У.Гаффоров: Таджикистан погряз в долгах – китайских 09:06 20.08.2012
Как обычно в ходе недавнего визита в Китай президент Таджикистана Эмомали Рахмон в очередной раз попросил взаймы.
Трубят фанфары, рукоплещет толпа, а лояльные властям Таджикистана газеты взахлеб рассказывают о якобы плодотворном визите Эмомали Рахмона в Китай. Не уставая, вторит им и пресс-служба президента. Подписано сразу десять соглашений о сотрудничестве в области энергетики, промышленности, запланировано строительство цементного завода, ТЭЦ "Душанбе-2". Лишь разбирающиеся в ситуации экономисты и эксперты заявляют, что большая часть китайских вложений является долгом, который не выгоден Таджикистану.
Соглашения, которые подписаны в ходе визита, касаются лишь государственного сектора. Частный, как всегда, остался в стороне.
Власти блюдут свои интересы - сегодня в стране основной сектор экономики - государственный. В нем большая часть крупных промышленных предприятий, объектов производственной и социальной инфраструктуры, активов финансовых и банковских учреждений. Кстати, банковская система полностью находится под контролем государства, нет никакой свободы в финансовой деятельности ее субъектов.
Оно понятно - власть хочет все держать под своим контролем, в том числе, и доходы предприятий, которые правительственные чиновники кладут в свои непомерные карманы. При этом инвестиции Китая в основном вкладываются в невыгодные проекты государства, которые реализуются больше по политическим, чем по экономическим соображениям.
Согласно анализу Нацбанка Таджикистана, в первой половине текущего года нестабильность цен на мировых рынках и другие внешние факторы привели к увеличению инфляции и в определенной степени оказали негативное влияние на экономику страны. В результате резко повысились цены на продовольственные и непродовольственные товары. Рост стоимости более чем наполовину бензина, вызвал каскадное повышение цен на продукты питания, транспортные услуги, увеличение себестоимости производства, различных расходов. Это усугубило и без того сложную экономическую обстановку и страна рискует впасть в еще большую зависимость от Китая.
Тем временем слабые ростки бизнеса Таджикистана терпят лишения - новые статьи в местном налоговом кодексе ужесточили условия ведения бизнеса - проще говоря, выросли налоги. А ведь эти поправки не были согласованы, обсуждены и просчитаны с позиции влияния на частный бизнес и экономику в целом. Ради сиюминутной выгоды власть готова задушить частный сектор еле стоящий на ногах.
Не спешат таджикские власти создавать необходимые условия для частных иностранных инвесторов. До сих пор в Таджикистане отсутствуют механизмы их защиты, и особенно защиты собственности и прибыли от незаконного присвоения, поглощения и "рейдерства", что стало частой практикой в стране. При таком раскладе нет возможности развиваться частному сектору, который бы наиболее эффективно руководил бизнесом.
Отбросив словесную шелуху, скажем прямо - это кредитно-экономическая экспансия Китая в Таджикистан, которая ставит страну в зависимое положение. Ведь сегодня доля Китая во внешних долгах Таджикистана приблизилась к 70%. Только китайскому Эксимбанку страна должна почти 900 миллионов долларов. Он возглавляет список кредиторов Таджикистана. Всего же общий внешний долг Душанбе к концу прошлого года оценивался в 2,1 миллиарда долларов, что равно 33,4 % ВВП, из которых более 40% приходится на Китай.
Пока же частный сектор может надеяться лишь на армию таджикских мигрантов, которая строит и убирает Россию. Согласно данным Всемирного банка, Таджикистан удерживает пальму лидерства в списке 10 самых зависимых от денежных переводов стран в мире.
Усмонджон Гаффоров
|