КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 03.09.2012
22:17  Курдские "соколы" открыли второй фронт против турок
22:05  "Известия": Американцы приостановили обучение афганцев военному делу. Не туда стреляют...
21:37  "Sabah": Трансформации и война на Ближнем Востоке
21:33  "Atlantico": Конец нефти - как избежать катастрофы?
21:23  Ноам Хомский: Когда фарс граничит с трагедией. Иран в состоянии сдержать военный натиск США и Израиля
20:11  КырДепутаты "ата-журтовцы" не хотят куковать в оппозиции и бегут в коалицию большинства
20:02  Бишкек. Соглашение о формировании правящей коалиции депутатских фракций "Ырыс алды - ынтымак" Жогорку Кенеша (текст)

15:17  Судебный процессе по делу В.Козлова, С.Сапаргали и А.Аминова, проходящий в эти дни в г.Актау, переходит в новую фазу
14:12  К.Гарибов: Кто поможет Сирии выйти из кризиса?
14:09  "АП": Станет ли Таджикистан зависимым от китайских кредитов?
14:08  Генпрокуратура Таджикистана обвиняет Партию исламского возрождения во всех тяжких...
14:06  Южная Корея дает Узбекистану $100 млн. На строительство соцобъектов
14:02  Бишкек. Феликсу Кулову предложили возглавить правящую парламентскую коалицию "Ынтымак"
13:59  Командующий погранвойсками Киргизии Тиленов подал рапорт об отставке
12:43  К.Зорлу: Неоевразийство и Таможенный союз
12:29  А.Мироглов: "Проблески" в деле Аксайского ущелья
11:59  В Баку скончался посол Таджикистана в Азербайджане Зокир Вазиров
11:55  Все туркменские первоклассники получили в подарок на 1 сентября нетбуки
11:50  Д.Атовуллоев: Спецоперация "Защита". Попытка Душанбе взять под контроль треть территории Таджикистана провалилась
11:49  В Туркменистане открыт новый вуз - Институт нефти и газа
11:44  С.Бобомуллоев: Гребенкин А.Д. о таджиках (к вопросу об этногенезе)
10:59  "Голос Америки": Минск-Бишкек. Нешелковый путь двусторонних отношений
10:54  "Daily Star Sunday": Британские САС охотятся за био-оружием в Сирии
10:51  "Telegraph": Британия и США планируют сирийскую революцию из Стамбула
10:50  Узбекистан назначил нового посла в Туркменистане - Джавхара Изамова
10:13  В россйской Перми возбудили уголовное дело по факту захвата в заложницы... жены уроженцем Таджикистана
09:49  Замминистра соцразвития Киргизии Гуля Дербишева задержана за вымогательство взятки у незаконных международных усыновителей
09:45  Атамбаев выклянчил у Китая два заводика и $100 млн на строительство автодороги Ош-Баткен-Исфана
09:38  А.Гегамян: Героизация убийц, молчание Запада, Иран и кукловоды Алиева - война у армянского порога
09:21  К.Косачев (глава "Россотрудничества"): Сегодня "мягкая сила" важнее, чем инструментарий "жесткой силы".
09:15  Н.Сурков: Дамаску грозят воздушной блокадой. Противники режима обещали сбивать пассажирские самолеты
09:11  В.Мухин: Каспийское водяное перемирие. В спорах по поводу принадлежности углеводородных месторождений на море пока побеждает сильный
08:28  М.Юсин: Кения оказалась между двумя фронтами. В тылу союзника США вспыхнул мусульманский бунт
08:15  П.Стегний: Иран - бить или не бить?
08:13  В.Скосырев: Признаки либерализации в Пекине. Компартия Китая урежет полномочия шефа спецслужб
07:26  Китайцы выпустили iPhone-5 на 2 недели раньше Apple
00:45  К.Абдуллаев: Как Красная армия взяла в 1920 году Священную Бухару (история)
00:44  В.Михин: Иран-МАГАТЭ. Споры продолжаются
00:41  В.Северный: Война войной, а обед – по расписанию... "Казспецэкспорта"
00:39  Д.Каримова: Чем занимаются и как живут бывшие депутаты КазПарламента?
00:24  Г.Худайбердиева: Туркменистан. Водный вопрос и его решение
Воскресенье, 02.09.2012
10:53  Американский писатель Ричард Бах ("Чайка по имени Джонатан Ливингстон") разбился в авиакатастрофе
01:57  А.Айвазов: Нужен ли нам Сталин? "Компрадорская/офшорная аристократия" - это не элита
00:51  "5-6 проектов законов по укреплению власти". Кандидат №1 в кырпремьеры Сатыбалдиев озвучил свою программу
00:48  В.Карпец: Агрессия Запада в Сирию и Иран - конец международного права
00:46  Александр Проханов: Василий Блаженный, богатыри и батыры. Советский Союз был разрублен на части...
00:38  Школьное обучение на русском языке порождает ваххабитов, считают в ДУМ РФ
00:06  З.Эргашева: Топливный рынок Таджикистана вновь лихорадит
Суббота, 01.09.2012
22:54  СДПК+"Ар Намыс"+"Ата-Мекен"... Три фракции КырПарламента слепились в новую-старую правящую коалицию
15:08  В афганском Урузгане моджахеды завалили австралийский боевой вертолет
11:40  Укрощение войлока. Коллекции казахстанского дизайнера Аи Бапани производят сенсации на Неделях моды
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
С.Бобомуллоев: Гребенкин А.Д. о таджиках (к вопросу об этногенезе)
11:44 03.09.2012

С.Бобомуллоев: Гребенкин А.Д* о таджиках (к вопросу об этногенезе) 1 Част I

С занятием города Туркестана (1864 г.) мы вступили в страну таджиков и чем далее с того времени подвигались на восток и на юг, тем таджикское население встречалось чаще и чаще; наконец, в западных отрогах Тянь-Шана, из которых берут свое начало Чирчик, Ангрен, Сыр, Аксу и Заравшан, оно обратилось в преобладающее над тюркским, а местами-в совершенно сплошное таджикское, без примеси другой народности. И так, в течение шести лет мы, русские, уже имеем дело не с одним тюркским населением, но и с арийскими; в течение шести лет мы, имели полную возможность изучат остатки древних обитателей Средней Азии, исследовать ту форму, в которую изменилось это племя, некогда владевшее большею частую Азии, бывшее представителем цивилизации всего мира. Мы все внимание обратим исключительно на таджиков Заравшанского округа и только изредка, для разъяснений или пояснений, будем говорит о таджиках других оазисов средней Азии.2

Таджики имеют в Заравшанском округе при названия: общее – "таджик", частное для выходцев из Мерва- "тад" и бранное "сарт", или "сасык-сарт".

Название таджик туземцы производят от тадж и ли, т. е. коронованный; следовательно это название они получили еще в отдаления времена, когда их цари носили корону . Туркмены называют таджиков тад. Жители города Мерва, приведенные в Бухарское ханство эмиров Ша-Мурат-беком, называют себя "тад" и ирани; они говорят: "мы род тад племени персидского". В Мервже тад играли ту же рол, как и таджики в Самарканде, Бухаре и других городах Средней Азии. Замечательно, что из всех мервцев Самарканда они "тад" имеют своим природным языком язык персидский; занятия их и тип – та же, что и у таджиков.

Теперь обращусь третьему названию таджиков: сарт. Этимология этого слова мне не известна. Туземцы тоже не знают прямого его значения, не зают его корня. Объяснения их слова "сарт" состоит из уподоблений, сравнений с разными ругательствами. Сатр значит; баба, трус, барышник и проч. "Сасык – сарт" (тухлый сарт) кричит кара-калпак, бранясь с таджиком. Во время войны, при осаде городов, узбекские наездники, подскакивая к стенами и махая плетью, кричат: а-е-и сарт! С прибавлением других бранных слов, которыми так богат их лексикон. Наконец, узбек редко когда скажет; таджик, а всегда; "таджик-сарт", при чем слово: сарт выговорит с особенным, язвительным выражением. Сами узбеки говорят: " таджика мы называем таджиком, когда едим с ним а сартом- когда браним его". Таджики утверждают, что название сарт им передали им русские и зависимые от русских киргизы, но сами они (заравшанци) этого имени не признают. Нам кажется, что странный эпитет "сарт" распространен исключительно в тех местах, где кочуют киргизы. Туркестан, Чемкент, Ташкент и другие города долин Туркестанского края окружены кочевниками и в этих городах слово: сарт-привычный уху звук. В горных же городах и кишлаках, где или нет вовсе или очень мало киргиз и узбеков, в Кураминском, Ходжентского и Джизакском уездах и в Самаркандском отделе название сарт или вовсе не употребляется, или весьма редко. Да и вообще, по мере удаления от берегов сыра на юг, название сарт становится все более редким и уже в Шегрисябских владениях и в городе Карши нам не проходилось его слышат3.

Таджики долины округа нигде не заселяют его сплошной полосой; они разбросаны по ней спорадически, отдельными группами, сосредоточиваясь в городах и кишлаках, как пригородных, так и в более или менее удаленных от городов. Кроме того, они живут по несколько или по одному семейству в чисто узбекских кишлаках. Таджики заселяют пять городов: Самарканд, Ургут, Катта- Кургап, Пенджекент и Пеншанбе и 52 кишлака Горние же таджики округа, на оборот, имеют своею территорией сплошныя пространства от Суджины и от Ургута на восток, вверх по Заравшану и его притокам.

Таким образом таджики в округе размешены не равномерно: на западе и севере округа их нет; в средине же его начиная от Катта – Кургана на Самарканд и 6 верст за него, они наиболее распространены в долине; далее таджикское население поворачивает на юго – запад, чрез Тайляк и Джюма-базар на Ургут, с которого уже становится горным и сплошным. От Самарканда до Пенджикента, на пространстве 60 верст нет таджиков; но начиная от названного горда. Оно опят появляется, а с Суджины делается сплошным. По южной границе округа таджики живут только в нескольких деревнях; все они выходцы из Когистана.

О свойствах занимаемой таджиками территории мы не будим говорит: они, как видно из только что сказанного о их распространении, поселились в городах и кишлаках, разбросанных между узбекими родами, которых территории в своем месте будут описаны. Да кроме того таджик долин не прикреплен, подобно узбеку-земледельцу к месту; он свободный и всегда стремится к переселению в город.

Город и таджик так тесно связаны в понятии среднеазиат, что узбеки, например, считают всех, живущих в городах, не иначе как таджиками. Кем населен Яны-Курган? Таджиками отвечает узбек и если усомниться в таджикском происхождении яны-курганцев, то узбек обидно –снисходительно заметить: почему же они не таджики? Вед они живут в городе и занимаются торговлею? Яснее этого аргумента для узбека ничего быт не может.

Город ест настоящее место-жительства таджики и только в городе таджики в своей сфере. Это стремление таджиков к торговым и промышленным центрам вытекает из склада их характера, из природной их любви к торговле, мелкому барышничеству, к суетливой жизни, что, в своей совокупность, дает жизнь и движение округу и делает таджика вполне необходимым для узбека, по крайней мере в настоящее время. Но если таджик по своей натуре и стремится поселиться в городах, то с другой стороны ему в этом часто мешают чисто физический условия: недостаток мест внутри городов и сплоченность узбекского населения кругом городских стен- извне. Эти условия привели к тому что азиатские города застроены весьма тесно, так что дом давит дом и даже при весьма плохих строительных материалах дома вырастают двухэтажные, дворы бывают самых микроскопических размеров, а о площадях- и помину нет! Если смотреть на азиатский город сверху, то кажется, что плоский крыши его сторонний сливаются, примыкают одна к другой, образуют одну сплошную крышу города. Окончательный недостаток места для построек в городе заставляет таджиков, помимо их собственного желания, селится в кишлаках и в этом случае они избирают для своих поселений места ближайшие к городам, большим караванным дорогам и базарным местам или крепостцам, имея в виду, при первой представившейся возможности переселиться в город или его предместье.

На обозначенной в общих чертах территории живут, совершено различные по типу и языку, таджики, одинаковые только по своих духовным качествам, Туземцы округа говорят совершенно верно: "всякий город имеет своих таджиков". Понятие, что каждый город имеет своих таджиков, так вкоренилось в них, что они всегда называют себя по городам. Если спросит узбека: кто он такой, то он ответит, я узбек, ктай, катаган и т.и Таджик же на такой вопрос скажет: я бухарец,ташкентец, ходжентец, самаркандец и проч., но не скажет или в редких случаях скажет: я таджик. В средней Азии принято, ввелось в обычай, что если кто называет себя по имени города, то он таджик. Сказать таджик, все равно, что сказать узбек. Не отличить узбека катагана от узбека ктая- невозможно. Точно также нельзя не отличит по достаточном изучении – таджика пенджикентца от таджика-гисарца и т.д.

Таджики долины4 не выражают собою какой нибуд установившийся тип; это не то что родовитый ктай-узбек. Племя таджикское, если можно так выразится, безлично, или лучше сказать: заметно выражает в себе типы всех племен населяющих его народностей. Помесь называемая таджиками, отражает в себе тапы: узбекский, татарский, еврейский, циганский, даже славянский, арабский, персидский, индийский и у нее только одно общее –это духовная сторона: к какому бы племени ни относился таджик по лицу, он всегда и прежде всего торговец, легковерный и в известных положениях – трус. В округе очень много пришлых таджиков из Ташкент, Ходжента, Кокана, Маргеляна, Андиджана, Карши, Гиссар, Бухары; короче сказать почти из всех городов Средней Азии стекались таджики при заселении округа, после последней катастрофы.(120 лет тому назад случившейся). Все эти пришлые, имея свои типичные отпечатки, столкнувшись в округе, перемешались между собою и еще более усложнили теперешний тип таджика. Он не поддается обрисовке несколькими чертами и а иногда и совершенно в них теряется.

Однако, не смотря на все вышесказанное, при достаточно внимательном наблюдении таджиков долины округа, они могут быт отнесены к двумя, весьма характерным группам. В одной из них преобладает кровь узбекская; в другой кровь остальных народностей Средней Азии. Кроме того, одна группа отличается от других языком и местом жительства, т.е. первая группа живет по преимуществу в деревнях и говорит преимущественно на узбекском языке, вторая же имеет местом своего жительства преимущественно города и говорит преимущественно на персидском наречии. Таджики второй группы – цвет населения округа; по лицу и вообще по всему телосложению, а также и по уму они стоят выше всех остальных его народностей. В ней преобладают люди с нежными, правильными, чисто европейскими чертами лица, легкого, грациозного, но не сильно телосложения; с цветом лица белым, с чуть заметным оттенком смугловатости; с глазами большими, продолговатого разреза, черными и только весьма редко голубыми. Волосы у них по преимуществу черными, но встречаются, хотя и весьма редко рыжие ( наверно помесь с евреями или казанскими татарином). Их брови бывают прямые, точно подведения. Борода густая, формы от окладистой до того, что называется клином. Что касается до формы носа, то он лучше всего дает понятие: к кокой помеси, еврейской, авганской, и проч. принадлежит таджик и переходит от чисто орлиного до формы носа, о котором говорят, что он "топором".

Еврейский и персидский черти преобладают в этой группе, особенно в Самарканде, так как в Самарканде много евреев и персиян, с которыми таджики весьма охотно вступают в брак. Кроме того, молодые евреи, в следствие особых причин, в прежнее время добровольно или принуждению, обращались в мусульманство, причисляя себя к таджикскому племени: еврей мусульманин сам себя называет таджиком; также называет, таджиком; также называют его и прочие мусульмане.

Красивая еврейка, а таких между ними очень много, понравившаяся мусульманину, особенно знатному или духовному, делалась его женой, переменив первоначально веру, и делаясь вследствие этого таджичкой. Горожане, как более богатые, держали рабов и рабынь из персиян, что само собою, оставляло заметные следы в нарождающимся поколении персидской крови. Родившийся от рабыни и таджика, если хочет отец, причисляется к семе и становится таджиком.

Индийцы, как известно, проживают в округе без жен и женится не имеют права; такое безбрачное положение индийцев, живущих обыкновенно в сред таджикского населения, тоже не осталось без естественных последствий. Если еще прибавит, что откровенные таджики не стесняя говорят, что они не знают, которые из детей жен принадлежат им, то станет ясным, почему таджикский тип заключает в себе отпечаток всех народностей, среди которых они живут.

В Катта-Курган и его окрестностях много арабов, что и отразилось на катта-курганских таджиках. В Пеншанбе есть евреи и это тоже не прошло бесследно для пеншамбинского таджика. Ургутский таджик обновляется преимушественно кровью галча, что выразилось в его резких, энергических чертах и сильном сложенным).

Из сказанного о второй группе таджиков Зарафшанскаго округа, из представленного выше очерка типа, не следует заключать, что в нем вовсе незаметна кровь узбека:

Таджики этой группы в большинстве случаев не свободны от этой примеси, но она так сказать, только проглядывает, составляет побочную, а не характерную черту ее типа.

Совершенно не то мы видим в первой группе. Членов ее составляет преимуществу таджики деревень, окруженных узбекскими деревнями. Эти таджики вполне поглощении узбекскими средой; они слились с узбеками земледельцами и главным занятием самих их служит земледелие; первый берет себе в жены дочь второго и обратно. Язык персидский, как роскошь при подобной обстановке, почти совершенно изгнан из семейства таджиков это группы.

Кровь монгольская. Как кровь сильнейшего народа, стала на столько преобладающей над арийской в этой группе что нужно много наблюдательности, чтобы отличить такого таджики от узбека. Однако на столько бы на обузбечился, если можно так выразиться, таджик, ни один род, не одно отделение узбеки на признает за своего, за узбека, но всегда отличит названием таджик, а под худую руку-сарт. Утеряв свой арийский склад лица, таджики деревень удержали некоторые из обычаев и занятий , свойственных всем вообще и охоту к торгашеству. Узбек при первой возможности обзаведется скотом, перейдет в степ к своим родичам и будет кочевать. Таджик – узбек, скопив деньги, в большей части случаев, делается джаляб- сатаром ( перекунщиком, кулаком) а потом и саудагаром (купцом); приобретет в городе или городском предместье лавчонку и прибавит к своему имени эпитет "бай" (богатый, значительный).

Узбек не охотно ткет; он выделывает мату, бузь, и редко- алачу. Таджик узбек мату и бузь почти не ткет; он берется за выделку более ценных матерый, требующих большого искусства; он производит: адрясь, аладу, каламу и хосу хорошого достоинства. Первый, говоря вообще, не любит пляску бачей. Точно также узбек не любит мулл и не посылает –разве при исключительных обстоятельствах – своих сыновей в медресе. Для таджика –узбек мулла всегдашняя мечта, он на муллу смотрит как на саудагара своего рода, и очень хорошо понимает, что с этим званием связано тунеядсво, ни зато ни денег, а потому при первой возможности отсылает своего сына в медрессе.

Как упомянута нами выше, по лицу, таджики первой группы – те же узбеки4 только в них смягчено угловатое. Резкое очертание лица узбека и он перешло в более мягкое; скулы у них не так выдаются, глаза немного косо вставленные и больше, нос более прямой и лучшей, на взгляд европейца.- формы. Борода гуще и волоса растут на щеках, тогда как у здешнего узбека, хотя и бывает бородата, но за то не бывает на щеке густых волос. Впрочем, между узбеками округа, о чем будет сказано в своем месте, встречается весьма много особей, положительно ничем, не отличающихся от таджиков деревень. Прибавим еще. Что таджики деревень стараются брат в жены узбечек, как женщин сильных и неутомимых работниц. Красота тут не при чем.

Мы, описывая таджиков, разделили их на две группы, и это деление на совсем произвольное; по крайней мере характерны особы каждой из них до того резко отличаются между собою, что нет места мысли о них смешивания. Но зато ест трап на которой они сливаются. Где одна группа уже переходит в другую.

Есть ли чистый таджик? Что такое таджик?- В Средней Азии происходит борьба, главным образом, между двумя племенами: арийским и монгольским и в этой борьба за тип высказывается вся органическая жизнь Средней Азии. Борьба это особую породу людей, в которой будут соединены физическая и духовная особенности обоих реагентов. Масса и цельность на стороне узбеков, развитие- на противной стороне. Поэтому нам кажется, что чисто физическая свойство нового типа, свойства линий и размеров, будут, как оно уже есть и теперь, где соединение произошло, сильно напоминать монголов, духовная-же сторона более склонится на сторон у арийского племени, за которым давность духовного развития. Но нашим собственным, шесты –летним наблюдениям, физическая сторона таджики через –чурь слаба, неустойчива. От помеси таджика с другою народностью всегда является индивидуум с чертами этого второго элемента смеси. Для нас это служит признаком, что теперешний таджик Средней Азии (долин, а не гор) уже много принял в себя чуждой его коренному племени кров, что чистого таджика в долинах Средней Азии нет. Это наше мнение. Что такое таджик? Этот вопрос мы оставим вопросом?.

Таджики на делятся на роды или отделения, подобно узбекам; они утратили деление. По поводу такого отсутствия между таджиками делений, узбеки смеются и говорят; " таджики не знают своего отца, своей крови, у них нет родословной; они не люди, а сарты". Таджики же, на эти насмешки возражают: " мы народ отца, у которого был один сын, один внук и один правнук, а потому и разных делений, существующих у узбеков, у нас быт не может". Не смотря на это, таджики , из подражания ли узбекам, или по другим каким либо причинам, довольно строго сохраняют названия, присвоенными себе, или по прежнему имени своего местожительства, или наконец от предков.

Мы приведем для примера несколько подобных названий известных только в Самарканде:

Таджики – джяусар, живут около ворот Пули – Сафит.

Сает (охотники) занимали самаркандскую цитадель; по занятии ее русскими, разселились по городу и его предместьям.

Баги – Балянди и Баги-Майдани, носят названия по кишлакам. Из которых они переселились в город, 60 лет тому назад.

Матрид называются по имени святого Матрид, их предка.

Махалле (кварталл), приняли это название жители предместья Самарканда от Ходжа Ахрарских ворот, до канала Даргама, по кара-тюбинской дороге.

Мулмане- жители предместья города от ворот Календар- Хана, до ручья Оби – Машат, по дороге на Ургут.

Ташкенди, заселяются целый квартал этого-же названия.

Малике, считают себя потомками Александра Маликэ, которого кажется, следует отличат от Искандера Зулькарнайна(Алекс. Макед).

Приведенная названия таджики удерживают за собою в течении многих лет; по большей части таджики одного названия составляют, если они многочисленны, квартал, деревню; в противном случае –приход, выселок. Они имеют свои мечети, из середы себя мулл, старшин (аксакалов) и все между собою самые близкие родственники. При выдаче дочерей таджикам других названий, они непременно возьмут больший калым, нежели выдавая их в свою общину. На обрезание, свадьбу, похороны или базым приглашаются преимущественно одноименные. Поля у них в месте, нераздельный, скот пасется тоже в месте. Обидеть одного таджика, ташкенди например, значит обидеть всю общину Ташкенди.

На кулачных боях противный стороны состоят из разноименных таджиков. Одним словом, в некоторых местах, общий названий играют у таджиков ту же роль, как и роды, отделения и проч. у узбеков; они группируют таджиков в общины, через что сообщают им силу круговой поруки.

Вновь поселяющийся таджик между маликэ, например, не носит название "маликэ". Он просто таджик, без эпитета.

Язык таджиков –персидский, но, как сказано выше, на нем говорят далеко не все таджики. По причине преобладания в округе узбеков, необходимости частого сношения с ними таджиков и,-с малыми исключениями, незнания первыми персидского языка, все таджики уже с малолетства говорят по узбекски и для них он такой же родной язык, как и персидский; он даже более употребительный: между собою таджики почти всегда говорят по узбек.

Персидский язык5 -язык мулл, мударисов, казиев, мурз; на нем проходят науки в медресах6, на нем пишут письма, и в прежнее время на нем же производилось сношения между беками округа и властителями Средней Азии. Среди ученых округа и ак-сиаков (белая кость, дворянин) встречаются особы, презирающий узбекский язык; зная его, они никогда на нем не говорят. Между женщинами же таджичками много находится таких, который или вовсе не знают убекского языка, или знают его весьма плохо.

Заметим еще, что, по отзывам туземцев, в Самарканде насчитывает несколько говоров персидского языка.

Таджики принадлежат к суннитскому толку, к которому по крайней мере официально, принадлежит вообще все население округа, исключая евреев7.

Среднеазиятцы, чем более учены, тем более фанатичны и тем менее понимают истинное значение религии. Смысл названия "ученый среднеазиятец" будет объяснен в своем месте. Также следует разъяснит, что следует подразумевать под выражением "фанатизм" в применение к среднеазиятцу. Ошибется тот, кто выражение: религиозный "фанатизм среднеазеатца" поймет в обыкновенном, принятом всеми значении. Фанатизм, как безкорыстная религиозная ненависть к другому исповеданию и строгое последование своему из одного принципа, если и присущ некоторым мусульманам округа, то не иначе, как в виде исключений; такие особы и вообще во всех странах составляют редкость, тем более в Средний Азии. Вообще же таджики только кажется фанатиком, в тех видах, чтобы можно было поставить себя на ту точку, в глазах других, с которой уже легко будет ему достигнут доходного места и эксплуатировать грубость и невежество толпы. Для таких таджиков, религия и деньги – синонимы. Они только надевают на себя маску фанатизма, но даже сами не верят чтобы они и в за правду могли быт фанатиками; вернее сказать : они не понимают фанатического состояние человека. Бывший рьяный антагонист русских в имя веры, получив от них доходные место или подачку деньгами, становится их защитником перед другими одинаковыми с ним фанатиками. Он разъясняет им в чем суть дела, а они со своей стороны хорошо его понимают и начинают заискивать расположение ни верных, чтобы тоже не упустит возможности чем ни будь от них по пользоваться.

Во круге религиозность ест профессия: чистое поклонение идеям Магомета не существует в месте, муллы же, казии, богачи и монахи смотрят на религиозность, как на средство к обогащению, приобретению почета, а потому исполняют требования своей веры исключительно наружно, на показ другим – перед толпой. Истинно – правоверный всегда сумеет выбрать место для молитвы и исполнений религиозных обрядов по среди народа. Чем модные места, тем они дольше будет совершать намаз. Мусульмане такое поведение молящихся объясняются подаванием примера другим. Такое объяснение пред всей не состоятельности самого принципа, могло бы быт верном, если бы усердны богомолец, стоящий перед толпой, не получал за свою набожность материального вознаграждения, если бы он так же усердно молился и без свидетелей. А он все это знает и вне толпы забывает а молитве, если же и совершает ее, то как скучную обязанность, спеша сократит трару на нее времени……

Масса таджикского народа не религиозна; она равнодушно относится к постановлениям своей религии, из бегает намазов, хождения в мечет, если видед, что от такого образа действия на пострадает материально.

Но если толпа отличается такими, нерелигиозными наклонностями в своей совокупностей если эти наклонности находятся в ней, как присущая массе то, с другой стороны, это же самая толпа требует от каждого своего члена порознь полной религиозности и не терпеть от них ни каких упущений в отношений веры. Масса не прочь уклониться от хождения в мечет ( что уже доказывается что по мимо прямого наблюдения существования раисов), не посылать ь своих детей в махтаб-хана, иметь противозаконную связь с женой своего соседа или бачею, не совершать омовения и прочь. Ну если один из ее членов попался в одном из подобных проступков и наказан за него, то вся масса будет указывать на виновного пальцами, считать самым негодным своим членом, неверным. Попался следовательно виновен; тайна, лицимерие ольшом ходу у туземцев. Имамы рассказывают следу: "до перехода русских существовала должность раиса, в мечеть ходило из 30 прихожан 15-20; с занятием же округа русскими из с уничтожением раисов, из такого же числа прихожан являются в мечет на молитву 5 или –много 10, и то исключительно старики. Духовно – полицейская власть уничтожилась – прекратилос и хождения в мечет.

То же самое следует сказать и об уменьшение учеников в мхтаб-хана, а известно, что обучением детей у мусульман презнаеться делом религии. Теперь уже, говорят жители можно не посылать детей в школу, не тратится на их обучение.

На духовенство таджик смотрит как на людей, живущих его трудам, обзывает его неприличными именами, но в присутствии духовных лиц показывает по большей части глубокое к ним уважение. Все желают чтобы их сыновья были казыями или амлякдарами (сборщик податей) причем смешивают оба ети звания: и к казию, и к амлякдару относятся совершенно с одинаковым почтениям. Ходжей и сеидов таджики называют обманщиками, произвольно присвоившими эти звания; но завидуют им, как лицам, больше их имеющим средств приобретать деньги без труда и пользуемшыйся хотя и не всегда- видимым почетам.

Но базарам шляются проповедники, ораторы; они разсказывают перед народом истории по святых, про разные их чудеса, совершаемые этим святимы даже в настоящее время, и прочь. Между подобными проповедниками ест обладающие увлекательным красноречыем. Но для таджиков совершенно все равно, как бы разскащики ни говорили: хорошо ли, дурно ли, - а всегда наберется вокруг его значительная толпа. В кругу этой толпы, жестикулируя и крича, расхаживает разскащик, иногда с плачем разсказывая что нибудь очень трогательное из жизни святого. Таджики слушают, внимательно смотрят на жестикуляцию разскащыка, но как только дело приходит к концу, толпа редеет, и разскащику зачастую приходится конец передать пустому пространству.

Дело в том, что проповедники – о чем народ хорошо знает – оканчивают свой рассказ или проповедь обращением к карману слушателей, что не по душе таджикам; они слушают расскащика – это правда, но смотря на него, как на томашиста (забавника), как на гаера, помогаюшего им веселие и без платно убивать свободное время.

Особенно таджики не любят монахов, мюридов и их главу ишана. Они называют их дармоедами, прощалыгами . тем не мене и чернь, и муллы, и купцы, жаждут выразит ишану публично свое расположение и преданность. Поклониться ишану, услышат от него привет себе при других, считается верхом благополучия для правоверного.

Когда до взятия Самарканда ученики медрессе (муллы) и духовенство подняли крики, призывая народ вступит с кафирами – русскими в священную борьбу, начали подстрегать самаркандцев, следовательно, по преимуществу, таджиков, к поголовному вооружению, то самаркандский бек приказал своим сарбазам усмирит оружием этот священный пыл духовенства. Сарбазы перекололи на дворе медрессе Тилла – Кары более 200 защитников веры, а народ не только не защищал их, но смеялся над ними и кричал : "наши муллы хотели сделаться сильными". Но азиатски быт сильным и грабит, почты синонимы.

Вакф –установление религиозное, а между тем таджики говорят: "почему с нас берут поземельную подать, а с вакфов- не берут? Брат, так поровну со всех". Мечет, дом общественной молитвы, сами жители отводят нам, русским, для ночлега, когда русскому по какому либо случаю приходится переночевать в деревне, в которой нет приличного и большого дома. Самый свяшенный места самарканда и его окрестностей находятся в невообразимом запущены. О благолении их никто не заботится. На каждое, почему либо священное для мусульманина место, сами мусульмане смотрят, к на статью дохода. У гробниц святых до тех пор только живут его потомки или монахи, пока она приносить прибыл, привлекает поклонников; изсякнет доход –исчезли и охранители гробницы.

Деньги, жертвуемый на исправление и поддержку замечательных мест, идут в карманы тех, кому их дали. Ходжа –Ахрар (мечет и медрессе) по общему уверению мусульманских ученых округа, владела святынею, кораном Османа; листы этого корана омочены кровью халифа, убитого в то время когда он читал этот коран. Преданию нельзя верит8. Но не верим мы, европейцы, мусульмане же не имеют и тени сомнения в подлинности и священности ходжа-ахрарского корана. И тем не менее муллы этого медресе. На задумываясь, продали свою святыню на 100 рублей, да еще в придачу к нему (100 руб. даже показалось им очень большою платою за каран Османа) дали другой, небольшой коран, написанный тоже куфическими буквами и на коже газели.

Самаркандцы считают на своих кладбищах более 6000 святых; однако нечто у них не содержится в таком запустении, так небрежно, наполнения прахом святых кладбища; они даже не огорожены; нечего и говорит, что они не посещаются с религиозною целью.

Что касается до знакомства таджиков с кораном и шариатом, то в этом отношении, за весьма редкими исключениями, они полнейшие невежды. Коран и щариат плохо знают большинство муллы и казиев. Одни муфтии хорощо знакомы с шариатом, который дает им хлеб. Нам известно, что самый обыкновенные молитвы знают не все таджики.

Разбогатевшие купцы строят мечети и даже медресе исключительно потому, что о них по этому поводу будут долго говорит в народе; духовенство сделается их друзьями, народ будет относится к ним с большим уважением и их торговыя операции приобретут большую устойчивость; зякетчи не смеет не быт его другом, казий- покровителем. Постройки такие располагают в пользу жертвователя общественное мнение.

Таджики лучше других народов округа сознают выгоду казаться религиозными, и, по своей натуре, тоже лучше других умеют извлекать пользу из званий6 муллы, имам, казия, монашеского и проч. Таджик вмещает в себе лицемерную религиозность, царствующую в округ. Все, что ест пошлаго, грубо- обманчиваго, отвратительно в ханжах вообще, а у средне- азиатцев в особенности, все это сконцентрировано в таджиках – духовных, из всего этого состоит их религиозность… На сколько таджики овладели духовными местами в округе, лучше всего покажут цифры: в округе насчитывается свыше 2000мечетей, в которых не больше 50-60 мулл и имамов не из таджиков. Что касается до должностей казиев, то они, исключая Пейшамбе, заняты одними таджиками.

Нам проходилось слышат следующее рассуждение таджиков: "вы, русские, сильнее нас и если бы приказали нам переменит веру, то мы должны были бы исполнит ваше приказание. Мусульманство между нами введено тоже силой. Наш народ податлив; разве муллы не были бы согласны на перемену веры; на то они много учились, мусульманство дает их хлеб. Но вы оставили нам нашу веру и за это мы вам благодарны"

Все роды деятельности, имеющие место в округе, не только знакомы таджикам, но, в большинстве случаев, имеют в них лучших представителей, ла по некоторым из своих отраслей вместе с тем и единственных. Мы разберем таджика как земледельца, ремесленника, торговца и ученого.

Таджик земледелец

Таджик, будучи разбросаны по различным местностям округа, занимаются всеми отраслями земледелия: они хлебопашцы, садоводы, огородники и скотоводы. Но во всех этих случаях они, при первой выдавшейся возможности, только предприниматели, затрачивающие капитал, а не непосредственные деятели и не работники. Они сознают материальную выгоду владения землею и занятие земледелием, но сосредоточивать свои силы исключительно на нем, видеть все свое богатство только в земле – несообразно с их натурой, требующей большого круга деятельности и обладающей разносторонним способностям. Труд пахаря не под силу горожанину, да и таджик деревни не всегда сам пашет. К тому же наем работника узбека стоит недорого. Здесь мы сделаем не большее отступление, и скажем несколько слов о безземельных в округе, что будет относиться вообще ко всем народностям, его населяющим.

Во округе землевладельцев значительно меньше, нежели обыкновенно полагают. Отношение между поземельными собственниками и не имеющими земли, для целого округа. Пока вывести нельзя, по не имению достаточного количества данных этого рода. В частности же это отношение приблизительно известно нам для нескольких тюменей. В Чилекском, например, он равняется 3:1; в Ангарском =(4:1; в Шаударском9) не много выгодные, нежели в Чилекском. Все безземельные нанимаются в работники к владеющими землею на условиях, по уговору. Условия найма работника зависят от средств нанимающегося. Если он имеет быков или быка, или же семена, то условия один в противном случае другие; имеющие что нибуд из поименованного, нанимаются в половинщики, черекары, десятинники и пр., т.е и получают, по выделении подати, ½, ¼, 1/10, част урожая. Половину получает тот работник который затратил свои семена и вспахал землю своими быками.

Кроме того, част приходящегося работнику урожая уменьшается при большем количестве обработанной им земли. Не имеющий ни быков, ни семян по преимуществу нанимается за деньги и прокорм. Такой годовой работник, исполняющий, кроме полевых работ, еще и домашний (в зимнее время), получает от 12-20 рублей, имея свою одежду, по пищу от хозяина. Узбеков, ищущих работы, весьма много в округе.

Перейду к прерванному.

Имея возможность дешево приобрести работника из узбеков, таджик всю тягость полевых работ сваливает на него и на жен, а сам руководит ими и занимается посторонними делами.

Сам таджик обрабатывает землю только в крайнем случае, когда у него мало земли. Между ними тоже ест безземельные, но мы не знаем примера, чтобы таковые таджики нанимались для земляных работ: они обыкновенно делаются садовниками, конюхами, водовозами, прикащиками , мастеровыми, ремесленниками или мелкими торгашами, с основным капиталом в рубль или два.

Пашни, принадлежащия таджикам, всегда лучше узбекских. Они унавоживаются, обновляются, взрыхляются и засеваются тщательнее узбекских, хотя работают те же узбеки. На своих полях таджики сеют все, что по свойству местности и по количеству оросительной воды возможно сеять. У него не засеянных мест не бывает, чего нельзя сказать об узбеках. Кто бы ни был таджик: купец, духовное лицо или должностное, он, если ест к тому средства, наверно землевладелец; он отдает свою землю в аренду и часто по несколько лет ее не видеть, но всегда постарается отдать ее таджику же. Лучшие сады принадлежат таджикам, а виноградники, без преувеличения, одним им. Они разводят шелковичныя деревья всех сортов, т.е. балхи, марваришак, хосак, шатут и хоразмин и занимаются выводкой шелкопряда. Огородный растения всех сортов, употребляемый в Средней Азии, а также картофель и капусту, можно встретит по преимуществу на таджикских землях

Не упуская из виду ни одной отрасли земледелия, таджик, при благоприятный обстоятельствах, делается скотоводом; мы не говорим о гуртовщиках таджиках, скупающих мелкий скот-это дело торговое – а о таджиках, занимающихся разведением скота, пасущих его и вместе с ним кочующих. Такие полу-кочевники таджики находятся по южной границе округа и на восток от Пенджекента. Они исключительно разводят овец и коз. О количестве находящегося у них мелкого скота мы имеем весьма скудный, в потому опустим цифры.

1* ГРЕБЕНКИН А.Д.(18221024), известный ученый ориенталист.

ГРЕБЕНКИН А.Д .ТАДЖИКИ. РУССКИЙ ТУРКЕСТАН. СБОРНИК, ИЗДАНИЙ ПО ПОВОДУ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ, ВЫП.2. ПОД РЕД. В.Н.ТРОЦКОГО.Москва.,1872. Подготовлена С. Бобомуллоевым.

2Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

3Узбекский род " матан"" имеет много не который по преданию, сочинены еще в то время, когда они были в России. В одной из них говорится6 в Самарканде

4 О горных таджиках в этом очерке мы не будем говорит.

5Может быт было бы правильнее вместо "персидский язык" сказать: "наречие персидского языкаили-же "таджикский язык".?

6 Мы этим вовсе не хотим сказать что на узбекском языке преподают в медресе.

7

8 На коран впрочем видно что-то похожее на следи кровы.

9 В Шаударском тюмене находится город Самарканд, жители которого, при вычислении этого отношения, не приняты в соображение.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1346658240


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх