КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 19.12.2012
21:21  Китайский генсек Си Цзиньпин отдал предпочтение 1-го визита России
20:26  Национальные ковры кыргызов включены в список нематериального(!?) наследия ЮНЕСКО
19:36  Президентом Южной Кореи, набрав 51,6% голосов, стала Пак Кын Хе из "Сэнури"
18:41  К.Маликов: Что препятствует исламскому интеллектаульному пробуждению в ЦА?
17:38  Госкадровая служба Киргизии жутко извиняется перед депутатом Шином. В его декларации о доходах "потерялась" запятая
12:06  EurasiaNet: Каковы планы Исламского движения Узбекистана в отношении Центральной Азии?
12:04  Д.Кучера: Какие цели преследует Китай в Центральной Азии?

12:02  Г.Фасхутдинов: Таджикские дети хотят стать гастарбайтерами
12:00  ВВС: Таджикские школы - занятия при печках-буржуйках
11:57  К.Назиров: Когда же мы прекратим попрошайничать?
11:51  "ВПК": Примирение без оговорок. Эксперты о перспективах афганского урегулирования
11:49  Н.Пахомов: Пентагон признал неудачу в Афгане
11:44  Гульнара Каримова выпустила новый клип "How Dare/Как ты смеешь" (фото)
11:41  Президентом Южной Кореи впервые может стать женщина Пак Кын Хе (фото с рожками)
11:40  С.Путилов: Для создания единого энергорынка на постсоветском пространстве требуется разрешить "водные" споры
11:37  В восточно-казахстанском Зыряновске - 46! И это не предел
11:33  "Считать по-нашему мы выпили немного...". Депутаты мажилиса просят навести порядок в вытрезвителях Казахстана
11:08  М.Ниязова: Возвращение Камчи. Зачем в Бишкек явился главный кыр-мафиозо?
11:06  Ю.Костенко: Игра в молчанку. Конец газа… и света в Киргизии
10:43  Е.Иващенко: Бишкек. Конец света и газа (репортаж с мест)
10:31  Киргизия "рассматривает возможность" проведения международной экспертизы строительства Камбаратинской ГЭС-1, - заявление МИД КР
10:27  А.Саркорова: ЕС даст Душанбе денег на урановые могильники
10:17  А.Шустов: Казахстан - латиница и политика
10:11  М.Саймиддинов: Призыв в армию в Таджикистане превращается в еще один налог на бедных таджикистанцев
10:02  "Фабула": Если наши друзья в тюбетейках вынудят нас зябнуть всю зиму, их доблестные товарищи в белых калпаках весной не утолят их жажды!
09:45  Uzmetronom: Бьется в тесной печурке народ...
09:31  И.Грицкевич: Самая свободная и самая проблематичная... Киргизия
09:20  РБК: Ислам признан самой динамичной религией в мире
09:04  "Къ": Как ссорились и мирились Россия и Узбекистан. История вопроса
08:58  Хронический неплательщик Кыргызстан выставит претензии Казахстану за нехватку газа
08:49  М.Пак: О чем договорился Сергей Лавров в Ташкенте накануне сессии ОДКБ?
07:44  Гастарбайтеры в Москве отметят 90-летие СССР
07:15  Скончался от инсульта Президент Ирака Джаляль Талабани
07:13  IBNS: Несмотря на богатые водные ресурсы, Таджикистан не решил проблему питьевой воды
07:11  Associated Press/Canadian Press: "Центерра Голд" не хочет выполнять требования Кыргызстана
07:07  У.Кувватов: Суфизм сегодня. Суть суфийских практик состоит в совершении особого обряда – зикра
07:03  Р.Силантьев: Экстремисты давят на газ. Центры добычи полезных ископаемых становятся целью пропагандистов радикального ислама
07:00  С.Мамедов: Баку не видит хиджаб в рамках закона. Азербайджан ищет свою модель толерантности
06:54  "Къ": Москва и Ташкент достигли базового взаимопонимания. Узбекистан пообещал не размещать военные объекты США
00:34  С.Епифанцев: Вернется ли Сухов в Азию? И Россия, и страны ЦА заинтересованы друг в друге
00:16  В Бишкеке едва не сгорел Театр русской драмы
Вторник, 18.12.2012
22:27  Аль-Барадеи: "Эти ребята - бандиты". Для египетской оппозиции это критический момент, - Foreign Policy
21:54  Муфтият Кыргызстана подал в суд на налоговую службу
21:36  В.Панов: Обамовы слезы. Американцы боятся сами себя
21:26  Новый эзотерический роман "Всевластие пути" Карины Сарсеновой (презентация 20/12 в Алматы)
21:23  В.Катасонов: Золото и "конец света"
19:40  Тысячи жителей Семея, Алматы и Карагандинской области остались без света и тепла в лютый мороз. Зато у акима Есимова вся жопа в орденах...
19:39  МИД Казахстана: "СМИ исказили слова Мусабаева об аренде Байконура"
19:36  Р.Абдулло: Таджикистан и внешний мир - экономическое сотрудничество.
18:06  К.Мамыркулова: Россия для кыргызов – мать родная или мачеха?
18:02  "Алиби": Чтоб узбекам мало не казалось. В Узгене кыр-властями водружен 2-й памятник Манасу
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
К.Маликов: Что препятствует исламскому интеллектаульному пробуждению в ЦА?
18:41 19.12.2012

После распада СССР и соответственно государственной идеологии атеизма, среди мусульманского населения стран Центральной Азии начался процесс возрождения национальных ценностей, а также возрождение духовного наследия. Однако сам процесс возрождения исламской системы ценностей и культурно-цивилизационная интеграция этого региона в исламский мир, сопряжены рядом трудностей. Одна из которых культурная, когда мусульмане ЦА за 70-лет оказались интеллектуально оторванными от исламской цивилизации, современной политической и правовой мысли Востока. Целое поколение светских мусульман в странах ЦА выросло и впитало в себя больше западной культуры (через русскую культуру). Также дела обстоят и о знании древней и современной истории исламского мира (Палестинской проблемы, революции в ИРИ и т.п.), политической ситуации в странах Востока (арабская весна 2011, Ирак, Афганистан и т.д), с которой население знакомиться посредством СМИ через призму понимания и интерпретаций с чисто европейских позиций.

Причина социальной и политической пассивности мусульманских общин стран ЦА, заключается также в том, что исламская политическая мысль в странах ЦА ввиду объективных причин долгое время оставалась в стагнации. Во-первых, исламская мысль в бывших мусульманках республиках СССР была отделена "железным занавесом" от революционного влияния идейных движений народно-освободительного характера на Ближнем и Среднем Востоке против колониализма. Во-вторых, идеология научного атеизма СССР была направлена против религии вообще, что привело к тому, что большая часть мусульманского духовенства была репрессирована, другая часть вела работу уже не на развитие исламской мысли, а на сохранение ислама вообще, через народные традиции, религиозные обряды и ритуалы. Все это, и другие факторы повлияли на появление фрагментарного и стереотипного понимания Ислама, которое заключалось в ограничении Ислама только вопросами поклонения, слепую поддержку любого вида власти, и на еще большую консервативность исламского мышления, которое уже было в эпоху чисто авторитарных образований в виде ханств, эмиратов, и т.д. И как результат такое понимание и трактовка среди лояльного властям духовенства привели к мировоззренческому закреплению среди мусульманской общины полного отделения Ислама от социально-политических процессов в обществе, пассивностью верующих, либо отсутствием политической гражданской позицией.

Следующим внутренним препятствием для исламского интеллектуального пробуждения, является, то, что для каждой из стран Центральной Азии (кроме Таджикистана), будь, то Кыргызстан, Казахстан или Узбекистан, это либо дефицит, либо отсутствие собственной современной идеологической базы, идеологии (с конкретными целями, задачами, политической моделью, системой и механизмами реализации и т.п., ориентированными на решение проблем в своих обществах) и последующее ее представления широким слоям через исламскую призму актуальных вопросов и проблем современного национального государства. Другим немаловажным вопросом в этой цепи, является дефицит исламской политической элиты, интеллигенции с государственным мышлением, ориентированным не на внешние проекты, а на национальные интересы. Существующие в данных странах джамааты, движения, группы, ориентированы на узкие интересы либо защиты прав своего джамаата, без учета защиты прав всех слоев населения, исключение, возможно, может представлять ПИВТ в Таджикистане (единственно легально действующая исламская политическая партия в ЦА). Существующие идейные и мазхабные противоречия между группами, различными джамаатами приводит к нетерпению и противостоянию между верующими, которое подогревается различными третьими силами.

Что касается внешнего фактора тормозящего процессы возрождения и исламского пробуждения, то это в первую очередь сохранившаяся атеистическая светская система полного отделения религии от государства. Даная система, подразумевает противопоставление светской системе исламскую систему ценностей, что ведет к неизбежному идеологическому конфликту между исламом и светской системой в лице правящих политических групп, которые используют все ветви власти (законодательную, исполнительную) в противодействии исламскому пробуждению. И как результат создается искусственная ситуация, когда государство противопоставляет себе ислам, борется с исламской политической мыслью, видит в исламском возрождении и пробуждении угрозу государственности. В то время как с исламским возрождением руками государства и от его имени борются правящие политические светские элиты (олигархия, группировки) боящиеся потерять власть и контроль за финансами.

В национальных республиках ЦА бывшая советско-атеистическая политическая элита, пришедшая к власти в 90-х, объявила курс на демократизацию и западные либеральные ценности. Однако идеи либерализации, проникающие в традиционные мусульманские страны ЦА, все больше обостряют внутренние противоречия, трансформируясь в новые режимы авторитарной "демократии". Ни в одной стране ЦА не было смены поколений в политике, смены политической элиты новыми лицами, молодыми реформаторами.

На примере Кыргызстана, видно, что использовав народный гнев против семейного правления Акаева, после революции в 2005 году к власти пришла другая светская политическая группировка под лозунгом демократии, выстроив при этом еще более изощренней авторитарное правления супер Президентской системы на основах уже семейно-кланового характера.

В 2010 году также используя народный гнев уже против Бакиева к власти пришла следующая группировка из той же когорты под лозунгом демократии. И не смотря на то, что сегодняшняя политическая система Кыргызстана по форме является президентско–парламентской, по сути это - олигархическое правление богатых во власти.

В настоящее время мы являемся свидетелями глобальных изменений, происходящих на Ближнем и Среднем Востоке, где к власти приходят представители происламских партий и появляется перспектива обновления самой модели государственности. В государствах Центральной Азии идет процесс отходя от светскости общества и растет религиозность. При этом стремительно падает авторитет светской власти. Высокий уровень коррупции, несправедливость судебной системы, избирательность законов, бедность, и т.д., все это влияет на быструю утрату доверия к политическим элитам сохраняющих любой ценой власть и контроль за финансовыми ресурсами страны.

Таким образом, семейно-клановое правление, либо правящие элиты в странах ЦА сосредоточили в своих руках политические, силовые, экономические рычаги - став олигархией во власти под прикрытием демократии. И в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане, власть принадлежит только "избранному" кругу лиц неограниченных ни законом, ни нравственностью. Они издают законы, назначают чиновников и надзирают над ними. От этого, кажется, что власть заботится об интересах народа, но на самом деле аппарат чиновников формируется исключительно из "своих" и все подчинены интересам разных группировок из числа "избранных". Даже после второй революции 7 апреля 2010 в Кыргызстане ситуация особо не изменилась, на кыргызском, казахском, узбекском, таджикском народах лежит двойной гнет: их обирает и продолжает грабить собственная власть в лице различных политических, олигархических групп, созданных по "интересам" с одной стороны, а с другой иностранные группы влияния, для которых эти страны в последнее время стали лакомым куском в их новой колониальной политике.
Глобальный кризис не только экономики, но и всей системы ведет к социальным, экономическим, политическим, ценностным изменениям в обществах во всех странах мира. Изменяется отношение к понятию власти, демократии, свобод и прав. Открывается истинная сущность внешней политики запада, правящих национальных элит в мусульманских странах. Политика двойных стандартов, глобальной несправедливости в распределении ресурсов ведут население к пробуждению. На сегодняшний день после арабской весны на Ближнем Востоке, перед элитами ЦА встала реальная угроза повторить судьбу диктаторов. Усиливая режим безопасности и контроля за исламским процессом, режимы все чаще допускают ошибки, которые ведут к ускорению пробуждения населения и поиска ценностных и идейных ориентиров в исламе. По сути сейчас мы можем наблюдать первые сигналы самой мусульманской общины по поиску политических и социальных ответов в исламе, как альтернатива нелиберальным ценностям западной модели демократии.

Поэтому эти все страны, с мусульманским населением будет ожидать настоящее исламское пробуждение, которое будет набирать силу среди исламской уммы на основе всеисламской солидарности. В этой связи, обсуждение вопросов о месте и роли ислама в Центральной Азии, взаимосопоставления ислама и демократии, а также легитимное участие мусульман в социально-политических процессах своих стран, имеет важное значение, целью которого является стимулирование интеллектуального пробуждение политической и социальной мысли среди верующих.
Например, различное понимание такого понятия как Ислам и демократия, давно уже вызывают дискуссии среди различных мусульманских теологов, неофициальных исламских лидеров, среди простых верующих, а также политологов, светских политиков участвующих в общественной и политической жизни своих стран. При этом появляются все больше расхождений в позициях полностью "за и против".

Основной вопрос, заключается в трактовке "светское государство", и исходящее из этого восприятие термина "демократия", "права человека". В том смысле, что для большой части местных элит, демократия воспринимается не как инструмент или форма политического устройства, и т.д, но как своего рода идеология - часто противопоставляемая в первую очередь исламу. Между тем демократия (которую идейно связывают с термином секуляризм, светскость) в отличие от Ислама не является, ни религией, ни религиозной системой. Так как источником легитимизации закона и прав в демократии является народ, в то время как в Исламе легитимизацией прав основывается на Авторитете Слов – Аллаха. По этой причине мы видим быстрое падение авторитета светских законов среди населения, так как законы воспринимается как всего лишь инструмент удержания власти, разработанные самой властью (группой таких же людей). В ЦА наблюдаются тенденции деградации политических систем и моделей светскости не по причине влияния политического ислама, а по причине внутренних противоречий системы, коррупции элит и их борьбой за власть и влияние.

И если говорить об основных механизмах политической системы, то кризис светско-авторитарной власти в ЦА также связан в первую очередь с человеческим фактором. Духовный и нравственный кризис сегодняшних олигархических групп во власти в комбинации с прогнившей коррумпированной системой привел к замкнутому кругу выход, из которого - полная смена всей политической элиты и закладка новых моделей государственности исходя из национальных, исторических и культурных особенностей той или иной страны в ЦА.

В процесса пробуждения на мой взгляд важную роль должны играть религиозные лидеры. Именно улама (ученные ислама) могут быть ядром для легитимного процесса исламского пробуждения. После смерти пророка (Мир ему), воля Аллаха проявляет себя через всю исламскую общину, которая поручает осуществление этой воли из числа ученных "улама", а также выбранных или делегированных лучших своих представителей политической элиты из числа верующих. Именно задачей исламских лидеров состоит в том, чтобы дать точное объяснение и современный ответ всем политическим процессам в своих странах, дать идеологию и перспективу развития не только ислама, но и всего общества.
Целью исламского пробуждения должно быть не достижение власти, а образование гармоничной политической системы объединяющей духовное и мирское. Построение системы, на которую возлагается ответственность за справедливое правление, равенство прав, защиту чести, свободы ее граждан.

Однако на данном этапе для верующих мусульман ЦА необходимо пересмотреть традиционные подходы к понятиям общественного прогресса, социальной справедливости и участия в политических процессах от которых зависит дальнейшая судьба их стран.
Более того необходимо преодолеть разобщенность, свести к минимуму откровенную вражду между различными мусульманскими организациями, что является следствием недостаточного понимания сути и значения "уммы" и его аспектов в социально-политической плоскости, столь нужных для модернизации мусульманской общины.
И на сегодняшний день необходимо говорить о такой концепции развития мусульманской общины, которая соответствовало бы современным условиям и новым вызовам XXI века.

Маликов Кадыр

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1355928060


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх