С.Бобомуллоев: Л.Н. Гумилев о таджиках (к вопросу об этногенезе) 12:03 08.11.2012
С.Бобомуллоев: Л.Н. Гумилев * о таджиках (к вопросу об этногенезе)1
ТРИЛИСТНИК ПИСЬМЕННОГО СТОЛА 3.ПУТЬ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ
НА РУБЕЖЕ КИТАЙСКОЙ СТЕН2
Согд, Согдиана - область в среднем течении Амударьи и на Зеравшане, периодически становившаяся самостоятельным, крепким, богатым торговым государством. Начальная фаза его существования - VII-V вв. до н.э. В описываемое время Согд представлял собой торговую и городскую как бы республику, имевшую наподобие Венеции в Италии номинального главу и многочисленные колонии-фактории, разбросанные по всему Великому шелковому пути от Крыма, Судак-Сугдея, это название Согда, до Китая. Центр области - Самарканд. Согдийцы - предки современных таджиков и в некоторой части оседлого древнеземледельческого населения нынешнего Узбекистана. стр.104
АГОНИЯ ХИМЕРЫ (945-966) 53. ИСКРЕННОСТЬ И ВЫГОДА3
Казалось бы, естественно, что на востоке союзником иудейской Хазарии было таджикское государство Саманидов, известное благодаря активной внешней торговле и блестящей культуре. Однако положение в этой державе было сложным. За 150 лет господства Аббасидов в Средней Азии и Иране потомки арабов, персов, согдийцев и части парфян сумели приспособиться к новым условиям и к Х в. слились в монолитный таджикский этнос. Именно таджиков возглавила местная династия Саманидов, и созданная ими культура блистала, как алмаз, по сравнению с которой все прочие - оправа. CТР.188
XII. ВОЗВРАЩЕННАЯ СВОБОДА. ХАНЬСКАЯ ПОЛИТИКА В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ.4
После этого почти исчезают упоминания об усунях, только под 436 г. сообщается, что под давлением жужаней усуни покинули родные кочевья и переселились в "Луковые горы" т.е. в западные отроги Тяньшаня. К этому времени они стали так малочисленны, что на них никто не обращал внимания. Остатки их, видимо, ассимилировались с таджиками. Стр.190.
ВОССТАНИЕ АНЬ ЛУШАНЯ.
Согдиана умирала; победившие рабы камня на камне не оставили от ее неповторимой культуры, но на пепле пожарищ начал складываться таджикский народ, которому предстояло великое будущее. Западные степи склонились перед блеском кыпчакских и карлукских мечей, а на Волге потомки западнотюркских ханов создали могучее Хазарское царство. Храня кочевые традиции степной культуры, хазары и карлуки остановили натиск ислама.
III.ВСПЫШКИ ЭТНОГЕНЕЗОВ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИИ.5
Когда же арабы заменились местными правителями с титулом султан (тоже арабское слово), то они уже были мусульманами. Итак, на базе страшных избиений, которые делались при завоевании (а убивали арабы по-джентльменски: только мужчин; женщин они продавали в гаремы, а в гаремах те становились полноправными женами), создалось смешанное население, названное тем же словом, что и их победители - арабы. У арабов своих терминов было мало, - и они заимствовали чужие слова, в частности персидские. По-персидски "корона" - "тадж", а коронные войска - это таджик. Так вот потомки арабов и согдийских женщин стали называться таджиками. Вот пример этногенеза в зоне контакта суперэтносов при росте пассионарности. Сложились они в VIII в. и до сих пор не потеряли ни своего этнического лица, ни своих блестящих способностей, ни своего стереотипа поведения, который они приобрели тогда в результате смешения арабов с тюрками.
ЗАГАДКИ ДЖУЧИ6
Можно выделить три основные версии смерти Джучи. 1. Официальная версия, приведенная в трудах придворных историков Чингизидов. Наиболее подробно она изложена в труде Рашид ад-Дина: "Чингис-хан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краев. Когда же он уклонился от участия в этом деле, то Чингиз-хан, крайне рассердившись, сказал: "Я его казню, не видать ему милости". Джучи же неожиданно заболел и поэтому, когда отец по возвращении из страны таджиков прибыл в свои ставки, не смог приехать к нему, но послал ему несколько харваров добытых на охоте лебедей и рассыпался в извинениях.
МУСУЛЬМАНСКИЙ СУПЕРЭТНОС. ПОЯВЛЕНИЕ АРАБОВ7
Омейядские халифы располагали силами значительно большими, чем любой из их противников. И пассионарный подъем облегчил им не только походы, но и инкорпорацию покоренных этносов, а тем самым было обеспечено пополнение регулярных войск, именовавшихся в то время таджиками. Но система диверсий при войне на четыре (включая Испанию) фронта не дала возможности реализовать перевес в силах. Прослеживая синхронность выступлений греков, хазар, тюргешей, хуттальских горцев на востоке, франков - на западе, легко убедиться, что она не случайна, а тем самым установить наличие антимусульманского блока, поддержанного империей Тан. Стр.49
ГЛАВА VIII НА ЧУЖБИНЕ 66. ПОСЛЕ КОНЦА: ЭТНИЧЕСКИЕ ОСКОЛКИ.8
Саманиды были последними древними иранцами, но арабская пассионарность преобразила их в новый этнос - таджиков.стр288
В конце Х в. тюркские племена чигиль и ягма, только что принявшие ислам, двинулись на Самарканд и Бухару. Казалось бы, соотношение сил было в пользу Саманидов. У них было больше людей, городов, полей и пастбищ. У них была роскошная культура, базировавшаяся на древней иранской традиции, обновленной влиянием арабской культуры. Бухарским таджикам Х в. были ведомы греческая философия и достижения индийской мысли. Одного у них не хватало, воли к свершениям, жажды славы и жертвенности ради далекого прогноза - идеала. Да и сам идеал стал слишком расплывчат и аморфен. С таким этнопсихологическим настроем легко жить и работать, но невозможно успешно воевать. Поэтому Саманиды стали вербовать в армию тюрок, доверили чужим людям защищать себя и свою страну. Что делать? Старики и больные поступают так всегда, не только люди, но и этносы.стр289
В решающие дни битв за Бухару между таджиками-саманидами и тюрками, династию которых условно принято называть "Караханиды", саманидский полководец, наместник крепости Газны Себук-тегин предал эмира Нуха II (976-997 гг.) и его преемников Мансура II (997-999 гг.) и Исмаила (999-1005 гг.), которые героически сражались против тюрок, но погибли, и не от сабель противников, не в боях, где смерть так естественна, а от рук своих подчиненных. Поистине, нельзя спасти народ, который не желает, чтобы его спасали. Себук-тегин был простым гулямом. Он овладел властью, опираясь не на членов своего этноса, а на своих боевых товарищей, т.е. на консорцию. Это был тип химеры, где ведущая часть была полностью оторвана от почвы, или, точнее, деэтнизирована. По сути дела, Субук-тегин и его сын Махмуд Газневи (998-1030 гг.) создали и постоянную армию, т.е. уподобились римским солдатским императорам, с той лишь разницей, что не армия служила стране и народу, а народ - армии.стр290
Сделаем краткое резюме. Прогрессивное экономическое развитие стран Ближнего Востока в Х-ХI вв. отсутствовало. Рост производительных сил ограничивался постоянными войнами. Если и были то там, то здесь "тихие" десятилетия, вслед за ними шли годы кровопролития, смешавшие часть накопленных материальных и культурных благ. В лучшем случае сохранился уровень, достигнутый при Аббасидах, да и то за счет талантов и трудолюбия таджиков, персов, арабов и хорезмийцев.стр291
Теперь пора перейти к первому, предварительному обобщению. В начале XI в. всей оседлой, земледельческой, цивилизованной частью мусульманского суперэтноса овладели химеры. В Ираке и Западном Иране дейлемито-арабо-персидская - халифат; в Восточном Иране - тюрко-иранская - Газневидский султанат; в Мавераннахре и Кашгарии - тюрко-таджикская - государство Илекханов (Караханидов); в низовьях Амударьи - тюрко-хорезмийская. Моноэтнический принцип социальной организации был утрачен всюду, кроме Сибири, Месопотамии, где вожди бедуинских племен захватывали города и держали себя независимо, и самой Аравии, где в Бахрейне весь XI в. процветала Карматская республика. Как ни странно, именно эта антисистема сохранила этнический арабский облик, который был утрачен в столице - мировом городе Багдаде. Но распространение ее было ограничено. Хотя карматские эмиссары (да"и) проповедовали по всему Ирану, новообращенные неизменно терпели поражения от дейлемитов и тюркских гулямов. Следовательно, можно сказать, что карматская угроза стимулировала размножение этнических химер, а это влекло важные сдвиги в этногенезе.стр292
Вспомним, что чаще всего пассионарный генофонд передается по материнской линии, хотя растрачивается он драчливыми мужчинами. Когда огузы, оттесненные засухой Х в. на юг, поселились на склонах Копет-дага, с которого стекали прозрачные ручьи", орошавшие заросли фисташковых деревьев и прилегающие луга, они продолжали делать набеги на соседей, ибо привыкли к мелким войнам на своей родине. В числе добычи были женщины из Хорасана и Гургана, носительницы пассионарности арабов и таджиков. Действительно, уже второе поколение этих метисов, воспитанное в традициях степной доблести и верности, одержало победу при Денданакане над газнийскими гулямами, а их детей и внуков донесли степные кони до лазурных вод Мраморного моря.стр292
XXX. Неизбежность расплаты (Приближение третье - уровень субэтноса)9
Как ни странно, в 80-х годах XIV в. в Азии воскресла noлитическая коллизия XIII в. Против Монгольского улуса почти одновременно выступили Китай, обновленный династией Мин, и идейный наследник Хорезмийского султаната - Тимур. Но противники их, Тоглук-Тэмур в Монголии и Тохтамыш в Сибири, были эпигонами Чингисхана и его соратников. Несмотря на личную храбрость обоих ханов, беков и нухуров, их этносы не обладали тем высоким пассионарным напряжением, которое позволило монголам XIII в. не только отстоять свою жизнь и свободу, но и одержать победы, удивившие мир. Лучшие потомки "людей длинной воли" погибли в междоусобной войне 1259- 1304 гг., а уцелевшие перестали быть степняками. Они предпочли древней традиции обаяние высокой мусульманской культуры и оплодотворили ее, пожертвовав собой в борьбе со своими собратьями, которые уже казались им "отсталыми" и "дикими". Именно это отчуждение позволило потомкам монголов объединиться с тюрками и таджиками, хотя создание такой химеры стоило всему Ближнему Востоку много крови. Тем не менее регенерация суперэтноса была осуществлена, и роскошная культура Тимуридов просуществовала в Средней Азии до XVI в., а в Индии - до XVIII в. Стр.597
НИКАКОЙ МИСТИКИ10
. Ему хорошо, потому что он очень плохо знает историю. Например, слово "арабы" самим арабам не было известно до VII в. Они так себя стали называть только при халифе Омаре. И слово это римское. Римляне так называли восточных кочевников. А в Персии те же самые люди, которые назывались на западе "арабы", стали называться "таджики". От слова "тадж" - царский венец (персидское слово). Так называли коронные войска. То есть название ничего не показывает. Иногда оно дает возможность ориентироваться, а иногда не дает. Ведь надо было найти самый основной принцип: каким образом люди узнают друг друга. Когда я был на "великих стройках коммунизма" (я уже упоминал об этом печальном обстоятельстве), там люди не путались, потому что узнавали друг друга по стереотипу поведения.
I. О ПОЛЕЗНОСТИ ЭТНОГРАФИИ. НЕСХОДСТВО ЭТНОСОВ11
На арабском языке говорит несколько разных народов, а для многих узбеков родной язык - таджикский, и т.д. Кроме того, есть сословные языки, например французский - в Англии XII-XIII вв., греческий - в Парфии II-I вв. до н.э., арабский - в Персии с VII-XI в. и т.д. Поскольку целостность народности не нарушалась, надо сделать вывод, что дело не в языке.стр52.
В Средней Азии в VII в. жили согдийцы, а термин "таджик" еще в VIII в. значил "араб", т.е. воин халифа. Наср ибн Сейяр в 733 г., подавляя восстание согдийцев, был вынужден пополнять свои редевшие войска хорасанскими персами, уже принявшими ислам. Набрал он их много, и потому персидский язык стал господствовать в его арабской армии. После победы, когда мужчины-согдийцы были убиты, дети проданы в рабство, а красивые женщины и цветущие сады поделены между победителями, в Согдиане и Бухаре появилось персоязычное население, похожее на хорасанце. Но в 1510 г. судьбы Ирана и Средней Азии разошлись. Ираном овладел тюрк Измаил Сефеви, ревностный шиит, и обратил персов в шиизм. А Средняя Азия досталась узбекам-суннитам, и жившее там персоязычное население сохранило старое наименование "таджик", чему до падения бухарской династии Мангытов в 1918 г. никакого значения не придавалось. Когда же в бывшем Туркестанском крае были образованы Узбекская и Таджикская республики, то потомки хорасанских персов, завоевателей VIII в., жившие в Бухаре и Самарканде, при переписи записались узбеками, а потомки тюрок, завоевателей XI и XVI вв., жившие в Душанбе и Шахрисябзе, - таджиками. Оба языка они знали с детства, были мусульманами, и им было безразлично, как их запишут. За последние 40 лет положение изменилось: таджики и узбеки оформились в социалистические нации, но как рассматривать их до 20-х годов, когда религиозная принадлежность определяла этническую (мусульмане и кафиры), а родов у таджиков не было? И ведь оба этнических субстрата: тюрки и иранцы - были в Средней Азии "импортными" этносами тысячу лет назад - срок, достаточный для адаптации. Видимо, здесь действует определенная закономерность, которую надлежит вскрыть и описать. Но ясно, что общность происхождения не может быть индикатором для определения этноса, потому что это - миф, унаследованный на-шим сознанием от примитивной науки первобытных времен.стр59-60
ПЕРЕВЕРНУТАЯ ЗАДАЧА. ЭТНОС - ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ12
Действительно, этногенез в Средней Азии шел столь медленно, что почти неуловим. Полосы пустынь с севера и юга-запада были легко проходимы вооруженными грабителями, но мало пригодны для жизни. Зато в предгорьях Копетдага, Тянь-Шаня и Гиссара сложились туркмены-сельджуки -в XI в., киргизы -в XV в., таджики - в VIII-IX вв. и узбеки - в XIV в., ограничив ареал потомков древних согдийцев горными районами Памира и Гиссара, где те сохранялись как изоляты.стр188
РИТМЫ ЕВРАЗИИ13
Постоянное смешение тюрок и хазар, создававшее значительное перемещение пассионарного генофонда от первых к последним, дало возможность хазарам отразить арабский натиск в VII веке. Пассионарность арабов была к тому времени исключительно высока вследствие пассионарного толчка V в. н. э. (около 500 года), поднявшего их. В VIII веке арабам удалось вытеснить тюрок из оазисов Средней Азии. Армия завоевателей, мобилизованная в основном из персов, убивала всех мужчин, а женщины давали от агрессоров потомство, легшее в основу современного этноса таджиков.
Литература
1. (18221024) Лев Никола́евич Гумилев. Советский и российский ученый, историк-этнолог, доктор исторических наук и доктор географических наук - поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.
Выдержки из книги Гумилева подготовлена С. Бобомуллоевым.
2. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Москва. Ди Дик. 1997
3.Гумилев Л. Древняя Русь и Великая Степь. Москва. Рольф. 2001.
4. Гумилев. Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Москва. Ди-Дик. 1998.
5. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. Москва. Ди Дик. 1997.
6.Древние тюрки /АН СССР. Ин-т народов Азии. - М.: Наука, 1967.
7.Древняя Русь и Великая Степь Москва. Рольф. 2001.
8 Гумилев.Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Москва. Ди Дик. 1998.
9 Древняя Русь и Великая Степь. Москва. Рольф. 2001
10 НИКАКОЙ МИСТИКИ // "Юность", 1990, № 2, с. 2-6.
11.Этногенез и биосфера земли.Ленинград.1990
12.Этногенез и биосфера земли.Ленинград.1990
13. Ритмы Евразии. // Наш современник, 1992, No 10.
|