С.Бобомуллоев: В.Масальский о таджиках (к вопросу об этногенезе) 08:53 01.10.2012
С.Бобомуллоев: Масальский В.И. * о таджиках (к вопросу об этногенезе).
Таджики:1
Таджики, состоящие около 7% жители русских областей Туркестана, являются потомками древнего арийское населения страны, высшего из Ирана и занявшего южную часть Средней Азии во времена исторические наследие это, пережив в течений длинной вереницы ков рад нашестей кровавых смут в особенности таджики отразившихся на нею при господстве тюрк монголов, частью смешалось с завоевателями частью же, под напором последних, было оттеснено.2 В гористую часть Туркестана и там сохранило, в большей или менышей чистоте, своя племенные черты. В настоящее время таджики населяют главным образом южную горную часть страны; по данным переписи 1897 г. Их насчитывалось: в Ферганской области – 114.081 душа обоего пола (7,25% всего населения области), в Самаркандской области – 230 .384 (26, 74% ) и в Сыр – дарьинской области – 5. 557 душ ( около 0,40%). В Ферганской области таджики живут главным образом в Скобелинском (Маргеланском) Коканском и Наманганском уездах, в Самарканской – Самарканском, Худженской и Катта – курганском уездах, а в Сырдаринской – в Тошкентском уезде. В Закаспийской области таджиков вовсе нет, а в Семиреченской их зарегистрировано всего 264 человек, таким образам, обшей численность таджиков в русских областях уже составляла, по данным переписи, 350.286 человек т. е. 6,63% всего населения. В Хивинском Ханстве таджиков вовсе нет, в Бухаре же составляют главную массу населения горных частей ханства Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и других областей верхнего течения Аму–дарьи, а также отчасти бекств – Кулябского и Балджуанского. Точных сведений о численности таджиков в Бухаре не имеется; по одним данным они составляют около 30% всего населения, по другим, повидимому более достоверным, таджиков в ханстве имеется не боле 350 – 400 тысяч; если принят последнюю сферу, то численности таджиков во всей Средней Азии составляла кроме переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ей населения.
Под имени таджиков (от персидского "тадж" – корона) объединяется обыкновенно все оседлое населения города Туркменистана, не принадлежащее к тюркской народности и говорящее на разных местных наречиях персидского языка: происхождение этого населения и его этнически состав далеко, однако, неоднородны. К таджикам нужен быть отнесены, прежде всего, потомки древних иранских аборигенов страны, которые в наиболее чистом виде сохранились лишь в труднодоступных горных областей Бухары (Каратегин, Дарваз и друг.) и в верховых Заравшана . Эти горные таджики, известно в Туркменистане под названием гальча, т. е. горчев ( от древне бактрийского гар – гора по физическому типу, обычаям и языку заметно отличаются от остальных сваи собратьев, населяющих межгорная долины предгорья и заключающих боли или менее значительную примесь тюркских и иных элементов.
К теперешним таджикам относится также потомки позднейших персидских переселенцев и в особенности рабов, которые в большом количестве, в разной время, водворялись завоевателями в Туркестане. Элемент этот сильно смешался с тюркскому народностями и значительна уклонялся от первоначального типа. Отуречена таджиков, происходившее в течения ряда веков, продолжается и в наставши время, проявляясь с особенной силой в городах или же там где остатки таджиков разбросаны островками среди тюркского населения. В особенности заметно это явление в ташкентском уезде, где во многих селениях таджики подвергались сильной сартизатции, полу забыли свой язык и в близком будущем совершенно сольются с сартами. Сарты довольны таким превращением, радуясь, что "раб не знавший прежде человеческого (сартовского( языка, теперь становится тюрком", Что же касается таджиков, то они относятся к своей сартезации довольно равнодушно и даже, пожалуй идут ее навстречу, так, как, стать сартами, они избавляются позорной клички раба, (хум), данной им тюрками.
Таджики выше среднего или высокого роста (167-170 сант ), телосложения плотного, мускулистого, но стройного, с продолговатым или овальным лицом; волосы черные или темно-русые иногда русей или даже белокурые; глаза выразительные карие или черные иногда серые или голубые; растительность на лице обильная. У многих из них выделяются влеченой и толщиной ушей нос и губы, что указывает на примесь тюркской крови встречается также тип, напоминающий семитов с большим черным миндалевидными глазами, орлиным носом и длинной черной, как смоль, бородой, вьющейся по краям.
Огромное большинство таджиков – брахицефалы, а горные таджики (гальча) – крайние брахицефалы. Таким образом, физический тип таджиков, как видно из изложенного, представляет довольно большим разнообразие, в зависимости от местности, происхождения и примесь различных других элементов, главным образом тюркского. Выдающейся особенностью таджиков, в этом отношении, представляет присутствие среди них сравнительно значительного числа лиц с светлыми волосами и глазами, что, по мнению некоторых исследователей, указывает на смешение предков их в отдаленная времена с какой-то белокурой народностью. Примесь белокурого элемента более заметна среди таджиков, равнин и предгорий, чем среди горных таджиков, которые должны быть признаны наиболее чистыми представителями древнего иранского населения Средней Азии.
Отличительными чертами характера таджиков являются добродушие, миролюбие, граничащие иногда с трусостью, и гостеприимство; они отличаются также трудолюбием и выносливостью, но скрытны, лживы и скупи. Таджики превосходные земледельцы, хорошие ремесленники и по своим торговым способностям едва ли уступают сартам, являясь, таким образом, одной из наиболее интеллигентных народностей в крае. Предки их имели огромное значение для культурного развития Туркестана и были строителями как большинство ирригационных систем, дающих жизнь населенным оазисам, так и тех памятников, которые украшают города Туркестана. Покоренные варварами, какими были в свое время кочевники монголы и тюрки, таджики оказали огромное цивилизующие влияние на своих повелителей, которые приняли от них религию, научились у них ремеслам и усвоили начатки оседлой культуры. Крупное значение имели таджики и в области мусульманской религии и философии; многие известнейшие ишаны и среднеазиатские светила ислама принадлежали и принадлежат к таджикской народности. Городские и долинные таджики, по своим обычаям, образу жизни и чертам характера во многом сходны с сартами, между тем как таджики-горцы, живущие нередко среди едва доступных горных дебрей и вынужденные всю жизнь, вести борьбу с суровой природой, сохранили много особенностей. Отличаясь суровым выражением лица и сравнительной грубостью нравов, горцы значительно храбрее своих равнинных собрате; они превосходные ходоки по горным тропинкам, ловкие охотники и отважные пловцы, переплывшие бурные реки с гупсарами (баранья шкура, надутая воздухом) в руках.
По религии таджики, живущие в городах, на равнине и на предгорьях, принадлежат к магометанам-суннитам, при чем отношении религиозности и фанатичности едва ли не превосходят всех других туземцев. Обилие чтимых таджиками святых и мазаров (гробницы взятых) вызывает насмешки даже со стороны. Что же касается таджиков, живущих в дебрях гор, в верховьях Заравшана и Аму-дари, и то они частью сунниты, частью же шиити и последователи секты исмаиля; горцы Вахана, Горана, Шугнана и Рошана все принадлежат к этой секте. Кроме того, у горцев в их верованиях, быть и миросозерцании сохранилось много отголосков далекого прошлого, выражающихся в обрядах, суевериях, миомах, и в особенности в вере во всевозможных духов (дэв), чистых и нечистых, которыми, по их убеждению, наполнен вес мир. Духи окружают горца всегда и всюду, вмешиваясь во все проявления его жизни. Горцы знает их местопребывание, характер, вкусы и повадки; ему знакомы как внешние вид каждого духа, так и все его хитрости и превращения. Лучшим средством для борьбы с злыми духами считается ношение ладо нок и амулетов (хайкал) помогающих, также от болезней, порчи и ного глаза. Древнее поклонение огню сказывается в некоторых, соединившихся до сих пор обычаях и обрядах как равнинных, так и горных таджиков. В верховьях Пянджа (Шугнан и др.) развит почитание священных камней (остун). Таджики говорят на разных наречиях персидского языка, более или менее значительно отличающихся от последнего. Местами, как, например, в долине реки Ягноб (притока Фан-дари, впадающей слева в Заравшан), населении говорят, кроме того, на особом языке, непонятном для соседей и пока еще не вполне из следованном. Равнинные таджики свободно владеют также и сартовским языком, между тем как среди таджиков-горцев лица, знающие по сартовски, встречаются редко.
Главнейшими знаниями таджиков являются земледелие и садоводство, а в высокогорных районах, изобилующих хорошими пастбищами, и скотоводство, при чем шерсть служит материалом для домашнего производство некоторых шерстяных изделий (чулки, ткани, и. т. п.). В земледельческой культуре и орошении таджики достигли большого совершенство; пахотные поля и сады их, разбросанные нередко в виде небольших клочков по крутым склонам гор, отлично возделаны, и там, где климат не слишком суров, дают прекрасные сборы. Тем не менее, вследствие недостатка удобной для культуры земли, разработка которой в горах требует огромного труда, таджики-горцы не могут похвалится своим благосостоянием; во многих местностях в верховьях Пянджа хлеба не хватает на вес год и горцу по временам приходится жить впроголодь. В качестве суррогата хлеба большим распространением пользуется здесь мука из тутовых ягод (тут-талкан), из которой делают лепешки; этой скудной и мало питательной пищей кормится зимой значительная часть населения. В летнее время, до созревания плодов, главной пищей горца служит нередко лишь отвар из листьев горчицы и других трав с примесью щепотки муки, а иногда молоко и масло; мясо едят только при исключительных обстоятельствах, по случаю какого либо праздника или важного семейного события. Жизнь горца, затерянного года глубоким снегом и отрезанных от остального мира, мало привлекательна. Всю длинную зиму он проводит в тесных, сложенных из камня, холодных хижинах, при скудном питании и почти полном отсутствии топлива, в постоянной борьбе с суровой природой и только поздней весной и летом, когда является возможность уйти со скотом на пастбища, для него наступают лучшие дни.
По обычаям, нравам и складу жизни городские и долинные таджики мало чем отличаются от сартов, но женщина у них пользуется относительно большей свободой и нередко ходит с открытым лицом. У горцев, в огромном большинстве случаев, многоженство совершенно не развито и женщины повсюду не закрываются. В верховьях Пянджа девочки часто выходят замуж семи лет, а мальчиков иногда женят в десять лет; супружеская жизнь в таких случаях начинается лишь по достижении мужем и женой зрелости, которая, по мнению горцев, наступает для девочек между 10-15 годами, а для мальчика между 15-17 годами. В Дарвазе Каратегине и в верховьях Заравшана браки совершаются в не только более позднем возрасте. Семейные событие, как свадьба, рождение сына и другие, сопровождаются пирушками с пением, пляской и игрой музыкальных инструментах. Некоторое оживление в однообразную жизнь горца вносят также общественное торжества, устраиваемые по случаю нового года, начала земледельческих работ, наступление различных времен года, и. т. п. Интересен обычай у таджиков-горцев красит яйца в красный или желтый цвет к большим праздникам. В самый праздник взрослые, здороваясь друг с другом, обмениваются крашеными яйцами, а дети, как и у нас на Пасхе, занимаются весь день их катанием.
* Масальский В.И.(18221024) известный ученый ориенталист.
Россия полное географическое описание нашего отечества. Туркистанский край. Том 19.
Санкт-Петербург,1874.стр.404-409
Подготовлена С. Бобомуллоевым.
2Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени,
|