КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 29.09.2012
13:42  Алматинка секс-фитнес-тренер Оксана Олейник разработала новую технику оральной гимнастики (фото)
13:00  А.Усманов хочет объединить все свои активы в один холдинг и... отойти от дел
12:51  В.Федоров: Промышленный шпионаж - почему Запад боится Китая?
12:49  Единству народа России, Украины и Белоруссии. - Быть! (хартия)
12:37  "Къ": Аренду Габалы продлят поэтапно. РФ и Азербайджан на два-три года отложат вопрос о цене за использование РЛС
11:37  Л.Черешкайте: Остров невезения ВСО-1. На западе Казахстана поселок уже 20 лет живет без благ цивилизации
11:34  Н.Иванова: Евразийский союз - "объединение будущего" или "прошлого"?

11:20  Подмосковный губернатор Шойгу стал героем современого тувинского эпоса - с носом как "дикий лук", лопатой вместо меча и в окружении трех през...ов
11:17  П.Нетреба: Независимые не дадут пропасть Союзу. Лидеры СНГ в Ялте оплатили его недорогое будущее
10:56  Замначальника главного управления общественной безопасности МВД Киргизии Кулманбетов оказался иностранным гражданином
10:52  С.Исабаева: Пораженные органы. Казахстанская полиция стремительно теряет доверие населения
10:51  Долина весны и Долина духов Киин-Кериш. Новые объекты на карте аномальных зон Казахстана
10:50  Л.Пискорская: Национальные особенности терроризма по-казахстански. "Солдаты Халифата" и другие…
10:48  Танцы со звездами. Экс-казахстанка Алена Вилани (на фото) стала британской телезвездой
10:42  К.Аязбеков: Качественный отбор. В Казахстане продолжается процесс перерегистрации религиозных объединений
10:40  К.Кожумов: Бес барьеров. На пути развития Таможенного союза стоит еще много проблем
10:38  В.Сажин: Ахмадинежад не стал "хлопать дверью"
09:58  С.Бобомуллоев: П.Кузнецов о таджиках Наманганского уезда (к вопросу об этногенезе)
08:28  В сирийском Алеппо вновь идут тяжелые бои. Инсургенты обещают взять город
07:19  Бо Силай попал под суд. Опального китайского политика исключили из партии
06:26  Президента Чехии Клауса расстреляли из игрушечного пистолета
00:48  В Атырауской области действовали три самостоятельных террористических группировки
00:38  Бородачи из горных схронов. Исламские радикалы в Казахстане действуют по "кавказскому сценарию"
00:35  Кровавый след такфиров. Новые подробности о массовом убийстве в Иле-Алатауском нацпарке
00:29  "НГ": США готовятся к гонке кибервооружений. На "план Икс" Иран ответит халяльным Интернетом
Пятница, 28.09.2012
21:57  А.Евстратов: Союз США и Аль-Каиды превращает Сирию во второй Афганистан
20:45  Д.Пышкин: Фильм "Я – гей и мусульманин" признан экстремистским и запрещен к показу на территории Кыргызстана
20:43  Китай запустил интернет институт для подготовки госслужащих - www.cela.gov.cn
20:34  Financial Times: Радикальные исламисты объединяются под новым названием
19:22  В Киргизии фильм "Я - гей и мусульманин" сняли с фестиваля. Однако организаторы все равно намерены его показать
19:12  В.Михин: Сирия - оппозиция, боевики и их друзья
19:09  А.Байтенов: Чужая культура. На ЦА надвигается новая напасть - вирус Западного Нила
19:07  А.Иванилова: На траве дрофа. Доколе арабские шейхи будут расхищать фауну Казахстана?
18:14  Ю.Чмеленко: Какова цена контрабандного оружия в Сирии?
16:06  Индия купит у России 40 истребителей "Супер Сухой". Готовится контракт на $3,77 миллиарда
15:50  МИД Казахстана вновь возглавил Ерлан Идрисов
11:22  Ю.Груздов: Мор в Ферганской долине
11:05  Ф.Плещунов: Исламисты наращивают свое присутствие на Балканах
11:02  Е.Мелкумян: Предложения Катара по разрешению конфликта в Сирии
11:01  Н.Замараева: Пакистан. Верховый суд против президента А.Зардари
10:59  К.Маликов: Надо ли в Бишкеке крутить фильм "Я гей и мусульманин"?
10:56  С.Гадоев: Миграционное вторжение. Китайцы заполонили Таджикистан
10:52  Кенийский оккупационный корпус после длительной осады взял столицу сомалийских исламистов Кисмайо
10:51  Колосс шымкентский. Статуя Байдибек-би станет самым высоким памятником в Казахстане (фото)
10:47  Кыргызский Парламент озаботился судьбой рабов в Казахстане
10:37  В Кыргызстане запущен проект виртуальных требований граждан - pikir.kg
10:35  Е.Алибеков: Золотой делец. Опальный каз-олигарх Аблязов открыл свое истинное лицо
10:17  У разбитого корыта. Новый кирпремьер Ж.Сатыбалдиев уже сожалеет. Недельный дайджест кыргызскоязычных газет от С.Черикова
10:14  С.Мамедов: Оппозиция думает о барьерах Алиеву. Азербайджан готовится к выборам президента
09:59  А.Оторбаева: Кыргызстан. Предвыборный переполох
09:57  У Кыргызстана появится свой "Оскар" - "Ак Илбирс"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
С.Бобомуллоев: П.Кузнецов о таджиках Наманганского уезда (к вопросу об этногенезе)
09:58 29.09.2012

С.Бобомуллоев: П. Кузнецов * о таджиках (к вопросу об этногенезе)

О ТАДЖИКАХ НАМАНГАНСКОГО УЕЗДА.ЧИСЛО ПОСЕЛЕНИЙ, НАИМЕНОВАНИЕ ИХ И КОЛИЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ. 1

Наиболее удаленными от Намангана таджикскими поселениями будут Мамай [в 48 верстах к северу от Намангана]. Чодак [в 85 верстах к западу от Намангана]. И Камышь-курган [ в 128 верстах к юго-западу от Намангана].

Всего таджикских кишлаков в Наманганском уезде насчитывается десятка четыре; в 32 из них мы побывали; 7.известные нами по имени. Остались не исследованными нами. За недостатком времени; тем не мене у нас имеются кое-какие сведения и о них. Добытая через других лиц.

Приводим здесь список 39 кишлаков. С указанием количества населения в каждом из них.

1 Куюк - мазарь [вь 32 верстах от Намангана] муж.453, жен.290, дворов 210

2 Касан [ 30-33 вер.от Намангана]. . . муж. 8266, жен 7336, двор 2705

3 Юмалак шайх [34 вер.от Намангана] . . муж 148, жен 145, двор. 46

4 Хытой-сай [35вер. От Намангана]. . . .муж 2200, жен 1924, двор 736

5 Боястон [40 вер. от Намангана] . . . . муж 495, жен 507, двор 155

6 Кашкаллак [46 вер.от Намангана] . . . муж 196, жен 186, двор 44

7 Хазрат-ы-бувы[41вер.от Намангана] . . . муж 92 , жен 90, двор 16

8 Акь-курган [40 вер.от Намангана] . . .муж 395, жен 406, двор 107

9 Сапид-Булон [48 вер.от Намангана] . . .муж 320, жен 376, двор 92

10 Подак[43вер.от Намангана] . . . . .муж. 60, жен. 72, двор.19

11 Мамай [48вер. от Намангана] . . . .муж.475, жен.360, двор 120

12 Варзик [46вер. от Намангана] . . . муж.3347, жен.3235, двор 830

13Кара-курган [50 вер. от Намангана] . . .муж.60,жен.60, двор.19

14 Варзигон [44 вер. от Намангана] . . .муж.394, жен.368, двор.141

15 Чуст. . . . . . . . .муж.8705, жен.7519, двор.2790

16 Дува[39вер. от Намангана] . . . .муж.158, жен.135, двор 56

17 Сарымсак-тепа[38вер. от Намангана] . . муж.223. жен.209, двор.83

18 Садача [37вер. от Намангана] . . . . муж.61, жен,53,двор.25

19 Чодак [85 вер. от Намангана] . . . .муж.2324, жен.1985, двор.884

20 Пунык [100вер. от Намангана] . . .муж.800, жен.650, двор.350

21 Ак-джар[93вер. от Намангана] . . .муж.100, жен.85, двор.60

22 Джар-булак, или Аштлик-гузар (96в. от II на) …муж.88, жен.45, двор.30

23 Ашт (109 вер. от Намангана) ….муж.2370, жен.1960, двор.947

24 Пискокят (116 вер. от Намангана) ….муж.550, жен.460, двор.150

25 Гудос (126 вер. от Мамангана) ….муж.470, жен.365, двор.223

26 Шайдон (126 вер. от Намангана)….муж.830, жен.732, двор.250

27 Улуг-курук (129 вер. от Намангана)….муж. 174, жен.208, двор.60

28 Бува-дархон (131 вер. от Намангана)…..муж. 468, жен.365, двор.85

29 Пангоз (128 вер. от Намангана)……муж.2250, жен.1992, двор.670

30 Кул-Ходжа (156 вер. от Намангана)….муж.168, жен.148, двор.50

31 Мулла-мир (160 вер. от Намангана) ….муж.320 , жен.28, двор.97

32 Камыш-курган (128 вер. от Намангана)….муж.1650, жен.1290, двор.325

33 Кукумбай (16 вер. от Намангана)….муж.680, жен.605, двор.202

34 Гальча-кишлак (5 вер. от Намангана)….муж.473, жен.451, двор.245

35 Шамси-куль (13 вер. от Намангана)….муж.176, жен.158, двор.70

36 Кызыль-тепа (34 вер. от Намангана)….муж.107, жен.95, двор.28

37 Каирма (38 вер. от Намангана) …муж.279, жен.268, двор.81

38 Тепа-курган (37 вер. от Намангана)…муж.366, жен.341, двор.136

39 Яр-кишлак (39 вер. от Намангана)….муж.368, жен.330, двор.129

(Цифровая данная о последних 7 кишлаках заимствуем из "Списка населенных мест Ферганской области", изд. Ферганского областного Статистического Комитета, г. Скобелев, 1909 г.).

Из виденных нами кишлаков в 7 населений смешанное: в Аккурган – из 107 дворов 2/3 -таджики, ½-кара-киргизы; в Подак из 40 с чем-то дворов таджиков около половины, другая половина – кара-киргизы; в Мамаи из 120 дворов 1/3 – таджики, остальные – кара-киргизыы; в Кара-кургане из 200 с чем-то дворов 1/10- таджики, прочие – кипчаки; в Варзигане из 141 двора 2/3-таджики, прочие – кипчаки; в Кул-ходжа из 50 дворов около половины – таджики, остальные – узбеки; наконец, в Камыш-курган из 325 дворов 2/3-таджики и 1/3-сарты.

Если исключить числа, приходящиеся на долю других народностей, то общий итог собственно таджикского населения в названных выше 39 кишлаках выразится примерно цифрами в 12700 дворов и 74000 человек.)2

Если бы приведенные цифры были совершенно верны, то при первом взгляде на них мы заметили бы одно общее явление для туземцев: это -меньшее количество женщин сравнительно с мужчинами. Не объясняется ли это явление тяжелыми бытовыми условиями туземной женщины, вследствие которых она должна быть менее долговечна, чем мужчина?

Такие большие кишлаки, как Касан, Чодак, Ашт,Пангоз, делятся на два поселения – на верхнее и нижнее.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИШЛАКОВ.

Относительно происхождения кишлаков нам удалось узнать следующие: 8поселений-Касан, Сапид-булон, Подак, Варзик, Чодак, Пунык, Ашт и Пискокят- существуют давно, некоторые-с незапамятных време6н. О Касан, местности Сапид-Булон и Ашт имеются самый в своей "Истории Каканского ханства на стр.7, Второй-В среднеазиатском вестнике", за июнь 1896 года., в статье за июнь месяц 1896 года., в статье: "Несколько слов об Арийской культуре в Средней Азии" (стр.21-23), - мы склонны видеть в "в Мугах" былых иранских земельных аристократов, владельцев их подданных: в этом убеждают нас и значение слова "Муг" (Огнепоклонник, мать и оседлая жизнь мугских предводителей, и характер их жилищ, и , и наконец, наименование мугской одной подземной мечети в Бухаре)3. Так как Фергана была окончательна, завоевана арабами горазда позже, чем другие части средней Азии, то естественно, что воспоминания о "Мугах", огнепоклонниках, сохранилась в мусульманских приданиях, приводимых Г. Наливкиным.

Побывали на развалинах крепости "Муг" и мы, осмотрели остатки стоянок (5 остатков), курганчи и следы урды. На боковой стороне одного холма урды виднеются знаки концентрических окружностей, В другом холме есть проходное отверстие такой величины, что мы влезли и вылезли из него. Волостной старшина говорит, что лет 20 тому назад он видел в крепости следы комнат. По среди обрыва крайнего холма заметны два больших камня, по виду грабовых., у одного из них 4 больших зубца, несомненно искусных. (тут же, на крайнем холме, мы нашли оригинальный - с геологической точки зрения – камень, вилеченой с кулак в два, - соединенные, по средствам цемента, из 4 галек). Далее виднеются следы как бы крепостного рва. Наконец, арк выходящих, словно из туннеля, из под такого же холма, туземцы считают делом рук мугов.

Вообще нельзя не согласится с Г. Бартельдом в том, что обстоятельное исследование развалин крепости Муг было бы весьма желательно.

Мы должны сказать здесь, что при постройке дома Мингбаши в Касане найдена было несколько монет, в роде данных нам Нанайским участковым приставом В.И.Марковым.

Относящиеся к Касану кишлак Умалак-Шайх называется очевидно от присутствия в нем мазара святого целителя опухолей (Юмалак-круглый. шарообразный).

В Хитой-Касан течет арык, вырытый якобы китайцами или калмыками., от сюда название Хитой-Сай или Калмык-Сай. (не произошло да тут отожествление с Китайцами и Калмыками Кара-Китаев, завоевателей Мовароунахра в XII столетие?)

Именем Сапид-Булон (на 10 верстной карте "Сафит-Мулла") называются кишлак и святое место с двумя мазарами. В одном мазаре по средине куполообразной постройке (приписываемый Темуру), находится могила Шах-Фазыля, считающиеся внуком Османа, а в переднем левом углу-могила сына Темура Амир-Умар-Хана. На одном из намогильных камней булыжников значится год 608, на другом – 710. С наружи находится могила муфтия Сахиб-уль Мухита (+505); вокруг самой могилы лежит 8 камней, из них 2 с датами – 591 и 596. Толщина стен постройки аршина два; купол покоится на многоугольниках – 6, 5 и 4 – угольниках. Внутренние украшения и надписи – в роде тех, какие имеются в Самаркандских мадрасах., есть и куфические письменно.

Другой мазар, на холме, - Ходжа-Алямдор (знаменосец начальник правоверных), с 2 могилами, заброшен, В низу – кладбище., здесь попадаются большие каменные плиты, словно намогильные.

Название двух мечетей в Сапид-Булон-"Кыргын-Масджит" -мечеть – Бойня) и "каля масджит" - Также "Каля-хона" -– мечеть, дом черепов) – подтверждают рассказ Джамоля Карши о гибели в этом месте отряда, посланного халифом Османом4.) Не имея под рукой (Справочной книжки Самаркандской области на 1906 г."5), Мы не можем сравнить приводимого в ней Г. Шербиной – Краморенко туземного придания с тем, что мы слышали. Рассказывают, что неверные муги, во главе со своим предводителем Караван боссом, напали на мусульман во время намаза. Сострадательная женщина, по имени Булон, омывала отсеченные головы мучеников., от такой работы с рук ее слезло мясо, они побелели, - отсюда название Сафид-Булон –( белый, - ая") Караванбас с дочерью Биби-Убайдой приняли в последствии мусульманство6.

Могила святой Сапид Булон помещается в (Кыргын Масджит) и не представляет не чего особенного.

О существовании Ашта в средние века упоминает Магдиси 7. Что Ашт – кишлак старый, видно также по мазару (hашт саhоба – 8 апостолов. Не от Hahsn ли происходит и название кишлака?). Один из этих явился будто бы из святых мест Мекки и Медины другие 7 – ансарцы . Все они пришли, по словам туземцев, во II веке мусульманской эре.

В мазаре существуют "михроб" – род айвона с нишей) не сомненно старинный, с куфическими и другими, может быть, уйгурскими письменами. (Михроб) от части поврежден, но куски его имеются на лицо; возможно, что нашлись бы дата и имя строителя.

При пристройке мазара и при земельных работах в других местах мастер Турсун-Мухаммад Мусыев нашел 7 монет, из них 1 серебренная, остальные медные, при чем 1 из последних меньше других.

Интересен и холм Афрасиаба, очевидно искусственный: на нем имеются, развалены какой-то крепости (одна стена с амбразурами). В самом холме имеются слои кирпича в пересмешку с глиной, осколки корчаги, пласты древесного угля и круглые отверстия вершка в 1 ½ в диаметре. Туземцы уверяют, что в корчагах попадаются ячмень, кунак и п.р.8).

Относительно Подака, Варзика, Чодака, Пуныка и Пискокята сведения и еще менее определены, чем известие о Касане, Сапид-Булоне и Аште: Туземцы говорят лишь, что это – старые кишлаки и что времени их основания они не запомнят.

В частности о Подаке говорят, что Мугский предводитель Караван Мулло-Джамол- уд –дин, 3). Хазрат- ы –Абдурахман-Ауф и 4) бобо-и-тоуба. Все 4 – выходцы из Мекки и Медины; Когда пришли в Пискокян – не известно. Мощей этих святых нет, над мазарами их есть только купола (гумбазы).

Название 3 кишлаков – Шайдона, Бува-дархона и Пангоза имеют некоторую связь с событиями, происходившими в Сапид-Булоне.

Место первого селения было будто - бы полем сражения арабов с мугоми и от названия павших за веру – Шахид-стала именоваться Шайдоном (мн.ч. от арара-Шахидон). Основаны здесь лет 300-350 тому назад выходцами из Пангоза кишлак стал называется так же.

На соседних холмах туземцы указывают остатки жилищ мугов; теперь это - просто груды камней-булыжников, лежавших на 4 угольных или круглых площядков.

Могилы "Шахидов" образует в кишлаке кладбище привротившиеся в мазар Бобо-и-Шахидон .

Бува-Дархон аснован лет 70-80 назад то же выходцами из Пангоза, в количестве 16 семейств. Подобно Шайдону, кишлак называется по имени местности, а эта последняя получила свое название от мазара Бува-Дархон . Святой мазара-современник угодников Сапид-Булона и Шайдона, Только Тюрк по происхождению9). Живших здесь мугов он истребил, говорят, хитростью: явившись сюда с войском, он выдал себя за торговца и предложил им приходить к нему за товарами по одному; всякого же входившего к нему муга он убивал и так уничтожил их всех.

Название Пангоза происходит от (понсад-гозы) 500 воинов за веру, победителей в борьбе все с теми же не верными мугами. Сам кишлак основан будто бы лет 500 тому назад выходцами из Самарканда, Брич-Муллы, Седжака и др. в селение Ташкентского уезда. Брич-Муллинцы населяют квартал (Куча-и-Мулло) в верхнем Пангозе; их узнают будто - бы и по манере произносить самый. Сам кишлак основан лет 50-60 назад выходцами из Каратегина 1).

Боястон основан, по словам жителей, более 100 лет тому назад Кара-Киргизам Боястонам от сюда и название; Кара-Киргизов сменили здесь таджики, пришедшие из Богистона и Наная, селение Ташкентского уезда.

Кашкалак, или Кашкалдак (не показано на карте) так же основан более 100 лет назад выходцами из Богистона, Наная, Заркянта и др. селений Ташкентского уезда; Раньше стоявших на горе, версте от нынешнего места, куда перенесен 38 лет.

Ак-Кургану начитывают тоже лет 100; таджики его – выходцы из Касана.

История возникновения Мамая такая же, как у Боястона и тут название произошло от имени Кара-Киргиза, бия Мамая, явившегося сюда из Пскентского района (Ташкентского уезда), и Таджикские поселенцы пришли в Мамай из того же уезда, именно из Богистона, Наная и др. кишлаков10.

О происхождении кишлака Кара-Кургана не можем сказать не чего положительного. Отметим лишь, что в нем есть старые деревья (тополя, карагачи) и камни, пользующиеся почитанием. Из последних которые-любопытной формы, на пример в виде сапога, стула, наковальни, котла (глубина вершков 6) и пр. Тут же имеется громадная скала являющиеся мазаром бува-и-Пора-дуза, патрона сапожников. Могила самого святого, сделана из гальки, находится в низу. Упомянутые выше оригинальные камни считаются инструментами, мебелью и посудой Бува-и-Пора-дуза: камень в виде сапога служит ему будто - бы калоткой, седлообразный камень-сидением, котловидный-котлом и т д. В прочем ката-Курганские святыни подробно описаны Г. Костанье ("Известия Туркестанского отдела ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА т.X,в.1,1914г: стр.146-152"), а потому мы о них не станем больше распространятся.

Хотя местный Минг Баши считает Таджиков Варзигана какими то особами, мы судим однако по самому названию кишлака и думаем они просто-напросто выходцы из Варзика. Это все, что мы можем сказать о Варзигане11.

Отчасти говорят, что первые поселенцы его были частью из Басука (Ташкентского уезда), частью из Каратегина, частью из Чодака. Связь между Чустом и Чолаком подтверждается двумя обстоятельствами во первых в Чусте имеется квартал называющийся квартал Чодакцев, - во вторых существует легенда, героем который является Хазрат-ы-Мавлоно, уроженец Чодака. Рассказывают, что святой этот живший в X веке хичры, явился как то в Чуст именовавшийся тогда Ахсыкянтом. Чустсы не обратили должного внимания на святого человека; он отправился в другое место, от куда разнеслась о нем подобающая слава. Чустсы спохватились бросились за святым, а тот уже был на пути к Намангану; догнали его, стали просить вернутся к ним. Он согласился, при чем сказал: "Вы скоро – Чуст) спохватились, иначе не увидели меня у себя".

При мазаре с могилой хазрят – ы – Мавлоно имеется мадраса его имени (всего в чусте 5 медресе). Здание медресе возобновлялась Махмудом Дастурхончи при Мадали-Хане (лет 70 тому назад и одним благотворителем по имени Ходжа-хоны-кори) – лет 20 тому назад.12)

Все говорит за то, что Чуст город сравнительно новый; но построен-то он, по видимому, на бывшем жилом месте: по словам одного мудариса, лет 20-30 тому назад в Чусте нашли 3-4 монеты, тождественными с медной монетой малых размеров, полученной нами в Аште. Кроме того, часть города, очевидна, построена на старом кладбище. Туземцы уверяют, что раньше, до прихода русских, всякий всадник, проезжая мимо мазара хазрят-ы-Мавлоно, должен был слизать с лошади и вести ее в поводу, иначе случалось несчастие либо с ним, либо с животным. На личном опыте мы убедились, что такие "чудеса" возможны и при русских: когда пишущий эти строки ехал шажком по базару Камар-сай то совершенно неожиданно для него лошадь под ним грохнулась, и он полетел в право, а хурджин его в лево.

Оказалось, что лошадь попала ногой в полое место и провалилась в скрывавшийся под ним глубокое отверстие. Дело было 26 июня, а неделей раньше совершенно тоже и на той же базарной лошади произошло с одним местным полицейским. На наши расспросы туземцы заявили, что падение лошади на базаре Камар-сай-обычное явление, так как он стоит на старом кладбище. В той части этого базара, где жили индусы, есть странная, чуть не без донная, яма, слушая теперь помойной ямой; происхождение ее точно не известно. Наконец, по словам бывшего заведующего чустской русско-туземной школы Г.Шалутого провалившаяся в его время на школьном участке вода уходила словно сквозь землю. Должно быть, ям разного рода не мало под чустом: интересно было выяснить их происхождение.

В окрестностях Чуста отметим 3 кишлака. Если не ошибаемся один из них не показан даже на 10-верстной карте: это Садача (или Сада-чавор), основаны выходцами из чуста.

Два других – Дува (на карте Дуваба?) и Сарым саке – тепа населенным потомками каратегинцев, что видно, между прочим, из их наречия.

Население обоих кишлаков родница, как между собой, так и таджиками Куюк-мазора. Тоже потомками каратегинцев.

Сарым-Саке-тепа насчитывают более 100 лет. Дува же, говорят не моложе Чуста.

Из таджикских кишлаков, расположенных на Сыр-дарье упомянем пока Лке-джар и Джар-булак (или Аштлик гузар). Оба они находятся на одном и том же берегу-правом, но на карте показан один на одном, другой – на другом берегу.

Ак-джар основан выходцами из Ашта и Уратюбе. Старую мечеть кишлака снесло рекой. На мазаре Бува-рох-бурд-сахоба есть очень старые деревья (чинары, шелковица и тал), Над могилой святого купол в киргизском духе (в окрестностях живут кипчаки).

Джар-булак основан после прихода русских выходцами из Ашта (отсюда и другое его название Аштлик-гузар).

Горный кишлак Гудас Основан переселенцами не то из Бухарского Гузара, не то из Харасана. Тем не менее кишлак считается старым.

Улуг-Курук (на карте Коруг) основан лет 100 тому назад выходцами из Пангоза на месте, отличавшемся большою заскорузлостью (от сюда и название кишлака). Самый чтимый мазар в Улуг-куру Санг-и-калон – большой камень (с дом величиной).

Шамси-куль основан переселенцами из памятного всем кишлака Мынь-тепа, Скобелевского уезда. По словам Г. Сулаймон-Ходжаева Шамси-Кульцев имеются песни, сходные с каратегинскими. Из мазаров в Шамси-куле называют лишь один – Бобо-и-Камбар.

Кызыл-тепа основан переселенцами из чуста и касана лет 50 – тому назад.

Таджики Каирмы, по видимому забывают родной язык. – Тоже говорят и о населении Теппа Кургана и Яр кишлака. Тепа-Курганцы по обычаям напоминают чустцев; кишлаку их, полагают, лет 200.

Этим исчерпываются сведения, данные нам г. Сулаймоном- Ходжаевым.

Подводя итог сказанному о происхождении таджикских кишлаков Наманганского уезда, мы видим, что первое место в этом вопросе занемают с десяток старых поселений (Касан, Хазрат-ы-бува, Сапид-булон, Подак, Варзик, Чедак, Ашт, Пискокат и др.) Второе – поселение, основанная выходцами из Ташкентского уезда (Боястон,Кашка-лак, Мамай, Камыш-курган, от части Пангоз, выходцы из которого основали, в свою очередь, Шайдон, улуг-Куруг, Бува-дархон, Кул-ходжа и Мулла-мир).

Что касается Каратегинских переселенцев, то оказывается, что на самом деле в основании таджикских кишлаков Наманганского уезда они сыграли сравнительно не значительную роль: целиком ими заселены лишь такие кишлаки, как Куюк-мазор, Дува и Сарым сак – тепа.

ХАРАКТЕР ТАДЖИКСКИХ МЕСТНОСТЕЙ. ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ,

Характер местностей, занимаемых таджикскими кишлаками в Наманганском уезде, не везде одинаков: На севере от Касана и в горох к юго-западу от Чуста заметен недостаток воды и тепла. В этих местах хлопок, рис, белая сорго, виноград (за исключением сорта "чиляги", начинающего созревать летом), дыня и арбузы совсем не разводятся преобладающими посевами здесь являются пшеница, ячмень, проса и кунак; в садах же произрастают абрикосы, яблоки, вишня, шелковица. Таким образом условия существования горных Таджиков Наманганского уезда аналогичны с условиями жизни Таджиков Ташкентского уезда. В Мулла – мире, например, как и в горах Ташкентского уезда, зимой выпадает много снега; глубина его доходит по временам да 15 аршин.

Зато начиная от Камыш-Кургана на юге и кончая Косаном на севере, можно найти все посевы, фрукты и овощи, свойственные культурным районом Ферганы13. В таких же местах, как Акджар и Джар-Булак соединяются все особенности юга и севера Таджикистана: по крайне мере ягоды, колючка, превосходные арбузы и дыни, провалившиеся могилы в Акджаре и Аштлык гузаре, расположенных на Сырдарье живо напоминали нам низовья той же реки у Казалинска.

Главное занятие таджиков наманганского уезда – земледелие и скотоводство. Население обездоленных кишлаков – Пискокята, Гудаса, Шаидона, Бува-дархона, Мулла-мира, Кулы-ходжа и от части Пангоза – кормится отхожими промыслами, отправляясь в Ташкентский Уезд (в качестве жнецов к Кураминцем), в Куканде, Намангане и других местах обыкновенные таджики уходят на заработки летом, но есть и такие, которые из за насущного хлеба, расстаются с родными местами и зимой: таковы например, Гудасцы. Дневной заработок на отхожих промыслах от 1 рубля, до 2 рублей 50 копеек на хозяйской пиши.

На долю Пангосцев выпадает не малый доход от торговли с Курамом ситцем и от продажи абрикосов,

Доходной статей для Камыш-Курганцев, Шайдонцев и Таджиков Кулы-Ходжа служат добыванием и перевозкой самосадочной соли. Соль добывается в той части Ахсыкенского озера, которая у туземцев именуется Каракеном. Здесь стоят несколько жалких саклей, в которых живут человек 10 таджиков - солеродов. Не у жилищь, не вокруг не деревца не кустика. Вода привозится за 8 верст из Камыш-Кургана, и стоит 20 копеек кувшин. В прочим, иногда таджик-рабочий готов заплатить 20 копеек за чашку чая. Сами копи находятся у начала Ахсыкенского саленного озера. Почти вся поверхность озера покрыта белой блестящей солью. Добывается она следующим образом. Отгораживается бассейн той или другой величины с достаточными количеством воды и в течении месяца или 6 недель производится выпарка воды. Активное участие человека в этом процессе заключается главным образом, в созерцании действия солнечных лучей. Случается, что, прежде чем добраться до воды, нужно бывает снять 1-2 слоя черной земли. Когда вода испарится осевшую из нее и высохшую соль кетменями загребают в кучи, а затем кладут в мешки.

Соли промышленники таджики (большей части из Камыш-кургана) жалуются на дороговизну рабочих рук (мардикор 1 руб. 25 коп. в день на хозяйской пиши) и уверяют что расходы не всегда оправдываются выручкой. Прежде верблюд соли продавался по 80-90 коп., в настоявшее время-50-60 коп.1сноска. К тому же, очевидно предложение превышает спрос на станции (Посьетовка) просто на земле навалено кучи соли. В свою очередь, перевозчики плачутся на то, что железная дорога отбивает у них хлеб: раньше перевозили соль по всюду на ослах, верблюдов и арбах, теперь это делается только до станции железной дороги (Посьетовка). Наконец, рабочие жалуются на тяжелый труд, показывают изъязвленные руки и ноги и говорят, что после работы на соленых промыслах они уже не способны не никакой другой труд. В самом деле, вид рабочих внушает чувство сострадания: худые, оборванные, с обмоточными тряпьем ногами, они являются правдивой иллюстрацией к своим словам. Посетитель на себе испытывает перспективы жизни на промыслах с момента приезда туда пропитанный солью воздух сушит его губы, и он начинает испытывать томительную жажду. Это чувство, несомненно, еще сильнее у работающих таджиков как уж тут было думать напоить наших лошадей, не пивших почти целый день! В первый раз мы не решились напоить своих лошадей.

Заключении необходимо добавить, будто на эти воды являются для лечения не только ревматизма, маточных болезней, но и других болезней, в том числе люэса. По крайне мере так говорят про туземцев.

Между Чоркасаром и Чодаком встречается много мрамора, а между Пискокятом и Гудасом-не мало скал заметном содержанием железа. Когда Туземцы научатся извлекать пользу из минеральных богатств края – не известно. В этом отношении и мы покорители края, мало чем превосходим их, Вот одно из доказательств тому. На левом берегу сир-дарьи, в том же Наманганском уезде, у Наукятской переправой красуется завод "Сыр-дарьинского горнопромышленного общество" по добыванию меди. Из акционеров общества нам называли некого Мажицкого и двух аристократов (кажется графов). Теперь завод этот бездействует. Оборудован он, видимо хорошо электрические двигатели выписаны из Магдебурга, и вообще затрачено на него будто бы не один миллион. Медь добывалась из глубины 42 сажен, превосходного качества; Обработка ее обходилась обществу 7 руб. пуд. Продавалась же она на монетном дворе по 20 руб. за пуд. Что заставало общество приостановить работу при таких барышах - узнать нам не удалось. Во всяком случае, не недостаток меди: слой ее, говорят далеко залегает под рекой… Остановившейся завод охраняется 2 сторожами и целой сворой собак.

Называли нам еще 1 такой завод находящийся несколько выше, у Чил-Махрамской переправой; не можем сказать, работает он или так же бездействует.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.

Наибольшим благосостоянием среди Таджиков Наманганского уезда отличаются Касанцы и Камыш-Курганцы. В прочем последние слишком заражены "хлопковой горячкой" и потому страдают задолженность скупщикам хлопка; задолженность эта в отдельных случаях простирается от 100 до 2000 тыс.руб. не удивительно, что население сравнительно беднее бедного Пангоза, живущие посевами хлебных злаков, отхожими промыслами, торговлей ситцами с курамом и продажи абрикосов, хвастается большими сбережениями чем Камыш-Курганцы,

Но кто подобно раку в известной прибаутке, действительно не горюет, а свистит в кулак, - так это гудасцы: за полным почти отсутствием воды, они живут лишь богарными посевами и зимними отхожими промыслами, и если в кишлаках у них пусто, зато имеются дорогие лошади, а при случае появляется и водочка. Вообще же, Гудасцы слывут за народ, с которым ухо надо держать в остро: злые языки говорят, что они не чуждаются даже знакомство с рыцарями темной ночи. Но говорить все можно…

Однако как не бедны Таджики Наманганского уезда, но годы, когда Омы (горная клубневое растение) играла для них почти такую, же роль, как лебеда для России, - эти годы отошли в область придании. Наоборот, у некоторых туземцев, особенно, у лиц администрации, можно теперь видеть предмет роскоши, на пример граммофоны, щегольские коляски, европейскую мебель и п.р. Швейная же машина очевидно вошла в обиход у туземцев, так как вывеска фирмы Зингера встречается в каждом людном кишлаке. С проведением проектируемых железнодорожных веток на Чуст, Камыш-курган и Касан, благосостояние населения этих и соседних с ними пунктов возрастает еще более.

Духовная жизнь "в мусульманском смысле слова" проявляется лишь в таких таджикских пунктов как Чуст и Касан: в них имеются и нисшие школы (мактабы) и высшие (мадраса) обе эти пункта поставляют не малое количество Мударисов (туземных профессоров) для Намангана, Куканда и некоторых других мест.14 В кишлаках за редкими исключениями, встречаются только мактабы да и то вероятно, в ограниченном числе. Во всяком случае, грамотных среди таджиков мало. Любопытно, что не грамотными оказываются не редко и туземные должностные лица: таковы например старшина в Куюк-мазаре, Мингбаши в Чусте, в Варзики Аште и других местах.

Как и в Ташкентском уезде, в Наманганском есть Таджики, забывающие родной язык, например в кишлаке Мамае.

Песен и сказаниях своих у Наманганских Таджиков так же нет. Говоря о Таджиках Ташкентского уезда1сноска., мы заметили2сноска., что если между 10 таджиками сидит, хоть 1 Сартр или киргиз разговор непременно ведется на сартовском языке. Со своей стороны, Чустский Мингбаши заявляет, что лет 40 тому назад в таджикском обществе нельзя было говорить по Сартовски; Теперь, напротив, в этом обществе стараются говорить по Сартовске.

Таким образом, главным фактором в тюркизации таджиков является не столько кровь, сколько язык самые обыденные слова - название родных, различных частей тела, болезни и прочие - заимствованы таджиками из тюркского языка; Таджикские существительные, образованные из тюркских глаголов, многочисленны.… Если арабские и персидские слова составляют около 1/3 сартовского словаря, то тюркских и сартовских слов не менее в таджикском наречии. Даже грамматическая конструкция у сартовского и таджикского наречий тождественна.

Андижан, 1915 г. П. Кузнецов

*П. Кузнецов ученый ориенталист.

1.Известия Туркестанского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Т.11, вып. 2, 1915 г

Подготовлена С. Бобомуллоевым.

Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

2.За точность цифровых данных не ручаемся, т. к. они сообщались нам по переписям различных годов, начиная с 1906 и кончая 1914. В момент нашей поездки ( в июнь и июль прошлого года ) в уезде производилась перепись; результаты ее, вероятно. Не замедлять появиться, и тогда возможно будет проверить наш приблизительный подсчет по официальному. Впрочем, и на официальные статистические сведения вполне полгаться нельзя; в силу своей логики, туземцы искажают истину в случаях, когда дело касается статистики.

2.Вамбери. "История Бухары". Гл.II.

3.Бартольд. "Туркестан в эпоху монгольского нашествия", ч.2, стр.160.

4.Наши попытки найти ее в Андижан не увенчались успехом.

5.В окрестностях Коканда существует таджикский кишлак, носящий имя дочери Карванбас Биби – Убайда.

6.Бартольд, "Туркестан…" и пр., стр. 164.

7.По берегу речки Ашт – сая, особенно между Аштом и Пискокятом, обрашають на себя внимание колоссальные камни.

8.Звали его, должно быть, Баходур-хон а, может быть, как предполагает Н. Г. Малицкий, Бува-дархон (-----------свободный от податей и повинностей ); отсюда, вероятно, и "Бува-дархон".

9.Говорят еще основатели Куюк-мазара явились на Шарихана большого кишлака Скобелевского уезда; в Шарихан же имеются выходцы из Каратегина.

10.Переселяясь из родных мест в другие, люди нередко давали последним имена первых; вспомним хотя бы историю русских городов, носящих названия Переяславль, Владимир, Ростов и пр. Поэтому интересно знать, нет-ли какой-нибудь связи между таджикским кишлаком того же имени в Ташкентского уезде, Нанаем и сартовским кишлаком того же имени в Наманганском уезде, а также между ташкентским Заркянтом и наманганским Зархандом ( на карте – Заркент). Говоря о кишлаках, основных лет 150 тому назад переселенцами из Туркестана и Чимкента, В. И. Наливкин упоминает между этими кишлаками и наманганский Нанай ("История Кокандского ханства". Стр. 25-26). Не правильные ли считали основателями его выходцев из таджикского кишлака Наная. Ташкентского указа.

11.Под именем Зарханда, вероятно, кроется то селение Заркан, о котором говорится у В. В. Бартольд ("Туркестан в эпоху монгольского нашествия", ч.II, стр. 163-164.)Подтверждение нашей догадки можно найти у В. П. Наливкина ("История Кокандского".стр.25); он заявляет, что Зарханд существовал еще при арабам и бы тогда населен таджиками. Что касается ташкентского Зарканда, то г. Бартольд говорит, что он, может быть, соответствует Зеранкету Макдеси, в Шаш ("Туркестан,.." и пр., стр.176).

12.Несколько слов о кишлаке Гава. Почти все население его-сарты. Исключение составляют дворов 20 таджиков-ходжей(------), очевидно переселился сюда из окрестных таджикских кишлаков. (Любопытно, что в Паркент Ташкентского уезда в квартал Учак, еще не очень давно также жили таджики "Известиях Туркестанского Отдела Императорского Русского Географического Общества", т.2, в.2, 1901г., стр. 42). Но сами ходжи Гавы не выдают себя за таджиков и говорят по таджикский только c таджиками, да и то лишь в крайним случаях. Так уверяют некоторые туземцы. Жители же Гавы заявляют, что у них таджиков нет.

Основателем Гавы считается хазрат-и-Боб (мазар его приходит в разрушение; шейх ждет наполнения обещания мингбаши подновить здание). Так что имя этого святого в несколько измененном виде носит большой сартов в кишлаке Нан, Наманганского же уезда приводимый г. Бартольдом в числе четырех иранских поселений ("Туркестан…" и пр.,стр.162), то очевидно и кишлак Гава не менее стар и в свою очередь ,был значить таджикским поселением.

12.В Чусте нам представился случай проверить заявление жителей таджикского кишлака Брич-мулла, Ташкентского уезда будто их предки – выходцы из г.Чуста именно из квартала Брич – мулла (отсюда якобы и название ташкентского кишлака). Из спрошенных нами чустцев только один старик счел справедливым заявление ташкентских брич-муллинцев (впрочем сначала он рассказал про то , что от них самых слышал будто их кишлак основан Нуширваном) большинство же других наших случайных собеседников в том числе престарелый казий настаивают на том что чустский квартал Брич-мулла ( иначе Куш-ауз) основан выходцами ташкентского кишлака Брич-мулла. Достоверен лишь факт, что брич-муллинцы обеих местностей поддерживают сношения между собой и особенно стараются родниться друг с другом.

13.В частности Касан обращает на себя внимание в климатическом отношении; горная речка Касан-сай, роскошная растительность, сравнительная прохлада летом могли бы соблазнить кое-кого из любителей дачных месть.

Существует туземное стихотворение (на персидском языке) посвященное Касану автор его Васфи советует читателю поселяться в Касан ради его воздуха "воды святынь". "У кого же есть деньги", продолжается поэт, тот пусть непременно выстроит себе в Касан дом и женившись на красавице с миндалевидными очами и луноподобным лицом наслаждается жизнью. Ты же Васфи обращается поэт к самому себе "….как не обладающий златом, утешай себя, подобно бессребреникам монахам, надеждой на царствие небесное!".

14. Таджику легче других туземцев добраться до мусульманских ученых степеней; одна из причин этого то, что около 1-3 книг, штудируемых в мактабах и мадраса, написаны на персидском языке, а родной язык таджиков лишь наречие этого последнего.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1348898280


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх