравили
20:59  Спецпосланником ООН по Сирии стал алжирец Л.Брахими
18:39  Дегенератки из Pussy Riot осуждены на 2 года колонии каждая
18:19  Б.Голованов: Меч экстремизма завис над Таджикистаном
16:59  В Узбекистане изобретены два новых лекарства от СПИДа. На базе гидролизуемых титанитов
13:08  Победил "Озод". Второй год подряд лучшие романы Узбекистана пишет Исажон Султон
12:43  М.Шибутов: "Зима близко". Казахстанская внешняя политика и "Новый Шелковый путь"
12:24  Б.Алибахшев: "Все знали, за что был убит генерал Назаров…"
12:20  В.Аватков, Е.Чулковская: Сирийский Курдистан против Турции
12:12  Р.Кот: Мохаммед Мурси и Египет на распутье
11:36  Т.Куан: Свободные рабы Востока. Почему в правовом и демократическом Казахстане процветает работорговля?
11:34  П.Белова: Институт сексуальных девиц. Готовится к открытию в Алматы
11:32  В Казахстане возрождают спорт предков - верблюжьи бега
11:26  Казахстан выставил России тариф за прокачку нефти в Китай по новой трубе "Атасу-Алашанькоу"
11:07  Д.Подольская: Фемида.kg. Тупик реформы
11:03  В Киргизии новый глава Госрегистрслужбы - непотопляемая Айгуль Рыскулова
10:27  А.Дубнов: Таджикистан отказывается брать у России деньги за военную базу
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Я не мечтаю об исламской революции для Узбекистана. Ч. 5-я
00:02 19.08.2012

Бахадыр Ф. Мусаев:"Я не мечтал и не мечтаю об исламской революции для Узбекистана"

Страницы из дневника социолога.

Вместо заключения. Ислам и Общечеловеческие Ценности.

"Таков могучий закон природы, что всеми владеет воля к жизни".

(Иосиф Флавий).

Неоспорим факт, что если говорить о человеке, о более или менее достойных условиях его жизни в различных сферах жизнедеятельности на базе высокотехнологичной постиндустриальной экономики, то здесь человечество совершило прорыв и совершили его люди Запада.

Как известно, "жить хорошо, а хорошо жить еще лучше". Несомненно, руководствуясь этим понятным каждому простому человеку правилом, ежегодно, на протяжении последних десятилетий, на Запад устремляются миллионы выходцев бедных стран, в поисках лучшей доли, поднять свой экономический статус, но при этом не желают встраиваться в культуру страны, народа, давшего им приют. Но это другая история.

Можно сказать, что ныне наблюдается своеобразное великое переселение народов, причинно обусловленное не только законами развития капитала, экономики, наконец, глобализации. Вместе с тем, такая миграция, в частности, имеет объяснение, связанное с тем, что в странах, скажем так, с неэффективными методами управления и социально-политической организации жизни, множество людей лишено возможности удовлетворять элементарные материальные потребности.

Наряду с названным обстоятельством, сопряженным с низким уровнем жизни, рост миграции вызывается тем, что человеком двигают различные ценности, среди них первичная – это ценность жизни. Очевидно, что жизнь является общечеловеческой ценностью.

Наверное, прежде всего, в этом смысле, скажем так, нежелание искушать судьбу, потерять свободу и т.п., словом, воля к жизни, объясняет вынужденное бегство на Запад и многих наших соотечественников.

В свете изложенного и в порядке обсуждения, считаю нужным обратить внимание на следующее.

Все разговоры о роли исламского фактора в социальных процессах, актуальности вопроса о политическом исламе, на мой взгляд, отрываются от Реальности, когда при рассмотрении проблематики религии они ведутся вне рассмотрения общечеловеческих ценностей, тех ценностей, которые находим в Великих Книгах, но, на мой взгляд, гуманистическая сущность их и содержание с наибольшей полнотой нашли концентрированное воплощение во Всеобщей Декларации Прав Человека.

В этом отношении вполне уместен вопрос о том, каким образом с позиций реформированного ислама и в чем должен проявляться, проявляется новый подход в мышлении мусульманина (будь он суннит или шиит) относительно общечеловеческий ценностей? Правомерно озадачиться, есть ли здесь "подводные камни", непримиримые противоречия, если "да", то о каком движении к единению среди мусульман и тем более, единении всего человечества может идти речь, когда новейшая политическая история, все, что мы видим, слышим, читаем, фиксирует как далеки они от утверждения, что в среде мусульман имеет место непрерывный процесс усвоения великих непреходящих общечеловеческих ценностей и этических идей, содержащихся хотя бы на уровне Корана и хадисов – литературе, посвященном поступкам и указаниям пророка Мухаммада.

Известно "сердцевину этих ценностей составляли идеи добра и милосердия, терпения и терпимости, уважения к людям других национальностей и вероисповеданий, членам своей семьи, соседям и любому встречному, умению жить с людьми и среди людей" (см об этом Т.С. Саидбаев. Откровение Через Вечное // ж. "Звезда Востока" №3-4, 1995, с.25).

Великий Аятолла Хомейни (1902-1989) оставил в своем полном тексте Завещания заветы иранскому народу на сегодняшний день и на будущее, согласно которому, общество должно со всей решительностью и приверженностью следовать положениям Ислама, пути великих Пророков, великих имамов и руководителей правоверных мусульман, смело выступать против отступлений от Ислама, чтобы сохранить человеку свою свободу и независимость, и свободу и независимость своей страны и народа ….(см. об этом. Великий Аятолла Хомейни. Завещание. М. Изд "Тавхид", с.3-56)

Что же мы видим сегодня, спустя более 30 лет, после исламской революции 1979 г.?

Общество там закрытого типа и процветает коррупция, где более всех благами стало пользоваться не иранское общество, а верхушка духовенства, которые и стали нефтяными магнатами…

На словах, быть может, там и следовали "Завещанию". Никто не оспаривает, что не поступали в соответствии нормами Ислама и законами, но получило иранское общество, что получило, ибо, если не все, то многое остается лишь написанным на бумаге. Слова словами, а дела на деле не выходили (и не выходят) за рамки слов …

Симптоматично признание насчет подобного у Гейдара Джемаля:

"..я участвовал в революции в Таджикистане, видел, как это делается в Чечне, видел, как все проваливается, как гибнут надежды и все разъедает энтропия….Проходимцы, приспособленцы и прохвосты на корню перехватывают инициативу жертвенных людей"

(см. Гейдар Джемаль. Ориентация – ислам, или Назад в будущее. Интервью журналу "Человек" №3,1999 // Освобождение Ислама М. 2004, с. С.10)

Быть может, вся правда (истина) не столько в этом, а сколько в том, что, в природе, так называемого, "человека разумного", как показывает всемирная история и социальный опыт современных революций, в действительности превалирует отнюдь не разум, а биологическая составляющая его генетического кода, где, в лучшем случае, спит совесть и люди свершают недозволенное …..

По – видимому, не существует такой статистики, которая могла бы показать примерную численность людей, погибших во всех войнах, включая и религиозных, жертв международного терроризма.

Но знаем, нет ни одного дня, часа, когда бы на земле, на протяжении всей истории человека, включая жизнь всех его 10 тысяч поколений, он не убивал, не совершал насилие, не крал, не лгал, иначе говоря, при всяком удобном случае не игнорировал (растаптывал) 10 заповедей, общечеловеческие ценности…..

Оглянешь и сегодня окрест себя, и видишь все это здесь и сейчас, где, например, в повседневной жизни, выражаясь языком Корана, "Они постоянно слушают ложь, пожирают запретное…" (5:46).

Помимо, сказанного, в известном смысле актуально звучит, справедливо отражая нравы, например, нашего общества и поговорка: не своруешь, не попируешь.

Откроешь Книги Священного Писания, Коран и замечаешь, что здесь немало страниц, где содержатся угрозы в адрес человека, устрашения, что человек должен делать так, поступать этак, как велит…

Разве, приведенное не есть прямое свидетельство далеко не совершенной (изначально грешной) его природы. Какая может идти речь о совести, добродетельности человека, когда налицо повсеместное проявление его отклоняющегося поведения, если не использовать в качестве сдерживающих средств, помимо, существующих социальных норм –рамок, законов, напоминание о наказании Адом. На то и демократическая система политической организации и его институтов, сила закона единая для всех, обуздывающая с известным успехом ….

Однако вернемся к вопросу об общечеловеческих ценностях и задумаемся, каков, скажем так, статус, восприятие их мусульманскими странами, точнее, как проявляются общечеловеческие ценности у конкретных народов (обществ), исповедующих тот или иной Ислам, "исламы" в условиях наступления эпохи глобализма и постиндустриальной экономики? Разве правда сейчас не заключается в том, что наблюдается кризисная ситуация не столько на Западе, а, прежде всего, в странах мусульманских, где организация социально - политической жизни по Исламу до сих пор не привела ни одного положительного примера, которая бы продемонстрировала факт возвышения человека, эволюции общества на духовной основе. Возьмем, происходящие на Востоке в последние десятилетия события, связанные с повышением роли исламского фактора в политике на фоне солидаризующихся действий развитых стран мира. Они воочию показывают с точностью наоборот то, о чем писал в свое время Мухаммад Икбал, сопоставляя мусульманский Восток и Запад:

"Европейский идеализм никогда не был живым фактором в жизни Европы, и результатом этого стала извращенное эго, бытующее в нетерпимых друг к другу демократиях, единственная функция которых состоит в эксплуатации бедных в интересах богатых"

(см. Мухаммад Икбал Реконструкция Религиозной Мысли в Исламе. М. 2002, с. 166).

И далее, продолжая свою мысль, известный последователь идеи интеллектуальной модернизации исламского вероучения, отмечает:

"Поверьте мне, Европа сегодня – величайшее препятствие на пути морального продвижения человека. Мусульманин же, напротив, обладает этими высшими идеями на основе откровения, которое, говоря из глубин жизни, интернализует свою собственную кажущуюся экстернальность. Для мусульманина духовное основание жизни есть дело убеждения, за которое даже самый непросвещенный среди нас человек с готовностью отдаст свою жизнь; и учитывая базовую идею ислама относительно того, что нисходящих на человека откровений в будущем больше не может быть, мы должны стать в духовном отношении одним из самых эмансипированных на земле народов".

( М. Икбал, указ.соч., см. там же, )

Если опуститься на землю, сопоставить с тем, что происходит на ней в действительности, не запамятовав Иран, Афганистан, "арабскую весну", на основе каких принципов строятся взаимоотношения современных мусульманских стран, кто и как ведет свою внутреннюю экономическую и социальную политику, организует политическую жизнь, то совершенно к месту и своевременно вспомнить предложения тех экспертов, аналитиков, утверждавших,

что возможно пришло время, когда целесообразно оставить попытки определить ислам как универсальное понятие и начать разговор о многих "исламах" во всей их сложности и разнородности. Во – вторых, "исламы" необходимо рассматривать в глобальном контексте… Многие проблемы можно решить только при истинно глобальном подходе. И наконец, обратить внимание на подход с позиций антропологии.

(см. об этом Гульноза Саидазимова. Ислам и Запад: Возможен ли "Диалог Цивилизаций?. Об исламе и фундаментализме в эпоху глобализма // ж Центральная Азия и Кавказ № 5(11) 2000, с. 14)

Такой разный ислам….

Не следовало бы также, в частности, не забывать о Королевстве Саудовской Аравии, которая ….И увидеть совсем иную картину в Малайзии, хотя она представляет по государственному строю тоже монархию, правда, Конституционную. Названная страна как мусульманская в сопоставлении с первой, образец гибкости в организации экономической, социальной и других сфер жизни. Первая "сидит" на нефтяной игле, Малайзия же, за полвека из отсталой превратилась в одну из самых успешных в экономическом и социальной отношения стран Юго-Восточной Азии, развивающей успешно целый ряд аграрно – промышленных отраслей хозяйства.

Есть сунниты и шииты, между которыми не перестает продолжаться скрытая и открытая конфронтация. Не секрет, что существуют богатые и сверхбогатые мусульманские страны, отношения между которыми заставляет вспомнить поговорку, что сытый голодного не разумеет. По жизни так оно и есть, что не имеет никакого отношения к каким –либо принципам справедливости, провозглашаемым вероучением Ислама.

Есть диктаторские режимы и мусульманская оппозиция. Те и другие далеки от проявлений толерантности, милосердия. И первые, и вторые предельно жестки, жестоки, убивают друг друга.

"Мир – это не только то, что можно ощутить и познать… но и то, что можно сотворить и переделать".

Это слова все того же Мухаммада Икбала. К сожалению, они еще не нашли, судя по Реальности абсолютного большинства мусульманских стран, отклика в сознании верующих мусульман, как это происходило в Европе во время христианской Реформации.

Лично я, будучи в Европе, видел своими глазами развалины старинных замков - соборов, церквей, которые были разрушены тогда в результате войн между католиками и протестантами. Это все дела, давным –давно минувших дней, чего не скажешь сегодня относительно Востока, связанного с Исламом, подспудно таящим в себе равно и угрозу возврата к консервативным идейным позициям в прочтении Корана ( сулящим возврат в средневековье), и риски, возможности катастрофических последствий от активизации околорелигиозного экстремизма и терроризма.

И еще две показательные цитаты в качестве сведения для размышления о ценностях, в частности, исламских.

" … именно при феодализме ислам имел наибольшее влияние на общественную жизнь. Он возник в качестве идеологии феодализирующегося общества и тысячу триста с лишним лет функционировал в условиях феодального общества. Ислам не пережил капиталистического этапа с его секуляризацией, а золотые его времена, когда мусульманские государства по всем показателям социально-экономического и культурного развития превосходили христианскую Европу, относились к XV веку. И возвращение к исламским ценностям государственного строя может означать возврат к средневековью, где полностью доминирует ислам, его идеология, право, система образования, взаимоотношения поколений, мужчин и женщин и т.д. и, самое главное, феодальная экономическая система….

….На наш взгляд, очень многое будет зависеть от того, какие именно идеи захотят найти в религии и внедрять в массы лидеры национально - политических движений… руководители органов власти В зависимости от поставленных цели ислам может силой, тормозящей адаптацию мусульманского населения к современным условиям; может он и помочь ускоренному социальному развитию, стать идеологией, способной вдохнуть в народ энергию,…… недовольство своим положением, желание быстрыми темпами преодолеть свое отставание, поднять экономику и культуру до уровня наиболее развитых, передовых народов…".

(Т.С. Саидбаев. Откровение Через Вечное // ж. "Звезда Востока" № 5-6 1995, с. 41, 47).

В свете изложенного, я считаю, что теоретически допустимы две версии понимания и объяснения места, значимости исламского фактора.

1.Видимо, перефразируя поэта, еще не поспел плод времени, нет почвы для адекватного восприятия идей фактической исламской реформации, когда сильны пока в исламском вероучении позиции сторонников возрожденчества с его jihad против запада, читай, и неприятия общечеловеческих ценностей, объясняемый, на мой взгляд, очень консервативной интерпретацией Ислама (Корана) или равным образом восприятия его в качестве универсального инструмента решения всего и вся, что в Коране все есть.

2. Мы живем, когда состоялся уже прорыв человечества в постисторический мир. И в этих условиях становится анахронизмом, проявлением чистейшего идеализма, верхом утопизма делать ставку на реконструированную исламскую мысль, которая поможет новым поколениям мусульманских реформаторов построить некую новую цивилизацию отличную от постиндустриальной.

Повторю вновь, что живем во времени, которого не отменить, и нет другой альтернативы происходящим грандиозным процессам, именуемом глобализация. В данных обстоятельствах немыслимо искать свой собственный путь. Объективный ход развития нашего общества по пути прогресса требует рождения национального лидера, обладающего мощной политической волей, героя – пассионария типа Ататюрка, Гавела.

Бахадыр Ф. Мусаев 17-18 августа 2012 г. Ташкент Тузель -2.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1345320120


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх