КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 21.09.2012
23:12  В проблемах индо-российского авианосца "Викрамадитья" оказались виноваты... китайские кирпичи
23:08  Несколько десятков Турецких генералов и старших офицеров осудили за подготовку военного переворота
21:48  Аман Тентиев покинул пост гендиректора ОАО "Электрические станции" Кыргызстана
21:46  В Оше братья Усеновы носят имена Генерал, Полковник, Капитан, Майор и Лейтенант
19:42  С.Козлов: У каждого союза свой резон. Отчего КазОппозиция борется с Евразийским союзом
19:40  Н.Цой: Мряка друсит пусики... Казахстанские учебники по арифметике поражают не только младшеклассников
19:38  А.Иванилова: КазЧиновники призывают крестьян возродить кочевой уклад

19:36  А.Шустов: Деньги, военная база и ГЭС. Россия и Киргизия договорились
19:34  Washington Post: Иран готовит внутреннюю версию интернета
19:28  О.Шахбердиев: Миграционная политика в Туркменистане – дополнительный источник обогащения государственных чиновников страны
17:52  Ф.Тухбатуллин: Эротические фантазии Ашхабада. Детям до 18-ти лет и некоторым президентам читать не рекомендуется
14:53  "НИ": Базу отдали за долги. Россия продлила свое военное присутствие в Киргизии на 20 лет
14:50  Т.Эсенов: Туркменистан - страна несбыточных надежд
14:45  Песни нашего кишлака. Как работается в Москве интернет-радиостанции "Муходжир/Мигрант"
14:43  В.Иванов: Самое благоприятное время для восстановления экономики Афганистана упущено
13:48  "КрЗвезда": Талибы ставят шах НАТО. Фог Расмуссен спускает флаги...
12:42  С.Михеев: "Надо менять состав людей, "делающих погоду". По крайней мере, в культурно-информационной среде России"
11:51  Н.Сурков: США грозят санкциями тайному союзнику Асада
11:03  "Труд": Российские гастарбайтеры набирают популярность за рубежом
10:19  Б.Муминов: Евразийство и коммунизм, Россия и Таджикистан
10:15  А.Мезяев: Новый виток дипломатической войны против Сирии
10:14  Москва. Активисты Евразийского союза молодежи и казаки сорвали выставку дегенеративного "искусства", оскорбляющего православие
10:10  Ж.Канафина: Бесплодный брак – наше будущее?
10:07  Д.Шемратов: Диагноз здравоохранению. В Шымкенте разгорелся конфликт между врачами и руководством облздрава
10:00  Поменяли кресла на мандаты. Управделами президента Казахстана Умбетов и глава Счетного комитета РК Оксикбаев перебрались в Мажилис
09:36  Качество против количества. Стратеги оценили шансы Китая и Японии в полномасштабном военном конфликте
09:33  "Christian Science Monitor": Россия усиливает свое влияние в Киргизии
09:28  "РГ": Пекин просят заплатить. Япония потребовала от Китая возмещения ущерба за нападения на дипмиссии
09:23  А.Шайназарова: Кыргызстан. Язык как инструмент…
08:41  Карзай назначил новых губернаторов сразу в 10 афганских провинций
08:39  М.Ефимова: Саудовская Аравия на 10% революционизировалась. Ваххабиты готовятся к "шиитской весне"
01:02  Видеосервис Rutube, принадлежащий "Газпром-медиа", удаляет "Невинность мусульман"
01:01  Д.Кончаловский: "Арабская зима" Барака Обамы
00:59  О.Чувакин: Пакистан и Россия - новые отношения
00:44  А.Бартош: Трансформация ОДКБ. Модели обеспечения безопасности на постсоветском пространстве
00:43  С.Епифанцев: Средняя Азия - политика без иллюзий
00:42  "НГ": Москва простила Бишкек. Подписаны соглашения, которых ждали годами и даже десятилетиями
00:41  Е.Бажанов: Войны с исламом не будет. Межцивилизационные трения имеют свои пределы
00:40  В.Михин: Сирия - два взаимоисключающих подхода в решении кризиса
00:04  П.Тарасенко: Москва и Бишкек согласовали все
Четверг, 20.09.2012
20:54  Д.Минин: Убийство посла США в Ливии как символ провала ближневосточной политики Белого дома
20:17  Как и где погибла 102-я Чимкентская стрелковая дивизия (неизвестные страницы войны)
20:07  С.Журсимбаев: Право на знания. Проблемы и перспективы образования и науки Казахстана
19:21  Т.Джумакадыров: Руководство России пошло на уступки Бишкеку по многим вопросам
19:16  Е.Гладкова: Вопрос российской военной базы в Киргизии решен
19:10  Кырпремьер Ж.Сатыбалдиев: Скажу откровенно – бюджет пустой, там ничего нет
19:05  А.Яковенко: Думая о Сирии. Каждый участник сражается за свое видение своей страны
17:45  Э.Гасанов: Чем беднее, тем богобоязненнее, или жить - не тушить
16:19  "Без России, конечно, у нас и не может быть отдельного будущего". Заявление для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам визита Путина в Бишкек
14:32  Казахстан и Россия будут сообща охранять сайгаков
14:29  Родные погибших на "Арканкергене" казахстанских пограничников требуют эксгумации их тел
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
Б.Муминов: Евразийство и коммунизм, Россия и Таджикистан
10:19 21.09.2012

Чрезвычайный интерес вызывает вопрос об отношении евразийства к коммунизму в контексте российско-таджикских отношений. Рассмотрение вопроса необходимо в виду неясности того, не является ли повторением коммунизма евразийство, и не впадаем ли мы в омут дискредитировавшей себя идеологии и практики, эффективность которых была в деспотической власти, как эффективность многих деспотий?

Сегодня сторонники коммунизма также как и сторонники радикального понимания религий считают, что вся беда коммунизма в отклонениях от подлинного коммунизма. Проповедники религиозного радикализма считают, что только соблюдение всех норм религии приводит к благополучному обществу и государству.

Отсюда и те и другие полагают, что следует правильно читать источники идей – сочинения классиков марксизма-ленинизма или другие – Священное Писание. "Вся беда людей и обществ в отклонениях от подлинного коммунизма или религии у приверженцев радикальной религиозной идеологии".

В связи с этим у коммунистов наблюдается своеобразный многозначный подход к практике и идеологии коммунизма. Все преступное в этой практике и идеологии исходит от ошибок в идеях и действиях, а все успешное от подлинного коммунизма. Сталинизм преступен, но именно в это время страна выдвинулась в мировую державу – преступления Сталина в глазах сталинистов по существу не преступления, а историческая необходимость перед лицом надвигающегося мирового империализма и фашизма.

По марксизму, историческая миссия рабочего класса выразилась в диктатуру пролетариата, а это, в свою очередь, в диктатуру партии и вождя рабочего класса.

Между тем, на наш взгляд, преступления коммунизма были порождены преступлениями того общества, которые в XIX веке породили марксизм. Какие это были преступления общества и государства?

Это, прежде всего, жесточайшая эксплуатация трудящихся, когда рабочие работали на производстве по 14 и более часов, жили в нечеловеческих бытовых условиях по причине нищеты и бедности. Многие религиозные деятели, главным образом, фактически оправдывали такое положение людей, не ставя задач изменения общества. Это было временем отсутствия свободы совести и духовной свободы, которая в целом характерна для современной цивилизации. Всякое освободительное движение жестоко подавлялось, мир был разделен на колонии, и только новые сложившиеся отношения в мире, мощное освободительное движение колониальных народов и борьба мировых систем привели к обретению национальной свободы многими народами Азии и Африки.

Отсюда в позапрошлом веке – XIX – возникли идеи ликвидации частной собственности, идеи глобального атеизма, превратившегося впоследствии в государственный атеизм, ведущей роли рабочего класса и его партии. В классическом марксизме ликвидация частной собственности рассматривалась как основа будущего благополучия человечества.

Между тем благополучие коммунистического Китая сегодня опирается на конституционное закрепление частной собственности. Определенная организация экономики на основе экономического плюрализма с частной собственностью привела к невиданным темпам развития экономики Китая.

То есть определилась одна из истин ХХ века и нынешнего: частная собственность не является главной причиной бедствий человечества, при определенной организации общества и государства она одна из причин необыкновенного взлета экономики. Тысячи факторов определяют развитие общества, учет их и интеграция их в определенную организацию экономики, государства и общества могут стать основой благополучия. В последние десятилетия так и произошло с мировой экономикой золотого евро-американского миллиарда населения.

То есть сама по себе частная собственность не решает ничего без включенности ее в определенную организацию общества. Определенные исторические условия в скандинавских странах при ведущей экономической роли частной собственности, но при главном факторе социальной политики привели к успешной экономике и благополучию населения. По существу это самое благополучное из всех реально существующих в мире успешных экономик общество. Независимо от того, как мы его назовем – коммунистическое, социалистическое или демократическое. Там господствует демократия и социальная политика в интересах всего общества, демократия и частная собственность, которых не было в Советском Союзе.

Отсюда главным может быть вывод: модели преобразования общества, или как часто говорят, социальная инженерия не должны радикально преобразовывать общество, ломая общество. Если модель преобразования резко отличается от реальной жизни, то воплощение ее требует огромных жертв и в самой стране и в других странах и мире. Крутая ломка жизни, несмотря на то, что бывают причины необходимые и для этого, часто сама превращается в невыносимые условия жизни для людей.

Каким же должно быть евразийство в отличие от коммунизма?

На наш взгляд, несмотря на то, что многие современные состояния сегодняшних олигархов в странах СНГ возникли, мягко говоря, внеправовым путем, евразийство, провозглашая идеалы человечности и справедливости, не должно повторять пути и средства достижения этих идеалов крутой ломкой жизни или революцией. Это обязательно приведет к масштабной катастрофе.

Во-вторых, важно знать, что в обществе всегда есть возможность использования мощного рычага оздоровления, каким является верховная власть. Но чтобы верховная власть смогла направить общество по пути оздоровления и благополучия, необходимо чтобы общество было проникнуто соответствующим сознанием, проникнутым человеческими идеалами, идеями верховенства законов, как это впрочем, имеет место в ряде стран мировой демократии.

Когда в обществе господствуют идеи права и справедливости, то верховной власти очень трудно грубо нарушать эти идеи. Чтобы добиться своих частных интересов, верховная власть вынуждена обращаться к господствующим общественным идеям и идеалам.

Новые евразийцы в России в настоящее время в пылу полемики выбрасывают из ванной вместе с "грязной водой" и ребенка, считают неприемлемым культ права и индивидуализм в противовес идеям справедливости и общинности.

Между тем, верховенство демократических законов столь же отвечает человечности и историческому гуманизму, сколь отвечает гуманизму стремление к соборности, общинности и справедливости.

Совершенно нельзя отказать человечности принципу верховенства демократических законов в ряде ведущих стран мировой демократии, хотя это и порождает индивидуализм.

Общинность и соборность не должны противоречить демократии, которая в глубине своей сущности гуманистична. Некоторые под видом соборности и общинности протаскивают принцип доминирования религии и авторитаризм, но с точки зрения человечности соборность, общинность и демократия не должны противоречить друг другу.

Господство идеалов в обществе вынуждает различные силы и в том числе верховную власть согласовывать свои действия и идеи с этими идеалами.

Однако мы ясно должны говорить о том, что если сегодня в евразийстве России наблюдается крен в сторону религии и создания новой империи, имея в виду Евразию, то принятие Новой Евразии странами СНГ невозможно без демократических двухсторонних и многосторонних отношений, без идеалов равенства и взаимопомощи.

Можно сколько угодно говорить о том, что идеология, идеи и идеалы далеки от практической политики в странах Евразии, но не следует забывать следующее. Если бы не идеи и идеалы эпохи Великого Просвещения во Франции XVIII века, то мир в Европе в последующем был совершенно другим. Идеи и идеалы решительным образом влияют на политику практиков, уже хотя бы потому, что политики-практики при набравших силу идеях не могут их игнорировать.

Точно также должно быть и с идеалами евразийства. Само евразийство это идеал построения нового общества. Евразийство это кластерное явление, от которого пучком расходятся другие идеи. Одни из них не приемлемы, если имеют в виду создание новой империи при доминировании одной религии, религия должна быть неотъемлемой стороной жизни, но не господствовать в светском обществе. Необходим принцип равностояния к различным традиционным религиям и светский принцип организации политической системы в Новой Евразии. Таков принцип организации жизни и в Таджикистане.

В последнее время руководители России показали свое особое внимание не только к православной церкви, но и к мусульманским мечетям, посещая их.

Все эти факты показывают многофакторность общества, где действуют тысячи факторов и сил. И в отличие от марксизма мы должны сказать, что все в обществе зависит от влияния на характер этих сил и факторов, их определенной включенности в определенную организацию общества и государства, в определенную организацию союза между государствами.

То есть это принцип подвижности форм, смыслов и характера действующих в обществе факторов и явлений, которые должны быть организованы согласно сильной социальной политике и идеалам человечности, при этом исключая радикализм в любых направлениях. Радикально действовать следует только в искоренении крайнего национализма, фашизма, политики геноцида, системы насилия и радикального понимания религии.

Благополучие даст не исключение частной собственности из экономики и общества, а такое к ней отношение, которое будет направлено в русло сильной социальной политики. Это пример Китая и скандинавских стран, это пример ведущих стран мировой демократии при совершенно различных политических системах.

Принцип подвижности смыслов явлений и факторов гораздо шире некоторых идей демократических ястребов, которые вызывают насилие во имя демократии и мира. Между тем международное право более демократично, чем политика демократических ястребов, так как уважает суверенитеты стран, независимо от политической их системы и устройства. Страна может быть авторитарной или полуавторитарной, но она имеет право на мирную и стабильную жизнь, как, например, Туркменистан, или Китай, или Таджикистан. В этом случае не должен действовать принцип разрушения мира и стабильности во имя немедленного установления демократии. Демократия понимается при этом как долгосрочная программа изменения многих факторов в направлении проведения сильной социальной политики и недопущения радикального понимания идеологий. В этом случае необходимо выступать за полутона в противовес "густым расцветкам". То есть вместо красного – розовое, вместо темно зеленого – светло зеленое, и так далее.

На наш взгляд, необходимо правильно понимать мировой опыт пророка Индии Махатмы Карамчанда Ганди. Смысл его жизни не только в принципе непротивления насилием насилию, не только принцип ненасилия, как и принцип великого Льва Толстого, а в том, чтобы мощным наступлением ненасилия вынуждать власти действовать в необходимом направлении.

Религия – традиционная, по существу, не несет ответственности за радикальное ее понимания или гуманистическое, это зависит от людей. Ведь и Ганди убил религиозный фанатик. Поэтому от человека зависит опора на человечный, гуманистический смысл религии.

Махатма Ганди в своей борьбе опирался на такое понимание религии, которое направляло мощные народные корни религии на создание столь же мощного сознания в интересах общества и государства. Это и есть нерадикальный подход к религии, который заключает в себе подлинный демократизм, то есть то, что в интересах народа. Сформированное гуманистическое общественное сознание вынуждает все политические силы, по крайней мере, большинство из них, действовать в интересах людей и народов.

Но одновременно мы должны решительно оговорить, что демократия не дает автоматически гуманизма для себя и, особенно, для других народов и стран.

Поэтому решительно многое зависит от ведущей страны Евразии, инициирующей создание Новой Евразии, принятия ее верховной властью идеалов Евразии, исключающих идеи доминирования одних над другими.

Приходится признать, и это подтверждается современной жизнью СНГ, что очень многое зависит от верховной власти. Проводя политику стабильности и мира, верховная власть в странах СНГ существенным образом влияет на характер самого общества. В мировой демократии такое также имеет место в периоды кризисов. Так было, например, в период великой депрессии в Америке с исключительной ролью Франклина Делано Рузвельта.

Другими словами, особенностью ситуации в СНГ в настоящее время, в отличие от стран ведущей демократии, является более рельефная роль верховной власти. Именно от верховной власти зависит такая организация множества факторов, такое их изменение, которые способствуют проведению сильной социальной политики, воплощению идеалов человечности во внутренней и внешней политике.

К сожалению, в обществе есть разительно отличающиеся от сказанного центры сил или политики, не допускающие никаких идеалов в своей деятельности и навязывающие макиавеллизм – грубое насилие в политике. Такие силы встречались в большей части человеческой истории, но сегодня сила мирового общественного сознания значительно ограничивает их безраздельное господство. Но характерно, что деструктивные силы, пытающиеся сломать других, без оглядки на мировое общественное мнение пытаются утвердить свои методы как способ жизни во внутренней и внешней политике.

Поэтому в странах СНГ наблюдается острая борьба за власть, граничащая с угрозами дестабилизации и нарушения мира.

Поэтому мы вынуждены сказать, что в различных странах есть центры сил, навязывающие свои позиции верховной власти, которые в случае ущемления своих интересов могут и стремятся разрушить мир, например, в Таджикистане.

В силу этого мы снова и снова подчеркиваем чрезвычайно рельефную роль верховной власти не только в каждой стране СНГ, но, прежде всего, в России, вокруг которой должна быть построена Новая Евразия.

Не создавать в странах СНГ нечто однородное, а допуская своеобразие стран и народов, таким образом влиять на множество общественных факторов в странах, чтобы они изменялись в согласии с новыми идеалами без коммунистического камуфляжа. Коммунистический камуфляж идеалов человечности требовал жестких мер, например, диктатуры, неважно как она называлась, требовал уничтожения частной собственности, госатеизма вместо подлинной свободы совести. Другими словами, марксизм-ленинизм втискивал общество в прокрустово ложе, проливая много крови и вызывая многие жертвы во имя жестких схем – жесткого эксперимента. И все это во имя человечности. Пути и средства достижения человечности в обществе стали целью общества, всесторонняя человечность была отодвинута на задний план.

Вместо этого евразийство должно выдвигать требование согласно давно известному принципу: человек должен быть не средством, а целью жизни и борьбы.

Поэтому в евразийстве следует исходить из многообразия подвижных факторов, такой их организации, которые не создадут прокрустова ложа и не будут провоцировать дестабилизацию и разрушать мир.

Главный принцип евразийства: надо в самом обществе, опираясь на соответствующую организацию множества явлений и факторов, найти средства и пути мирного изменения в сторону воплощения идеалов Евразии.

Коммунизм свои истоки видел в идеалах человечности, справедливости, равенства, интернационализма и взаимопомощи. Однако предложенные им пути и средства достижения идеального общества соответствовали позапрошлому веку, в лучшем случае, первой половине двадцатого века, хотя в первой половине этого столетия идеалы стали камуфляжем сталинизма – деспотической государственности.

Идеалы человечности не несут ответственности за преступления коммунизма.

Важным уроком, который можно извлечь из истории коммунизма ХХ века и его развала в СССР, это отказ от жестких схем и гигантомании. Есть только одна "схема", ее категорическим требованием является недопущение идеологического, политического, культурного и религиозного радикализма.

Признание подвижности социальных, экономических, политических и культурных факторов, возможности влияния на них, отказ от жестких схем, недопущение экстремизма в политике, идеологии, религии, признание необходимости идеалов человечности и взаимопомощи должны стать основой нового содружества.

Как бы радикалы не пытались очернить двадцатое столетие сегодня, тем не менее, во время разгула насилия, идеалы пробивались в жизнь. Часто это были насильственные способы утверждения идеалов, и в таких случаях человечность извращалась.

Бобокул Муминов
muminov_bobokul@inbox.ru

20 сентября 2012

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1348208340


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх