КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 11.10.2012
22:49  "Къ": "Ликуд" готовит антииранскую коалицию. Досрочные выборы в Израиле укрепят позиции правых
21:26  Ислам Каримов прибыл с оф-визитом в Баку
19:37  В.Катков: Скотный вор. Разгул барымты в центральном Казахстане - кто виноват и что делать?
19:23  Машинисты спасли пассажирский поезд №31 "Алматы-Павлодар" от крушения. Металлоломщики/диверсанты(?) разобрали путь
19:12  Ален Фрашон: Российско-китайская ось не может быть устойчивой
18:23  Водитель, украсивший мусоровоз изображением герба Казахстана, задержан в Актобе
18:16  Таджикистан потерял $204 млн. из-за холостого сброса воды со всех ГЭС Вахшского каскада

17:47  Турецкая "Polimeks" соорудит на туркменском берегу Каспия гигантский Конгресс-центр
17:20  Уволен глава Госслужбы морского и речного транспорта Туркменистана Мутдиков
17:14  Нобелевскую премию по литературе получил китайский писатель Мо Янь
14:04  С.Бобомуллоев: А.Миддендорф о таджиках (к вопросу об этногенезе)
14:03  Партнеры по "Шах Дениз" договариваются с Nabucco West о долевом участии в проекте
13:07  Каждый второй кыргызский мигрант становится гражданином другой страны
13:02  В.Верк: "Мерседесы" подавай! Машинная возня казахстанских депутатов
13:00  Госсекретарь Кул-Мухаммед обвинил таможню Казахстана в коррупции. Кто простимулировал отвагу хомячка?
12:56  "Нобелевку" по литературе получит японец Мураками или китаец Мо Янь. Принимаются ставки
12:47  Глава ТОО "Силициум Казахстан" Сутягинский задержан по подозрению в организации убийства
11:42  Путин демонстративно отменил визит в Турцию
11:30  Послом Ирана в Узбекистане стал Мардоний
11:22  "Фабула": Ташиев и Жапаров – наши джигиты, которые болеют за народ. Но есть одно "но"...
11:19  Майдан.kg: Ташиев – единственный политический противник Атамбаева
11:11  Абитуриентка обвиняет Техасский университет в дискриминации белых
11:08  Х.Шоев: Прогнозы землетрясений сеют панику среди таджикистанцев
10:51  Компания bp клянется верности к Азербайджану
10:45  Сунь Чандун: Чаша весов в Центральной Азии постепенно склоняется в сторону России
10:42  Р.Умбеталиев: В Кыргызстане существуют внутренние угрозы срыва отопительного сезона
10:40  А.Бенгард: Кыргызстанцы. Время затягивать пояса?
10:37  Рынок Рунета оценили в 1% ВВП страны. В российском сегменте Интернета "крутится" почти 554 млрд руб
10:23  Таджикистан прекратил поставки электроэнергии в Афганистан. Самим не хватает
10:17  На центральной площади Оша митингуют мятежные "ташиевцы"
10:09  Президент И.Алиев разбушевался: "Из-за грубых ошибок British Petroleum Азербайджан недополучил 8 млрд долларов"
10:04  Российская компания проведет модернизацию Чарвакской ГЭС Узбекистана стоимостью $53,9 млн
09:47  "Atlantico": Почему мы закрываем глаза на исламизм?
09:46  Восточно-Казахстанский облсуд реабилитировал фашистского пособника: "М.Шокай не был фашистским пособником ("прихвостнем") и не сотрудничал с гитлеровцами, не выступал против интересов своего народа"
09:25  Вл.Мокрынин: Сакские цепочки курганов. Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана
09:21  М.Юсин: Пентагон охраняет сирийскую границу. От экспорта революции в Иорданию
09:14  88% респондентов считают себя счастливыми. Портрет приехавших в Россию на заработки граждан Средней Азии цифрах статистики
08:58  Умер князь-основатель самопровозглашенного государства Силенд Рой I-й
08:56  Саакашистское правительство Грузии ушло в отставку
07:01  Британские астрономы нашли сверхмассивные быстрорастущие черные дыры на краю времени
00:48  Д.Цилюрик: США подбираются к Сирии через Иорданию
00:17  С.Василенков: "Сто дней" Мохаммеда Мурси в Египте - успехи и просчеты
00:00  С.Абдрашитова: И в парше, и в "Порше". Казахстанцев захлестнула волна кредитомании
Среда, 10.10.2012
23:38  Турецкие истребители принудительно посадили пассажирский аэробус рейса Москва-Дамаск
22:57  Пакистан. Талибы совершили покушение на 14-летнюю правозащитницу Малалу Юсуфзай
21:10  В.Воробьев: Рейтинг зовет на войну. Четыре сценария развития событий после того, как США нападут на Иран
20:12  Китайская дипломатия осваивает экономику. В МИД КНР создан департамент по международным экономическим делам
19:42  Н.Назарбаев прибыл с официальным визитом в Турцию
19:41  Недолет. Казахстанцы спасли одного из стерхов Путина
19:00  Ю.Костенко: Социальный уголь Кыргызстана - отогреть или огреть?
18:51  В Кыргызстане более 12% девушек выходят замуж до 18 лет
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
С.Бобомуллоев: А.Миддендорф о таджиках (к вопросу об этногенезе)С.Бобомуллоев: А.Миддендорф о таджиках (к вопросу об этногенезе)
14:04 11.10.2012

С.Бобомуллоев: МИДДЕНДОРФ А . Ф. * о таджиках (к вопросу об этногенезе)

ОЧЕРКИ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ.

Начнем с различения "лошадиных лиц", иранских таджиков (грав.V, VI и IX), от монгольских лиц (гр.VII).

Сопоставляем характеристические признаки этих типов.

I.Таджики II.Кара-киргиз

У обоих спереди назад короткий (на столько брахицефалический, диаметр по ширине почти равен диаметру по длине), волоса смуглые радужная оболочка темная, очень тощий икры) маленькие ноги и руки.

1)Вследствие худощавости икр, мы нередко не могли пользоваться сапогами туземцев Туркестана; тоже было мною замечено и ранее - в землях самоедов и тунгузов.

2)У сартов встречается сплощенность задней части головы, что приписывается своеобразному устройству колыбели (Catalogue du Turkestan Exposition oniver. De Vienne. p.98). Это заслуживает ближайшего исследования.

3)Не понимаю Уйфальви (1. с. Ш, р. 16): он не ясно высказывается на счет того, что голова у иранцев Персии менее высока, чем у таджиков.

4)В юности кругловатое; но, как кажется, часто удлиняется лиш с прорезыванием зубов мудрости.

5)Чрезвычайно короткое у гальчи (Ujfalvy’ Exped.scientif. I’ 1878’ p.25).

6)Показание Уйфальви, что в северозападном углу Ферганы (в Туссе или Чусте) он видел узбеков, у которых разрез глаз был приподнят на внутренней стороне, а не наружной, - заслуживает полного внимания. Эти узбеки были с обильным волосяным покровом и родом из Гиссара.

7)У женщин, черезчур большой и в особенности утолщенный (не красиво очерченный) нос, кажется, представляет правило.

8)А также каштановорыжие или рыжие. Не понимаю, как Уйфальви (Ехр. вс. Ш, 1880, р.33) в последнемтоме своего сочинения мог сказать у всех иранцев волоса каштановорыжего цвета.

9)За исключением племени гальча.

10)За исключением высокорослых кара-киргизов - по Уйфальфи. Мне приходилось иметь дело также с приземистыми кара-киргизами.

Но, при ближайшем рассмотрении, как у иранских, так и у монгольских народов, в пределах их области распространения, замечаются весьма существенные уклонения от общего типа, или разновидности, По всей вероятности, чистокровные таджики , как и чистокровные монголы, часто уклоняются один от другого по их этнографическим признакам. Следовательно, в будущем необходимо выделить эти различия.

Прежде всего нам нужно упомянут о двояком значении наименований: таджик и сарть. Оба они и в этом сочинении часто употребляются как равнозначущия: земледельцы преимущественно называются таджиками, а городские жители, главнейшее занимающиеся другими промыслами, но вместе с тем, по крайней мере, садоводством и огородничеством, если не земледелием, носят название сартов. Но так как горожанин считается знатнее крестянина, так как занятия не строго различаются, деревня и город переходят друг в друга, то не редко сам таджик, говоря с европейцем, зовет себя сартом. Как и всегда, в городе элеме6нты населения смешиваются легче, а потому под сартом большею частью понимают смешанный тип с монгольскою кровью. Это верно .

Выше (стр.377 и 382) мы видели, как далеко можно исторически проследить оба эти названия. В Бухаре название "сарть" уже не встречается . Во всяком случае, с каждым днем становится все яснее, что чем более распространяется наименование "сарть", в вышеуказанном смысле, тем решительнее название "таджик" должно делаться исключительным этнографическим синонимом "туркестанского иранца". Если слово "сарть", как то некоторые утверждают, было первоначально ругательным, то это могло относиться лишь к тем временам, когда хишники-кочевники смотрели с презрением на оседлых жителей, в особенности-же на перешедших к оседлости.

Двойные фигуры на грав. V и грав IX являет собою основной тип таджиков. Нижняя двойная фигура на грав. YI представляет более вытянутое лицо. Пока нельзя решить, не есть ли это переход к новоперсидскому типу. Прежде всего, следовало бы резко отделить таджикский тип от типа теперешних персов . Хотя Ханыков и пытался установить различия,-которая ясно бросаются в глаза при сопоставлении этих двух разностей одного и того-же типа, но в данном случае я не могу операться на собственный опыт и имею в своем распоряжении лишь следующую заметку: у таджиков лицо должно быть длиннее, глаза больше, рот меньше. Сообразно этому, наша двойная фигура на грав.У1, представляющая переход к евреям, ближе подходит к настоящему таджикскому типу, нежели головы на грав.У.

Хорошкин сообщает , что ново-перцы Туркестана носят там название ираны. Преимущественно это потомки 500 персидских рабов , переведенных в конце ХУШ столетия из Мерва Бухарским эмиром, а так же перешельцы из Персии (Герата и Кандагара), торговля невольниками, продолжавшаяся до самого последнего времени, и примесь таджиков способствовали образованию группы, которую нужно явственно отличать от таджиков; представители этой группы насчитывается в Самарканде около 2000, а в Бухаре - около 8000 человек.

Они очень преданы нам и надежны как еретики-шииты служившие прежде при дворе, из коих некоторые достигали высоких степеней; тоже евреи освобожденные русскими после занятия ими страны благонадежны.

Вышеупомянутая двойная фигура на грав.У1 представляет уклонение, которое бросилось мне в глаза во время моего проезда через Наманган. То были более узкие, продолговато-овальные лица; не редко лицо приостряется к подбородку еще сильнее, нежели то показано на рисунке. Лоб отвесный. Так как изображенный субъект, по Уйфальви, имел 27 лет и, не смотря на то, был с маленькой бородой, так как, далее, эти таджики, увиденные мною в Намангане, вместе с тем имелм на половину белокурые волосы вместо черных как смоль, а иногда и голубые глаза , то является вопрос: не имеем-ли мы в этом случае дело с помесною формою - с теми первоначальными белокурыми уссунами и их консортами (ариями), о которых мы упоминали на стр.374-й? Так как такие белокурые помеси часто встречаются у таджиков, то быть может, посредством внимательного выяснения и соединения сопутствующих друг другу особенностей форм, было бы возможно восстановить тип давно исчезнувших уссунов. Во всяком случае, у них, кажется, были "лошадиные лица" и обильный волосяной покров; следовательно, они принадлежали к одному племени с индо-европейцами.

В горном поясе на юго-востоке Ферганской долины Уйфальви часто видел белокурых таджиков , так что в Наукате половина населения состояло из белокурых и голубоглазых таджиков; у этих таджиков даже каштановый цвет волос. Это приводит нас к одной из типических разновидностей таджиков - к Гальча, или горным таджикам, которых мы встречаем даже в самых неприступных горных долинах на юге Ферганской котловины.

Так как этот горный народ бесспорно иранского происхождения, говорит на древне-персидском языке, не понимая турецкого, чем, следовательно, и обнаруживает свою чистоту; так как он, обитая в высоких горах, всеж более смуглы, нежели таджики, то этих гальча можно считать чистейшим типом древне-иранских аборигенов, которые укрылись от турецко-монгольских степных орд в неприступных горных высотах до Когистана. Уже с самого начала они обращали на себя внимание мрачною, сосредоточенною внешностью , что, по всей вероятности, объясняется их изолированным, уединенным образом жизни. Надлежит резко отличать гальча от таджиков низменностей ; но Уйфальви, как кажется, совершенно отказался от своего прежняго взгляда - что "совершенно ошибочно называть их таджиками гор". Однако, он приводит лиш один постоянный признак, именно: у гальча телосложение более компактное, руки и ноги большей величины, голова короче (спереди назад), чем у таджиков , и даже гораздо короче, нежели у тюрко-монголов Туркестана . Икры у горного народа такие-же, как и у европейцев, и в этом нет ничего удивительного. Короткоголовость - та-же, на которую мы указывали уже выше у блондинов Намангана: она еще более побуждает обратит особенное внимание на нередкую примесь белокурого у гальча . Г.Уйфальви часто видел между гальча каштаново-коричневых , белокурых - еще чаще, нежели среди таджиков, иногда-же красноволосых и даже с волосами льняного цвета . Нос тоже более красивой формы, нежели у таджиков. Не есть-ли это отражение арийского племени?

В виду почти преобладания белокурого элемента среди гальча, атакже прочихотличий их от таджиков, значительно подрывается допущение, будто гальча представляют чистейший тип древне-иранцев; напротив, является предположение, что в них мы должны видеть помесь (почти наполовину) древне-иранцев с белокурыми арийцами.

Поэтому, существование блондинов среди таджиков можно объяснить частью непосредственнымсмешением с первоначальным белокурым элементом, частью смешением во второй степени - с белокурыми гальчами.

Что действительно более светлая окраска постепенно берет перевес над более темной, как то утверждает Пеше , это кажется мне вероятным в виду аналогии со скрещиваниями у животных, в особенности, если, как то выражено Пеше, эта окраска или, вернее, обесцвечивание передается в потомство довольно пропорционально крови; в случае - же исключений, последняя предпочтительно выпадают в пользу блондинов.

Но особого внимания, еще в большей степени, нежели вышеупомянутые блондины, заслуживают белокурые осколки народов, удержавшие притом монгольский тип. Так например, о дурманах в Зеравшанском уезде, ветви узбеков, сообщается, что они имеют киргизские черты, но при этом у них светлые волосы с красноватым отливом.

Как-бы то ни было, таджики представляют совершенно определенный, прочно установившийся тип, и я не могу признать состоятельным того, что говорится и повторяется на разные лады : таджики (долинные-ли вообще, или самаркандские в особенности) - помесь персидской, арабской, узбекской, еврейской и даже киргизской кровей, и чем таджик знатнее и богаче, тем более персидской и еврейской крови в его жилах. Пожалуй, относительно сартов вообще, мы еще можем признать справедливость этих слов; таджик-же остается в наших глазах самым прочным исходным иранским типом. Правда, в действительности, часто очень трудно надежно отличить специфический таджикский тип от его персидской разновидности и даже от центрально-азиатских еврейских семитов, но мы должны стараться о том, чтобы удержать этот краеугольный камень для наших этнографических сооружений, Таджики-же именно представляют такой краеугольный камень, ибо они помещаются на крайнем конце имеющихся в Центральной Азии типов. Но что к таджикской крови примешался извне и белокурый элемент, хотя и в отдаленнейшее время, в пользу этого говорит отсутствие его у современных персов . Итак, из таджиков мы должны признать типичными лишь смугло волосных.

Еще несколько беглых замечаний о духовных качествах таджиков. При всем том, что нам показал исторический обзор, таджики представляют твердое основание государственного уклада как в Фергане, так и вообще в Туркестане, а между тем следовало-бы ожидать, что они давно уже сметены с лица Божьей земли. Таджики и помеси их, сливающиеся с ними, обрабатывают землю в долине, но населяют также города, занимаясь там ремеслами, промыслами и торговлею всякого рода.

Таджики, сколько мне известно, представляют единственный на нашей планете пример столь упорного существования, пробивающего себе путь, не смотря на враждебные, в течении столетий, воздействия против них. По своему устройству, голова таджика представляет образ высокого благородства и ума; тоже должно сказать и об их врожденных духовных способностях; однако, как это ни странно, характер их совершенно лишен силы и способности к сопротивлению. Только потому, что таджики - народ совершенно не воинственный, покорный, они в течении тысячелетий постоянно переходили от одного юга к другому.

"Слабые и трусливые" - вот как прозвал их старый китайский исследователь; другой говорит то-же, но другими словами: "они чувствуют отвращение к пролитию крови". С своей стороны, мы только можем еще более подкрепить этот отзыв - в настоящее время, т.е. после того, как магометанство, наслаждающееся пролитием крови, прививало им свою кровожадность втечении тысячалетия. Их отвращение к кровопролитию не есть плод религиозного убеждения, как у меннонитов ; это - то-же самое врожденное чувство страха, которое овладевает персом при виде туркмена, или какое испытывает наш еврей пред преданием в рекруты. Но это не есть собственно страх смерти. Подобно тому, как трусливый в битве монгол с величайшим равнодушием, с величайшим презрением к жизни принимает веревку, которую должен удавить сам себя, или кинжал, которым должен распороть себе живот, так-же точно таджики относились до настоящего времени с полнейшим равнодушием и пассивною покорностью к тому, что тираны-повелители резали и изводили их целыми толпами, стадами - в истинном значении этого слова. Тем не менее, один новейший наблюдатель уже слишком преувеличивает, восклицая: "таджик никогда не берется за оружие для своей зашиты; никогда он не сражался за свою родину".

Если в истории рассказывается об "иранском нашествии", которое было одновременно с прорывом индо-европейцев в Европу; если иранцев первоначально описывают как "хищников, опустошителей и грабителей"; если "лучники иранского происхождения, из местностей по Яксарту", входивших в состав царства селевкидов, следовательно савсем в другое позднейшее время, чем парояне, достигли Ефрата ; если Геродот сообщает нам, что "согдийцы и согдиане на столько презирали жизнь, что радостно и стремительно шли на смерть", - то, конечно, тут следует подразумевать не таджиков, а лишь туркмен.

Но не смотря на все бурные потрясения народов, робкие таджики удержали господство за собою; это невольно напоминает нам старую басню "Дуб и Тростник": гибкий тростник хорошо сохранился, тогда как соседний дуб был вырван с корнем.

Чтобы составить себе понятие о духовных качествах таджиков, нам стоит только припомнить столь близко стоящих к ним евреев - с их большою нетребовательностью и хозяйственностью, никогда недремлющую страстью к наживе и наклонностью к торговле, с их неутомимою лихорадочную подвижностью, приспособляемостью и находчивостью, с их способностями к духовной деятельности, к искусствам и наукам.

Но таджик еще более, чем еврей, с которым он так сходен во многих отношениях, отличается ловкостью и умелостью в ремеслах и промыслах, склонностью к домашней жизни и к усовершенствованиям; но что всего более возвышает таджика над евреем - так это превосходные способности к земледелию и садоводству, его удивительная производительность на этом поприще, благодаря чему он сделался в Центральной Азии, среди чистейших помадов, учителем и защитником этой основы всего государственного благосостояния. Если компетентные люди говорят, что таджик занимается земледелием, как предприниматель (антрепренер), то этим они заявляют лишь о его предприимчивости, ибо ошибочно, на основании этого, умалять значение таджика, как земледельца; да это и подтверждается следующими словами: "тем не менее, поля таджиков всегда находятся в лучшем состоянии, нежели поля узбеков". Духовная и телесная выносливость, необходимая при земледелии, сделала его способным также и к таким ремеслам, в которых требуется ниточку прикладывать к ниточке, с внимательностью и терпением, пока не получится ткань, или работать очень тяжелым молотым изо всех сил.

Во всяком случае, даже и при таком внутреннем импульсе к деятельности, у них проявляется леность, обусловливаемая климатом, равно как и потребность, более частого отдыха, которую так хорошо сумела усилить религию Магомета. В самом деле, даже прилежнейший человек, после тяжкой недельной работы, шабашит с полудня в четверг до вечера пятницы; он или отправляется в мечеть для совершения чрезвычайно неэстетический, присев на свои пятки, вперяется в одну точку, пьет чай и курит, давая волю лишь своему языку. Конечно, обязательные, строгие посты часто сильно истощают.

Но, к большому удовольствию туземцев, пост в году перемежаются так - называемыми "томаша" , т. е. народными и годовыми праздниками, на которые стекается множество народа, словно на наши ярмарки; в эти праздничные дни собравшиеся предаются лишь удовольствиям и наслаждениям, торговыми - же делами занимаются в рыночные или базарные дни. Спокойствие и даже, можно сказать, достоинство, с какими празднуются эти "томаща" необразованными варварами, внушают европейцу невольное уважение. Тысячи людей стекаются в одном месте: но все мирно и тихо, о полиции и речи нет. Я видел, как лоток с плодами опрокинулся; фрукты далеко раскатились к ногам густо-сплоченной толпы; но, вместо того, чтобы разграбить в один миг, все было собрано и снесено пострадавшему.

В виду вышесказанного, мы можем теперь судить и о прочих качествах таджика, поставляемых ему в упрек и часто совершенно противоречащих одно другому. Тирания сделала его послушным, низко поклонным, замкнутым, скрытным, недоверчивым, лгуном, обманщиком, мстительным, хвастуном, льстецом и лжесвидетелем; будучи мельником, он занимается фальсификациею муки и постного масла; будучи шелководом, он продает песчаные зерна за грену шелковичного червя; будучи "ученым", он подделывает документы и монету. Как человек ловкий и алчный, он, если занимает высокий пост, лучше всякого европейского дипломата проявляет свое мастерство в лжи и обмане; он - виртуоз в искусстве невозможных извращений и хитросплетений. Как житель больших городов, он в низостях всякого рода далеко превосходит европейца - жителя этих гнезд порока.

Все это так, но, само собою разумеется, объясняется обстоятельствами; вместе с тем сказанное дает нам ключ к пониманию того, каким образом один и тот - же даровитый и точный наблюдатель в одном месте утверждает, что "иранцы отличаются чистотою нравов" , а затем, после перечисления различных пороков, немногими страницами ниже, говорит: "все единогласно отрицают хорошие наклонности у таджиков". На самом деле, надлежит сопоставить два контраста: развратника-горожанина и ведущего патриархальную жизнь селянина.

Точно так же, рядом с общею жалобою, что таджику никогда нельзя доверят, мы встречаем следующее замечание испытанного знатока и врача : между таджиками есть, безусловно, честные люди, чего нельзя сказать о киргизах. Тоже и относительно жестокости характера. Уйфальви также признает ее; я - же решительно стою за мягкость характера, который был вообще извращен тиранию и духовенством. При разумном европейском управлении, эти люди с характером и предусмотрительностью, по прошествии короткого времени, сделались - бы совсем не тем, что они есть в настоящее время.

Если поставить на счет таджику все вышеперечисленные пороки, то нельзя не отвернуться от него с ужасом; но черт не так страшен как его малюют. При всем том, таджики остаются столь - же богато одаренными, как мы уже говорили в начале этого отдела; при всяком более близком, личном знакомстве с ними хотя - бы в течении только немногих часов, причем, конечно, не должно быть и тени чиновничьего отношения, вы откроете у таджика, кроме того, пылкую, но вместе с тем очень добродушную натуру. Такими именно они и оказались, когда я лично ознакомился с ними, о чем уже было сказано.

Только благодаря своему превосходству в духовном отношении, также как во всякой житейской практике, таджик и мог сохранить свою этнографическую самостоятельность. Способность к работе и великое искусство подчинять себе природу тяжелым трудом и обращать негостеприимные пустыни в райские оазисы выработали в этих людях особую выносливость, которой переход из рук в руки, от одного тирана к другому, придал еще большую эластичность. Не смотря на непрерывные порабощения; не смотря на исторические события, которая, казалось, складывались так, чтобы уничтожить всякой типической особенности, как духовная, так и физическая; не смотря на изолирование от главной массы западно-иранских единоплеменников, персов, из страны которых ни одна освежающая историческая волна не достигла таджиков, с той древнейшей эпохи, когда обе группы разделились, - не смотря на все эти насильственные влияния, сохранился своеобразный уклад, так что классическое изречение: Graecia victa ferum victorem cepit, гораздо более подходит к таджикам, нежели к грекам. Нападения делали то варварские, кочевые орды, то народ, стоявший в культурном отношении выше, носители культуры - китайцы, македонские греки ; но все они опять уходили, или, по крайней мере, должны были отойти совсем на задний план.

Таким-то образом, ограбленные и порабощенные таджики, благодаря своему духовному превосходству, всегда опять становились у кормила, а из их рядов выходили заправители (как в селах, так и в городах) - "седобородые" (ак-сакалы), сборщики податей, учителя, ученые знатоки священного писания, монахи и духавенство и даже столь важные по своему значению "кази", т.е. судьи и законодатели. Следовательно, они представляли собою высшее сословия. По временам, они, будучи в числе приближенных тирана, брали перевес и даже становились властителями страны .

При новом, русском господстве, они удержали за собою выдающиеся места; например, не смотря на недоверие, они были назначаемы даже на должность волостных старшин; как землемеры собиратели статестических данных, как фельдшера и наблюдатели метрологических явлений, они в короткое время сумели сделать себя полезными .

Чего можно ожидать в дальнейшем будущем от этих занимающихся земледелием торгашей, которые уже во времена стародавнего китайского господства захватили пальму первенства в деле торговли и спекуляции, благодаря способностям к этому, - о том могут засвидетельствовать следующие факты: в отношении торговли сарты начали брать перевес над русскими , как в Верном и у киргизов, так и по течению Сыр-Дарьи; в Казалинске, где, кроме русских, барышничеством занимались и средне-азиатские евреи, я уже встретил 35 сартских домов, а далее вверх по течению мне нередко попадались сарты - ямщики, даже почтовая станция находилась в заведывании сарта, хотя должности станционного старосты домогались преимущественно отставные воинские чины.

В настоящее время в лице таджика соединяются ремесленник, мелкий предприниматель, работник и торговец. Разделение труда, машинное и фабричное дело ему еще совершенно чужды. В этом отношении пред ним открывается новый мир.

Лишь в одной духовной области таджик с каждым днем все более и более теряет свою первоначальную оригинальность; правда, это явление довольно частое, но в нашем случае оно заслуживает особого внимания. Я говорю о языке, До времени Чингис -Хана разговорным языком был персидский, "язык Согда". Даже во времена султана Бабера язык этот употреблялся в городах, причем говорили очень чистым персидским языком, который был, однако, богат старо-персидскими словами . Впрочем, язык этот не был во всеобщем употреблении, ибо сам Бабер указывает на то, что в Андиджане, как в городе, так и на базаре, трудно было встретить человека, который - бы не говорил по-турецки. На этом языке даже писали. Теперь монголо-турецкий язык тукиу, узбеков и киргизов сделался повсюду господствующим, разговорным - до Бухары; а со времени вступления русских, которые брали себе в переводчики преимущественно казанских и уфимских татар и даже назначали их на должность сборщиков податей и волостных управителей, - этот язык приобрел еще большее значение . Лишь в отдаленнейших уголках юга восточной стороны Ферганской долины встречались, в мое время, туземцы, не владевшие турецким языком ; впрочем, и в городах таджики между собою говорили многое на своем родном языке, а потому мой толмач не понимал их.

Причина столь удивительной перемены - во всяком случае чисто лингвистическая, и точное исследование тех выгод, какие должны представлять турецкий язык при повседневном употреблении, как разговорный , было бы благодарною, черезвучайно важною для этнологии, темою научного исследования. Не оказывала - ли существенного влияния враждебность отношения магометан - суннитов к шиитам? .

Скажем теперь несколько слов о монгольском типе, диаметрально противоположном таджикскому типу и словно представляющем другой полюс. И этот тип, как уже было сказано, не однороден, но представляет еще более разновидностей сравнительно с таджикским.

* МИДДЕНДОРФА А. Ф., известный ученый ориенталист.

1. МИДДЕНДОРФА А. Ф.* ОЧЕРКИ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ. Cанкт Петербург 1882. стр.394-404. Подготовлена С. Бобомуллоевым.

Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

2 Это было справедливо признано уже Гребенкиным (Русский Туркестан, 1872, П) и формулирован имтак: каждый город имеет своих собственных таджиков, а также в каждом встречаются различные говоры. Уйфальви нашел (том Ш), что у таджиков Самарканда череп был больше по объему и высоте: у таджиков Ферганы - меньше по объему, но соответственно выше: у гиссарских таджиков - менее объемистый и притом низкий

3 Уйфальви (стр.156), поправляя тех писателей, которые считают таджиков и сартов за одно и тоже, сам стиль на ложный путь: по его словам, первые характерезуются персидским, а вторые - восточно-турецким языком. См. сказанное о языке на стр.357 и 406 моих этих очерков Ферганы.

Еще менее могу я согласится с мнением Гельвальда (Centralazien’ 1875’ p.348: у меня имеется лиш заметка об этомсочинении): "Все таджики суть сарты, но не все сарты суть таджики. Оседлые узбеки, хотя и татарской крови, - такие-же сарты, как и иранские таджики".4 Костенко, Средняя Азия, 1871, стр.79. Против этого говорить извлечение в "Азия" Риттера (р.724).

4 Уйфальви (Voy. Вс.,I) указывает на существование персидских поселенцев в Кокане, Риштане, Маргелане и Шарихане.

5 Сборник статей, 1876, стр.507.

6 По другому показанию, от 4,000 до 12,000 семейств (Русский Туркестан П, 1872, стр.110)

7 Тоже должно сказать и о радужной оболочке у одного молодого человека, с которого снята была Уйфальви фотография в Кокане (см. Атлас, IV:chatain clair ).

8 Voy. вс. I, р.95.

9 Турк. Вед., 1875, № 1.

10 Турк.Вед., 1876, № XLI. К сожалению, у меня имеется лишь указание на это монографическое описание, но нет данных для более точного сравнения.

11Petermann, Mittheilungen, 1877, р. 359.

12 См. Expedition scientifigue frangaise, II, где различают таджиков троякого рода: 1) горные таджики, которые названы "les proches des Galtacha"; 2) персидскиепоселенцы, которых он видел в Кокане, Риштане, Маргедане и Шарихане, и 3) потомки персидских рабов. Все эти три группы отличаются одна от другой существенными физическими особенностями, и таджики Ферганы стоят-де к гальча гораздо ближе, нежели самаркандские (Ехр.вс.I, 1878, р.25).

Уже Федченко (1.с.,р.66) находил, что жители Воруха походят на гальча.

13 Voyage scientif. III" 1880’ p.11. Пусть объяснит нам г.Уйфальви, как согласовать это с характеристикой, сделанной им в другом месте (Voyage scientif. III, р.43), где он говорит: чем большего чистотою крови отличаются иранцы Центральной Азии, тем они короткоголовее,тем менее белокуры, так что первоначальный белокурый тип, пожалуй, иметь долихоцефалическую форму головы.

14 Ш, р.11.

15 Хорошкин (Сборник статей, 1876, стр.398) объявляет население близь Фариша гальчами, так как там много белокурых с рыжеватыми бородами.

В Коканском уезде находятся деревня Гальча-Кишлак; а потому наблюдения там могли-бы многое выяснить.

16 Voy.scient. II, p.147.

17 Voy.scient. I, 1878, p.25.

18 Die Arier, 1878, р.47, 56. В конце своего сочинения (стр.226), Пеше ссылается на Радлова, как на компетентного свидетеля, в доказательство того, что, при смешении, и в Сибири белокурые волосы арийцев берут верх над черными волосами монголов, тогда как широкие лица и головы последних вытесняют овальные головы русских.

19 Турк. Вед., 1876, № XLI; Варский, в "Антропологической выставке, 1879 г." под редакцией Богданова, III, 20 , стр. 146, 223.

21 Ханыков (Memoire sur I’ethnographie de la Perse ,p. 62) говорит, что даже альбиносы в Персии встречаются столь-же редко, как и в Авганистане.Уйфальви утверждает (Voy.sc. 1), что среди потомков персидских рабов Туркестана нельзя встретить белокурых и голубооких особей.

22 Вильсон (The above of snow in the Himmalaya) пытается объяснить малую твердость характера и недостаточную любовь к свободе, возбудившие его удевление у горских народов Гиммалая, влиянием буддизма

23 Барон Мейендорф.

24 См.соч.Виктора Гена.

25 Петровский (Шелководство…в Средней Азии, 1874, стр.6), по Гребенкину, с которым он соглашается.

26 В Маргелане томаша, "приходящаяся на время цветения абрикосов", бывает каждую среду, в течении 6-8 недель.

27 Хорошкин (Сборник статей, 1876, стр. 212 до 226).

28 Точно так же Шалыгин (см.следующую цитату) ставить таджиков выше киргизов в моральном отношении.

29 См. Шальгин в Stieda’s Berichte aus der russ. Literatur uber Anthrop. u. Areh. За 1878 г., стор.32.

30 Я умышленно не называю арабов.

31 Примеров этому не мало. Кроме султана Бабера, напоминаем здесь в особенности прославленного в последствии кашгарского эмира Якуб-бека, который был родом из деревни Пскент, лежащей на горной дороге в Фергану, и начал свое жизненное поприще писарем.

32 По Арендаренко, в Матер. Маева, V, 1879 Хорошкин, Сборник статей, стр.217. Турк. Вед. 1876, № XLI/

33 Под названием "Андижанцев", подобно тому как еще и теперь реч идет о "Маймачинцах" (Тюрк. Вед ., 1875, стр.55).

32Венюков, Россия и Восток, 1877, стр.150.

34 Ханыков, Memoire sur la partie meridionale de l’Asie central, 1861, .133.

35 Уже гораздо ранее существовали оживления сношения с казанскими татарами, ибо Средняя Азия получала кораны из Казани. По Гребенкину (Русский Турк., 1872,П), деревня Ногай-Курган, вблизи Ташкента, населена большею частью татарами, пришедшими с Волги.

36 По Гребенкину (Маев, Матер., Ш, 1874, стр. 314,317), таджики на правом берегу Верхней Сыр-Дарьи говорят по-таджикски (следовательно, на древне-персидском языке), тогда как в глубине долины - на обоих.

Хорошкин (Сборник статей, 1876, стр.227) обращает внимание на то, что в турецкой речи есть примесь ½ персидскихслов.

В 1876 г. (Турк. Вел., № Ш), в Дербенте (к югу от самаркандского меридиана) "ни один житель" не понимал турецкого языка.

Однако, насколько осторожно нужно пользоваться такими данными, видно из того, что в там-же самом месте и в то-же время говорится (Маев, Матер.,У, стр.267): Дербеит населен лишь таджиками, из коих многие ни одного слова не понемают по узбекски.

37 Очевидно, по той же причине Русские в Якутской обл. меняют свой язык на якутский. См.мое "Путешествие по Сибири", т.IV, 2.

38 Следующие слова Пеше (Die Arier, р. 145) служат важным указанием: "сарты усвоили язык своих матерей-турчанок". Но мне кажется, что матери из сарток, при отцах-турках, преобладают.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1349949840


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх