КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 13.10.2012
13:33  Из Тулы со своими... частями к радарам. Груз, перехваченный Турцией в сирийском лайнере, оказался не вполне мирным
13:24  Птенцы Кул-Мухаммеда. Вандализм в Актобе - преступники разгромили братскую могилу советских солдат
13:22  Счетный комитет Казахстана опроверг слухи о бегстве своего руководителя Аслана Мусина за границу
13:20  А.Микаелян: Азербайджан затягивает паузу в переговорах с Россией по Габалинской РЛС
13:10  Washington Post: Талибан клянется убить 14-летнюю активистку
13:01  Бойкий антипутинист. Болгарский премьер Борисов грозит провалить подписание контракта по "Южному потоку"
12:59  А.Султонов: Интернет - прогресс коммуникабельности или угроза безопасности?

11:57  М.Шибутов: Дипломатия Блейка против дипломатии Путина. Центральноазиатские игроки и сценарии
11:08  Минобразования Таджикистана учредит собственное радио и телевидение
10:57  С.Бобомуллоев: И.Манаев о таджиках (к вопросу об этногенезе)
10:33  Не пальцем деланный... КырДепутат Пирматов предлагает показывать по телевидению в прайм-тайм ролики о том, как правильно пользоваться презервативами
10:06  El Pais: Станет ли Каталония независимым государством?
09:56  Российскую журналистку Кочневу похитили в Сирии
09:46  М.Шавлохова: Крах иранской валюты угрожает режиму Ахмадинежада
09:39  Батыр, генацвале. Союз писателей Грузии перевел на грузинский кыргызский эпос "Манас"
09:36  Ю.Ямпольская: Налог на дым. Табачные акцизы Казахстана - чье лобби окажется сильнее
09:33  М.Мамаев: Среда обитания. Реализация программы "Народное IPO" – исторический шанс для среднего класса Казахстана
08:22  Н.Сурков: Конституционное противостояние в Каире. Проект нового Основного закона Египта не понравился либералам и правозащитникам
08:11  Назарбаев и Отунбаева пролетели мимо Нобелевской премии мира
01:58  Разгром клуба 7Freedays. В Москве люто отметелили лесбиянок
00:01  Э.Аубакиров: Патриотизм – дело стоящее. И немало стоящее. Не утихают скандалы вокруг казахстанской госсимволики
Пятница, 12.10.2012
22:46  "КП": Кто "сдал" сирийский самолет туркам?
21:45  Казахстанская певица Арухан Бисенгалиева "подарила" свой голос фильму "Анна Каренина" с Кирой Найтли и Джудом Лоу
21:28  Д.Джонс: Турция-Сирия. Турецкий народ не поддерживает военные действия против Сирии
21:26  Дж.Кучера: Опасаясь Афганистана, Россия сближается с Пакистаном
21:20  В Лондоне по запросам кыргызской и американской сторон арестован Максим Бакиев
20:24  С.Маркедонов: Россия и Таджикистан - безопасность и геополитические реалии
19:43  Ч.Бадыкеев: Чем бы не тешились...В стране бардак, а политбомонд Киргизии продолжает свои интриги и разборки
19:33  Le Figaro: Во Франции католические церкви продают для... переделки в мечети
19:28  Ш.Карлиев: Цены на жилье в Туркмении растут вместе с рисками потерять его
19:15  Турки построят в Казахстане СП по "производству приборов ночного видения для военных нужд"
19:08  В Сирии пропала российская журналистка Анхар Кочнева
11:51  С.Акимбеков: Большие гонки на Ближнем Востоке?
11:45  Ожерелье для принцессы. Сенсационные находки из сакского могильника Акбейит (фото)
11:44  Стерха Путина подобрали, обогрели и приютили в Кумае, отобрав у казахстанских дворняг
11:43  А.Норузова: Казахстанцы штурмуют госучреждения, требуя навести порядок в ИИНах
11:41  О.Шишанова: Байконур не выдержит двоих?
11:34  А.Мыскина: Как "распилили" воду? Или и Капчагай аномально обмелели
11:29  Поймали… срок. Бывшее руководство рыбного хозяйства Восточного Казахстана в полном составе отправлено за решетку
10:53  С.Чериков: Кому на руку нищая национальная безопасность Кыргызстана?
10:37  Г.Турсунова/О.Губайдулин: КазГосЗакуп. Просто до безобразия расхищаются государственные деньги
10:35  Кыргызстан - зона отмывания денег, на деньги наркотрафика идут в министры и депутаты, - спикер А.Жээнбеков
10:19  В.Литовкин: Центральную Азию стабилизировали. 201-я военная база в Таджикистане остается на 30 ближайших лет
10:06  Шипы и розы. Назарбаев и Отунбаева попали в список претендентов на Нобелевскую премию мира 2012
10:01  Турецкопойманные. Россию обвинили в поставках оружия Сирии
09:59  Д.Цилюрик: НАТО оставит арьергард в Афганистане. Россия выдвинула альянсу условие по послевоенному присутствию в стране
09:56  "НГ": Узбекистан идет в Европу через Азербайджан. Ташкент хочет присоединиться к проекту Баку–Тбилиси–Карс
09:50  Э.Таривердиева: Санкции против Ирана ужесточаются, кто в выигрыше?
09:49  В.Евсеев: Иранская ядерная программа в ближнесрочной перспективе
09:16  "Шнурок султана". Украинских нациков и исламских радикалов Крыма сплотил в партию турецкий бизнесмен Али Килинч
09:08  Авансом на войну. Назарбаев не вовремя наградил главу Турции высшим орденом "Алтын Кыран"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
С.Бобомуллоев: И.Манаев о таджиках (к вопросу об этногенезе)
10:57 13.10.2012

С.Бобомуллоев: Манаев И. * о таджиках (к вопросу об этногенезе).

СВИДЕНИЯ О СТРАНАХ ПО ВЕРХОВЯМ АМУ-ДАРИ 1

Бадахшанцы. По предпложению Вуда, Бадахшан был заселен из Балха.2 Бадахшанцы и Таджики говорят по персидский. Но он сам замечает, что это его предположение не подтверждается ни письменными документами, ни приданием. Рубиновые копи сделали Бадахшан навястним очень давно, но о его состоянии до нашествия Узбеков в XV век весьма мало сведей. Судьба Балка и Бадахшана была одинакова при преобладании мусульман в Индии и не изменилось при династии Дурани, когда об страны подчинились Кабулу. Зависимость Бадакшана от Дельгийских императоров была номинальную, и таковою же она оставалась при афганской династии Дураниев. До нашествия Узбеков Бадхшанцы били шиитами, и по настоящее время только жители долины Кокчи сунниты, а все Таджики в горних странах шииты. Раса это очень красива ; большая часть Таджиков если не все, говорят по персидский и отличаются общительностью. Вуд сообщает, что они охотно сходились с ним и говорили ему, что он не похож на Узбека, но цветом и чертами лица схож с ними. Они разговорчивы и высоко ценят приятную беседу.Бедный класс, по мнению Вуда склонен к тунеядству. В этих странах, говорит Вуд-есть обычай совместного жительство для родственных семей живут в одной деревень образуют кишлак. В одной такой деревня, у Жерма , Вуд провел боле месяца3. Деревенька состояла из четырех домов, из коих один был пуст, как его обитатели погибли при землетрясении 1832 г. Дом, в котором жил Вуд, был выстроен подобно всем домам Бадахшана. Он находился на склон горы; в немногих шагах перед дверью текла речка, по берегам которой росло несколько тенистых дерев. Ниже, в том месть, где река впадала в большую, находились необширныя поля маленькой общины. Непосредственно за деревней поднимается горы, большую часть года покрытия снегом. Сообразно с своим достатком и наличным составом каждая семья отгораживает себя каменною стенною особенное пространство; здес на лучшем месть строиться жилье, а остальное пространство назначается для скота; эти места обыкновенно ниже жилья фута на два; пол в жилье приподнимается еще, кроме того, на фут и даже боле. Все пространство прикрывается плоскою кровлею. В середине кровли делается отверстие для выхода дыма; в случае выпаденья снега оно может быть прикрыто. Если комната значительных размеров, кровля поддерживается четырьмя крепкими столбами и в средине столбов, расположенных квадратом, пол значительно ниже, нежели в других местах; таким образом кругом является как бы скамьи и ложа, которые покрываются соломой или войлоками. Стены дома значительной толщиной; внутри и извне они вымазаны глиной. Там где склоны горы значительны, над кровлями нижних домов строится еще ряд верхних. В нишах по стенам размешается домашняя утварь. Потребности этих горцев очень не велики, но не смотря на малонаселенность этих стран, полей так мало, что большинство не может жить отдельными дворами и вынуждено жить общинами. Вуд имел случай узнать, во что обходится в этих местах женитьба и обзаведение собственным хозяйством. Расходы по этому случаю не превышают 57 рупи, из коих 25 рупи, то-есть, почти половину, нужно выплатит за невесту.

Сосуды для воды делаются из букового дерева, для муки – из красной ветлы. Глиняные сосуды редко употребляются. Но в Бадахшане употребляются каменные лампы. Задувать огонь Бадахшанцы не любят и тушат его другим способам. Горцы Бадахшана постоянно вооружены; в долинах не держаться этого обычая, хотя в каждом доме можно найти ружья. Как Таджики, так и Узбеки этих стран, очень любят охоту за куропатками. В одежде Бадахшанцы мало отличаются от Узбеков. Зимой у всех толстые цветные чулки и шерстеные толстые чекмени. В холодные дни иной надевает по три чекменя. Бадахшанцы носят полусапожки из кожи домашнего приготовления. Шею обвязывают платком. Никто не пускается в путь, не взяв с собою палки.

В прежнее время Бадахшанцы славились своим гостеприимством; во время пребывания там Вуда народ по бедности не мог быт гостеприимен. В прежнее время в каждой деревне приветствовали гостя, теперь же каждый норовит отделяются от него. По старому обычаю в каждой деревне должен был быт мехман-хана, и старшина ответствен был за все удобства гостя; в настоящее время странник получает только даровое помещение, а о еде должен сам заботится. Зимою Бадахшанцы ничего не делают, так как большинство их земледельцы и не знают ремесла.

Женщины довольно красивы, имеют светлый цвет лица и не закрывают его, за исключением женщин достаточных семей. Они скромны, приятны и хорошие хозяйки.

В Бадахшане развито железное производство; жители торгуют своими изделиями с восточным Туркестаном и с разными своими соседями по своей южной границе. Но у Бадахшанцев нет достаточно средств для правильной разработки своих копей.

3. В зависимости от Бадахшана, как уже было замечено в первой главе, находится Вахан. Вуд сообщает, что подобно правителям Бадахшана, Дарваза, Читраля, Шагнана и Рошана, Ваханский мир производит свой род от Александра Великого4. То же подтверждает один новейший ; путешественник5 относительно современного правителя Вахана, мира Фатех-Алишаха. Ежегодно Вахан платит Бадахшану дань, состоящую из двух верблюдов, двенадцати лошадей, двенадцати коров и двенадцати одеял6

Ваханцы. Число жителей Вахана, говорят, уменьшилось в последнее время. Всех их не более пятисот семей или около трех тысяч душ. Большая колония Ваханцев находится в яркендском округе Санжу. Народ беден и считается скупым и алчным до денег. Ваханцы похожи на Сарикольцев и подобно им считают себя потомками бродяг. Они магометане шииты; своею духовною главою почитают Агар-хана в Бамбее, но по уверению Вуд, в сношениях с Кундузом и вообще с Узбеками прикидываются суннитами7 Кундузу ежегодно они посылают десятину из продуктов своих стад и земли. Такая же подать шлется ему из Шагнана, Рошана, Читряла, Минжана и санглича8. Домы Ваханцев имеют плоские крыши и строятся из камня и гланды. Устройство дома похоже на бадахшанское. Но печь в доме Вуд почему-то называется русскою9. В одном доме нередко живет до шести семей. Семья занимает пен тральную комнату; внешние комнаты суть конюшни для лошадей и рогатого скота. В центральной комнате непосредственно над очагом находится отверстие, а по четырем стенам возвышаются платформы для спанья; одна часть загорожена для женщин и детей. Мужчины воинственны, смелы и выносливы; они занимаются охотой и страстно любят оружие. Главное оружие есть фитильное ружье, общеупотребительное в Туркестане10 Женщины сложены нежно и не носят покрывал. В домашней жизни имеют значение больше нежели где-либо на Востоке. Их занятие домашние; на поле работают мужья, которые вообще обращаются с женами очень нежно по показанию Троттера. Ваханцы красивы и имеют правильные черти лица. Светлые волосы и голубые глаза не редкость между ними. Из пятнадцати смеренных Вудом Ваханцев самый высокий был 5 ф. 7 ¼ вершков, самый низкий 5 ф. 1 ¾ в. По словам Троттера, у Ваханцев попадаются часто еврейские носы. Но он же упоминает о чисто греческом профиле, виденном у одного мальчика. Ваханцы рано старятся. Они говорят по персидский и особым собственным наречием. Одеваются сходно с Сари кольцами11 в коричневые чаги или халаты и широкие шальвары; на ногах носят сапоги подобные ладожским, а на голове турбан белого или синего цвета.

Большинство жителей ведет кочевую жизнь. Стада составляют их богатство. Шерсть ваханских коз, по свидетельству Вуда, превосходного достоинство. Немногие жители остаются в деревнях наблюдать за посевами. Стада их состоят из овец, коз, рогатого скота и яков. Местные лошади не велики, но смелы и хорошо сложены. Здесь сеют пшеницу, ячмень, бобы и горох. В апреле начинается посев, в поле наступает жатва. Дыни и абрикосы вызревают у Зана, близ Кила-Пянжи. Минеральных богатств в Вахане нет. Соль низшего достоинство и железо привозятся из Бадахшана12.

Настоящая торговля между западным и восточным Туркестаном незначительно. Предметы торговли суть: churrus (опьяняющий напиток), бумажные ткани из Хотя на и Яркенда, лошади, индиго kincab и разные мелочи. Индиго и kincab вывозится из Индии. Мир Ваханский собирает пошлину по мухаммед-шахирупи (то есть, около 2 шилл. 4 пейс.) одинаково со всякого конского вьюка, не взирая на ценность товара. Но никаких пошлин нет для товаров в Кашгар и Сари коль. В Вахане ходит бадахшанские деньги, но их мало, так как торговля главным образом меновая13. Канжутцы – шииты, но не фанатичны, любят вино, музыку и пляску. Вахан и Шагнан находятся в дружественных отношениях14.

Рабство развито во всех шиитских владениях около Бадахшана15 Вуд замечает по поводу торговли рабами, что хотя закон пророка и запрещает рабство, но Ваханцы обходят закон, называя свои жертвы прозелитами 16.

Гиссар и Куляб. По северную сторону Окса население Гиссара и Куляба состоит также из двух элементов - Узбеков и Таджиков17. Узбеки преобладают, Таджики же сохранились в наибольшей чистоте в горных кишлаках. Дербент заселен сплошь Таджиками, из которых многие даже не понимают ни слова по узбекский. То же надо сказать и о жителях окрестных Дербенту кишлаков Сироб, Яглыз-баг и др. Таджикское население преобладает также во всех горных кишлаках, лежащих по ущельным рек – Зигди, Роумит, Ханаке. Но за хребтом Дербентских гор в нагорной равнине Байсуна (Байшин) и в широких долинах Катта и Кчи-уру-дари преобладает узбекское население, занимающее все места, обильные пастбищами. По всему пространству от Байсуна до Сегри-дага и до Шир-абада, также как по всему прибрежью Аму-дари и в Шар-аббатском бегстве, живут Узбеки рода Кунград. Это самый богатый узбекский род. Ими же заселена и вся долина Сурхана, в средних и нижних частях этой реки. На зиму Кунградцы спускаются из гор в Каршинскую спеть.

В долине верхняго Кафирнагана кочуют Узбеки Марка-кчи-юз (то есть, Марка малая орда), нерекочевавшие сюда в 1866 году после взятия русскими войсками городов Ура-Тюбе и Джизака. Марка-кчи-юз занимают своими аулами все пространство от города Душанбе до Гиссара. Далее к югу, по долине Кафирнагана и в окрестных горах кочуют Узбеки родов Лакай и Дурбун.

Население больших городов, лежащих в долине Сурхана и Кафирнагана, конечно, смешанное, как и во всех больших городах Средней Азии. Здесь Узбеки перемешались с Таджиками, так что провести какую-либо разграничивающую черту между ними положительно невозможно. Но все же можно заметить, что от Душанбе к востоку таджикский элемент начинает брат перевес. Горные кишлаки Варзоб и Роумит-тау, города Файзабад и Кафирнаган с окрестностями населены Таджиками. Но на широких, травянистых склонах, Себистан-тау, уже в долине Вахша, стало быть пости среди сплошного таджикского населения, мы встречаем опять яйла у (летовки) Узбеков, родов Лакай и Хулмук. Эти Узбеки, славящиеся своею строптивостью всю долину Бальжуана.

Каратенгин. Краткие сведение населении Каратигена были собраны генералом Абрамовым18. Население этой страны составляют исключительно Гальча. Они живут особняком и вступают в брак только между собой; многоженство является у них исключением весьма редким. Женщины не; закрываются и участвуют в празднествах, а в домах принимают гостей-мужчин. Калым при женитьбе уплачивается преимущественно баранами, козами, крупным рогатым скотом и лошадьми. Величина его определяется состоянием и знатностью дома, из которого берется девушка, и простирается от нескольких баранов до сотен, а также может заключатся в нескольких десятках лошадей. Жених участвует в выборе невесты, а невеста, в свою очередь, имеет право отказать ему.

Так как, вообще говоря, Каратегинцы не богаты, и пахотной земли у них недостаточно, то семья не состоит у них, как в Самарканде или Ташкенте, из многих пар, но каждый женивший сына отдаляет его и обзаводит своим собственным домом и хозяйством. Земледелие в стране существует лишь на столько, чтоб удовлетворят внутренней потребности края, так как, по трудности дорог, внешнего сбыта, а равно и привоза нет. Тоже самое следует сказать и о садах. Больше развито скотоводство, особенно мелкого скота, чему способствуют богатые ущельями и растительностью склоны и предгорья Сурхауских гор. Лошади здешние составляют особую, малорослую крепкую породу, вполне горную. Куют их весьма редко. Ишак не в употреблении, или по крайней мере, не в таком, как в верховьях Зарафшана.

Жители приготовляют грубые шерстяные материи, а из привозного хлопка (из Гиссара) ткут бязь и мату. Из козьего пуху (диких и домашних коз) и бараньей шерсти валяют род сукна, употребляемого на зимние чекмени.

Железное производство весьма развито, как и вообще во всех странах по бассейну верховьев Аму. Каратигенцы приготовляют хорошее холодное и огнестрельное оружие из железа, привозимого из Гиссара и Ванча. Ванч – в Дарвазских владениях на Пяндже. Около этого города с незапамятных времен выплавливается чугун и выделываются железо и сталь.

Сариколцы. На юго-западной границе Кашгара находится Сарикол19. На западе он Вахана грядою Шииты, через которую есть приход того же имени, ведущий к Акташу у западной подошвы.

Сарикол – горный округ; к северу и западу он отделяется от Памира горами Тагхарма; к югу и востоку горы Мустаг с западным продолжением Тагдубашем разграничивают его от Яссина и Канжута. В центре Сарикола находится открытая долина, около двадцати миль в длину и пяти в ширину. Несколько речек, сливаясь вместе, образуют р. Яркенд. В этой долине по течению реки и по горам рассеяны деревеньки; столица же округа называется Ташкурган (о нем уже было не раз у понимаемо выше).

Жители здешние отличаются от остального населения Кашгара: они Арийцы по происхождению. Здесь насчитывают 2,500 домов, или считая по семи душ на каждый дом, 17,500 душ. Во всех деревнях есть обработанные поля: жители сеют пшеницу, ячмень, два вида гороха и makh; у Сирикольцев много скота. В Яркенде они обменивают свою шерсть и масло на бумажные и шелковые ткани, пшеницу и ячмень, у Киргизов – на войлок и лошадей. Монеты у них нет, и торговля меновая. В стране выделывается jayn, род войлока, и galim, толстая шерстяная ткань.

Большинство Сарикольцев разумеют по персидский 1). Отцы шииты20 и рассказывают, что занимают долину в продолжение семи поколений, как отдельный народ, под управлением собственного правителя. По свидетельству Форсайта21. Сарикольцы пришли из Шагнана и говорят тем же языком как и Шагнанцы, имеют те же обычаи и составляют один народ. У них нет родовых имен, и все они называют себя Сарикольцами. Кашгарцы называют их Таджиками. Языка Бадахшанцев и Ваханцев они не понимают. Гордон дает совершенно противоположное показание; по его словам, Сарикольцы считают себя потомками бродяг из разных стран – из Бадахшана, Вахана, Шагнана, Индустана, Канжута и Туркестана. Их язык есть смесь языков этих стран но они говорят и по персидский. По наружности они отличаются от Киргизов, Узбеков и жителей восточного Туркестана, имеют правильные черти лица и густые броды. Приветствуют они прикладывая руку ко лбу. Рукописей и книг Гордон не мог достать у них. В прежнее время старшины продавали Сарикольцев в рабство; пленные также считались у Сарикольцев рабами. Рабы были предметом меновой торговли. Если раб был кроток и послушен, его женили, но он не перестовал быть собственностью прежнего владетеля. При Аталик-Гази все это изменилось; в настоящее время в Сарикол не более сотни рабов. Русские запретили торговлю рабами с Бухарой. В прежнее же время массы девочек, мальчиков и взрослых доставлялись в Бухару из Канжута, Читраля и Бадахшана. Канжутцы отличны от Сарикольцев и говорят другим языком. Канжутцы почитаются врагами Сарикольцев22, и до Аталик-Гази они были в постоянной войне с Сарикольцами. При Аталик-Гази прекратились войны Сарикольцев с Киргизами. Для одежды23 Сарикольцы употребляют овчины, крытый грубой шерстяной тканью. Покрой одежды похож на вакансий. Овчинные сапоги с крепкою кожаною подошвою, бумажный или шерстеной кушак, овчинная шапка иногда с небольшим тюрбаном составляют наряд обыкновенный Сарикольца. Люди более состоятельные заменяют грубые бумажные одежды привозными тканями из Яркенда и окрестностей.

Для построек употребляется тополь. Губернатор24, назначаемый Кашгарским эмиром, управляет Сариколем. Он собирает доход и управляет странную при посредстве старшины. В каждой дереве есть два аксакала или старшины. Они собирают зякет, то есть, одну штуку из сорока всякого скота, и ушр, то есть, десятину с жатвы. Наблюдают за порядком в деревнях и разбирают споры сельчан. Воровство наказывается конфискацией скота и отобранием земли в пользу пострадавшего. Прелюбодеяние наказывается смертною казнью обоих виноватых. Убийство здесь неизвестно. Когда кто-либо умирает, его имущество делится на три ровные части: половина одной трет поступает в собственность эмира, а остальное делится по ровну между наследниками мужского пола.

При свадьбах соблюдаются следующие обычаи: Жених выплачивает отцу невесты 30 тыла=175 рупий овцами, скотом или лошадями, а затем назначается день свадьбы. Церемония совершается муллою в присутствии родных и невеста садятся рядом на полу; мулла, прочитав краткую молитву, спрашивает сначала трижды невесту, и затем столько же раз жениха: "Приемлешь ли такого – то в мужья?" или: "Приемлешь ли такую – то в жены?". Затем мулла берет кусок жаренной баранины, разрезывает его на две части, дует на каждую часть, и обмакнув в соль, правую рукою кладет кусок жениху в рот, а левою невесте. Обратившись после того к присутствующим, он говорит: "Эти двое муж и жена!". Этим заканчивается церемоний. Новобрачные поднимаются и принимают поздравление и подарки присутствующих. В продолжение трех дней продолжается музыка, танцы, игры и проч. При этом убиваются верблюды, лошади, бараны и. т. д., смотря по достатком. На третий день гости расходятся, и новобрачные уводит молодую к себе в дом. За каждую свадьбу отец платит эмиру 2 тыла, а жених 1 тыла. При рождении детей ничего не платится. Развод здесь не известен, и только старшины имеют по две жены. Вдовы могут вступать во второй брак, через год вдова не вышла замуж, она должна вернутся в дом своего отца, ибо родные мужа не содержать ее более.

Женщины работают в полях и полные хозяйки дома; вообще с ними обходятся почтительно. В обществе они также свободный, как и мужья, и не носят покрывал. Только жены и дочери старшин носят покрывала и проводят жизнь в затворничестве.

* Манаев И. С (18221024), ученый, путешественник, ориенталист.

1. Манаев И. С. СВИДЕНИЯ О СТРАНАХ ПО ВЕРХОВЯМ АМУ-ДАРИ (ПО 1878год) .ПЕТЕРБУРГ. 1879

Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

Подготовлена С. Бобомуллоевым.

2. Wood. J. A journey to the source of the rive Oxus. New edition, edited by his son. London 1872 . p p.191.

3. Ferrier J.P.Caravan Journeys and wanderings in Persia, Afganistan, Turkistan and Belochistan; with historical notices of the countries lying between Russia and India. London.1857 p..174.

4. Ferrier J.P.Caravan Journeys and wanderings in Persia, Afganistan, Turkistan and Belochistan; with historical notices of the countries lying between Russia and India. London.1857 p..244.

5.Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p.132

6. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p, стр134.

7. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p

8.Wood. J. A journey to the source of the rive Oxus. New edition, edited by his son. London 1872 . p.244.

9. Wood. J. A journey to the source of the rive Oxus. New edition, edited by his son. London 1872 . p 247. Дом Ваханца и самая печь описана. Троттером, 1.с.,стр.274. Судя по описанию, последняя иметь лишь весьма отдаленное сходство с русскою.

10. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p., стр.135.

11. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p.135. Срв. Wood. J. A journey to the source of the rive Oxus. New edition, edited by his son. London 1872 . p, 1. с., стр.245, Троттер, 1. с.,стр.274.

12. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p, стр136.Срв. Wood. J. A journey to the source of the rive Oxus. New edition, edited by his son. London 1872 . p., стр.246.

13. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p.137.

14. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p.139.

15. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p. 149.

16. Wood. J. A journey to the source of the rive Oxus. New edition, edited by his son. London 1872 . p., стр.244.

17.Изв. И.Р.Г. Общ., том XII, стр. 357 и след.

18.Изв. Имп. Р.Г. Обш., том VI, стр 108 и след.

19.Forsayth. T.D. Report of a Mission to Yarkund in 1873. Calcutta 1875 p.56

20. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p.108.

21. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p 112.

22. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p.56.

23. Forsayth. T.D. Report of a Mission to Yarkund in 1873. Calcutta 1875 p.57.

24. Gordon, the Roof or the World being the narrative of a journey over the high Plateau of Tibet to the Russian frontier and the Oxus sources on Pamir by Lieutenant – Colonel. 1. с., p стр.113.

25 Forsayth. T.D. Report of a Mission to Yarkund in 1873. Calcutta 1875 p..57.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1350111420


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх