С.Бобомуллоев: Николай Ханыков о таджиках (к вопросу об этногенезе). Часть 2-я 09:22 04.09.2012
С.Бобомуллоев: Ханыков Н.В.* о таджиках (к вопросу об этногенезе).1 Част II
Чтобы составить некоторое представление о значении этнографических выводов, полученных путешественниками, позаимствуем из некоторых общих трудов по этой науке изложение основных черт, к которым прибегают для характеристики народов иранского корня. Обратимся прежде всего к краткому, но богатому ценными сведениями произведению г-на Омалиуса де Халлоя6, озаглавленному "О человеческих расах или элементах этнографии", а также к труду г-на Перти7 "Основные черты этнографии", заслуженно снискавшему в Германии славу весьма солидного исследования.
Причислив иранские народы к арамейской ветви, г-н Омалиус на стр. 36 главы "Общиеотличительные признаки" пишет: "Народы, которых мы объединяем под названием "арамейская ветвь", обычно черноволосы и черноглазы; их кожа более подвержена загару под воздействием солнечных лучей, чем кожа европейцев; они среднего роста, и у них выразительные лица". Далее, на стр. 43, читаем: "Народы иранской семьи, подобно народам семитической семьи, достигли в древности уровня развития, который затем скорее упал, чем повысился. Мы уже сообщили, что их языки принадлежат к группе, названной лингвистами индоевропейской; считают, что эта группа языков зародилась на персидских и туркестанских плато, откуда они, по-видимому, распространились в Индостан и Европу. Однако мы склонны полагать, что упомянутые языки, наоборот, появились в Азии благодари европейцам, предпринимавшим, по всей вероятности, завоевательные походы в этой части Земли в доисторические времена; им,очевидно, удалось в значительной степени видоизменить язык покоренных народов, с кото-
рыми они смешались". Наконец, на стр. 44 сказано: "Вообще таджики хорошо сложены, их отличают густые черные бороды; по характеру – это веселые, остроумные, деятельные люди,но легкомысленны, любят роскошь и торжественность обрядов".Г-н Перти относит персов к арийско-океанической расе, представителям которой, по его мнению, присущи следующие основные особенности: "Овальной формы голова, открытый лоб, выступающий нос; скулы на щеках либо небольшие, либо едва заметны. Глаза продолговатого разреза, часто голубые, волосы светлые, каштановые и черные, бороды густые, кожаболее или менее светлая, на щеках румянец" (стр.70). А на стр. 82 и 83 написано "Персы, или таджики (как они ими себя называют), – весьма распространенный в Азии народ. Они расселились на Иранском нагорье до реки Инд; их встречают даже в Туране и в западной части Верхней Азии. Они основали поселения в России и в Сибири... Таджики, проживающие в современной Персии, среднего роста, светлокожи, с живым и острым умом. Они вежливы, но в их характере вследствие подчинения деспотической власти выработались черты лживости,угодничества и плутовства, склонны к чувственным удовольствиям".
Физические особенности иранской расы
"Большая часть Персии населена полукочевыми народами; они переходят с места на место, живут в палатках и возделывают землю, используя труд своих рабов и слуг: это иляты, или кочевники. В большинстве своем они не являются персами; некоторая часть представлена тюрками, другие ведут свое начало от монгольских орд или афганцев, и, наконец, есть такие, происхождение которых точно не выяснено. Города и окрестности заселены исконно персидским народом, который повсюду называют таджиками, а не персами. Действительно, таджики - чрезвычайно известный и очень распространенный на Востоке народ. Они прожинают не только в городах Персии, но также в городах Трансоксании и повсюду на равнинах, подвластных узбекским татарам. Существует мнение, что таджикские поселения встречаются на территории вплоть до границ Китая или по крайней мере до Тибета. Сэр Дж. Шарден, наиболее знаменитый из всех путешественников по Персии, склонялся к мысли, что древние персы, подобно монголам, были уродливы и не являлись одаренным народом и что тип красивых людей, столь распространенный среди современных персов, унаследован ими от черкесских и грузинских наложниц. Возможно, этим мнением он обязан илятам, которых он спутал с персами".
Далее, процитировав в подлиннике отрывок из Шардена, только что приведенный нами, Причард продолжает: "Ничто не может быть так далеко от истины, как догадка уважаемого и опытного путешественника. Ему возразил сэр В. Оузли, заявивший, что в се древние авторы, касавшиеся данного сюжета, единодушно отмечают красоту и исключительную пропорциональность форм персов и мидийцев. Они говорят, что эти народы отличаются красотой и гармоничным телосложением, а Аммиан Марцеллин2 пишет о Персии как о стране, "где женщины особенно красивы".
Современные таджики, или собственно персы, называемые тюрками кызылбаши, слывут исключительно красивым народом; у них удлиненные, овальной формы лица с правильными чертами, черные, красивого рисунка брови, большие черные глаза - "глаза газели", что среди жителей Востока служит признаком исключительной красоты.
Жителей персидского корня, проживающих в восточных провинциях Персии, именуют в настоящее время обычно таджиками. Термин этот, совершенно отсутствующий на западе Персии, начинает входить в употребление в качестве обозначения определенной категории населения в Восточном Хорасане, в Систане, Герате и в Афганистане; общепринятым он становится применительно к каждому человеку, персу по крови, лишь на берегах Оксуса и за этой рекой. Правда, это слово, но в сокращенном виде, известно и жителям запада Персии: на северо-западе, например, "татами" называют аборигенов областей, подпавших под владычество тюрок. Первым из европейцев, кто оставил какие-то упоминания обо всем этом, был, по-моему, Пьетро делла Балле. Вот что он, в частности, пишет во втором томе своего труда (стр. 468 и 469 французского перевода 1663 г.): "Привилегированное сословие (я имею в виду тех, кого называют кызылбаши и кто является воинами по происхождению) пополняется не из их среды (не из числа воинства), а создается исключительно из райятов, т. е. из вассалов, или тагов - людей, являющихся тем же, чем по нашим понятиям являются самые низы. На самом деле "тат" означает в Персии "простолюдин" - прозвище, распространяемое лишь на тех, кто не превратил в род своих занятий ни ношение оружия, ни служение при особе царя. Однако если мы внимательнее отнесемся к вопросу, то установим, что тат благороднее по происхождению, чем кызылбаш, поскольку действительно кызылбаши - это название определенной прослойки людей, появившейся и вскоре ставшей могущественной благодаря своей силе, прослойки, которая начала заявлять о себе, как я уже писал ранее, при царе Исмаиле Сефи. Что же касается татов, то так называют тех, кто происходит по прямой линии от действительно древних персов"3.
Мы поговорим о татах подробнее, когда будем касаться разновидностей первоначального типа иранцев в различных частях Персии, а также когда поведем речь о размещении персидских диалектов; сейчас же вернемся к таджикам.
Слово это, очевидно заимствованное от персидского существительного "тадж", или "корона", не упоминается ни у древних авторов, ни в ахеменидских надписях. Геродот говорит о дадиках, саттагидах, гандариях и апаритах, объединенных в седьмой округ с установленной для них податью в 70 талантов (здесь опечатка; у Геродота-170 талантов. - Пер.), выплачиваемых Сузам. Последнее обстоятельство вынуждает нас разместить их на западе империи Дария, тем более что их подразделением в армии Ксеркса командовал сын брата Дария - Артабана. Тем не менее я, подобно Хаммеру (см. его "Венский ежегодник", т. LIII, стр. 25), весьма склонен принять их за таджиков, так как Геродот в своей "Истории" (кн. VII, разд. 66) сравнивает их по характеру вооружения с бактрийцами. Я же еще более склонен усмотреть этот термин в греческом слове πασικαι, которым Птолемей (см. кн. VI, гл. XII, стр. 422)4 обозначил народы, жившие у Оксийских гор. Если предположить (а такое предположение вполне возможно), что переписчики спутали букву т с буквой я, то понятно, как вместо слова πασικαι (бесспорно являющегося единственно возможным образчиком правильного написания по-гречески названия "таджик") в произведении греческого историка оказалось лаэдои. Подобная догадка кажется мне тем более вероятной, что и Дионисий Перигетский5 (на что уже указывал Риттер в "Землеведении Азии" на стр. 714 седьмого тома) упоминает о таджиках, называя их τασικοί.
Древнейшее упоминание этого слова сохранили для нас китайцы. Дегинь6 в "Истории гуннов" (т. II, стр. 51), рассказывая о событиях 122 г. до н. э., отмечает, что полководец Чан-Кяо, посетивший западные страны по отношению к Китаю, составил по возвращении обстоятельное описание виденного. "К западу от Гань-си, - говорится у Дегиня, - согласно указанному описанию, находилось царство Тяочжи, местоположение которого соответствует Персии. Говорят, что это царство расположено неподалеку от Западного моря; без сомнения - это Персидский залив. Там произрастает много злаковых и водится птица, несущая очень крупные яйца. В древности народами этого царства управлял принц, но в дальнейшем Гань-си (Аньси - Парфия?) покорила их и низвела царство до положения провинции. Вот что парфяне сделали с Персией".
Благодаря исключительной обязательности г-на Станисласа Жюльена, обратившего мое внимание на процитированный отрывок Дегиня, я могу существенно дополнить заключающиеся в нем ценные сведения. Руководствуясь чувством благожелательности, присущей истинным ученым, для которых интересы науки превыше всяких других соображений, знаменитый французский синолог любезно уделил мне несколько часов для работы в Императорской библиотеке; мы вместе прочли тексты о западных территориях, которые содержатся в Пьен-и-тьен, или истории известных китайцам чужеземных народов. Привожу здесь составленное под его диктовку резюме, и, хотя этот сюжет уже затрагивался г-ном Нейманом (см. Азиатские исследования, т. I, "Персы"), а затем К. Риттером (Землеведение, т. VII, стр. 716 и далее) и г-ном Потье (хоть и бегло, но коснувшимся этого вопроса в своей значительной работе о сирийско-китайской надписи Сиань-Фу), полагаю, что мне будут признательны за привлечение внимания известного члена Института к разбираемой теме.
Связи Китая с Персией при Сасанидах, о чем восточные авторы дают абсолютно неполное представление (см. Масуди в переводе Барбье де Мейнара и историю Сасанидов, составленную К. П. Паткановым на основе работ армянских историков, стр. 22), в действительности были весьма оживленными. Между 455 и 518 гг. и с 638 по 771 г. - год последнего упоминания в китайских летописях о стране Посе (Персия) и о тяочжи (таджиках) - персидскими царями был отправлен ряд посольств к императору Китая. И не только посольства беспрерывно сменяли друг друга при императорском дворе; члены царской семьи отправлялись к китайскому двору в поисках поддержки против преследований арабов.
Указанные даты весьма знаменательны. Начало первого периода совпадает с нашествиями гуннов и тюркских племен на государство Сасанидов, а также с первыми междоусобными войнами, вспыхнувшими среди представителей этой династии в связи с кончиной Йездегерда II7. Бахрам V, по прозвищу Гур8, своими силами оттеснил иноземцев, а его сын решил прибегнуть к помощи могущественного восточного соседа.
Исторические факты о Персии в китайских летописях немногочисленны, но они любопытны и в делом довольно точны; во всяком случае, они гарантируют достоверность других интересующих нас сведений как о стране, так и о ее жителях. В них мы читаем, что в 618 г. "...тукюеский Шеху Хан опустошил Босы (Посе. - Пер.), убил государя Кусахо; на его место поставлен сын его Шила. Шеху послал своего наместника для надзора. По смерти Шили Босы не захотело зависеть от тукюесцев, и правительницею доставили дочь Кусахо. Тукюесцы и ее убили. Шилиев сын Даньгэфан, (Иданчи. - Пер.) бежал в Фолинь, но персияне вызвали его и возвели на престол. Им начинается отрасль Иданьского Дома. По смерти его поставлен Ицысы, племянник от старшего брата. Между 656-660 гг. государя Персии убили таши. Сын его Билус обратился за помощью к императору, но Гао-цзу извинился, сославшись на то, что отдаленность пути не дозволяет ему предпринять похода" (перевод дан по кн.: Н. Я. Бичурин (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, М.-Л., 1950, т. II, стр. 327. - Пер.).
В географическом описании Си-юй, или Западного Края, этот примечательный факт изложен еще подробнее. Здесь мы читаем: "Исеи (у Бичурина - Ицысы. - Пер.) не царствовал, он был изгнан старейшинами и бежал к тохарам. На половине пути таши напали на него и убили. Сын его Пилус (у Бичурина - Билус. - Пер.) спасся бегством в страну тохаров. Он отправил посланников к императору с мольбой о помощи, но Гао-цзу, который не сумел послать свои войска по причине дальности расстояния, принес свои извинения. Таши предприняли ряд набегов, но жители Тохара (у Бичурина - Тухоло. - Пер.) оказали им решительный отпор".
Невозможно более точно рассказать о последних годах правления династии Сасанидов. Кусахо - это, очевидно, Хосров Парвиз, царствовавший на протяжении 38 лет, затем низложенный и убитый в 628 г. Его сын Шили - это Широе; он с помощью тюрок сверг и убил своего отца, но царствовал недолго. Дочь Хосрова, о которой идет речь в китайских источниках, - это, бесспорно, Боран, правившая, согласно Масуди, полтора года и основавшая святилище Селм в Ираке. Что касается Иданчи, то это, по мнению Масуди, Фируз Хошененде или, как правильнее передает это имя Мирхонд, Чашененде; это же подтверждает и транскрипция данного имени китайскими летописцами. Наконец, Исеи - это не кто иной, как последний Сасанид Йездегерд III9, убитый во время вторжения арабов, или тази, в 651 г. по приказу Калеба, командующего войсками халифа Абубекра.
Обычно мусульманские историки на этом прерывают повествование. Китайские же летописи дают нам возможность установить, что потомки Сасана почти до конца VIII в. не теряли надежды вернуть трон своих предков с помощью китайцев. Таким образом, Пилус (Билус), о котором шла речь в процитированном отрывке, есть не кто иной, как Фируз - один из двух сыновей Йездегерда. Кроме того, мы узнаем, что между 661 и 663 гг. император пожаловал ему титул правителя Персии, а в ответ на его жалобы о набегах таши китайское правительство отправило "в Западный Край уполномоченных, которые разделили его на округа и уезды. Город Нилин (Быть может, это Зерин - город в Систане, упоминаемый Истахри (см. его труды в переводе Мордтмана, стр. 444). Во всяком случае, я допускаю, что индо-сасанидские монеты, описанные Принсепом, Лассеном и др. (Лассен. К истории греческих и индо-скифских царей, стр. 108), относятся к эпохе, когда последние сасанидские принцы закрепились на северных окраинах современного Афганистана, и нет надобности для объяснения наличия этих монет в Бехраме прибегать к гипотезе о существовании второй ветви Сасанидов, правившей в Кабуле) был означен в качестве резиденции правителя Персии. В это же время Фируз получил военный чин ду-ду (главнокомандующий), что, однако, не помешало таши изгнать его из его владений.
В 670 г. Фируз направился ко двору императора, где оставался до 673 г. и был возведен в чин "генерала правой руки". Наконец, в 679 г. китайцы предприняли военную демонстрацию в защиту сасанидских принцев: император приказал своему военачальнику Фей Цзин-цзяо (у Бичурина - Пхэй-Хин-Гянь. - Пер.) сопровождать сына царя Персии Ни-не-се (у Бичурина - Нинйешы), чтобы восстановить его на троне предков. Войско дошло лишь до Су-хе (у Бичурина - Суй-йе) - города в стране Аньси (Парфия). Отсюда оно было вынуждено двинуться в обратный путь, а китайский протеже отправился искать убежище к тохарам.
Надеюсь, мне простят этот исторический экскурс как по причине новизны содержащихся в нем фактов, так и потому, что с их помощью мы выявили следующее: уже при Сасанидах на протяжении двух довольно длительных периодов (один равняется 63 годам, другой - 30) население северных провинций империи находилось под очень сильным воздействием жителей Турана.
Сведения, собранные китайцами о географии Персии и о том, что она производит, а также о нравах населяющих ее народов, можно суммировать в нескольких словах. Государство Поласе расположено к западу от реки Таго; с востока оно примыкает к Тохаристану (провинция Хульм) и к Кану (Согдиана); на севере его соседями являются тюрки - коса (гузы, саки, современные кайсаки); с запада и с юга оно выходит к морю. Страна эта расположена к северо-западу от Анге-ке-лу, от которого, в свою очередь, в том же направлении находится государство Фолинь (Византийская империя). Согласно одним источникам, столицей Поласе считалась Со-ли, расположенная к западу от Чоуми (у Бичурина - Нюми. - Пер.), древнего государства Тяочжи. По другим источникам, этой столицей была Су-ли-са-танг-на, имевшая в окружности 40 ли (4 лье); стояла она на крупной реке и занимала обширную территорию.
Первым из этих двух городов должен быть, по-моему, Сари, расположенный к западу от Джейхун-мерз10, или от берегов Оксуса - древней страны таджиков с протекающей через нее довольно значительных размеров рекой Теджен. Что касается Со-ли, то, как мне кажется, это иная транскрипция того же самого названия; частица же "са" идентична "шехр", а с помощью окончания "танг-на", как мне кажется, намеревались передать персидское слово "Табаристан". (Это также может быть и Суристан - название, которое иногда давали географы Востока Арабскому Ираку, о чем сказано у г-на Рейно в его великолепной статье об Индии (стр. 158). В таком случае географические сведения, сообщенные китайцами о Персии, полностью соответствовали бы объяснениям, предложенным г-ном Потье в примечаниях 2 (стр. 57) и 4 (стр. 58) к его ученой записке о сирийско-китайской надписи о Си-ань-фу - несторианском памятнике, датируемом в Китае 781 г. н. э. (Париж, 1858. "Записка" опубликована на основании материала, помещенного в "Анналах христианской философии" за 1857 г., издаваемых г-ном Бонетти). Единственная трудность, с которой мне пришлось столкнуться при отождествлении Таго из китайских источников с р. Карун, заключается в следующем: по утверждениям китайцев, Персия находилась к западу от этой реки, тогда как согласно съемкам, осуществленным лейтенантом Селби в марте и апреле 1842 г., известно, что означенная река течет почти прямо с северо-северо-востока на юго-юго-запад и что земли, заселенные персами, находятся к востоку, а не к западу по отношению к ее течению).
Страна плоская и ровная; климат, по сообщениям некоторых, жаркий и влажный (sic!), что может отвечать действительности, если сообщавший эти сведения посетил Персию со стороны Басры или если он побывал в Гиляне и Мазендеране. В стране добывается и производится золото, серебро, самородная медь, кораллы, янтарь, сердолики, превосходный жемчуг, стекло, хрусталь, сталь, алмазы, медь, олово, киноварь, соль, красящие вещества, ртуть и т. д. Там собирают душистую смолу, перец, дикий мед, занимаются шелководством и хлопководством. Злаки и мир птиц почти те же, что и в Китае, но там не знают риса (Таким образом, культура риса до введения ислама в Персии не была известна)..
Мир четвероногих также весьма сходен с китайским, стой лишь разницей, что в Персии встречаются львы, белые слоны и страусы, которых китайцы описывают (похожими на верблюдов, но с крыльями, хотя высоко взлететь эти птицы и не могут. Пишут они и о верблюдах, способных проходить в день 700 ли (70 лье), превосходных лошадях, ослах и крупных мулах.
Все сказанное соответствует истине, включая и сведения о скорости передвижения верблюдов: в Белуджистане и поныне встречаются дромадеры, проходящие значительные расстояния за небольшой отрезок времени. Нет ничего удивительного в том, что китайцы поверили; будто родиной слонов являлась Персия. Нам ведь известно, что уже во времена Ахеменидов этих животных использовали в персидской армии. Более того, из Масуди мы знаем, что Хосров Парвиз владел тысячей слонов белее снега, отдельные экземпляры которых достигали 12 локтей высоты ("Золотоносные поля", т. II, стр. 230).
О жителях Персии китайцы сообщают следующее. Мужчины высокого роста, собирают волосы в пучок на макушке, и некоторые так и ходят, у других же на голове шапочки. Одежда на них хлопчатобумажная и шерстяная, черного и белого цвета либо зеленого с белым, но всегда отделанная штофом; надевается через голову. Женщины носят длинные рубашки и просторные епанчи; волосы спереди собраны в пучок, впрочем, у некоторых они свободно ниспадают на плечи. В качестве убранства в волосах - золотые и серебряные цветы, а также разноцветный бисер. При женитьбе персы не соблюдают различия между невестами из благородных и из простого сословия; они даже не придают значения родству и могут жениться на сестрах (Весьма любопытным представляется сообщение Ханвея о том, что обычай жениться на сестрах давно исчез в Гиляне; а еще в XVIII в. помнили о его существовании). Среди иноземцев персы самые развратные. Их язык отличен от языка других народов, а письмо совсем не похоже на письмо других иноземцев и называется ну-шу. Они поклоняются духу Огня и приносят жертвы Небу, Земле, Солнцу, Луне, Воде и Огню. Правая сторона считается в Персии более почетной, чем левая, а когда персы здороваются друг с другом, то касаются бедра (Манера приветствовать друг друга, наклоняясь в сторону и касаясь бедра или икры ноги, в Персии в ходу и поныне). Трупы умерших относят в горы. Лица, занимающиеся погребением умерших, считаются нечистыми; живут они вне пределов городов и когда приходят туда, то дают о себе знать звоном бубенчиков. Траур длится месяц. Новый год начинается с шестой луны. Особенно чтут седьмой день седьмой луны и первый день двенадцатой луны. В эти дни ходят друг к другу в гости, и застолье сопровождается музыкой. Персы весьма искусны в изготовлении различных тканей, а также ковров как с длинным, так и с коротким ворсом. Их продукция высоко ценится в других странах. Они умеют возделывать землю при искусственном орошении в условиях громадных пространств, занятых песчаными пустынями. Не способствуют развитию образованности. Во второй день первой луны приносят жертвы своим предкам. Судебное разбирательство происходит в специальном помещении, но приговор не записывают, а ограничиваются его оглашением. Меры наказания чрезвычайно суровы; за тяжкие преступления вешают на жердях и убивают, выпуская стрелы из лука (По-персидски это называется "тнрборан" - "дождь из стрел"). Иногда отрезают нос и ступни ног. За менее серьезные преступления осуждают на пожизненное заключение, обривают голову или остригают полбороды, на шею вешают табличку. За связь с женой человека из благородного сословия мужчину высылают, а у женщины отрезают уши и нос. Подать выплачивается соответственно доходу с земли серебряными монетами. Этой же монетой пользуются и в торговле. Солдаты вооружены латами, копьями, самострелами, луками со стрелами. В сражениях участвуют слоны, за каждым из которых следуют по сто солдат. Персы подчинили себе все дикие народности западных земель.
Первым царем персов был Посенье (Пури-Сасан?), потомок великих юэчжи (скифы). Местные жители называют царя Ицзянь-ки или Ардзаки и Фанг-ny-co. Сыновей царя именуют Шае (шахзаде). Среди государственных чинов укажем: 1) мохутань (мобедан-мобед)11 ведает судопроизводством; 2) хонихань ведает царской казной; 3) кинтиу заведует делопроизводством; 4) гелохади ведает внутренними делами во дворце; вероятно, это άλαβριτπς по Ктесию или хезарапет - согласно трудам армянских авторов (см.: Патканов, стр. XVIII); 5) сюбобу ведает войсками и лошадьми; очевидно, это сипехбед.
Владетель избирает в качестве наследника того из своих детей, кого он считает достойным. Втайне записывает его имя на листке бумаги, запечатывает в конверт и прячет в сокровищницу. Распечатывают письмо после смерти царя. По оглашении воли покойного другие его дети покидают дворец; их высылают на окраины, и они никогда не видятся со своим царствующим братом. Владетель имеет также около десятка небольших дворцов. Ежегодно в четвертую луну он отправляется в поездку по своим дворцам и возвращается лишь во время десятой луны.
Эти разнообразные сведения, собранные нами воедино, фигурируют в китайских хрониках между 122 г. до н. э. и 639 г. н. э., на протяжении почти восьми веков. Нельзя не отметить, что в древних источниках персов чаще именовали тяочжи, а не посе. Лишь позднее, когда китайцы проникли в западные провинции страны, они начали называть местных жителей (не делая различия между ними) посе или тяочжн, что является подтверждением того, что в те отдаленные времена (как и в наши дни) термин "таджик" был более распространен на востоке, чем на западе Персидской империи.
Почти европейский облик жителей Персии не ускользнул от внимания китайцев: у Сюань Цзаня можно прочесть, что в отношении нравов жители Фолиня (Византии) похожи на жителей Персии, а конституция их тел, черты лица и язык несколько отличны.
Средневековым авторам, как арабским, так и европейским, по-видимому, было неведомо слово "таджики". У персидских авторов, насколько мне представляется, оно появилось лишь в эпоху Тимуридов, что почти исключалось бы, если бы этот термин означал генетическое понятие, т. е. название народа.
В последнее время всячески стараются усмотреть в хузварешском12 слове "тазик", соответствующем персидскому "тази", синоним слова "таджик", хотя нет никаких оснований предполагать, что слово "тадж" со всеми его производными, такими, как "таджик" (венчик), "тадждар" (имеющий венец) и "таджвер" (венценосец), менее древнее, чем слова "тази", "таз", "тазьане" и др. Мнение самих таджиков, по- видимому, дает на это право. Подобно лейтенанту Вуду, я тоже слышал из уст бухарских таджиков несколько видоизмененный рассказ, похожий на тот, который они поведали отважному исследователю истоков Оксуса. Заявив о том, что таджики - это персы, английский путешественник пишет так: "Таджики сами называют Аравию и окрестности Багдада местами первых поселений своих предков; а поскольку это мнение является довольно распространенным, то оно заслуживает некоторого внимания. Таджики считают, что их название происходит от слова "тадж" (венчающий голову) и что так называли их предков будто бы за то, что они похитили этот символ царственной власти с головы Мохаммеда. Однако они слишком многочисленны, чтобы их можно было принять за потомков арабских воинов, вторгшихся в эту часть Азии в первом веке хиджры" ("Поездка к реке Оксус", стр. 259-267).
Для опровержения семитического происхождения таджиков соображения было бы явно недостаточно, если бы не имелось других, последнего значительно более серьезных. Но прежде чем приступать к их изложению, полагаю необходимым отметить, что достоверного имеется в сведениях, собранных г-ном Вудом среди таджиков Центральной Азии, тем более что это поможет нам объяснить, каким образом среди таджиков зародилось и поддерживалось предание об их арабском происхождении.
Упорное преследование Хаджаджем потомков Пророка в Месопотамии на протяжении последней четверти первого века хиждры вынудило многих сеидов (сейидов) 13 из Куфы, Багдада, Басры и других мест переселиться в Трансоксанию. В числе наиболее известных среди них был сеид Сулейман, сын Абдуллы Хеддада и правнук Зейн аль-Абеддина. Он выселился в Ургенч, где женился на сестре сеида Махмуда, по прозвищу Энджири Фехнови, похороненного в Пирместе, около Бухары. От этого брака родилось двое братьев-близнецов, названных отцом в честь сыновей Али14 Хасаном и Хусейном, а также дочь. Она вышла замуж за бухарского сеида, родила сына по имени Эмир-Кулал, от которого пошла ветвь сеидов кулали, весьма многочисленных в Бухаре и Вабкенде. У Хасана не было детей, Хусейн же имел двоих сыновей. Старший - Джелал положил начало сеидам Кабула и Афганистана, а потомки младшего - Кемаля основали род бухарских сеидов, известных под названием "сеиды хурд", или малые сеиды. Наконец, третья ветвь сеидов Трансоксании - сеиды ата также происходят от потомков Пророка, бежавших за Оксус от преследований Хаджаджа. Все эти ветви смешались с таджиками, и естественно, что семьи, состоявшие в родственных отношениях со знаменитыми пришельцами," пользовались особым уважением.
Подобное положение вещей сохраняется и поныне, и нет ничего удивительного в том, что почти все таджики претендуют на арабское происхождение, поскольку это обстоятельство в сочетании с тем, что их предки ведут свое начало по прямой линии от Мохаммеда, не только обеспечивает им почетное превосходство, но и освобождает от податей и от обязанностей поставлять солдат в армию.
Таким образом, бытующее среди таджиков мнение об их происхождении из района Багдада не совсем лишено основания, но его следует распространять не на все таджикское население, а лишь на небольшую часть. Впрочем, подобная версия не является всеобщей, и мы знаем из труда Массона (Путешествие в Белуджистан и Афганистан т. I, стр. 217), что таджики из Биджара (имеется в виду Баджаур. - Пер.) ведут свой род от героев эпохи Кейанидов15.
Высказав мысль о том, что лишь со времен Газневидов начинается трансформация живущих поблизости Гиндукуша народностей, и указав на тот факт, что некоторые из них укрылись в высокогорных долинах этого хребта, Лассен пишет: "Порабощенных называли таджиками - название, которое дается в восточных провинциях Персии древнему оседлому населению, занимающемуся земледелием и находящемуся в настоящее время в подчинении у других народов. Термин этот абсолютно не служит объяснением их происхождения. Их называют также дихканы, или сельские жители, и название это встречается не только в Лагмане, но также и в Свате, среди юсуфзаев, рабами которых они являются... Афганцы и узбеки называют их также парсиван... вероятно, по их разговорным языкам, являющимся диалектами персидского. Добавим, что их хозяева пользуются другими языками, а таджики из Кабулистана не везде говорят по-персидски" ("Изучение индийских древностей", т. I, стр. 426) (Последнее соображение, заимствованное боннским профессором у Эльфинстона16 , мною не рассматривается как абсолютно верное. Таджики всюду говорят по-персидски, на что, впрочем, указывает прозвище "парсиван", что означает не что иное, как сокращенное "парси-зебан" - "говорящий по-персидски").
К этим многочисленным синонимам слова "таджик" прибавим еще одно - сарт (так их называют в Хиве), и, подобно знаменитому немецкому ученому, мы также заключаем, что и оно не решает вопроса об их происхождении. Со своей стороны, добавлю, что тадж (корона) был для последователей учения Зороастра тем же, что крест у христиан и сал- лах, или тюрбан, у мусульман, т. е. внешним знаком отличия последователей этой веры от инаковерующих. Уже Масуди (т. II, стр. 108) указывает на тот особый смысл, который придавали персы обычаю ношения короны; но даже вне зависимости от этого свидетельства, достойного всяческого уважения, отметим, что все ритуальные книги гебров служат подтверждением сказанному. Вот почему слово "таджик" столь распространено на истинной родине учения Зороастра - учения, которое утвердилось в Бактрии задолго до того, как ему удалось проникнуть на Запад, где даже во времена Камбиза персы не могли более выносить магов (Геродот, кн. III, разд. 79)17.
Но, как мне кажется, наиболее убедительным доказательством различия слов "тази" и "таджик" является то, что оба они существовали уже во времена Аршакидов и Сасанидов, т. е. до вторжения арабов-мусульман, и что первое транскрибировалось китайцами как "таши", а второе - как "тяо чжи". Но если слово "таджик" у персов, подобно "салеби" или "бену-салиб" у арабов, означало религиозную принадлежность, то ясно, что в первый период утверждения мусульманства ни вновь обращенные, ни те, кто оставался верен культу огня и кто подвергался преследованиям за это верование, не осмелились бы назвать себя именем, столь ненавистным их завоевателям. Вот чем я объясняю отсутствие этого термина в сочинениях арабских авторов первых веков хиджры и появление его вновь в момент, когда ислам был уже достаточно силен, чтобы название секты, ставшее названием народности, смогло бросить на него какую-то тень. Однако, несмотря на то что на протяжении тринадцати веков среди таджиков господствовал ислам, этой религии не удалось полностью искоренить среди таджикского населения традиционного обычая поклонения огню. С какой бы стороны вы ни проникали в пределы Хорасана, будь то с севера (из Мазендерана) или с запада (из Ирака), вас поражает обычай, нигде дотоле не встречающийся. Когда деревенская депутация выходит для оказания почетной встречи путешественнику, то один из ее членов несет (как зимой, так и летом) жаровню с горящими углями. По мере продвижения к востоку проявление этого древнего культа все более учащается. Вот что мы читаем у Вуда на 333-й странице цитированного труда: "Я уже имел случай упомянуть, с каким отвращением жители Бадахшана дуют на свечу, если нужно погасить ее; здесь (как и в Вахане) можно обнаружить следы религии Зороастра. Ваханец считает дурной приметой гасить свечу, подув на нее. Он предпочтет махать рукой в течение некоторого времени перед зажженной сосновой лучиной, заменяющей ему свечу, чем прибегнуть к более действенному, но для него более тягостному средству".
В моем описании Бухарского ханства на 208-й странице я также упомянул о некоторых поверьях среди таджиков этого владения, в чем нетрудно признать отдаленные отголоски давно исчезнувшего культа. Таков, например, праздник, отмечаемый каждую весну и известный под названием "чаршамбеи сунни". После захода солнца зажигают костры и прыгают через пламя. Хотя название его и связано с исламом, праздник противоречит догмам последнего и строго преследуется духовенством. Таково и врачевание больных у огня: сначала их трижды обводят вокруг зажженного костра, а затем заставляют столько же раз перепрыгнуть через пламя. Если же больной очень слаб и не в состоянии выполнить всех предписаний, то в помещении, где он находится, зажигают факел (по-местному "машал". - Пер.); больной должен смотреть на пламя, а тем временем его слегка постукивают по спине и приговаривают, чтобы изгнать болезнь: "Ступай в пустыни, ступай в озера".
Добавлю к этому, что после рождения ребенка над его колыбелью в течение 40 ночей .прикреплена свеча, которая должна гореть до рассвета и отгонять от новорожденного злых духов. Кроме того, в народе популярна, особенно в месяц Рамазан, игра, называемая "аташ бази" - слово, означающее в Персии фейерверк. Участники разделяются на два лагеря, а в пространстве между ними зажигают нечто вроде бенгальского огня (по-персидски "мах-таби" - "лунный свет"). Каждая сторона старается завладеть им в дыму петард, летящих от участников игры.
Итак, на основании сказанного полагаю возможным сделать следующее заключение: слово "таджик", первоначально возникшее как термин собирательный, распространявшийся на первых огнепоклонников (как бактрийцев, так и прочих), ныне означает аборигенов персидской расы, сумевших сохранить, несмотря на многовековое засилье иноземцев и варваров, свой язык и некоторые следы древней культуры.
Если же это так, то нам следует попытаться (по возможности точнее) нарисовать портрет таджика и сравнить его с обликом представителей других ветвей иранских народов.
Можно назвать немного путешественников, побывавших в населенных таджиками и не близко расположенных странах. Но еще меньшему количеству из них пришла мысль сообщить хоть какие-то сведения об их физических особенностях, а если это и делалось, то в таких общих фразах, что этнографу не удавалось почерпнуть ничего полезного из этих описаний.
Первым таким путешественником и, бесспорно, самым просвещенным является Маунстюарт Эльфинстон. который получил возможность заняться изучением таджиков в Афганистане во время своего посольства в Пешавар в 1809 г. Результаты его важных исследований неоднократно издавались на французском языке, но всегда в кратком изложении, так что много интересных сведений и ценных наблюдений либо выпало совсем, либо приведено не полностью. Описание же таджиков выглядит особенно кратким, но, на мой взгляд, оно настолько интересно, что считаю необходимым перевести in extenso всю ту часть XII главы "Описания королевства Кабул", где он говорит об этом народе.
Отметив, что в Афганистане нет ни одной области, заселенной сплошь афганцами, английский автор приводит мнение султана Бабура о том, что население этого королевства в начале XVI в. было представлено разными племенами. В это время на равнинных пространствах проживали тюрки, аймаки и арабы. Население городов составляли таджики, пашаи и парачи. Наконец, горы были во власти хезарейцев, тогдери (в "Иране" К. Риттера, стр. 517 - нукдери. - Пер.), афганцев и кафиров. В качестве разговорных языков эти народы пользовались арабским, персидским, тюркским, монгольским, хинди, афганским, пашаи, парачи; кроме того, наречием, на котором говорили гебры, а также бараки и деггани. Далее он пишет: "Состояние, в котором пребывают таджики, заслуживает того, чтобы вызвать наше любопытство; как я полагаю, оно может быть удовлетворено лишь за счет сведений, собранных мною по этому сюжету. Таджики не представляют собой единого народа, занимающего какую-то определенную территорию; они рассеяны отдельными группами по обширным пространствам Азии. На большей части земель, подвластных узбекам и афганцам, они живут среди узбекско-афганских племен. Оседлое население Персии также называют таджиками. Делается это для того, чтобы отличать их от татар - завоевателей этой земли, а также для того, чтобы не смешивать их с кочевыми народностями, являвшимися, по-видимому, персами по происхождению. Таджиков встречают даже в Китайском Туркестане, а на территории Каратегина, Дарваза, Вахана и Бадахшана они образуют независимые сообщества. За исключением этих изолированных и малодоступных мест и не считая некоторых других областей, о которых мы упомянем ниже, таджики нигде не живут компактной массой. Почти повсюду они смешиваются с народом-покорителем, перенимая у него, как правило, одежду и большую часть обычаев. Представляется, что в Персии, на просторах Афганистана и в стране узбеков они были предшественниками народов, господствующих там в настоящее время.
Термин "таджик" употреблялся в самом различном значении. Иногда им обозначали народности, смешавшиеся с тюрками или афганцами, но не имеющими ничего общего в происхождении с ними или скорее уходящими своими корнями к какой-то неизвестной расе. В других случаях им пользовались для названия народов тех стран, где говорят по-тюркски и на пушту, но где сохранилось и применение персидского языка. Поэтому слова "таджик" и "парсиван" - не особенно четкие термины для обозначения одних и тех же народов, проживающих как в Афганистане, так и в Туркестане.
Существовало много объяснений термина "таджик". Наиболее удачным, как кажется, является то, которое рассматривает его в качестве производного от слова "тазик" или "таджек" и с помощью которого обозначали понятие "арабы" в книгах на пехлеви. Это совпадает и с интерпретацией данного слова в персидских словарях, где таджик и араб, родившийся в Персии или какой-то иной, неарабской, стране - синонимы. Подобное мнение вполне отвечает гипотезам о таджиках, выдвинутым на основе современного состояния этого народа и с учетом истории стран, где они осели.
В первом веке мусульманской эры вся Персия и заселенные узбеками земли были захвачены арабами, принудившими население завоеванных территорий принять их религию, а также перенять в какой-то степени их нравы и язык. Афганистан подвергся нападению в тот же период, но здесь захватчикам никогда не удавалось добиться полного успеха. Они сумели покорить равнинные пространства, горы же оставались вне их власти: горцы на протяжении почти трех веков сохраняли свою независимость и оказывали противодействие укоренению ислама.
Территории, о которых идет речь, составляли некогда часть Персидской монархии, и вполне вероятно, что все существующие там разговорные языки являются производными от древнеперсидского. С полным утверждением закона Мохаммеда в этих странах языки их народов, естественно, претерпели влияние арабского и положили начало образованию новоперсидского. Таким образом, вполне вероятно, что был такой период в истории, когда арабы-завоеватели и персы-побежденные составляли единый народ, среди которого и следует искать предков нынешних таджиков. Все, что нам известно о прошлом Афганистана, вполне совпадает с данной гипотезой.
Действительно, из первых сведений об этой стране периода после вторжения арабов явствует, что таджики были хозяевами равнин, а афганцы (которых мы рассматриваем как аборигенов) господствовали в горах. С течением времени афганцы спустились, на равнины и почти повсюду низвели таджиков до состояния полной зависимости; лишь в некоторых местах, немногочисленных и естественно хорошо укрепленных, им удалось сохранить некоторую независимость.
Туркестанские таджики того же происхождения, но они оставались хозяевами своей земли вплоть до вторжения татар; население оказалось в состоянии рабской зависимости по отношению к завоевателям, и лишь жители горных провинций, сохранившие независимость, основали небольшие владения, такие, как Бадахшан (Нет надобности указывать на ошибку Эльфинстона, полагающего, что Бадахшан - это владение, заселенное независимыми таджиками), Дарваз и др.
Следует отметить, что повсюду таджики живут в селениях, занимаясь земледелием и прочими миролюбивыми делами. Еще и поныне они арендуют иногда участки земли в западной части Афганистана, где некогда, по всей вероятности, они являлись полными хозяевами этих земель. В настоящее же время они лишены достояния своих предков и обрабатывают поля в качестве либо арендаторов, либо поденщиков у хозяев-афганцев. Они живут в постоянном страхе за свое имущество - оно в любой момент может быть захвачено представителями более сильных племен, территорию которых они занимают. Однако благодаря особому покровительству, оказываемому таджикам со стороны правительства, такая опасность почти ликвидирована, и никогда таджики не подвергаются столь тяжким злодеяниям, как набеги или прямой гнет.
Таджиков, осевших на землях афганских племен, именуют там хамсая, т. е. ,,соседи этих племен"; другие же концентрируются в отдельных деревнях, население которых состоит исключительно из их соплеменников. В первом случае их положение похоже на то, о котором мы только что говорили. Что касается вторых, то среди них всеми общественными делами управляют старосты (кетхуда), избираемые общиной с учетом, однако, некоторых наследственных прав; во всех случаях избранная кандидатура должна быть утверждена правителем. Следовательно, власть кетхуды ограничена доброй волей главы государства и сводится большей частью к функциям сборщика налогов. Обычно избранное на эту должность лицо играет определенную роль при мирном разрешении не особенно серьезных спорных дел, возникших между его согражданами. Если же речь идет о чем-то важном, то такие конфликты передаются либо на разбирательство губернатору провинции, либо на рассмотрение соседнего кади18.
Таджики - миролюбивый народ, повинующийся правительству, которое находится у власти. Помимо земледелия они занимаются некоторыми видами торговли и производством изделий, не представляющих интереса для афганцев; в целом они наделены мягким характером, отличаются умеренностью и трудолюбием. Хотя они и очень похожи на афганцев, нельзя не отметить, что в процессе ассимиляции они переняли у них лишь хорошие качества. Таджики не принадлежат к числу воинственных народов, но за последние годы их роль как солдат значительно возросла и продолжает расти. По религии они - ревностные сунниты.
Ввиду того что таджики не особенно любят переселяться с места на место", а также в связи с тем что они мало приспособлены к отпору притеснениям афганцев, они же первыми и страдают от угнетения. Поэтому вполне естественны их недовольство существующей в стране обстановкой и их неоднократные жалобы на беспорядки в управлении. Когда же в стране царит спокойствие и правительство покровительствует таджикам, они в целом являются сторонниками Дурранийской династии. Вообще говоря, их отношения с афганцами довольно терпимые. Хотя афганцы и считают таджиков ниже себя, тем не менее никогда не проявляют надменности или пренебрежения. Даже брачные союзы между теми и другими - нередкое явление, а в торговых делах представители обоих народов часто выступают на абсолютно равных началах.
Таджики облагаются большими налогами по сравнению с афганцами, и с них требуют больше солдат для армии и милиции. Таджики преимущественно живут в городах. Так, они составляют основную часть населения в окрестностях Кабула, Кандагара, Газни, Герата и Балха. В малодоступных районах, таких, как земли хезаре, гильзаев и какаров, трудно обнаружить хотя бы одного таджика.
Все сказанное о таджиках может быть применимо, собственно говоря, лишь к тем из них, кто живет среди афганцев. Обитатели труднодоступных областей Афганистана отличаются от первых во многих отношениях. Начнем с характеристики некоторых особенностей кухистанцев, проживающих в Кабульском Кухистане. Округ этот ограничен с севера и востока снежными цепями Гиндукуша и их меридиональными ответвлениями. На западе он включает в себя часть Паропамизских гор и простирается до страны хезарейцев; на юге он спускается до Кухдомена, о котором только что шла речь. Территория Кухистана образована тремя вытянутыми долинами, а именно: Неджроу, Панджшер и Горбанд, в которые выходит множество узких каменистых ущелий. По каждому из них текут ручьи в основную долину, где сливаются, образуя общий поток - реку, носящую название этой долины. Через реки переходят по деревянным мостам, а берега названных водных потоков обычно являют собой те жалкие клочки возделанных земель, которые составляют ничтожную долю общей поверхности округа, занятой обрывистыми горами с хвойными лесами по их склонам.
На полях произрастает пшеница и некоторые другие зерновые; что особенно примечательно для столь высоких и холодных мест - это то, что здесь хорошо удаются культуры табака и хлопка. Основой питания населения служат плоды шелковицы, плантации которой весьма обширны. Тутовые ягоды сушат на солнце, затем делают из них муку, из которой пекут хлеб. Если судить по внешнему виду жителей Кухистана, этот продукт принадлежит к разряду здоровой пищи: согласно подсчетам г-на Ирвина, одна роща шелковицы может прокормить большее число людей, чем такое же поле, засеянное пшеницей.
Хотя население округа чрезвычайно разбросано по его территории, оно тем не менее довольно значительно и насчитывает обычно 40 тыс. семей.
В Кухистане имеется небольшая, но специфическая по своим природным условиям территория, чрезвычайно отличная от любого другого участка области. Речь идет о малой по площади пустыне под названием Рег-реван, или "движущийся песок" - место романтических приключений, описанных Абу-ль Фазлем19 .
Скотоводство не распространено среди жителей Кухистана, зато дикие животные должны там водиться в изобилии. Считают, что встречаются даже львы, во всяком случае, волки и леопарды - явление обычное. В изобилии распространены два вида пернатых - соколы и соловьи.
Дикая природа края способствует формированию у жителей черт характера, не свойственных другим таджикам. Они пребывают в некоторой независимости по отношению к правителю Кабула, а их собственным вождям нелегко ими управлять. Они отважны, мужественны и непокорны. Они настолько воинственны, что считают позором умереть в постели. Их солдаты обладают превосходными боевыми качествами, особенно в боях в горных условиях, но их отвага не находит себе лучшего применения, чем участие в междоусобных войнах. Редко они воюют деревня с деревней или племя с племенем, зато драки и отдельные убийства случаются довольно часто. Споры между деревнями округа, безусловно, серьезнее, чем что-либо иное, поскольку опустошение тутового поля является не более трудным делом, чем уничтожение пшеничного поля, однако причиненный ущерб куда серьезнее и на его возмещение требуется больше времени.
Вооружение жителя Кухистана состоит из карабина, запальных ружей, пистолета и кинжала. Некоторые вооружены коротким копьем и щитом. Одеты они в куртки, грубого сукна штаны черного цвета, полусапожки и небольшие шелковые шапочки.
Все кухистанские таджики - сунниты, поэтому они питают непримиримую ненависть к персам и ко всем шиитам вообще... Мне рассказали, что в Кухистане имеется племя пашаи, но, к сожалению, мне не удалось собрать каких-либо сведений из его истории. Несколько позже я установил, что Бабур20 упоминает пашаев в числе племен, говорящих на особом языке, совершенно отличном от языка других народностей этого края.
Другую ветвь таджикского населения составляют бараки21, живущие в районе Логара и частично Бутхака. Хотя они и смешались с гильзаями, все же образуют обособленное сообщество, управляемое вождем из их среды. Бераки считаются превосходными солдатами и во многом похожи на афганцев, вследствие чего по сравнению с прочим таджикским населением они пользуются большим уважением. В настоящее время их число достигает 8 тыс. семей. Все их предания сходятся на одном - время их обоснования в местах нынешнего обитания относится к эпохе Махмуда Газневи, т. е. к началу XI в. Некогда они владели более обширными пространствами, а что касается их происхождения, то о нем определенных сведений нет. Сами же они считают себя потомками арабов, а некоторые полагают, что их предками были курды.
Почти столь же важной составной этнической ветвью таджиков являются пурмули, или фермули. В большинстве своем они живут в Ургуне, в центре расселения хароти - народности, с которой фермули постоянно враждуют. Остальная часть проживает к западу от Кабула. По роду своих занятий они торговцы и земледельцы, тем не менее выделяют несколько отрядов в армию правителя и платят ему ежегодно подать. Не могу без больших сомнений (говорит г-н Эльфинстон в одном из примечаний) утверждать что-либо об их происхождении, хотя в том, что они сами говорят по этому поводу, как кажется, нет ничего неясного. Они претендуют на происхождение от халаджей, известных тем, что дали Индии королевскую династию; в остальном же об их прошлом мало что известно. Феришта22 считает их одним из афганских племен, мною же в одном из источников обнаружено, что они являются жителями речной долины у Халача, или Халаджа, помещаемого одними на р. Оксус, а другими - на северо-западе от Кандагара. Есть такие, кто отрицает существование города с подобным названием и кто заявляет, что халадж - это название религиозной секты, не имеющей ничего общего с названием какой-то народности.
К юго-востоку от Газни в деревне Сарде проживает небольшое племя сардехи. Все население Систана также можно отнести к таджикскому; таджиков встречают в большом количестве и в северной части Белуджистана, но не о них здесь речь. Тем не менее я должен отметить, что они включены в названный нами общий показатель численности таджикского населения Афганистана, равного 1 млн. 500 тыс. человек".
Вслед за Эльфинстоном некоторые сведения о таджиках - аборигенах Бухарского ханства - мы находим у барона де Мейендорфа23 , в результате путешествия которого внесено столько поправок в ошибочные представления о Трансоксании. В его произведении мы читаем следующее: "Физиономия таджика неизменно выражает кротость и глубочайшую безмятежность. Таким образом, хотя таджик по сути своей лжец, плут и скряга, его принимают за честного и добропорядочного человека... Таджики - самые безжалостные хозяева по отношению к своим рабам. Впрочем, они деятельны и трудолюбивы, проявляют большие способности в таких делах, как торговля, ремесла, земледелие. Кочевая жизнь их абсолютно не прельщает... Один образованный человек сказал мне следующее: "Таджики живут в Бухарин со времен Александра, и никогда у них не было вождя, избранного из их среды: они могут только повиноваться... Никогда таджик не брал в руки оружия, никогда он не защищал родину"" ("Путешествие из Оренбурга в Бухару в 1820 г.", Париж, 1824, кн. III, гл. III, стр. 193-194).
Г-н Вуд - быть может, из числа тех путешественников, кто дольше всех жил среди таджиков различных малых стран Центральной Азии и кто, бесспорно (после Эльфинстона), привел о них наиболее обстоятельные сведения. А посему полагаю необходимым извлечь из его труда, неоднократно мною цитируемого, все, что он говорит по этому поводу. Вот его слова (стр. 225-227): "Таджики - красивый народ кавказской ветви; повсюду, где бы их ни встречали, они говорят по-персидски, и, хотя в настоящее время они проживают и вне пределов некогда столь обширной Персидской империи, их прошлое ясно свидетельствует о том, что судьбы этого народа всегда были ближе к историческим судьбам названной империи, чем к истории какого-либо другого народа... Считаю жителей Кафиристана и других горных районов, земли которых, по всей вероятности, никогда не подвергались вторжениям иноземных захватчиков, принадлежащими к той же расе, что и таджики, а последних рассматриваю в качестве аборигенов территорий, где их обнаруживают в настоящее время. Жители упомянутых мною высокогорных районов пользуются особыми диалектами, но между ними и равнинными таджиками отмечается поразительное сходство. Что касается их различий, то они могут быть объяснены влиянием природной среды, а никак не отсутствием кровного родства. Речь идет о народностях Кафиристана, Читрала, Вахана, Шугнана и Рушана. В качестве наиболее вероятной гипотезы для объяснения различий в их языках является предположение о том, что они были вынуждены укрываться в необитаемых местах (где пребывают и поныне) во времена весьма отдаленные, которые либо предшествовали, либо приходились на период не позднее чем начало вторжения мусульман".
Далее он продолжает: "Из пятнадцати ваханцев, обмеренных мною, самый высокий имел рост 5 футов 7 1/4 английских дюйма (1 м 709 мм), а самый низкий -5 ф 1 3/4 английских дюйма (1 м 570 мм). У мужчин кожа более смуглая, поскольку они больше женщин бывают вне жилищ в любую погоду. Ни в чертах лица, ни в цвете глаз и волос не отмечается никаких особенностей; они очень напоминают таджиков.
Собаки по окраске большей частью черные или рыжевато-бурые; среди последних много пятнистых... Жилища ваханцев сходны с жилищами бадахшанцев с той лишь разницей, что очаг, находящийся у последних в центре жилья, заменен у ваханцев большой печью, наподобие русской, которая расположена в стороне и равномерно обогревает помещение" (стр. 372-374).
Ни Бернс, ни Жерар24 ни даже Моханлал 25 обычно столь внимательно относящиеся к внешности представителей обоего пола, не говорят о таджиках ничего особенного. Моханлал вскользь упоминает тех из них, кто проживает в Газни, ограничиваясь замечанием о том, что они некрасивы. Скудость сообщенных путешественником сведений вынуждает меня обратиться к моим собственным наблюдениям в Бухаре и Самарканде, а также в Гератской провинции, в Систане, Хорасане и даже в Тебризе, где у меня была возможность наблюдать многих представителей этого народа, направлявшихся в Мекку.
Обычно таджики высокого роста; глаза и волосы черного цвета; голова удлиненной формы, как у персов; благодаря тому что лобная кость между полукружными линиями височных костей у них шире, чем у западных персов, соответственно они имеют и более широкий овал лица. Нос, рот и глаза красивого рисунка, однако загнутые носы встречаются редко. Обычно они прямые, значительно более выступающие, чем у представителей монголоидных рас, но не в такой степени, как у южных и западных персов. Довольно большого размера рот, уши и ноги. Подобно персам, отличаются обилием волосяного покрова: у них не только густые бороды, но часто основательно покрыты волосами и грудь и руки. Скелет таджика значительно массивнее скелета перса, вследствие чего живой таджик отличается более тяжеловесными формами. Тонкие и стройные талии, столь свойственные конституции тел персов, среди таджиков почти не отмечаются. Кожа у них совершенно белая и тонкая, такая же, как у персов, и не потому ли она так же восприимчива к загару, если люди длительное время находятся в жарком климате, как и у их сородичей на Западе.
В массе своей таджики физически сильны, легко переносят серьезные лишения и могут длительное время работать без устали; однако как ходоки они значительно уступают персам. Впрочем, последнее обстоятельство носит чисто случайный характер и может проистекать единственно из того факта, что в местах их обитания лошади стоят дешевле, чем в Персии, и таджики могут позволить себе реже предпринимать дальние путешествия пешком. В дополнение к приведенному описанию считаю полезным присовокупить фотоснимки четырех таджиков, проживавших в 1864 г. в Каире; снимки эти я получил благодаря посредничеству генерального консула России в Египте г-на Лаговского .
Из всех изученных мною племен и народностей, принадлежащих к иранской семье народов, более всего приближаются к таджикскому типу гератцы, в особенности джемшиды и гебры; отметим лишь, что у первых рот обычно больше, чем у последних, а нос шире у основания. Гебры, почти во всем сходные с таджиками, имеют отличительную особенность среди них чаще встречаются люди с орлиными носами.
По мере удаления от стран с населением, сохранившим в своем облике типичные черты древних персов, мы отмечаем среди народов более изящную конституцию, но в ущерб росту. Так, среди индусов, афганцев, южных и западных персов средний рост 1 м 40 см - 1 м 50 см значительно более распространен, чем 1 м 70 см - 1 м 60 см, отмеченный г. Вудом в Вахане. Из 14 870 человек, жителей всех областей Персии, прошедших через русское генконсульство в Тебризе в 1857 г. для выправления своих видов на жительство, более трех четвертей были черноглазы и среднего роста, т. е. 1 м 30 см - 1 м 50 см. Череп в лобной части сужается, но он более выпукл; овал лица более удлинен, глаза большего размера; разрез глаз красивее, ресницы длиннее. Уши, рот и ноги меньшего размера. Ныне, как и во времена Геродота, все народы иранского корня отличаются обильным волосяным покровом; они черноволосы, а поперечное сечение волоса чаще всего имеет форму, близкую к овалу. Альбиносы в Персии, да и в Афганистане - редкое явление. На протяжении моих почти 15-летних странствий я встретил двух или трех, а г-н Массой, довольно долго находившийся в Афганистане, называет лишь одну женщину, на которую ему указали как на достопримечательность, говоря, что она, должно быть, "феринги" - европейка.
Таковы в общих чертах те видоизменения, которые претерпел персидский тип, рассматриваемый мною в качестве первоначального. Однако эти перемены совершались постепенно, и если житель Шираза совершенно не похож на бухарского таджика, то нельзя того же сказать о народностях, занимающих промежуточное положение между первыми двумя. И мы видим, что нос у афганца еще довольно широк у основания, кончик носа не заострен, как у западных персов, а как бы срезан на довольно широком месте. Нижняя губа в большинстве случаев очень толстая, зато руки, особенно пальцы, удлиненной формы. Глаза горизонтально посажены, удлиненного разреза, но менее открытые, чем у персов, а густые ресницы придают взгляду афганца какое-то суровое и недоброжелательное выражение. Чаще всего у афганцев короткая шея, благодаря чему голова кажется как бы вдавленной в плечи; стан более гибкий, чем у таджиков. Кожа у тех афганцев, которые живут вне резких температурных колебаний, мягкая, матового оттенка, тронутая легким загаром.
После таджиков и гебров в числе тех, кто лучше всего сохранил черты древних персов, назовем жителей Хорасана. Как правило, они мельче таджиков и с менее правильными чертами лица, но лучше сложены и у них приятнее осанка. Чтобы точнее представить себе тип хорасанца, не следует ограничиваться изучением населения Мешхеда и его окрестностей. То обстоятельство, что в этот святой город ежегодно прибывает до 100 тыс. паломников отовсюду, где поклоняются культу Али, приводит к тому, что среди жителей Мешхеда и даже среди крестьян близлежащих деревень мы встречаем почти все типы народов Центральной Азии. В местах же, удаленных от крупных оживленных путей, очень часто можно видеть население таджикского типа.
На внешнем облике жителей Кермана и Йезда уже начинает сказываться влияние народов Западной Персии: у •большинства их представителей гибкие талии, миндалевидные глаза, выступающие, с горбинкой носы, удлиненный овал лица. К западу от Шираза и Исфахана в сильной степени чувствуется воздействие семитического фактора, что особенно проявляется, как мы уже отмечали, в форме черепа.
1* Николай Владимирович Ханыков (1822(18221024)- 1878), известный ученый ориенталист.
Выдержки из книги Н. Ханыков. Записки по этнографии Персии. Москва. 1977. Перевод с франсузкого Е. Ф. Рассадиной. Подготовлена С. Бобомуллоевым.
2 Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400) - римский историк.
3 Н. В. Ханыков дает следующий сокращенный перевод этой цитаты из сочинения Пьетро делла Валле: "На стр. 469 II тома французского перевода его "Писем", напечатанного в 1663 г., мы читаем: "Кызылбаши есть имя известного племени, вторгшегося в Персию и усилившегося там, как я Вам писал уже прежде, при Шах Исмаиле Софи; тогда как Тат есть название тех, которые нисходят, по прямой линии, от истинного древнего персидского племени"" (К. Риттер. Иран. Перевел и дополнил Н. В. Ханыков. СПб., 1874, стр. 511).
4 Имеется в виду труд древнегреческого ученого Птолемея "География", в котором систематизированы географические сведения его времени.
5 Дионисий Перигетский, правильнее - Периегет (так в греко-римскую эпоху именовались писатели-путешественники). Дионисий, современник Нерона и Траяна (I в. н. э.), считается главным периегетом римского периода, оставившим описание вселенной в 1187 гекзаметрах.
6 Ж. Дегинь (1721-1800) - французский ориенталист, крупнейший знаток китайского языка. Его труды, из которых основным является "Histoire generale de Huns, Turcs, Mogols autres Tartares occidentaux" (Paris, 1756-1758), отражают научные знания европейцев в области востоковедения во второй половине XVIII в.
7 Иездегерд II Сасанид; годы правления 438-457.
8 Бахрам V (Гур); годы правления 420-438.
9 Йездегерд III Сасанид; годы правления - 633-651.
10Джейхун - арабское наименование Амударьи; "мерз" - слово персидское, означает "граница".
11 Мобедан-мобед - верховный священнослужитель в религии зороастризма, выполнявший также и юридические функции; в V в., например, считался вторым лицом в государстве после царя.
12 Xузвapешский язык - язык пехлевийский, или сpеднеперсидский, - существовал в Иране как письменный в Сасанидскую эпоху.
13 Сеиды - потомки пророка Мохаммеда, мнимые или действительные.
14 Али - четвертый халиф (годы правления - 656-661), двоюродный брат и зять Мохаммеда.
15 Кейаниды - древний род потомственных правителей Систана, существовавший согласно традиции еще в период Сасанидов. Правители из рода Кейанидов утверждались в должности властью шаха.
16 М. Эльфинстон (1779-1859) - глава английского посольства к афганскому шаху Шудже уль-Мульку в 1809 г. Оставил подробное описание афганской Дурранийской империи.
17 Имеется в виду описание Геродотом гонений на магов (жрецов) после убийства мага Гауматы, самозванца (лже-Бардия), претендовавшего на престол Ахеменидов.
18 Кади - на Востоке судья, разбирающий гражданские и уголовные дела. Исполняет также функции нотариуса, ведает делами по опеке, наследству и т. д.
19 Бейхаки Абу-ль Фазль (996-1077) - персидский историк-мемуарист. Автор исторической хроники "Тарих-е Масуди", или "Тарих-е Бейхаки".
20 Бабур Захиреддин Мухаммед (1483-1530) - основатель династии Великих Моголов в Индии. Оставил описание своей жизни, военных походов в Афганистан и Индию ("Бабур-наме"). Племя пашаи упомянуто Бабуром в описании Кабульского вилайета: "...в городе и в некоторых деревнях есть сарты, в некоторых других деревнях и в области - пашаи, парачи, таджики, бараки и афганцы" ("Бабур-наме", изд. Ильмииского, Казань, 1857, стр. 161).
21 Бараки, или ормур, - небольшая народность, отдельные группы которой живут в наши дни в Вазирнстане (Канигурам) и в долине Логара.
22 Феришта (1550-1626) - персидский историк, автор "Истории Индии".
23 Е. К. Мейендорф - участник русской дипломатической миссии Ф. Негри в Бухару в 1820-1821 гг. Путешествие описано в "Voyage d’Orenbourg a Boukhara en 1820 a travers les steppes qui s"etendent a l’est de la mer d"Aral et au dela de Fancien Yaxartes" (Paris, 1826).
24 Дж.-Ж. Жерар (1795-1835) - хирург и путешественник, выходец из Шотландии. Был на службе Ост-Индской компании. В 1832 г. совместно с А. Бернсом посетил Афганистан, Пенджаб, Среднюю Азию и через Персию вернулся в Индию, где и умер, не издав своих записей о путешествии. О нем упоминает А. Бернс в своих работах.
25 Мохаялал (ум. ок.. 1870). Сопровождал А. Бердса" в Афганистан и Среднюю Азию в качестве переводчика в 1831-1833 гг.; автор описания этой поездки. Участник первой англо-афганской войны 1838-1842 гг.
|