КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 01.11.2012
19:33  "Къ": Ирану бросили "Строгий вызов". США и Израиль проводят крупнейшие совместные учения
19:26  С.Тарасов: Турция готовит свой проект создания экономического союза в Евразии
19:23  Тони Блэр за 16 млн фунтов стерлингов подсказывает Н.Назарбаеву, как решать проблемы
17:59  Воздержались. Р. Отунбаева и А. Атамбаев не желают возвращения сворованных госактивов? - недельный обзор кыргазет от С.Черикова
17:55  Хуаньцю шибао: Американская модель демократии - недостатки становятся явными
17:49  Китаец Цао Хайбо получил восемь лет за создание оппозиционной партии-однодневки
17:43  В Бишкеке осквернили памятник дважды Герою Советского Союза летчику Талгату Бегельдинову

17:27  Вице-спикер А.Сасыкбаева: Более $3 млрд кредитных средств, полученных Кыргызстаном за годы независимости, ушло в пустоту
17:21  Башибузуки Байменова. В Казахстане создадут управленческий корпус "А" с особым порядком отбора...
17:19  "Я был и остаюсь единомышленником Великого человека, основателя и строителя нашего государства Нурсултана Абишевича..." - клянется заподозреный А.Мусин
14:19  Первая леди Чечни Медни Кадырова представила коллекцию исламской моды "Леди Фирдавс" (фото)
13:04  С.Бобомуллоев: А.Семенов о таджиках (к вопросу об этногенезе)
12:50  К.Качкынбаев: Золото губит нас, кыргызов...
11:54  А.Ахмедбейли: Решение по "Южному газовому коридору" и аргументы сторон
11:50  Т.Куан: "Сертом" по людям. В Алматы митингуют у своих недостроенных домов обманутые дольщики
11:45  Человек ниоткуда. Что-то инвестировать в Киргизию приехал подзабытый старый ельцинский гвардеец Сосковец
11:44  К единым стандартам "оборонки". В Бишкеке открывается юбилейное 10-е заседание Межгоскомиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ
11:37  "Учур": Мать кыротечества? Р.Отунбаева через подхалимство пришла к фальшивым успехам
11:27  Ким Чен Ын ждет пополнения в семье. Скоро заагукает лидер "чучхе" 4-го поколения
11:14  Иссык-Ата. Листовки "Хизб-ут-Тахрир" хранил и распространял мутавали местной мечети
10:38  Ю.Костенко: Разорвать нельзя оставить. Кыргызстан зажат меж двух энергетических жерновов
10:22  В России вступает в силу закон о "черном списке" сайтов
10:19  "Огромные стены... ничего подобного еще не встречалось". В Болгарии раскопали самый древний город Европы (5 век до н.э.)
10:11  У.Саралаев: Кыргызстан – 235. Утопим отходы в озере!
10:03  Боевики уничтожают исторические памятники. Из Великой мечети в сирийском Алеппо исчезла хранимая веками реликвия - прядь волос пророка Мухаммеда
09:56  Улук Маматаев (лидер кырпартии "Ак калпак"): "Народное сознание не доросло до момента, когда люди будут избирать..."
09:53  А.Реутов: В Китае обнаружили нехватку населения. Ради роста экономики власти могут отменить ограничение рождаемости
09:50  Гульнара Каримова написала сценарий исторического сериала с Депардье
09:39  О.Кузнецова: Сирийской революции мешают исламисты и курды. Противники Башара Асада пытаются объединиться
09:33  Дж.Кучера: Молодежная ШОС нацелилась на управление интернетом и готовит альтернативное "Евровидение"
09:31  М.Кунле: Российское зерно впервые за 15 лет пойдет в Китай
09:22  С.Строкань: Афганистану нанесли территориальное оскорбление. США подтвердили законность его границы с Пакистаном
09:06  Майор-таможенник Мукамбаев из Восточного Казахстана еще 5 лет назад изобрел уникальный эндоскоп, но бюрократы...
08:58  С.Абдрашитова: Убить "крокодила". На Казахстан надвигается эпидемии аптечной наркомании
08:34  С.Мазуркевич: Конец света приближается! Или приближается конец коммерческой аферы?
00:44  Джентльмен неудачи. Казахстанские сценаристы пытаются засудить Тимура Бекмамбетова за "Золотого человека"
00:41  Р.Гарипов: Что в языке тебе моем?
00:38  Т.Кучуков: Низкие "истины" финпола Казахстана. Сколько же было "хоргосских" миллионов и где они?
00:26  Э.Рахмон: "Низкая культура управления семьями приводит к..."
00:05  В.Скосырев: Пекин разрешит вместо одного ребенка родить двух. Вот он - конец света!
Среда, 31.10.2012
23:25  Казахстанские чабаны поедут учиться в США. Коровам хвосты крутить?
22:42  К.Чотуров: За что уволили МВД Киргизии Зарылбека Рысалиева?
22:14  О.Новгородцева: Полный абзац. Майор контрразведки ГКНБ Киргизии… украл у сотрудницы военкомата секретный документ, чтобы вымогать у нее... корову
21:09  Б.Жолдошев: Кыргызстан может превратиться в кишлак, где нет экономики и культуры, но зато все говорят по-кыргызски
19:54  Азербайджан решил возвести на искусственном архипелаге на Каспии новое самое высокое здание в мире - Azerbaijan Tower (186 этажей)
19:44  У кого стибрили? Китай поднял в небо новейший ударный истребитель Shenyang J-31
19:29  Талибам разрешили участвовать в выборах президента Афганистана
19:22  "L"Occidentale": Китай - на распутье между рынком и Мао. В преддверии съезда Коммунистической партии
19:16  Ураган "Сэнди" убил и утопил в США и Канаде уже более 110 человек
18:30  Австралийская угледобывающая Celsisus Coal купила в Киргизии углеразрезы Туюк-Каргаш, Коккия, Мин-Теке
11:47  З.Икромов: Замутившиеся источники. "Узбекофобия" в стенах Худжандского госуниверситета
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
С.Бобомуллоев: А.Семенов о таджиках (к вопросу об этногенезе)
13:04 01.11.2012

С.Бобомуллоев: А. А. Семенов* о таджиках (к вопросу об этногенезе)

Горные таджики1

Туземцы, населяющие описанный нами горный области, называют своих предков одним общим именем "оташ- параст" т. е огнепоклонники, чтители огня, и в горных кишлаках поныне еще можно услышат, как воспоминание о невозвратной седой старин, имя древнего пророка Зардустра или Зардушта, смотря по произношению и поныне еще рассказываются легенда о всемогущих мудрых мугах, священно служителях чистейшей из стихий, огня.

А так как религия Зороастра возродилась среди иранцев и была религией, насколько известно, по преимуществу иранских племен, то едва ли мы ошибемся, если признаем настоящих обитателей упомянутых стран за иранцев. В этом, кроме того, на убеждает и их язык, более старый, чем тот, которым говорят современные персы, отличающийся от последнего особым произношением и очень многими архаичными формами.

Все преданий туземцев относительно переселения их в горы сводятся к тому, что они прошли с равнин древней Согдианы и Бактрианы, т.е. с современных Приамударинских оазисов. Именно, все туземцы Заравшана, Каратегина и отчасти Дарваза говорят, что их предки пришли сюда то из под Самарканда, то из Бухары, по всему же Дарвазу единогласно повторяется молва, что населения этой области пришло в горы "с р. Ях-Су, с равнины близ Куляба". Указывается при этом и самый пут переселения. Так, в очень многих кишлаках восточного Дарваза нам предавали, что предки теперешних горцев пришли с р. Хингоба, куда переселились с р. Ях-Су. Обитатели долины Ванджа говорили, что их долина заселена недавно, лет сто тому назад, выходцами с Хиногба. Это переселения, заметим, на Вандж с Хингоба продолжается, вероятно, и до сих пор: нам здесь приходилось встречать много туземцев, которые родились в долине Хингоба и недавно переселились на Вандж. Туземцы Дарваза по Пянджу передавали, что их отцы заселились правый берег реки, когда левый был занят, и пришли сюда из долины Хингоба, туда же переселилась с Ях-Су. Предания о переселениях с Ях-Су встречаются местами и по кишлакам Каратегина.

Но едва ли мы ошибаемся, если признаем, что долина Ях-Су, играющая такую видную роль в переселениях горцев, была только широкой и удобной дорогой, соединявшей низменность с горными странами, а не первоначальными исконным отечеством переселенцев. Н эту мысль наводит и то обстоятельство, что собственно не долина р. Ях-Су упоминается в народных преданиях, а р. Ях-Су вообще: это иногда как бы поясняется словами: "с равнины близ Куляба". Речь идет, очевидно, не только о долине Ях-Су, а о всей низменности, по которой течет Ях-Су, подразумевается вся обширная кулябская провинция в Равниной Бухаре, весь Хоталан восточных писателей.

Чем было вызвано это переселения – по этому поводу можно только строит догадка. Возможно, что в горы уходили различные беглецы, спасавшиеся то от нашествий "туранцев" то от неудержимого потока арабских завоевателей, то от меча монголов и, наконец, можно допустить что сюда бежали очень многие исстрадавшиеся и измученные в беспрестанных войнах различных Тимуридов , Шейбанидов и прочих без покорных владетелей Маверан-ахра.

Все населения горных областей в верховьях Окса, также как и иранское население равниной Бухары, называет себя таджиками. Что значит это слова, об этом, кажется, ничего достоверного и определенного до сих пор не сказано. Хотя привести здесь предположения некоторых ориенталистов и путешественников на этот счет вообще не мешает.

Так, А. Вамбери в своих "Очерках Средней Азии"2 говорит о бухарских таджиках, что если они когда наказывают желание чем-нибудь похвалится, то обыкновенно с гордостью указывают на свое арабское происхождение3, но тут же делает оговорку, что "неосновательность этого уверения уже доказана Ханыковым" и приводить мнение последнего, поэтому поводу.

Именно покойный Ханыков в своих (Memoires sur l etnographie de la Perse4) производит слово таджик от слова тадж, что значит корона, а также головной убор огнепоклонников , который до сих пор носят гебры. Поэтому таджик, по его мнению, ест название, которые мусульмане, во времена завоевания персидского царства, дали последователям Зороастра, а может быт последние и сами называли себя так. На гузнарешском же языке слово таджик или тазик и персидское тази, означающее араба, не имеет с первым ничего общего.

Обычное филологическое толкование слова таджик производит последнее от слова тай((طیозначающего название арабского племени, жившего во времена Сасанидов рядом с персами. Последнее называли представителей этого племена таджиками. Позднейшего форма окончания этого слова находится, например, в слове Рейзер( ر ی زی) уроженец, житель города Рея. Это зей (زی) соответствует древнему джик. Во времена же арабских завоеваний персы стали называть арабов и вообще всех мусульман таджиками.

В толковом словарь персидского языка "Семь морейمارم) هفت) слова таджек, тазик и тазек( تازک تاجک и تازیک ) означает каждого, не принадлежащего к тюркской и арабской национальностям, кроме того, этим словом обозначаются также те потомки арабов, кои родились и выросли в Персии.

То же самое объяснение слова таджик или тадзик находим в другом словарь персидского языка, " Борханя-Кате". По словарю же " Фарханга-Джехангири" таджиками называются все кроме тюрков5.

Л. Будагов в своем "Сравнительном" словаре турецкого- татарских наречий6 на ряду с другим толкованиями этого слова, говорит, что слово таджик (تازیک تازیک или تاجیک и تا جک) уменьшительное от тадж, корона, венец. Это название давалось древними турками монголами всем мусульманам, жившим на их землях, исключая соотечественников т.-е. иностранцам, жившим в городах и деревних , но не принадлежавшим к поколениям номадов: в особенности же так называли персиан, цари которых носят корону (персиане в прежнее время носили, и теперь дервиши носят, островерхие колпаки в виде короны).

Наконец, древними армянскими писателями словом тачик обозначались аравитяне и вообще мусульмане, а тачкастаном (т.-е. страною тачиков) назывались Аравия и Азиатская Турция7.

И поныне еще словом таджик армяне Западной Азии называют мусульман но только между собою, по секрету, как бы в насмешку8.

Кроме того, словом тачик некоторые из малоазийских турок (лично нам по крайней мере приходилось это слышать трапезундских турок) называют ренегатов из христиан, принявших мусульманство.

Слова сарт и гальча9, обозначающий в равнинах те или другие народности и стол, часто встречающиеся в различных сочинениях о Туркестане, в горах неизвестны. Кроме как таджиком, горец себя иначе не называет.

Разделение на племена, который существуют, например, у тюрков, афганцев и других соседних народов, у горных таджиков, по-видимому, совершенно нет. Правда, нам пришлось слышат во кишлаке Япуч ( у перевала того же имени из долины Сурхоба в долинук Хингоба), что местные таджики называли себя "таджиками-чагатай", причем прибавляли, что вес Дарваз населен ими. Действительно, потом привелось это название раза два-три услышат еще в некоторых кишлаках за Япучем к Дарвазу. Кроме того, по свидетельству некоторых путешественников по Туркестану ( наприм. Проф. Яворского, г. Барщевского и друг.), во многих местах Зарафшанских гор местные таджики будто бы называют себя "македони", считая себя потомками оставшихся здесь войск Александра Македонского. Хотя лично нам во время нашей поездки по Заравшанским горам справедливость этого показания не удалось, подтвердит, несмотря на всевозможные расспросы, но, во всяком случае, названия "чагатай"10 и "македони" суть название единичные , не встречаемый в прочих местах горных областей; на основании их предполагать о делениях на племена было бы довольно рискованно. Подобные названия отдельных общин скорее указывают на то, что кроме иранцев в местных горах укрылись еще и другие народности, потомки которых своими прозвищами присоединяемым к общему имени всего населения гор, "таджики", намекают на некогда здесь господствовавшую обособленность иноземщины.

Преобладающими внешними признаками горных таджиков служат: средний рост, крепкое телосложение без особенной худобы и толщины, руки ноги мускулистый, сильный глаза серые или карие темно-русые волосы на борода, усах и голова, нос прямой или с едва заметной горбиной, губы умеренной толщенный и умеренно окрашенных, кисти рук пропорциональный росту, ступни ног также. Наряду с этим очень много встречается туземцев чисто семитического типа. Особенно в Зарафшанских горах, Каратегин и в низовьях долин: Хингоба много кишлаков, в которых замечается большое обилье арабских и еврейских физиономий. Ты же крючковатые или прямые носы, изогнутые брови, подчас глубоко сидящие глаза, подернутые каким-то масляным блеском, густые черные волосы на голова, в бородаи усах. Часто встречаются волнистые, густые бороды начинающиеся примо ее висков, как традиционные пейсы сынов Израиля. Цвет лица у представителей этого типа смуглый загар лица довольно сильный.

Кроме того, в каждом почти кишлаке можно встретит несколько человек, внешность которых резко отличается от остальных их соплеменников. У этих, при преобладающем среднем рост и крепком телосложении, цвет кожи белый, с легким румянцем, густые волосы на голове, бород и усах белокурые или рыжие; нос и губ умеренные: глаза голубе , синие или серые. Это белокурые и рыжеволосые представители местного населения весьма напоминают своими типичными чертами население наших великорусских губерний и германской низменности.

На мало также встречается и так называемых смешанных типов среди которых попадаются личности то высокого роста, то совсем низкого, при этом разноглазые (по цвету глаз) и разно волосе, т. е волосы на голове черные, а бороды и усы белокурые, темно-русые или рыжие, и наоборот.

К этому типу надо также отнести нередко попадающихся субъектов с удивительно облагороженными чертами лиц, с античными профилями, с шелковистыми мягкими волосами, матовым оттенком кожи и длинными, служивающимися книзу, пальцами рук.

Красною нитью проходят через все разнообразные типы горных таджиков немногочисленные представители одной расовой особенности, отличающееся от прочих слишком смуглым цветом тела, отливающим чернотой, черными, отчасти курчавыми волосами, дикими, сверкающими глазами и выдающимися челюстями с крупными мясистыми губами. К этому еще следует добавит низкий лоб, широкий, как бы приплюснутый нос, тяжелое, угловатое телосложение, по видимому не особенно крепкое, скорее слабое и хилое.

Ко всем перечисленным внешним признаком следует добавит еще полнейшее отсутствие тучности.

Упитанного, раздобревшего горца-таджика не встретишь, хотя с другой стороны не увидишь и той чрезмерной худобы, которой наделении очень многие персияне.

У этих по больший части невысоких, но крепко сложенных людей нет и тех разнообразных оттенков голоса, какие существуют у их равнинных одноплеменников. Самый характеристический голос горца-невысокий тенор или баритон, голоса же хриплые, звонкие и пискливые встречаются редко. Басонные густые голоса составляют, по видимому, явление исключительное: за все время нашей поездки по горным кишлакам нам пришлось слышать голос подобного тембра, несколько помнится, только раз.

При мягком грудном голосе средний высоты горцу присуща манера медленно, неспешно ходит. Своей спокойной походкой горец проходит без отдыха по нескольку десятков верст в день не чувствуя особенности усталости. Выносливость его в этом случае подчас бывает поразительна. Пройти верст до в день без передышка по каменистым горным дорогам и обрывам для горца самое обыкновенное дело.

Помню, как в Заравшанских горах, когда мы были на берегах озера Искандер-Кула, к нам явился вечером туземец из кишлака Якка- Хона, по имени Соле11, старый знакомый гр. Бобринского по прежней (в1895 году) подъездке на Памиры. Как оказалось, он в этот же день, на разевать, вышел из своего кишлака и вес утомительный горный пут вдоль стремнин по крутим подъемом и спускам, сделал пешком, пройдя в этот день верит и на пути перевалил в долину р. Пасруд через трудно проходимый перевал Барщенскаго (на высот11.700 фут.)под озеро Кули-Калень. Па перевал Соле только раз и отдохнуть за все время дороги.

Другой случай имел место по дороги между озером Искандер-Кул и перевалом Мура (ведущим в Бухарский владения).мы заметили шедшего впереди нас саженях в 20 таджики с двумя тяжелыми стегаными халатами, перекинутыми через плечо, и с палкой в руке. Несмотря на то, что наши лошади шли обыкновенным хорошим шагом, мы его не могли догнать, так что он дошел первым до самого места наши стоянки. При этом оказалось, что это был уже немолодой туземец лет пятидесяти.

Добавьте еще ко всему сказанному большую зоркость глаз, тонкий слух, прекрасно развитое чутье, и вы получите общий набросок горного таджика со всеми типичными внешними чертами, так резко отличающими его от юркого, лукавого и слабо сильного таджика равнины, одним лишь выгодно отличающегося от горца,- своим щеголеватым костюмом, который не чета бедной и незатейливой одежд последнего.

На голос тело горный таджик надевает длинную белую бумажную рубашку (курта), хотя, должны оговорится, в большинстве случаев курта носят только муллы и вообще, лица привилегированный. Почти же вес простой народ надевает вместо рубашки прямо на тело мягкий белый бумажный халат (якта). Как курта так и якта опоясываются грубым шерстяным поясом (миенбанд или фута). На ноги надеваются белые штаны (лозыми), которые прячутся в сапоги (маси или чорук) грубой местной работы, напоминающие бахилы наши крестьян. Такие сапоги шьются обыкновенно из кожи сурка мехов вверх. Часто вместо маси или чоруков носят и другая обувь: это муки или кафш. Муки представляет собою сапоги, сшитые из грубой сыромятном кожи (большею частью из воловьей) с голенищами, доходящими до колен. Подошвы таких сапог лодкообразный, расширяющиеся спереди. Кафш – деревянный, на трех ножках, туфли очень похожий на sabot французских крестьян. Он одевает на ногу, уже обутую в мягкие чоруки. И чоруки, и муки обувают на ноги, обернутый в портянке (патак), наверченный только на лодыжки, или же обув надевается на пестрые узорчатые шерстяные чулки (джуреб). Портянки носят в Заравшане и Каратегин, чулки же- в Дарвазе12.

Поверх всего в холодное время надевается толстый шерстяной темно серый или черный халат (чапан, чакмин) своего изделия. Часто такой халат, за неимением курта и якта, носится круглый год, надеваясь прямо на голое тело.

Редко бритая голова горца покрыта рваной ситцевой тюбетейкой (токы), более зажиточные и степенные навертывают на голову бумажную или серую шерстяную чалму (саля).

Этот не слишком затейливый костюм горного таджика равно одинаков и в будни, и в праздниками.

Зимним костюмом служит овчинный или стеганный на вате халат, доходящий до колен и опоясанный поясом. Обувь та же, что и летом, остается также и низменная летняя тюбетейка: голова горца привычно и к летнему теплу, и зимним холодам. Лишь перевалах через горы да на охоту за горными козлами, когда в снегах приходится проводит много времени, туземец, надевает широкие, из грубой шерсти, толстые штаны, в который запрятывается халат, да теплее обувает ноги.

Одежда женщины состоит обыкновенно из глиной рубашки, при чем вороты женских и девичных рубашки, при этом делаются различно. У первых вороты длинным продольным разрезом доходящим до пояса( чтобы удобнее было кормит детей), а у вторых круглые глухие . И те, и другие оторачиваются шелковыми вышитыми оторочками (шерази или курипеш) ришеною в вершок или в полтора. В многих местах подобными вышивками обшиваются и рукава девичех рубашек; такаяи нарукавная оторочки называются "дасмуна". Пожиле женщины употребляют для воротов рубашек простая из черного шелка, оторочки без всяких вышевок. На голову молодая женщина и девочки по вышивают узкая ( в вершок) и не длинней (четвертый в2-3) вышитая шелком повязки (сарбандик). Подобная повязка накладывается на волосы, концы же ее подхватываются под косу и завязываются. В место чадры служит головной подвязка (пилляги, латси сар или дорой) в аршин шириною аршина два-три в длину. Более зажиточное имеют шелковый повязки, шитая из трех полотнищ, соединениях тонких ожырной прошивкой. Цвета подобных покрывал различные: у пожилых- темные, у молодых – красивые, бордои желтые. Женщины изажиточних семей в праздники и в особо торжественных случаях для закрывание лиц употребляют особые покровы (чашбан или рубан), расшитые шелками по бумажной материал. Это принадлежность женского костюма представляет четырехугольный продолговатый платок (вершков 8 в длину) с мелкими дырочками над глазами из двумя шелковыми шнурами кистями верху для обвязывания ими головы. При этом следует заметит, что подобный лицевая покрывала ныне в током ходу: прежде по словам туземцев, их носили больше13.

Белые или красивые бумажные штаны (избр), суживающиеся к низу,- неизбежной принадлежность туалета туземной женщины.

Обуви летом- ни кокой, так как почти всю жизнь таджичка проводит в родном кишлака, а если и бывает нужно посетить соседней кишлак, то делает это она не пешком, а верхом на осл. Зимою же, пре выход из дома, обуваются либо муки, либо чоруки.

Если ко всему описанному прибавит , что женщены состоятельных семей украшают себя ожерлями (садаф) из раковине и бус, медными и серебреными серьгами (гушабр) перстнями (ангиштарин) и закисями (дастбанд), то понятие о костюм ту земной женщине будет полное.

Ни мази, ни духи, ни какая либо вообще косметическая принадлежности совершено не известны. При расспросах об этом горцы вопросительно поглядывали друг на друга, очевидно не понимая, что это за вещи. Раз только в кишлак Пасруд в Заравшанских горах, один из туземцев, служивший джигитом14 у старшины, оказался знающим что такое духи,.

- А, это знаю, заметил он, о чем вы спрашиваете. Такую вещ привозил старшина для своей жены из Самарканда.

Лишь одна хена (Belsamina hortensis) находит здесь, как и в Иране, применение. Все горцы красят ею в день Нау-Руза15 ногти руки и ноги; во многих местах эту операцию проделываются и в другие праздники, причем часто красят и концы пальцев, и подошвы ног, и ладони рук. Это –де делает ногти и кожу крепкими и блестящими. Волосы же на голове как у мужчины, так и у женщины, хиною, обыкновенно, не красятся лишь головки детей по видимому часто умащаются ею, судя по тому, что редко встретишь в только играющих таких, у которых волосы не отливали бы характерными красными цветом.

*Семенов А.А., известный советский ученый, ориенталист. Первый директор Институт истории, археологии и этнографии Таджикской ССР.

1. Семенов А.А. Горные таджики . // Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. 1903. Подготовлена С. Бобомуллоевым.

2. Изд. 1868 г. Москва.

3. Т.е. Вамбери имеет в виду, что таджики Бухары производят самое название от слова тази, что по- персидский значить араб.

4. Изд. 1866 г. Париж.

5. Изд. В 1230 г. Хиджры. Лукнов (Индия). В 7 томах.

6. В словарь "Семь морей" (т. 1, стр.226) под словами تاجک تازک تازیک читаем следующее

7. Том I, стр.330.

8. См. "Историю Армении Монеея Хорсис", перев. Н.О. Эмжна. Изд. 1893 г., Москва . Стр.124 текста и стр. 264, примечание 369.

9. См А Вамбери "Очерки Азии", срт. 328.

10. Сартами называют все вообще оседлое население Средний Азии. Это название особенно распространено среди русских живущих в край. Каждая туземца, будто таджик или узбек, русский без разбора называет сартом. Киргизы зовут сартами всех тех своих соплеменников которые бросили кочевой образ жизнь и стали занимается земледелии на оседлыми таджиками и узбеками которые у киргизов тоже сарты. Оседлые же узбеки сартами называют смешение таджиков – тюркское население некоторые мест Средний Азии (напр. Хиви Фаргани и другие), которые говорят тюркским языком с громадною примесью персидских слов, у кочевых узбеков слово сари, по видному, имеет другое значение помню, кем пришлось однажды вечером возвращаться с развалин Термиз в Патта-Хисар вдвоем с узбеком- кочевником из племени Дурвал. Случайно в разговор пришлось его спросить, знает ли он таджикский? Узбек отвечал, что он сарт. Когда я его попросил объяснять что это значит, он ответил мне до словно следующее : сарт по – узбекский означает того человека который не какого другого языка, кроме своего родного, не знает ( сарт узбек).

Галчею называют преимущественно гаражные Самарканда и Бухары, а также и других городов равнины всех в вообще горных таджиков. Значение слова гальча, до сих пор, кажется, невыясненной. Объяснение Реклю по Фелченку Ujfalvi и Vule), что это слово значит "несчастные ворона" (Corbeau familicue) довольно подозрительно… по высшем упомянутому словарю "Сем морей" старо персидское слово гальча (گلچه)значит : мужик на селянин грабитель зобулдкиа Т. 4-й,. стр. 32-я.то же самое читаем и в вышеназванных словарях: "Бархани – Кате".

11. Чагатай или Джягиты было, собственно, как сына Чингизхана, управлявшего Среднею Азии с 1222 г. по 1241г.от Р. Х. Джагатайским в восточной и европейской литературах и поныне называется на речи средние – азиатских узбеков.
Вамбери в своих "Истории Бухары" т. II-й, стр 4-я ( говорят, что прежде под именем чагатай подразумевался оседлый, так сказать, образованный турок Трансоксаный.

12. Сокращение арабского солех (سالیئ)

13. Заметим, между прочим, что такой способ обувания весьма распространенные в Средней Азии, Кавказе, Персии и Афганистане. Именно: патахи носятся во многих местах Северного Афганистана, составлен необходимую принадлежность костюма местных туземцев: кроме того, словом патании у азербиджанеских тюрок и кавказских татар обозначаются портянки, обертывающие, как наши снучи, всю ступою и голень ноги, а т, что называется у горней – таджиков патаками, у названных народностей известно под именем дуллох (دولاغ)Шерстяные узорчатые чулки носятся чуть ле не по всем северным склонам Хиндукуша, из Кавказ и почти во всей Персии, при чем из последней страны, именно из Хоросана, сбывается и к приграничным с Персии племена туркмен. Разница между чулками, носимыми собственно в Персии и на Кавказ и в Кухистоне, та, что персидские и кавказские чулки едва хватают до половыни лодыжек, а вторые настолько длины ( особенно шугнанские), что достигают выше колен.
Чаруки или чарики, чароси (рара) также косят на Кавказе и всюду и Персии поселение, при чем этими словами там обозначаются сшитый по большей часты иле сыромяной кожи, без твердой подошвы, туфли, который завязываются на подъеме ноги тесемками или ремешками. Среди же туркмен Ахал – Тегинского оазиса чаруками называются кожаный сандалы, носимый беднейшими людьми

14. Желающих познакомится в весьма любопытном серьезного орнаментание местных женские покрывал, чулок в различных вышивок, отселяем к прекрасному труду гр. А. А.Бобренского "Орнамент" Горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухары), Москва 1909 г. С цветными и 15 черными фотографиями работы фот. Павлова.

15. Разведкой слуга.

16. Нау-Руз, Нов-Руз – Новый Год, особенно торжественный праздник, празднуемый всеми современными иранцами в март месяце.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1351760640


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Экспертную платформу Taldau Talks презентовали в столице
- Казахстанско-узбекское торгово-экономическое сотрудничество
- Об Атырауском выступлении Токаева
- Совет по привлечению инвестиций рассмотрел пути решения проблемных вопросов инвесторов
- В Министерстве промышленности и строительства РК подвели итоги 2023 года
- Министр иностранных дел Казахстана провел встречи с главами международных организаций в Вене
- Промышленное производство увеличилось на 4,6%
- Тамара Дуйсенова встретилась со студентами и преподавателями Атырау
- В Алматы подвели итоги Форума пяти стран Центральной Азии и США
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх