КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 18.09.2012
23:09  В Западно-Казахстанской области создают первый в РК студенческий виртуальный банк
22:09  Опубликованы фото полуголой Кейт Миддлтон (см.)
21:55  Россия собирается блокировать YouTube из-за "Невинности мусульман"
21:49  К.Исабеков: "Атамбаев сам заинтересован в роспуске парламента Киргизии"
21:47  О.Текебаев: "Есть опасность, что в Кыргызстане установился "мнимо умирающий авторитаризм"
21:46  Казахстанский фильм "Жаужурек Мын Бала" номинирован на "Оскар"
21:43  Ак Жайык: Нападение на полицейских в Атырау было четко спланированной операцией со стороны террористов

21:36  В.Козлов бастующим Жанозена: "Я здесь представляю Аблязова..." - демонстрация видеоролика в суде
21:34  Подобные Узбекистану члены ОДКБ не нужны - Н.Бордюжа
19:44  Иран признал, что отправил свой спецназ в Сирию
17:03  В Казахстане будут внутриутробно определять племенную принадлежность...
16:59  Высоковольтная линия "Казахстан - Россия" оказалась под угрозой обрушения... из-за воров
16:48  Военные корабли Китая вошли в японские территориальные воды
16:41  Ссунявое величество. Британский принц Гарри эвакуирован с опасной базы в Афгане
12:57  Феруза, Бактыгуль, Гульбара... Верховный суд Киргизии возглавили женщины
12:22  Фахим Сабир: Таджикистан и Афганистан - в поисках стратегии добрососедства
11:32  Нескромное обаяние буржуазии. В Астане открылся филиал международного клуба богачей
11:09  "Э-К": Не пашут, не сеют, но "косят"... Минсельхоз Казахстана имеет бледный вид
10:58  Турок А.Чалык получил от Аркадага новый сладкий заказ - 60 электроподстанций
10:41  С.Бобомуллоев: Наружные признаки. А.Шишов о таджиках (к вопросу об этногенезе). Ч. 3-я
10:39  Javan: Оскорблять пророка ислама можно, отрицать холокост нельзя!
10:19  Кыргызы в год выпивают 9 миллиардов декалитров водки
10:02  Жумгальцы опять пытаются захватить угольное месторождение "Кара-Кече"
09:53  Э.Рахмон подписал Таджикистану новый Налоговый кодекс
09:46  Смертница взорвала автобус с иностранцами, следовавший в кабульский аэропорт. 10 погибших
09:37  А.Блинов: Китай направляет тысячу шхун к спорным с Японией островам
09:36  Кадамжай, Кемин, Каинда... На карте Кыргызстана может появиться 6 новых городов и 13 сел (список)
09:11  "Къ": Назарбаев объединяет евроатлантическое с евразийским. Казахстан готовится к запуску масштабного внешнеполитического проекта
09:10  А.Реутов: Ирану покажут военно-морскую силу. В учениях по защите маршрутов экспорта нефти участвуют 25 стран
08:59  В.Молодяков: Япония-Китай - войны не будет, шоу продолжается
08:58  А.Шустов: Афганистан дрейфует на север. США экспортируют нестабильность в Центральную Азию
08:57  Л.Савин: Борьба за Шелковый путь. Столкнутся ли в Евразии глобальные интересы Москвы, Пекина и Вашингтона?
08:56  В.Гайкин: Зародыш расовой войны. Евразийский аспект глобализации и роль РФ
08:54  В.Хрусталев: Мифы сирийской войны. Часть 2
08:53  Ю.Чмеленко: Почему Дели закрывает доступ в интернет-ресурсы страны?
08:44  Сирийские боевики назначили награду в 25 млн долл. за голову Б.Асада
00:58  С.Тарасов: "Арабская осень" в Турции ведет к встрече с "Аль-Каидой"
00:50  Д.Ювачев: Союз Меча и "Хабара". Г-жа Назарбаева знает, о чем говорит...
00:38  Казахстанского борца Танатарова пытались подкупить на Олимпиаде, а индус-соперник натерся маслом, кусался и тыкал в глаза отравленными пальцами!
00:16  Салман Рушди подорожал. Иран обещает за голову горе-писаки уже $3,3 млн
00:13  А.Реутов: Китай пугает Японию рыбаками. Пекин может ввести экономические санкции против Японии
00:02  Оборот средств ТРК "Дордой" в два раза больше ВВП Кыргызстана
Понедельник, 17.09.2012
23:46  Геноцид Семиреченского казачества в Казахстане. Как это было
23:35  Кыргызстан выделил землю под школу имени Назарбаева
22:04  "РГ": Европа схватилась за голову. На западе перестали рассуждать о толерантности к радикальным течениям в исламе
21:56  Сирия обвиняет Турцию в пособничестве "Аль-Каиде"
21:48  Генри Киссинджер: "Я всегда критически относился к "арабской весне"
21:45  В.Ахмедов/Л.Кулагина: Иран и проблема сирийского урегулирования
21:17  Сексуальный кризис в Китае: почти половину китаянок не устраивает личная жизнь
20:00  В Бишкеке пройдет 1-й чемпионат Азии по стриптизу
19:35  В Ашхабаде создадут новый - англоязычный университет
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
С.Бобомуллоев: Наружные признаки. А.Шишов о таджиках (к вопросу об этногенезе). Ч. 3-я
10:41 18.09.2012

С.Бобомуллоев: ШИШОВ.А*о таджиках(к вопросу об этногенезе)

Част III

ТАДЖИКИ: НАРУЖНЫЕ ПРИЗНАКИ ТАДЖИКОВ1

На заре исторических сведений описание наружных признаков таджиков встречаем у китайцев. Так путешественник VII века Сю- янъ-Цзань не очень благосклонно описывает красоту лиц таджиков. По его описанию жители Ферганы и Осрушны стойки и мужественны; их язык разнится от языка других народов. Лица у них безобразные и гнусные. У жителей Тухоло (Тахаристана) лица обыкновенные и гнусные. Н. Аристов, у которого взято это описание, добавляет: "действительно тип арийской красоты далеко не соответствует понятиям о красоте у монголов"2.

Современные авторы относятся значительно благосклоннее к красоте таджикoв. С первого взгляда легко отличить изящного и грациозного таджика от мешковатого, неуклюжего узбека, говорит Реклю3; достаточно сравнить походку того и другого; однако скелет таджика остается более массивным, чем скелет персианина в собственном смысле; на севере от горного узла Гиндукуш редко встретишь те тонкие и стройные талии, которые так обыкновенны на Иранском плоскогорий. Что касается типа лица, то он тот же самый. Характеристические признаки таджиков - длинная голова с высоким лбом, выразительные глаза, осененные черными ресницами, тонкий нос, прямой у большинства, горбатый у некоторых; цвет лица румяный, волосы темно-русые, борода обильно обросшая. Таджики верхней долины Аму-Дарьи поразительно похожи на жителей Кашмира. Топинар4 описывает таджиков, как имеющих средний рост, продолговатое и овальное лицо, черты правильные; лоб у них высокий и широкий, глаза большие, брови черные, нос выдающийся и прямой, или загнутый, рот большой с тонкими губами, цвет лица белый и румяный, волосы обильные на всем теле, борода и усы черные, длинные и красиво растущие; волосы на голове также черные и гладкие. Все ученые, исключая Шардена и Тавернье, признают таджиков очень красивым типом. Повидимому, их следует отнести к числу длинноголовых. Н. В. Ханыков5 считает таджиков самыми достоверными образчиками древней иранской расы. Н. В. Ханыков сличая черепа таджиков с черепами других представителей иранской народности, старался прийти к какому либо положительному заключению о форме их головы. Вывод, к которому привели его собственные измерения, так и труды других по этой части, формулировал так: типический иранский череп представляет костяную окружность значительной емкости. Она в 2 "/2 раза длиннее против ее ширины. Высота ее менее значительна, чем у семитов, но превосходит высоту туранско- го черепа. Лобная кость мало развита, полукруглые линии висков довольно далеко отстоят друг от друга. Череп этот плосковершинен; затылок его также мало изогнут. А. Вамбери не считает выводы Ханыкова правильными. По Вамбери таджики обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями и особенно широкими плечами. Лица их, которого иранский тип с первого взгляда бросается в глаза, продолговатее чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить, что это самая восточная отрасль иранского семейства имеет как в физиономии, так и в строении тела, много чуждого, т. е. туранского, и потому ни в коем случае не может считаться первоначальным типом иранской расы, как думает г. Ханыков. Только одни горные жители Бадахшана, именно ваханцы в менее доступной своей отчизне наиболее сохранили свое племенное единство, ибо все виденные Вамбери, файзабадцы имеют более резкие признаки иранского типа, чем (другие) таджики и даже язык их более свободен от туранских слов и оборотов. И если можно предположить, что народ, живущий совершенно изолированно, в состоянии сохранить в течение нескольких веков свой первоначальный тип, то самыми чистыми остатками древних восточных иранцев можно считать единственно ваханцев, а не таджиков6. Описание наружных признаков таджиков в словаре Брокгауза весьма близко подходить к только что приведенному описанию, данному Вамбери. Автор статьи о таджиках говорит: "В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа, - они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы, густая борода"7.

Более подробное описание мы находим у Миддендорфа8. Г. ф. Миддендорф описывает наружные признаки таджиков так: череп спереди назад короткий (настолько брохицефапический, что диаметр по ширине равен диаметру по длине), волосы смуглые, радужная оболочка темная, очень тощие икры. Череп - емкий и высокий; темя - высокое, круглосводчагое, овальное; лоб - благородный, высокий и широкий; надбровные дуги - выступающие, густо и дугообразно, покрытые волосами; расстояние внутренних глазных углов - уже (чрезвычайно коротко у гальчи), чем прорез между веками; межьбровье - возвышенное; переносье впадистое; глаза - европейские; нос - толстый, высоко-выступающий, горбатый (у женщин чрезвычайно большой и в особенности утолщенный - не красиво очерченный нос, кажется, представляет правило); яремные дуги (челюсти) - сдавленные на европейский лад (криптозигитические); жевательные органы: при рассматривании сбоку - отвесны, при рассматривании спереди - овального очертания. (Ортагнаты, прямозубые); зубы - европейские. Волосы - каштаново-черные, вьющиеся (а также каштаново-рыжие или рыжие); борода очень густая (волосяной покров на щеках, вокруг рта и на подбородке); затылок среднетолстый. Наружный вид - рослый (за исключением племени гальча); ноги и руки - умеренной величины; таз - европейский.

В горной полосе на юго-востоке Ферганской долины Уйфальви часто видел белокурых таджиков, так что в Наукате половина населения состояла из белокурых голубоглазых таджиков; у этих таджиков преобладал каштановый цвет волос.

Существование блондинов среди таджиков можно объяснить частью непосредственным смешением с первоначальным белокурым элементом (усунами), частью смешением во второй степени - с белокурыми гальчами.

Как бы то ни было, таджики представляют совершенно определенный, прочно установившийся тип, и я (Миддендорф) не могу признать состоятельным того, что говорится и повторяется на разные лады: таджики (долинные ли вообще, или самаркандские в особенности) помесь персидской, арабской, узбекской, еврейской и даже киргизской кровей, и чем таджик знатнее и богаче, тем более персидской и еврейской крови в его жилах.

Пожалуй, относительно сартов, вообще, мы еще можем признать справедливость этих слов; таджик же остается в наших глазах самым прочным исходным иранским типом. Правда, в дейстительности, часто очень трудно надежно отличить специфический таджикский тип от его персидской разновидности и даже от центральноази- атских еврейских семитов, но мы должны стараться о том, чтобы удержать этот краеугольный камень в наших этнографических сооружениях: таджики же именно представляют такой краеугольный " камень, ибо они помещаются на крайнем конце имеющихся в Центральной Азии типов. Но что в таджикской крови примешался извне и белокурый элемент, хотя и в отдаленнейшее время, в пользу этого говорит отсутствие его у современных персов. И так, из таджиков мы должны признать типичными лишь смуглоголовых.

Др. Кушелевский9 также описывает таджиков, как короткоголовых, высокого роста, с правильными чертами лица, совершенно арийского типа. Волосы довольно длинные, борода черная, глаза черные, сложения крепкого и на вид стройные.

Гальча или горные таджики, встречаются в самых неприступных горных долинах. Характеристические особенности типа гальчей составляют: очень широкая голова, тонкий и красивый, слегка закривленный нос, резкое очертание губ. Путешественник Уйфальви встречал гальчей, похожих, как две капли воды, на крестьян Романьи10. Д. Анучин описывает наружные признаки гальчей так: среднего или высокого роста, с обильною растительностью на лице, с черными, каштановыми, иногда белокурыми волосами, гальча отличаются обыкновенно красивым овальным типом лица, с высоким лбом, правильным, иногда орлиным носом, и красивыми черными или голубыми глазами. Гальча-крайние брохицефилы; по измерениям Уйфальви, они превосходят, по относительной ширине головы, все другие изученные им племена как таджиков, так и узбеков. Сохранению большей чистоты племенного типа у гальчи много способствовали условия их жизни - в бедных саклях, дорога к которым ведет по узеньким горным тропинкам, вдоль отвесных скал, над бездной. Женщины часто красивы, хотя обыкновенно их костюм крайне грязен и оборван11. По описанию г. Серебренникова12 - таджики памир- ских ханств среднего или выше среднего роста, довольно стройны, крепкого телосложения и производят по наружному виду приятное впечатление, особенно молодые таджики, открытые и доверчивые лица которых сразу подкупают в свою пользу.

Лицо пожилых таджиков, обрамленные густою бородою и изрезанные глубокими морщинами, производят с первого раза не особенно хорошее впечатление - чего-то слишком сурового, даже дикого, особенно, если вы встретите неприветливый взгляд черных глаз из под густо нависших бровей, но при ближайшем знакомстве с ними это впечатление скоро совершенно изглаживается и под суровою неприветливою наружностью вы увидите весьма симпатичные черты добродушного и мирного хлебопашца, которые располагают в свою пользу всякого. Почти все таджики бреют голову и носят усы и бороду, и лишь немногие из них заимствовали у афганцев обычай носить длинные волосы на голове. Нередко можно встретить стариков с большими, окладистыми бородами, придающими им степенный вид древних библейских старцев, тогда как короткие, вьющиеся бакенбарды юношей придают им сходства с евреями. Что же касается женщин таджичек, то в молодости они напоминают больше всего грузинок и нередко обладают очень красивыми чертами лица и хорошо развитыми формами, а в старости, которая для них наступает очень рано, обращаются в отвратительных старух, напоминающих по наружному виду цыганок.

Гальча жили все время при однообразных условиях окружающей их природы. Смешение с другими расами было не велико. В течении

веков завоеватели - узбеки успели подвинуться, например, вверх по Зеравшану только до Суджины и Ери. Их останавливал характер местности, недостаток годной к обработке земли и громадность труда, представлявшегося здесь для земледельца. Вообще, завоевателей ничто не манило в горы. Торговых пунктов там нет, богатства скопляться не могут, дороги плохи и небезопасны, горцы храбры, отважные охотники и более энергичны при защите своей собственности, нежели жители долины. Таким образом, гальча были предохраняемы от вторжения завоевателей и, следовательно, от помесей насильственным путем. Что же касается до обыкновенного способа смешения племен - брака, то гальча чересчур бедны, чтобы им можно было брать в жены женщин долин или жениться на женщин других племен. А так как у них многоженство почти не встречается, то естественно, что им зачастую проходилось, напротив, продавать своих дочерей жителям долины. Наконец, управители их были всегда природные гальча, так что и с этой стороны помесей тоже быть не могло.

На вид гальча резко отличается от таджика долин. Они не высокого роста, крепкого, сильного сложения; голова не сжата, как у таджиков, на висках; лоб широк и по большей части высокий, глаза карие, борода длинная, клином. Гальча не любит других племен и относится к ним почти враждебно.

Приводим описание авторов наружных признаков гальчей по отдельным местностям.

Горцы населяющие Фальгарскую, Матчинскую, Искандеровскую, Кштутскую и Магиано-Фарабскую волости по Зеравшану, по сложению, наружности и темпераменту носят общий таджикам отпечаток; они высокого роста, широкоплечи, вообще телосложение их сухое, но мускулистое, лицо овальное, с большим орлиным носом, окладистой черной бородой; брови и волосы на голове густые и жесткие; уши большие, выражение лица суровое. Народ, вообще, горячий, вспыльчивый11. Как мрачна в Ягнобе природа, пишет г. Ф. Короткое12, так суровы и мрачны грубые и загорелые лица его обитателей. Трудные летние, малопродуктивные работы в поле, а зимой замкнутая со всех сторон, однообразная и лишенная всяких удобств, кишлачная жизнь, повидимому, выработали в горцах такой суровый, своеобразный тип.

Все ягнобцы без исключения - таджики, говорящие своим особенным горным наречием. Они среднего роста, мускулисты и худощавы, с редкой бородой, часто темнорусого и даже рыжого цвета. Женщины перед своими однокишлачниками не закрываются, но перед посторонними, и в особенности перед русскими, спешат броситься в сторону и, присев на карточки, уткнуть лицо в колени или отвернуть его в сторону. "Самому мне, говорит г. Короткое, в короткое пребывание в Ягнобе не удалось, хотя случайно, видеть ни одной женщины, но, говорят, что они красивы - даже есть между ними грамотные".

Матчинцы все, без исключения, таджики, среднего роста, худощавого, но плотного сложения. Костюм их, образ жизни и занятия совершенно то же, как в Ягнобе: природа одинаковым образом лишила их всех удобств жизни"15.

Тип дарвазцев и каратегинцев почти сходственный: кожа смуглая, волосы прямые, густые, черные, рыжие и каштановые; глаза черные и светло-карие; лицо правильное, выразительное, с открытым крутым или низким лбом, - с крутым носом; рост выше среднего, телосложение крепкое, с развитой грудью, с сильной мускулатурой, с тонкими икрами; стан стройный, чаще худощавый, но никогда не тучный. Между женщинами Дарваза и Каратегина не мало очень красивых лиц16.

Реклю жителей Вахана называет в полном смысле слова красавцами, с тонкими чертами лица, отличающими персидский тип; но белокурые волосы и голубые глаза тоже не редкость между ними17.Г. В. Годский в своих воспоминаниях об Алае и Памире говорит: "Выразительное и характерное лицо, с крупными, правильными чертами, сразу указывает на арийское происхождение. Худощавый, высокого роста, узкий в плечах с тонкими и длинными руками и ногами - это таджик; он всегда стремится к оседлости и отличается любовью к культуре; к кочевой жизни киргиза он совершенно не способен. 18

Среди жителей Ташкургана и Тагармы встречаются типичные таджики, т. е. высокого роста, с окладистой черной бородой и резко очерченными дугообразными бровями; встречаются также субъекты с ясно выраженной примесью киргизской крови; в остальных долинах Сарыкола характерными признаками типа населения являются крепкое, плотное телосложение, русые волосы и серые глаза. Среди жителей бекств Шихпу, Пахпу и Чипана часто встречаются люди с светлорусыми и рыжеватыми волосами и серыми глазами, что сближает их с таджиками соседних долин Яркенд-Дарьи, Вачи и Мариона19. Роберт Ша20 находит, что таджики красивое племя. У них высокие лбы, большие, выразительные глаза, осененные темными ресницами, тонкие правильные носы, короткая верхняя губа и свежий цвет лица. Бороды у них обыкновенно очень большие и густые, русые, а иногда с рыжим оттенком; они отличаются от высших каст северной Индии только тем, что шире и сильнее сложены и лица имеют более полные. Родственное им племя, жители Бадахшана, еще более похожи на северных индийцев.

Несмотря на местные различия, еще сохранилось достаточно данных, говорит г. Биддельф21, для доказательства тесной родственной связи племен дардов и гальча. Мужчины обыкновенно худые, подвижные, ростом от 5 ф. 5 д. до 5 ф. 8., хотя хорошо сложенные, они, вообще говоря, не одарены мускульным развитием, и в этом отношении резко отличаются от татар. Несмотря на их суровую, простую жизнь, они не выносят продолжительного физического труда. В путешествии и на охоте, по наблюдениям майора Бидделфа, они всегда уставали ранее туземцев из других местностей. Они вообще отличаются недостатком жизненной силы, легко подвергаются болезням и не выносят перемены климата.

Недостаток энергии и предприимчивости особенно заметен в касте шинов.

Молодые женщины имеют приятную наружность, хотя они не особенно красивы. Исключение составляют лишь хо, класса факир-муш- кинов, в Читрале, которые физически отличаются от остальных дардов, Они индо-арийцы весьма совершенного типа, подобно шинам в долине Инда у Коли; но они красивее и имеют овальные лица и тонкие черты и, вообще выдержат сравнение с красивейшими типами Европы. Главное отличие их от остальных дардов это большие прекрасные глаза, напоминающие английских цыган, с которыми они разделяют также репутацию выдающихся воров. Кроме того, у них необыкновенно прекрасные волосы, которыми они очень гордятся. В прежнее время читральские женщины очень высоко ценились за свою красоту на невольнических рынках Кабула, Пешавара и Бадахшана. Самый светлый цвет лица встречается среди буришей, хунзы и яссина; между ними есть субъекты, которых легко признать за европейцев. Люди с рыжими волосами - не редкость.

Проф. Богданов, на основании измерения черепов иранцев Туркестана, переданных ему Федченко, приходит к заключению, что они (черепа) принадлежали народонаселению явственно и типично короткоголовому, не несущему на себе монголовидных признаков и сохраняющему черты близкие к европейцам; черепа средних размеров, но лобная часть развита хорошо и череп не несет на себе чего либо, указывающего на грубые примитивные очертания, свойственные многим некультурным племенам; лицо значительно развитое по продольной лицевой линии, нос узкий22.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Таджики принадлежат к древнейшим землевладельцам края; они были учителями в этом деле всех других народов, оседавших здесь. Узбеки - покорители, устраиваясь в совершенно новой для них обстановке оседлого землевладельца и садовода, весьма естественно должны были обратиться к чему-либо уже существующему, готовому. Поэтому они всецело восприняли выработанный веками культ аборигена - таджика и позаимствовали от него не только способы и орудия обработки земли, но и архитектуру своего жилища, утварь и разного рода производства, вместе с орудиями и способами этих производств.

Земледелие таджиков, где позволяют почвенные и климатические условия, достигло высокой степени совершенства. Уже приходилось говорить в другом месте, что особенной высоты обработки полей достигла в таких густонаселенных оазисах, как Фергана и Зеравшанский округ, а также и вокруг старых культурных центров, как Ходжент и Ташкент23. Говорить о земледелии равнинных таджиков все равно, что говорить о земледелии сартов. Поэтому в данном случае необходимо обратить большое внимание на земледелие горных таджиков, а также таджиков нижней части долины Зеравшана.

В Бухарской части долины Зеравшана все культурное пространство разделено на небольшие клетки, отделенные одна от другой или глиняными стенками или канавами, по которым струится вода; редко-редко где встретятся две рядом лежащие полоски, засеянные однородным зерном. В общем, бывает так: на одной полоске снимают дозревший злак, а на смежной с одной стороны всход только что выровнялся, с другого же бока пока пустующее поле. Неравономерность высоты стебля злаков также очень резко разделяет поля; высокие и толстые стебли джугары, вытягиваясь до 5 аршин высот и заслоняя от взора впереди лежащие от них пространства, расположены рядом с полем люцерны, тонкие стебельки которой едва поднимаются до аршина над землею.

Более часто попадающиеся площадки с хлопком, стебли которого немного напоминают стебли картофеля, разбросаны между всеми посевами. Точно так же пятнами встречаются поля арбузов, дынь, лука, моркови, чечевицы и т. п. Из всех полей более продолжительное время бывает яркая зелень на полях люцерны, которая жнется очень искусно 3-4 раза в лето. Итак, в общем, вся обработанная при искусственном орошении земля уподобляется как бы шахматной доске, на которой произведена окраска не в два, а во много цветов со стоящими на ней различной величины фигурами, также разнообразно окрашенными. По окраинам полей, у канав и вдоль заборов насажены деревья в роде бордюров или по одну, или по обе стороны их. Эти посадки, вблизи селений большие, а вдали от них меньшие, хотя и затемняют горизонт, но чередуясь с фруктовыми деревьями в период цветения и созревания плодов, увеличивают красу бордюров полей. Поля, примыкающие к многочисленным положенным по долине дорогам, покрываются пылью, от которой цвет их обращается в непривлекательный - зелено-пепельный. Такого же цвета и растущие здесь деревья.

Обработка земель, за малыми зимними перерывами, идет почти круглый год. Здесь не редкость встретить посреди лета туземца, распахивающего поле, когда рядом с ним его сосед жнет свою полосу. Жатва на полях начинается в апреле месяце и оканчивается в ноябре. Первым созревает ячмень, который начинают снимать в конце апреля месяца, или в начале мая. Одновременно или несколько

ранее жнут люцерну, которая, за истощением зимнего запаса для прокормления лошадей, срезается до расцвета; первый съем делается торопливо еще потому, что в нем содержится много сорных трав; второй и третий съемы считаются лучшими, а последний 4-ый часто и не дозревает, т. е. не зацветает. Пшеница, хотя созревает в западной части долины к концу мая, но уборка ее растягивается на продолжительное время. Зерно держится на колосе крепко и не осыпается, а потому не редкость встретить поле с неубранной пшеницей и в сентябре. На рост пшеницы, а также и ячменя производят иногда гибельное влияние горячие ветры (гарм-сел) в период наливания колоса. Бели такой ветер схватит поля, цены на оба продукта возвышаются сразу почти наполовину против существовавших. Рис дозревает или в августе, или в начале сентября, что зависит от источника, из которого получается полями вода для орошения. Рисовые поля, которые заливаются родниковою и речною водою, вытекающей не из ледников, засеваются ранней весной и дозревают первыми, рисовые же поля, ожидающие (обыкновенно в середине мая) ледниковой воды, засеваются позже и, если таяние ледников очень запаздывает, а заморозки наступают рано, рис на них не дозревает. Зерно от вторых полей считается лучшим и ценится дороже. Сезон сбора хлопка, засеваемого не позже апреля, начинается с сентября и продолжается до поздней осени, т. е. до времени, когда поля уже покрываются снегом. Джугара поспевает одновременно с средними сборами хлопка, хотя засевается гораздо позже его. Разновидные сорта очень вкусных дынь начинают идти в употребление с половины мая; более нежные и лучшие сорта дозревают в августе24".

Глинисто-солончаковая почва требует удобрения, которое здесь получается двоякое: искусственное и естественное. Последнее в виде свежего почвенного наноса приносится в большом количестве мутными, глинистыми водами Зеравшана все время, пока стоит половодье, т. е. в то время, когда река питается ледниками. Возможно, что только благодаря этому естественному безпрерывному освежению почвы, здешние земли, обрабатываемые с редкими отдыхами в течение тысячелетий, не утратили силы производительности. Искусственное удобрение, получаемое с дворов, имеется здесь в небольшом количестве, потому что оседлое население, за неимением пастбищ, держит настолько мало домашнего скота, что его едва достаточно для нужд по обработке земель и для молочных продуктов. Как обыкновенный способ удобрения служит также своз на поля земли, добываемой с разрытых бугров, оврагов и т. п. свободных площадей. К мерам искусственного удобрения относится и то, что на рисовых полях при жатве стебли срезаются высоко для того, чтобы все оставшееся на корню и залитое водой до новой распашки дало перегной. Употребляется иногда и такой прием: в середине лета, когда имеется избыток воды и есть возможность получить ее не в очередь, поле засевается рисом, который, конечно не созревает к концу лета. Осенью, когда стебли поднимутся почти до нормальной высоты, поле перепахивается, а на следующий год, засеянное тем же злаком, оно дает необыкновенно большой урожай, возможный только в теплых странах. Такой же способ удобрения применяется в некоторых случаях к новям на сплошной каменистой почве.

Выше в горах, во многих местах, где преобладает каменистый и скалистый грунт, плодородной земли настолько мало, что приходится устраивать поля из приносной земли, благодаря чему тяжелый труд земледельца еще более увеличивается и остается только удивляться, насколько сильна у таджиков любовь к земле. Скудная почва нуждается, конечно, в удобрении навозом и, чтобы собрать его возможно больше, таджики держат свой ског всю зиму в особых хлевах и выпускают его оттуда лишь на водопой. Все поля таджиков поливные и орошение их производится посредством арыков, ведущих воду обыкновенно из боковых ущелий, причем затрачивается немало труда не только на проведение арыков нередко издалека, но также иногда на устройство приспособлений для проведения воды по деревянным желобам в тех местах, где скалистый грунт не позволяет сделать простой арык. В тех случаях, когда приходится вести арык в обход скал, употребляют деревянные желоба, подвешенные к уступам скал или укрепленные на подпорках, достигающих нередко высоты 3-5 саж. Само собой разумеется, что на такое устройство потребовалось немало времени и сил. В других случаях арыки проведены или искусственной насыпью, или же выдоблены в целой скале25.

В горных волостях, вследствие того, что почва повсеместно покрыта камнем и галькой, возделывание пахотных полей требуют усиленного труда и многократного хорошего удобрения. Пахотные поля, даже и старые, каждый год требуют значительной очистки от камней; поля эти вспахиваются от 6 до 8 раз; для удобрения одного танапа ("V десятины) кладется от 300 до 400 ишаков навоза. В Ягнобе, вследствие сурового климата и непродолжительности лета, пшеница не вызревает, поэтому жители этой местности сеют только ячмень, который рано созревает и дает сравнительно удовлетворительный урожай26. На таких высоких местах для полей не требуется искусственное удобрение, почему и не приходится рыть арыков, исключая некоторых мест, тем не менее труд земледельца велик; земля, как уже говорили, требует унаваживания, так как под паром ей не приходится оставаться, а весенние дожди и снеговые воды посрывают пашни глубокими вымоинами, сносят с них тучный пласт земли и, следовательно, уничтожая предшествовавший труд земледельца, заставляют его начинать работу снова. Редко кто из горцев имеет быков или коров, а потому запашка производится при помощи ишаков; высокие же места, на которые трудно ввести рабочий скот, возделываюся лопатами.

Долины главных рек стеснены горами, то подходящими вплоть к берегу, то отступающими версты натри. Обыкновенно жители, чтобы не застраивать пахотную землю домами, обстраиваются у самых теснин или лепятся по склонам гор, поля же их занимают вырезы долины до следующего уступа, а также ущелья, площадки на возвышенностях и проч. Одним словом, все горные места, хотя немного годные для хлебопашества, давно высмотрены, известны и имеют владельцев. Нередко, по рассказам гальчи, хлеб засевается на высоких, трудно доступных горах. Бедность в пахотной земле так велика, что жители некоторых кишлаков имеют свои пашни за несколько десятков версг. Так, фанцы запахивают берега Искандер-Куля и предгорья Сарытага, т. е. слишком за 50 верст от своих жилищ, по трудной горной дороге.

По добытым сведениям, разумеется, не совсем точным, но все же настолько близким к истине, что по ним возможно сделать общий вывод, земли удобной для хлебопашества в пределах Когистана, насчитывается в танапах"27

Климат Когистана суровее, зима там продолжительнее, лето короче, чем в Заравшанской долине; почва, за весьма малыми исключениями, сильно каменистая; одна и та же пашня засевается ежегодно, бессменно, а потому почва, не имея отдыха и не получая достаточного удобрения, истощена сильно. Эти то неблагоприятные почвенные и климатические условия, в связи с недостатком удобных для хлебопашества мест, объясняют в достаточной мере тот несложный, сравнительно с долинами, севооборот, какой существует в Когистане, а главное - тот ничтожный урожай хлебных продуктов, какой наблюдается в горах.

Вспахивание полей производится посредством плугов - сипар - примитивного устройства, работающих с двумя волами; устройство их тоже, что омоча сартов. В тех же местечках, где незначительные размеры поля не позволяет пахать волами, обработка его производится в ручную особым инструментом, называемым "чок", к помощи которого прибегают бедняки, не имеющие волов.

Бороньба производится тем же плугом - сипар, положенных на бок, и имеет целью размелвдать глыбы волокушей. Это волокуша работает отчасти как волокуша, отчасти же как каток. Часть глыбы распадается в порошок, тогда как другая вдавливается в мелкую пыльную массу поля. Таким образом, удается получить поле не только мелко разборованное, но и настолько выравненное, что оно напоминает пол.

Для бороньбы употребляется и специальное орудие - мола, состоящее из толстой и широкой доски, до 2-х аршин длинною, в которую вделаны изогнутые, заостренные, с передного края железные зубья, расположенные в два ряда. Боронят обеими сторонами, т. е. тою, которая снабжена зубьями, ровно и обратною ее стороною, для придания полю совершенно ровной поверхности.

Кроме этих земледельческих орудий для обработки земли употребляется кетмень (мотыга, сапа). Орудие это имеет весьма об

ширное применение. Как в полевых, так и, вообще, в земляных работах, туземцы владеют им и пользуются весьма совершенно.

При уборке хлеба и травы служит серп - урак, который не имеет, как наш серп, зазубрин и действует при работе как нож, а не как пила.

Собранная жатва не вывозится с полей, а обмолачивается тут же. Молотят с помощью лошадей, рогатого скота и даже верблюдов, которые ходьбой вокруг столба, утвержденного посреди площадки с снопами, вытаптывают зерно из колосьев. Нельзя сказать, чтобы при этом способе молотьбы все зерно выделялось из колосьев, но зато стебли превосходно измельчаются, образуя, называемый по местному, саман, который составляет главный зимний корм рогатого скота, а у менее зажиточных и лошадей. Обыкновенная же солома получается только из стебля риса, и где его нет, там и соломы нет. Зерно не оставляется в снопах на зиму или же в запас в скирдах, а весь сбор, достаточно высыхающий в жаркое время на полях, обмолачивается до наступления зимы. В горах молотят хлеб также при помощи орудия, называемого "джумучук", представляющего собою гладко-обструганную палку длиною около 1 "/4 арш. с ручкою на одном конце.

Вообще, нужно сказать, что труд земледельца вознаграждается в нижних частях долины довольно хорошо, чего, к сожалению, нельзя сказать относительно верхних частей, где короткое лето и раннее наступление холодов служат причиною того, что иногда не успевают созревать даже такие необходимые злаки, как ячмень, причем не только труд земледельца пропадает даром, но также и семена. Это обстоятельство заставляет жителей верхних кишлаков заниматься главным образом, скотоводством и сеять хлеб только в самом ограниченном количестве, едва достаточном для удовлетворения собственных нужд28.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАДЖИКОВ

Трудно уловить черты характера таджиков и дать полную и верную оценку. Эта трудность еще более увеличивается вследствие того, что таджики живут как в равнинах Туркестана, концентрируясь в больших городах, древнейших в крае, с установившейся древней азиатской цивилизацией и культурою, с ее добродетелями и пороками, так и в неприступных горных трущобах, где условия жизни отличаются своею нетронутостью и первобытностью. Поэтому и авторы, писавшие о нравственной природе таджика, характеризовали ее различно, смотря по тому, при каких условиях приходилось наблюдать жизнь таджика - аборигена здешнего края.

Уже древний писатель, китайский путешественник УII векаСюян- Цзян, описывает различно нравы таджиков, как это ему пришлось наблюдать в разных странах, населенных этим народом. "В Хотане, говорит он, господствует благопристойность и честность, жители ее благонравны. Они любят знания и отличаются умелостью и прилежанием. Живут в достатке и удовольствии, счастливы своей судьбой". "Жители Самагань (Самарканда) отличаются великим уменьем в искусствах и ремеслах. Климат приятный и умеренный; нравы внушают силу и храбрость. Владение это составляет средоточие варварских стран. В отношении всего, что касается нравственного поведения и правил приличия, народы соседние и далекие принимают это владение за образец". Иную характеристику автор дает о жителях Гешуана (Карши): "Характер у них мягкий, трусливый. Лицемерие и лживость составляет преобладающую черту в их нравах и большая часть из них предается мошенничеству и плутовству. Вообще они крайне скупы. И отец и сын только и мечтают об обогащении; кто богаче, тех больше уважают, но ничто не отличает богатого от бедного. Имеющий даже огромное состояние носит старое платье и питается грубою пищею. Половина населения обрабатывает поля, а другая - предается торговле". Вот дополнения о быте владения Кан (Самарканд) по истории династии Тхан: жители пристрастны к вину, любят песни и пляски на улицах. Родившемуся мальчику язык намазывают каменным медом, а на ладони кладут клей, чтобы он был сладкоречив и крепко держал денежку. Искусны в торговле и корыстолюбивы. Мужчины, достигшие 20 лет, уезжают в соседние владения и везде побывают где предвидят выгоду.

"Жители горной страны Тухоло (Тахаристана) характера мягкого, трусливого. Они имеют некоторое понятие о честности и справедливости и друг друга не обманывают".

Таджики в течение тысячелетий были игрушкой в руках разнуз- даннейших, безжалостных всемирных завоевателей, вследствие чего в стране господствовал восточно-варварский порядок вещей и полный деспотизм правителей, наводящий ужас на все население. Находясь столь продолжительное время под гнетом алчных и жестоких правителей, не будучи уверенными в завтрашнем дне, относительно своего состояния, семьи и собственной жизни, нравственные качества не могли сохраниться в той чистоте, в какой они были присущи этому народу в его первобытной, тихой, труженической жизни. Несмотря на различные перевороты, робкие таджики, говорит г. Кушелевский29", все-таки удержали за собой духовное господство. Таджики, по природе честные, правдивые, послушные и трудолюбивые. Таджики, подобно евреям, отличаются большою нетребовательностью и хозяйственностью, страстью к наживе, наклонностью к торгашеству, к искусствам и наукам; но таджики во многом превосходят евреев в ловкости и умелости отностительно ремесел и промыслов, а также способности к земледелию и садоводству, благодаря чему последние достигают в этой стране такого совершенства, что составляют благосостояние края.

Н. Енгельгардт утверждает30, что о способностях таджиков к упорному земледельческому труду нечего и говорить. В этом отношении они могут быть сравниваемы только с китайцамы. Суровая природа лесса воспитала сильно работающий, не боящийся никаких трудов народ. В неутомимой обработке почвы, совершающейся уже в течение нескольких тысяч лет, в ведении высокоинтенсивного сельского хозяйства видит таджик лучший залог сохранения плодородия этой почвы на вечные времена. Земледелие в высшей степени способствовало развитию в таджике превосходных физических и духовных способностей. Духовная и телесная выносливость, которые так необходимы в земледельческом труде, сделали его способным к самым разнообразным ремеслам: и к таким, которые требуют величайшего терпения и внимательности (напр. выделка шелковых тканей, ювелирное дело и т. д.) и к таким которые требуют большого физического труда (напр. кузнечное ремесло, плотничье). Благодаря своему духовному превосходству, порабощенные таджики всегда имели нравственный и умственый перевес над своими поработителями узбеками, которые приняли даже религию побежденного народа. Из среды таджиков образовались не только высшее интеллигентное сословие страны - духовенство, ученые, учителя народных школ, судьи, законодатели, но по временам некоторые из них, стоя близко у кормила правления, захватывали верховную власть в свои руки и становились властителями.

В настоящее время в лице таджика соединяется: превосходный земледелец - работник, мелкий предприниматель - торговец и искусный ремесленник - кустарь.

Хотя вековая тирания имела большое влияние на развитие некоторых больших недостатков и пороков, замечаемых у таджиков, но они почти стушевываются перед их превосходными способностями и наклонностью к добру. Земледелие, это древнее, облагораживающее характер народов занятие, помимо влияния на развитие духовных и физических сил таджиков, сообщило поэтическую мягкость их характеру.

Таджикам равнин принадлежат ремесла, торговля, религия и разврат. Привилегированный класс Самарканда - таджики; большинство ходжа и сеидов, т. е. потомков пророка или первых халифов - таджики; большинство купцов и ремесленников - таджики; огромное количество святых, что лежат в Самарканде и его окрестностях - таджики.

В таджикском населении труд принадлежит земледельцам и ремесленникам, говорит г. Хорошхин31. Привилегированный же класс, большую часть дня и ночи отдает бездействию, сну и удовольствиям. Последние весьма неприхотливы и заключаются в сборищах в чайхане, где пригожий мальчик подает чай, на родинах, помолвках, свадьбах, похоронах, сборищах по поводу какого-либо обещания перед Богом, причем режется баран, сборищах для чтения священных книг, в особенности во время рамазана, по поводу какой либо интриги против какого либо из зазнавшихся собратий; для пляски батчи и, наконец, для бессмысленнейших и цинических до отвращения бесед в обществе несколько выштукатуренных и подкрашенных проституток. Сборища последнего характера развились недавно и особенно любимы купеческими сыновьями, зачастую женатыми. Впрочем, есть и сановитые, белобородые старики, не чуждающихся этих собраний.

В главе непривилегированных таджиков стоят земледельцы, в большинстве народ далеко не богатый и кроткий. Второй вид непри- легированного таджика городов - мелочники и ремесленники всевозможных наименований. Они лукавее и фанатичнее земледельцев, при том же соблазны города постоянно перед ними.

В кармане есть несколько денег, сиденье с утра до ночи в мастерской или лавочке надоедает, и таджик этой категории не отказывает себе в национальных забавах, в особенности если он холост или если жена ему надоела. Но и в среде этих таджиков некоторые заходят далеко: делают фальшивую монету. Тем не менее эта категория таджиков занята делом и жуирует по средствам, изредко только прибегая к способам приобретения в роде изложенного выше, или вообще к плутне. Совсем другое и далеко не отрадное явление представляет третий вид городского таджика. Это народ не всегда богатый, но и отнюдь не бедный, или точнее, не нуждающийся, частью довольно самостоятельный и смирный с виду; а на самом деле эти люди воры, грабители, иногда днем - нищие, а ночью - убийцы, частью люди бездомные, захожие, часто - притонодержатели, скупщики воровских вещей, поборники проституции во всех ее видах.

Г. Биддельф считает таджиков спокойным, трудолюбивым народом32. Реклю"33 считает таджиков за умственную аристократию Туркестана и говорит, что все, кто имеет претензию на хорошие манеры в прибрежных городах Сыра и Аму, стараются подражать их языку. Но сколько пороков гнездится на дне этого вежливого, покрытого внешним лоском общества! Сколько есть таджиков, вполне заслуживающих обвинения, несправедливо взводимого против всей расы, о которой говорят, что эти люди без идеала, необузданные любители чувственных наслаждений, существа сладострастные и жестокие, живущие только для наживы, игры и разврата!

По духовным качествам таджики стоят много выше своих татарских завоевателей - узбеков; Бухара только потому сделалась средоточием средно-азиатской цивилизации, говорит А. Вамбери, что там с древнейших времен таджики составляли преобладающее большинство населения, которое, продолжая следовать культурным стремлениям доисламистского периода, хотя и было лишено владычества, непереставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям. Как в первые века по принятии ислама на по- ! прище религиозных знаний и философии отличились более всего таджики, так и теперь еще в Бухаре, Коканде и Кашгарии известнейшие муллы и знатнейшие ишаны принадлежат к таджикам. Они же были I устроителями ирригации в оазисах Туркестана34.

В населении Бухары и Самарканда высшею целью действий является материальное приобретение, говорит В. В. Радлов35. Не обращают ни малейшего внимания на связи крови или другие отношения, когда могут приобрести какую-либо материальную выгоду; поэтому главное занятие жителей городов-торговля. После жадности и страсти к приобретению, главная черта горожан - скупость. По причине скупости самые богатые живут также худо, как и бедные и питаются тою же пищею. Кроме жадности и скупости, отличительные черты их характера: трусость, лютость и лицемерие.

Под словом таджик татарское население Туркестана, говорит А. Вамбери36, разумеет человека, унижающегося, скупого, корыстолюбивого, хитрого, хвастуна, одним словом все, что представляет противоположность с узбекскою откровенностью, прямодушием и честностью. Таджик, несмотря на свою бедность, всегда хочет казаться не тем, чем он есть на самом деле, и потому дома, в своей семье он скуп и умерен, в обществе же почти всегда старается играть роль богача и щедрого человека. Не менее изыскан и самый его разговор: выражения вежливости и комплименты, им употребляемые, хотя и отзываются чем-то татарским для уха, привыкшего к персидской тонкости, но тем не менее, сравнительно с узбеком, его можно считать истым джентельменом. Предназначенные природою к мирным занятиям, таджики выказывают всюду склонности к земледелию, торговле, промышленности и ненавидят войну, а иногда по неволе берутся за оружие, но редко бывают храбры, а жестоки -часто. Они также не обладают тем чувством национальности, которое так часто проявляется у узбеков. Они хотя и живут всегда вместе, но это более происходит вследствие необходимости во взаимной поддержке притесняемой расы, чем вследствие особого стремления к поддержке своей национальности.

Более подробную характеристику таджиков дает А. Ф. Миддендорф37. Таджики, сколько мне известно, говорит А. Ф. Миддендорф, представляют единственный на нашей планете пример столь упорного существования, пробивающего себе путь, несмотря на враждебные, в течение столетий, воздействия против них. По своему устройству, голова таджика представляет образ высокого благородства и ума; то же должно сказать и об их врожденных духовных способностях; однако, как это ни странно, характер их совершенно лишен силы и способности к сопротивлению. Только потому, что таджики - народ совершенно невоинственный, покорный, они в течении тысячелетий постоянно переходили от одного к другому.

"Слабые и трусливые" - вот как призвал их старый китайский исследователь; другой говорит то же, но другими словами: "они чувствуют отвращение к пролитию крови". Их отвращение к кровопролитию не есть плод религиозного убеждения, как у меннонитов; это - то же самое врожденное чувство страха, которое овладевает персом при виде туркмена, или какое испытывает наш еврей перед преданием в рекруты. Но это не есть собственно страх смерти. Подобно тому, как трусливый в битве монгол с величайшим равнодушием к жизни принимает веревку, которою должен удавить сам себе, или кинжал, которым должен распороть сам себе живот, также точно таджики относились до настоящего времени с полнейшим равнодушием и пассивною покорностью к тому, что тираны - повелители резали и изводили их целыми толпами, стадами - в истинном значении этого слова. Тем не менее, один новейший наблюдатель уже слишком преувеличивает, восклицая: "таджик никогда не берется за оружие для своей защиты, никогда он не сражался за свою родину".

Чтобы составить себе понятие о духовных качествах таджиков, нам (Миддендорф) стоит только припомнит столь близко стоящих к нам евреев - с их большой нетребовательностью и хозяйственностью, никогда не дремлющею страстью к наживе и наклонностью к торговле, с их неутомимостью, лихорадочною подвижностью, приспособляемостью и находчивостью, с их способностями к духовной деятельности, к исскуствам и наукам. Но таджик еще более, чем еврей, с которым он так сходен во многих отношениях, отличается ловкостью и умелостью в ремеслах и промыслах, склонностью к домашней жизни и к усовершенствованиям; но что более всего возвышает таджика над евреем - так это превосходные способности к земледелию и садоводству, его удивительная производительность на этом поприще, благодаря чему он сделался в Центральной Азии, среди чистейших номадов, учителем и защитником этой основы всего государственного благосостояния. Если компетентные люди говорят, что таджик занимается земледелием, как предприниматель, то этим они заявляют лишь о его предприимчивости, ибо ошибочно, на основании этого, умалять значение таджика, как земледельца; да это и подтвреждается следующими словами: "тем не менее, поля таджиков находятся в лучшем состоянии, нежели поля узбеков". Духовная и телесная выносливость, необходимая при земледелии, сделала его способным также и к таким ремеслам, в которых требуется ниточку прикладывать к ниточке, с внимательностью и терпением, пока не получится ткань, или работать тяжелым молотом изо всех сил. Во всяком случае, даже при таком внутреннем импульсе к деятельности у них проявляется ленность, обуславливаемая климатом, равно как и потребность более частого отдыха, которую так хорошо сумела усилить религия Магомета. В самом деле, даже прилежнейший человек, после тяжкой недельной работы, шабашит с полудня в четверг до вечера пятницы; он, или отправляется в мечеть для совершения религиозных предписаний, или проводит время в шатаньи, или же усевшись чрезвычайно не эстетически, присев на свои пятки, впирается в одну точку, пьет чай и курит, давая волю лишь своему языку. Конечно, обязательные, строгие посты часто сильно истощают.

В виде вышесказанного, продолжает г. Ф. Миддендорф, мы можем теперь судить и о прочих качествах таджика, поставляемых ему в упрек и часто совершенно противоречащих одно другому. Тирания сделала его послушным, низкопоклонным, замкнутым, скрытным, недоверчивым, лгуном; будучи мельником, он занимается фальсификациею муки и постного масла; будучи шелководом, он продает песочные зерна за грену шелковичного червя; будучи "ученым" он подделывает документы и монету. Как человек ловкий и алчный, он, если занимает высокий пост, лучше всякого европейского дипломата проявляет свое мастерство в лжи и обмане; он - виртуоз в искусстве невозможных извращений и хитросплетений. Как житель больших городов, он в низостях всякого рода далеко превосходит европейца - жителя этих гнезд порока.

Если это так, то, само собой разумеется, объясняется обстоятельствами; вместе с тем сказанное дает нам ключ к пониманию того, каким образом один и тот же даровитый и точный наблюдатель в одном месте утверждает, что "иранцы отличаются чистотою нравов", а затем, после перечисления различных пороков, немногими страницами ниже, говорит: "все единогласно отрицают хорошие наклонности у таджиков".

На самом деле, надлежит сопоставить два контраста: развраггни- ка-горожанина и ведущего патриархальную жизнь селянина.

Точно также, рядом с общею жалобою, что таджику никогда нельзя доверять, мы встречаем следующее замечание, испытанного знатока и врача (д-р Шалыгин): между таджиками есть безусловно, честные люди, чего нельзя сказать о киргизах. Также и относительно жестокости характера. Уйфалви также признает ее; я же решительно стою за мягкость характера, который был вообще извращен тираниею и духовенством. При разумном европейском управлении, эти люди с характером и предусмотрительностью, по прошествии короткого времени, сделались бы совсем не тем, что они есть в настоящее время.

Если поставить на счет таджику все вышеупомянутые пороки, то нельзя не отвернуться от него с ужасом; но черт не так страшен, как его малюют. При всем том, таджики остаются столь же богато одаренными; при всяком более близком, личном знакомстве с ними хотя бы в течение только немногих часов, причем, конечно, не должно быть и тени чиновничего отношения, вы откроете у таджика, кроме того, пылкую, но вместе с тем очень добродушную натуру.

Только благодаря своему превосходству в духовном отношении, также как во всякой житейской практике, таджик и мог сохранить свою этнографическую самостоятельность. Способность к работе и великое искусство подчинять себе природу тяжелым трудом и обращать негостеприимные пустыни в райские оазисы выработали в этих людях особую выносливость, которой переход из рук в руки, от одного тирана к другому, придал еще большую эластичность. Несмотря на непрерывные порабощения; несмотря на исторические события, которые, казалось, складывались так, чтобы уничтожить всякие типические особенности, как духовных, так и физических; несмотря на изолированность от главной массы западно-иранских единоплеменников, персов, из страны которых ни одна освежающая историческая волна не достигала таджиков, с той древнейшей эпохи, когда обе группы разделились, - несмотря на все эти насильственные влияния, сохранился своеобразный уклад, так что классическое изречение: Огаепа ую1а Гегит У!согет серк, гораздо более подходит к таджикам, нежели к грекам. Нападения делали то варварские, кочевые орды, то народы, стоявшие в культурном отношении выше, носители культуры - китайцы, македонские греки; но все они опять уходили, или по крайней мере, должны были отойти на задний план.

Таким-то образом, ограбленные и порабощенные таджики, благодаря своему духовному превосходству, всегда опять становились у кормила, а из их рядов выходили заправители (как в селах, так и в городах), "седобородые" (аксакалы), сборщики податей, учителя, ученые знатоки священного писания, монахи и духовенство, и даже столь важные по своему значению "казы", т. е. судья и законодатели. Следовательно, они представляли собою высшее сословие. По временам, они, будучи в числе приближенных тирана, брали перевес и даже становились властителями страны.

О горцах-таджиках нет того разноречия во мнениях наблюдателей местной жизни, как мы встречаем в отзывах относительно таджиков равнин. Горец - дитя суровой, дикой природы. Его тип, его характер, мировоззрение - все отражает на себе влияние физических особенностей страны, с которыми приходится вести вечную борьбу, приходится и приспособляться. Древние аборигены Средней Азии не утратили и теперь свою типичность древнеперсидских времен. Горца никак не следует считать таким же таджиком-метисом, представители которых, горожане Ходжента, Ургута и др. оседлостей Туркестана, резко отличаются от каратегинцев, в особенности от дарвазцев, как типом, так и строем речи, обильной в горах провинци- ализмами настолько, что жители Среднего Дарваза мало понимают чисто персидскую речь каратегинцев, затрудняются объясниться с горцами Ванча, совершенно не понимают речь соседних шугнанцев.

Как у всех первобытных, неиспорченных народов, в характере горцев особенно выдается добродушие с общественным призрени

ем сирот, вспыльчивость, кровомщение (хундор), уважение к старшим, к чужой собственности, правдивость в слове, отважность на все случаи опасности, с полным презрением трусов, терпеливость, стоическая выносливость всяческих лишений в борьбе с природой, с социальными явлениями, расположение к гостеприимству до готовности с каждым поделиться, хотя-бы и с случайным гостем, последними крохами домашнего хозяйства.

Умственные способности горцев выражаются большею понятливостью, наклонностью к наблюдениям, обширною памятью, которою отличаются дарвазцы и каратегинцы, и в знании своей генеалогии, преданий, легенд и в изучении восточных наук, привлекающих в бухарские и самаркандские медресе множество молодых людей, оканчивающих полный курс наук и скорее и с большим успехом, чем их товарищи из туземцев равнины, просиживающих обыкновенно в медресе над зубрением богословия, законоведения, восточной философии 16-25 лет38.

По своему характеру таджик представляется весьма симпатичным: он добр, честен, трудолюбив и чужд корыстолюбия. Женщины у таджиков-горцев ходят с незакрытым лицом, но прячутся от посторонних39.

Своим прямодушием и простотой гальчи составляют совершенную противоположность с лукавыми сартами и таджиками равнин. У них гостеприимство священно, и в каждом из их селений есть особый дом для приема странников. Рабство не существует и никогда не существовало в земле гальчей; все жители ее люди вольные и управляются между собой: их старшины, обязанные этим титулом уважению, которое они приобрели правотой, нелицеприятной, должны преклоняться перед решениями народного собрания40.

Трудолюбие и неутомимость на работах гальчей вошли в поговорку: "не нанимай сто работников узбеков - найми одного гальча".

Относительно сектантов, я должен сказать, говорит гр, Бобринский, они произвели на моих спутников и на меня вполне благоприятное впечатление. Строгая, нравственная дисциплина, к которой пиры в продолжение долгого времени приучали своих подчиненных, выработала в них известную выдержку и сдержанность в обращении с людьми. Между собою они держатся с достоинством и с самоуважением. К старшим относятся с почтением, но без унижения.

Характер горца спокойный, мягкий; он с любовью относится к своей секте и к свом пирам (страцам), привязан к своему гнезду. На переселение горец решается только под гнетом, крайне тяжких обстоятельств41.

Таджики Каратегина, говорит Васильев, по природе очень добры, спокойны, миролюбивы, несколько трусливы.

По словам А. Серебренникова, кроме трудолюбия, этого присущего всем таджикам Шугнана качества, следует отметить поразительную привязанность их к оседлой жизни, к земле, которую они обрабатывают и которая в большинстве случаев вознаграждает их труд крайне скудно.

Ближайшее знакомство с таджиками и изучение их нравов, обычаев и образа жизни невольно заставляет симпатизировать этому трудолюбивому народу, перенесшему в своей жизни так много гонений и страданий, что приходится только удивляться, каким образом, несмотря на все это, он не только не исчез с лица земли, но даже сохранил в чистоте свои племенные особенности42.

Таджики Вахана, Шугнана и Рошана по натуре робки; под влиянием бедности, притеснений и поборов представляют собою людей забитых и загнанных43.

На своих невозможных горных тропинках рошанец чувствует себя так же легко, как и горный козел и без малейшего утомления делает 50-70 верстные переходы; во время нашего движения таджики переносили на своих плечах четырехпудовые мешки с провиантом, которые едва были бы по силам вьючным лошадям. Но при всей своей силе и выносливости народ этот крайне вялый и миролюбивый. Никогда между рошанцами незаметно ни драк, ни ссор, ни даже сильного возвышения голоса и только в экстренных случаях слышится укоризненное "э"44.

Главнейшие особенности характера таджиков памирских ханств составляет их замечательная способность к упорному труду и любовь к оседлости и к земледелию. Упорство таджиков в борьбе с природой поистине удивительна. Чтобы обработать даже ничтожный клочок земли, встречающийся в узких долинах рек в весьма ограниченном количестве, им приходится предварительно совершить гигантскую работу, чтобы очистить поле от крупных и мелких камней, удобрить его и оросить. Кучи камней, собранных с поля и сложенных по его краям, красноречиво говорят о том, что владелец его добывает свой хлеб в полном смысле в поте лица45.

Не взирая на войны, тиранию, рабство бадахшанские таджики описываются в лестных чертах редкими путешественниками, которые отваживались проникнуть в их страну. У бадахшанцев сильно развито чувство равенства, несмотря на различие происхождения и состояние; все они отличаются хорошими манерами, и даже ребенок подходит с важностью к пожилым людям, чтобы засвидетельствовать им свое почтение; женщины, между которыми много белокурых, приветливы, деятельны, хорошие хозяйки и, хотя мусульманки, пользуются, по крайней мере принадлежащие к бедному классу, полной свободой открывать лицо и разговаривать с мужчинами, знакомыми их семейства.

Бадахшанцы очень гостеприимны, скромны, хотя и любопытны в глубине души, имеют веселый нрав, несмотря на важный вид; но их природные качества вполне развиты только в "возмутившихся" округах, т. е. в тех округах, где население сохранило свою первоначальную независимость46.

Племена, населяющие Гиндукуш, имеют мягкий и спокойный характер, склонны к веселью и забавам, не жестоки и не сварливы и охотно подчиняются властям. Страшные жестокости во время войн Яссина с Кашмиром совершались, исключительно, классом яссинских и чигирапьских ашамадеков, которые весьма не выгодно отличаются в этом отношении от других племен. Нигде в рассказах о нападениях канджутцев на караваны или о войнах, в которых принимали участие Хунза и Нигер, не упоминается о напрасной жестокости и истязаниях.47

* Шишов А.(18221024), известный русский ученый ориенталист.

1 Таджики. Этнографические и антропологические исследование. Ташкент.1910.Также см. Таджики. Этнографическое исследование. Алматы, 2006.C электронной верcии книги можно ознакомится на сайте: Книги по истории, археологии ,географии, этнографии, филологии изданные до1917года.

Подготовлена С. Бобомуллоевым.

Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

2 Аристов Н. "Турк. Вед." 1889. № 40.

3 Реклю. . Земля и люди, т. VI . С. 345.

4 Топинар. Антропология. СПБ. 1879 г. С. 446.

5 Ханыков Н. В. Прим. VI к Ирану К. Риттера. СПБ. 1874 г. С. 590.

6 Вамбери А. Очерки Средней Азии. С. 316 и 317.

7 Словарь. Т. 63. С. 474.

8 Очерки Ферганы . С. 394.

9 Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Т. 2. С. 138.

10 Реклю. . Земля и люди, Т. VI. С. 346.

11 Энц.словар.Т.15.С.51

12 Серебренников. А. Г. Памир. Ежегодник Ферганской области. Т. I. Вып. 1902 года.

13 Кулчанов Н- С. Сборн. мат. для стат. Самаркандской обл.1887-88 Г. С. 441.

14 Коротков Ф. "Турк. Вед". 1877 г. № 31.

15 Турк. Вед. 1878 г. №43.

16Арандаренко. Г. А. Досуги в Туркестане 1874 -1889 г. СПБ. 1889 г. С. 453.

17 Реклю. т. VI. С. 351.

18 Годский В. Турк. Вед. 1892 г. № 19.

19 Корнилов. Кашгария. С. 241,

20 Роберт Ша. Очерки верхней Тамарии и т.д. С. 27 и 28.

21 Майор Биддельф. Народы населяющие Гинду-Куш. С. 96, 97.

22 Богданов А.П. Краниологические заметки о Туркестанском народонаселении. Изв. Имп. Общ. любителей естествознания антропологии и этнографии.XLIX.Вып.3.С.243.

23 Шишов А. Сарты. Т. 1. С. 205.

24 Ситняковский Н.Ф. Извес. Турк. отд. И. Р. Г. О. Т. 1.1899 г. Вып. II. С. 155 и след.

25 Серебренников А. "Турк. Вед." 1896 г. № 58 и "Ежегод. Фсрг. обл." Т. I. Вып. 1902 г. С. 144 и 145.

26 Кулчанов Н. С. Сборн. мат. для стат. Самаркандской обл. 1887-88 Г. С. 441.

27Акимбетов Ш. Очерки Когистана. "Турк. Вед". 1881 г. № 2 и 3.

28 Серебренников А. "Турк. Вед." 1896 г. № 58 и "Ежегод. Фсрг. обл." Т. I. Вып. 1902 г. С. 144 и 145.

29 Очерки Ферганы. Т. II. С. 399-401.

30 Турк. Вед. 1887 г. № 44.

31 А. П. Хорошхин. Сборник статей касающихся по Туркестанского края. СПБ. 1876.0 таджиках в статье "Самарканд" и "Народы Средней Азии".

Сборник статей. С. 217 и 218.

32Путеш. по Закаспийск. краю. Перев. "Турк. Вед." 1893 г. К® 41.

33 Реклю Т. VI. С. 345.

34 Энциклопедический словарь. Т. 63. С. 474.

35 Записки И.Р.Г. общ. по отдел, этногр. Т. VI. СПБ. 1886 г. С. 74 и 75.

36 Очерки Средней Азии. С. 318 и 319.

37Очерки Ферганской долины. С. 399-402.

38 Арандаренко. У. с. стр.471.

39 Новицкий В. Ф. Изв. Р. Г. общ. Т. IX, 1904 г. Вып. 1-И. С. 10.

40 Реклю. Т. VI. С. 346.

41 Гр. Бобринский. Секта Исмаилья. Типограф, обозр. 1902 г. № 2. С. 19.

42 Серебренников. "Турк. Вед." 1896 г. № 58 и 61.

43 Д-р Пропащих. "Турк. Вед." 1903 г.

44 Баньковский. "Турк. Вед." 1894 г. № 13.

45 Серебренников. Еж. Ферг. обл. Т. I. Вып. 1902 г. С. 144.

46Реклю. Т. VI. С. 356.

47Биддельф. Народы населяющие Гинду-Куш. С. 96.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1347950460


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх