"Туркмен-нама. Историко-этнографический альбом". Новая книга Шохрата Кадырова 10:11 05.12.2012
Шохрат Кадыров. Туркмен-нама. Историко-этнографический альбом. М., IFECAS. 2012. – 338 с. Цвет.илл. Библ. 400 наим. Shokhrat Kadyrov. Turkmen-nama. The Historical and Ethnological Аlbom. Uppsala-Moscow, IFECAS. 2012. - 336 p. ISBN 978-5-93660-084-9 © Шохрат Кадыров
В книге использованы коллекционные фотоматериалы из архивов: РЭМ (С.М. Дудина, 1900-1901 гг.), РГО (папка князя В.И. Масальского), МАЭ РАН "Кунсткамера", ИТАР-ТАСС, ИЭА РАН, старейшего фотографа Туркменистана Хабиба Гусейнова; снимки из собрания 1930-х годов журналиста газеты "Туркменская искра" А.Пясковского, фото из публикаций известного антрополога Л. Ошанина, фото из архивов краеведа Р.Г. Мурадова и архива автора книги.
Книга-альбом представляет первое и пока единственное в отечественной историографии издание иллюстрированого учебного спецкурса по проблемам исторической этнографии туркменов: от истоков протуркменской этничности до возникновения нации современного типа. Сопровождено уникальным собранием этнографических фотодокументов. Ценное для нужд просвещения, издание связано с проведением фотовыставок о туркменах Туркменистана. Рекомендуется любителям и профессиональным собирателям экзотической восточной старины, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, специалистам-востоковедам, экспертам-культурологам, работникам исторических и краеведческих музеев, средств массовой информации, широкому кругу читателей
Игорь Следзевский доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра региональных и цивилизационных исследований Института Африки РАН:
Выход в свет "Туркмен-нама" представляет собой общественно значимую акцию, направленную на широкую популяризацию этнографических фотоматериалов, собиравшихся исследователями Средней Азии на протяжении более ста лет и ставших золотым фондом отечественной науки. Исследование связывает академическую науку с общественными запросами: осмыслить и понять богатство и сущность национальной культуры, способствовать сближению народов, формированию межнациональной толерантности. На протяжении многих десятилетий профессиональные исследователи и просто энтузиасты - участники среднеазиатских экспедиций скрупулезно и заинтересованно изучали и фиксировали различные стороны народной культуры самых труднодоступных уголков державы, создавая базу для работы следующих поколений. Ученые-полевики старались честно описывать жизнь местных жителей. Не всегда это отражалось в публикациях. Настоящий труд позволяет с большой достоверностью судить о быте и занятиях, образе жизни народов региона. Хочу пожелать дальнейшего развития проекта, проведения в различных регионах России и зарубежья одноименной фотовыставки, посвященной этнографии туркменов.
Рахим Эсенов Народный писатель Туркменистана, член Союза писателей России, Лауреат премии Пен-клуба (2006 г.) и других международных литературных премий:
Фотоальбом "Кто такие туркмены" ("Туркмен-нама") – первое на моей памяти самое обширное, интересное собрание документальных образов страны, народа, ее истории, культуры дореволюционного и советского времени. Это не просто книга, а живое и яркое академическое повествование о прошлом туркменского народа через призму видения историка-профессионала; это замечательный рассказ для грядущих поколений, особенно для современной молодежи, которая имеет, мягко говоря, слабое представление о нашем вчерашнем дне, о прошлом своих отцов и дедов. Автору этого произведения, к счастью, удалось найти удачную форму самовыражения – через посредство уникальных фотографий, которые ярко и выразительно дополняют приведенные интересные факты и документы, из коих многие не известны широкому кругу читателей. Выражая восхищение этим кропотливым трудом, я надеюсь, что эта работа продолжит славные традиции туркмено-русских взаимоотношений, станет вкладом в развитие интернационального единства, вдохнет новую жизнь в дружбу между Туркменистаном и Россией. Туркмены, поздравляя друг друга говорят: "Гутлыярын!". Долгий и трудный путь, пройденный автором этого произведения, убежден, будет удостоен признания читателей и отмечен высокой наградой
От автора: Лучше один раз увидеть....
Первые рисунки, литографии о туркменах появились еще на рубеже XVIII-XIX вв. Во второй трети XIX в. началось фотографирование, которое в ХХ веке становится специфическим и незаменимым историческим источником, что позволило документально зафиксировать многие стороны традиционной жизни туркменов и начало ее модернизации. Наверное, первым номинальным фотографом-профессионалом, вступившим на землю туркменов был француз Гуллибеф де Блоквиль (см. его мемуары в списке "Литературы" в конце книги), в этом качестве сопровождавший войско персов в походе на туркменов в 1860 г. Но снимков не оставил, попав на 14 месяцев в плен к туркменам.
Регулярное фотографирование туркменов началось после присоединения края к России (с 1885 г.). Самый крупный и уникальный вклад в дореволюционное фотографирование туркменов сделал известный исследователь С.М. Дудин (см. фото). Позднее, во второй трети ХХ века наибольший вклад в специальное фотографирование туркменов внесли этнографические экспедиции под руководством Г.П. Васильевой (Ш. Кадыров. Богиня, 2012). Среди фотографов того времени на первое место следует поставить Г.А. Аргиропуло (см. фото). Большие личные архивы были созданы не этнографами, а отрядом фотожурналистов, например: А. Гусейновым, Г.А. Гусейновым, Х. Гусейновым. Еще большей была армия любителей (например, М. Диванаев и др.). Гигантским неиспользованным наукой первоисточником изучения истории края являются семейные альбомы. Работа с такими фондами могла бы способствовать становлению "фотографики" как вспомогательной дисциплины, наряду с палеографией, нумизматикой, эпиграфикой и т.п.
С момента появления первых фотографий туркменов минуло почти 150 лет, но, как ни странно, нет ни этнографического фотоальбома о туркменах, ни связанных с ним аналитических текстов. Цель данной книги - с помощью широкой галереи фотообразов создать у читателя не умозрительное, визуальное представление о туркменах ХХ столетия, показать своеобразие их бытового уклада и то, как много значат сведения о повседневных мелочах для обогащения наших представлений о прошлом нации.
Изменения во всех сферах сильно отставали от темпов роста, наблюдавшихся у большинства развитых стран, включая и динамику среднестатистического развития СССР. Хотя по индексу "качества жизни", принятому ООН (грамотность, урбанизация, смертность), среднеазиатские республики СССР опережали соседние восточные страны несоветского блока, сохраняя традиционный образ жизни. В отличие от царской "тюрьмы народов", империя- СССР был "фабрикой производства национальных меньшинств". Именно в годы советского правления возникает современная туркменская нация.
Выборка из многочисленных фотоколлекций позволила уложить широкое полотно эпохи в компактное издание, показав главные аспекты повседневной жизни туркменов: комплексы одежд и нарядов, украшений, рациона и этикета питания, старого и нового жилища, перемен в антропологии и культурном облике различных этнических и половозрастных групп. Фотодокументы - реальность, не приукрашенная советской пропагандой. Это образы того самого народа ("трудящихся"), о привилегированном положении и движущей роли которого в советское время было сказано не мало лестных слов. Заметим также, что из всех существующих фотохранилищ о туркменах, таких, как например, архивы Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, где в основном содержаться д о р е в о л ю ц и о н н ы е фотографии (например, коллекция С.М. Дудина), ЦГА Туркменистана, где преимущество отдано фотоматериалам о гражданской и официальной истории республики, собрание Института этнологии и антропологии РАН отражает период советской истории второй половины ХХ века и в этих рамках оно самое большое в мире. При этом, большинство фотографий и полевых дневников этнографов, ИЭА РАН остаются невостребованными наукой.
Около 3000 черно-белых фотокарточек, выполнены в трудных полевых экспедиционных условиях страны с экстремальным климатом, распечатаны на скорую руку, на тогда еще примитивном оборудовании, с царапинами, пятнами и прочими недостатками. Десятилетиями фотографии хранились в далеко не идеальных условиях. Такого же качества оказались и найденные позднее фотонегативы. Размеры большинства полевых фотографий не более, а еще чаще менее пачки папирос. Размеры архивных фотографий, с которых делались копии для данного альбома показаны в подписях к иллюстрациям. Для подготовки их к изданию в удвоенном и утроенном формате использована современная аппаратура. .
|