С.Чериков: Кыргызстан - полигон террористического интернационала? 01:14 28.09.2012
С.Чериков. Кыргызстан - полигон террористического интернационала?
На антитеррористическом фронте большой проблемой за последние годы стало наметившийся благодаря идеологии покойного Бен Ладена и после терактов в Нью-Йорке политический крен в природе международного терроризма. Острие которого от США и западноевропейских стран плавно переводится на постоветское пространство, точнее – в Центральную Азию. В рамках региона явно прослеживается активизация международного терроризма для свержения существующих местных властей, и прежде всего в Кыргызстане. Наглядным свидетельством такой тенденции стали серия терактов, совершенных на территории Кыргызстана до и после баткенских событий в конце 90-х и начале 2000-х годов запрещенными террористическими и религиозными организациями "Исламское движение Восточного Туркестана", "Хизб-ут Тахрир" и "Жайшуль махди".
Вот, простая отраженная в СМИ, хронология тех событий. Спецслужбами Кыргызской Республики в апреле 1998 года задержаны китайские и турецкие граждане уйгурской национальности с полным боекомплектом, поддельными паспортами, крупной суммой денег и идеологической литературой. В ходе следствия выяснилось, что целью башибузуков была организация крупных терактов в КР и странах региона, заодно они занимались вербовкой молодежи в ряды уйгурских сепаратистов. Май-июнь 1998 года: теракты в южной столице Кыргызстана, при которых погибли 4 и ранены 12 человек. Их авторами кыргызский суд признал россиянина Назира Чотчаева, турка Ахмеда Гюнана и китайских уйгуров Айли Майсума и Аскара Тохтаева. Все они отбывают наказание.
В мае 2000 года в Бишкеке, у отеля "Достук" членами Исламского движения восточного Туркестана (ИДВТ) средь белого дня расстреляна прибывшая из Китая делегация дипломатов и ответственных сотрудников администрации СУАР. Просочившимися в Кыргызстана окольными путями боевиками ИДВТ опять же в мае, но через два года, совершено вооруженное нападение вновь на делегацию госслужащих КНР, один из которых погиб и несколько ранены. На следующем месяце жертвой теракта уйгурских сепаратистов в Бишкека стали китайский дипломат и чиновник. Боевики-исполнители оказались подготовленными в Афганистане. В конце 2002 года уже другая запрещенная в Кыргызстане террористическая организация ИДУ свою неудачную попытку взорвать посольство США в Кыргызстане и находящийся рядом международный отель "Ак-Кеме" с лихвой скомпенсировала взрывами в крупнейшем бишкекском базаре "Дордой-Оберон". Погибли и ранены мирные жители. В июле 2006 года в Жалал-Абадской области спецназом МВД и СНБ Кыргызстана ликвидирована вооруженная до зубов бандгруппа, у которой обнаружена большая партия боеприпасов, инструкции по применению боевого оружия, а также экстремистская литература Хизб-ут Тахрира.
Вышеприведенные и другие аналогичные факты наглядно свидетельствуют о том, что Кыргызстан по сути стал боевым полигоном для реализации далеко идущих планов не знающих государственные границы международных террористов и их спонсоров. Видимо, не зря шеф кыргызских спецслужб Шамиль Атаханов на днях с трибуны ШОС забил тревогу по поводу трансграничности международного террора и обратил внимание на насущную необходимость принятия адекватных коллективных мер всеми странами региона. Исходя из создавшейся ситуации, возможно, есть резон создать региональную антитеррористическую систему наподобие Интерпола, поскольку терроризм одинаково угрожает всем государствам ЦА.
Между тем, экстремисты не спят, а совершенствуются. Для чего к примеру, исламские радикалы используют приемы и способы максимальной дезорганизации законности и правопорядка, дискредитации государственных институтов и самих госслужащих. В этих целях зачастую используются местные СМИ на кыргызском языке, которые и не подозревают, в чьи сети они попали. Результат не замедлил сказаться: на страницах газет и интернет-ресурсов на госязыке идет вакханалия компроматов, то есть - изощренная дискредитация госсслужбы и госчинов без разбору. Как показывают различные опросы и социологические исследования гражданских институтов и международных правозащитных организаций, на юге Кыргызстана религиозный авторитет имеет больший вес, чем акимы и главы местного самоуправления. Хорошо, если это духовники традиционного ислама. Беда в том, что внутри официального мусульманства существуют распри и нездоровая конкуренция за места имамов мечетей и руководителей местных казиятов. Чем не преминуют воспользоваться радикалы и экстремисты. Тревогу властей вызывает быстрая ориентация на конкретную среду и гибкость в действиях радикальных религиозных групп вроде "Хизб-ут Тахрира", к которым плотно примыкает запрещенная в стране решением Верховного суда террористическая организация "Жайшуль махди", основанная на принципах джихада против неверующих. В Кыргызстане известны случаи, когда заключенные в тюрьму члены этих организаций за короткое время сумели обратить сокамерников в своих ярых сторонников. На этом фоне беззубость и рыхлость традиционного ислама и его институтов вкупе с вечными дворцовым переворотами внутри Духовного управления мусульман Кыргызстана лишь усугубляет проблему.
Другая проблема существует в деле международного участия в антитеррористической деятельности против "Хизб-ут Тахрира". Известно, что страны региона хотели бы заручиться поддержкой лучших служб мира в этой борьбе, прежде всего израильских. Однако, между спецслужбами государств СНГ с центральноазиатскими в том числе, и израильтянами существуют разногласия в классификации "ХУТ" как террористической группы. Как это ни странно, ЦАХАЛ и "Моссад" "Хизб-ут Тахрир" таковой не считают, когда как в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане ее называют главной угрозой существованию своих государств. Как сообщают СМИ, причина разночтения скорее всего в том, что израильские спецслужбы взамен хотели бы более тесного и конкретного сотрудничества коллег из ЦА против Ирана. А это в планы стран региона не входит по той причине, что последний является их крупным торгово-экономическим партнером, и, главное, существует религиознная солидарность, а также определенный страх перед ответными действиями со стороны ИРИ. Иными словами, Израиль хотел бы, чтобы мусульманские страны ЦА признали исламский Иран как террористическое государство. Таким образом, позиции сторон в этом деле прояснились исходя из собственных интересов: Центральной Азии угрожает "Хизб-ут Тахрир", Израилю – Иран. Найдутся ли здесь точки соприкосновения, придут ли стороны к конструктивному консенсусу ради интересов благополучия во всем мире - пока большой вопрос. А кровавые акты международного террора на территории Кыргызстана вполне могут иметь свое продолжение на фоне разобщенности международных сил.
Садырбек Чериков, Бишкек.
|