М.Дарманкулов: Проект Рогунской ГЭС - осторожно, Вам вешают лапшу на уши! 11:47 22.12.2012
Проект Рогунской ГЭС: осторожно, Вам вешают лапшу на уши!
Трибуна 19-й встречи Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Ирландии стала еще одним поводом для господина Хамрохона Зарифи заявить о необходимости рассматривать интересы Таджикистана сквозь призму коллективных усилий всех стран региона и "в контексте уже накопленного европейским странами опыта по сотрудничеству в бассейне реки Дунай". Между тем, механизм использования трансграничных рек в международном праве существует. Имеются на этот счет и соглашения стран региона. Другой вопрос: "Почему они не выполняются, и что принципиально новое и важное хочет внести в решение имеющихся в регионе проблем Таджикистан?".
Прежде чем ответить на этот вопрос, приведем следующую, во многих случаях сознательно умалчиваемую в Таджикистане информацию правового характера. Речь идет о Соглашении между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (Алматы, 18 февраля 1992 г.) - (далее Соглашение), а также о Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (Хельсинки) и о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года (Нью-Йорк).
С Соглашением вроде бы все понятно: сколько воды утекло с тех пор, разве что горы в регионе остались почти те же; ну, подросли на несколько сантиметров. Однако. Представляется важным привести некоторые, наиболее важные положения Соглашения, безусловно подзабытые нашими современниками.
Статья 3. Каждая из сторон участвующих в Соглашении обязуется не допускать на своей территории действий затрагивающих интересы других сторон и способных нанести им ущерб, привести к изменению согласованных величин расходов воды и загрязнению водоисточников.
Статья 5. Стороны будут содействовать широкому информационному обмену по вопросам научно-технического прогресса в области водного хозяйства, комплексного использования и охраны водных ресурсов, проведению совместных исследований по научно-техническому обеспечению проблем и экспертиз проектов водохозяйственных и народнохозяйственных объектов.
Статья 13. Все спорные вопросы разрешаются руководителями водохозяйственных организаций республик при необходимости с участием представителя незаинтересованной стороны.
Желающие могут самостоятельно ознакомиться с полным текстом этого Соглашения и другими важными нормативными документами в разделе "Библиотека" официального сайта Министерства мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан.
И все-таки. Мое пристальное внимание, с учетом моего относительно молодого возраста – когда этот документ подписывали, я, как говорится, пешком под стол ходил, или проще говоря, представлял собой воспитанника детского сада – привлекло Протокольное решение о создании Международного водно-энергетического консорциума (1997г.). Уже тогда серьезные взрослые люди задумывались над решением проблем, которые и сегодня в разряде крайне острых. Опять, с учетом узких рамок настоящих заметок и небезграничного терпения моего читателя приведу только отдельные выдержки из Протокольного решения.
Среди основных направлений деятельности консорциума упомянуты, наряду с другими, и такие как: участие в разработке и реализации долгосрочных программ по дальнейшему взаимовыгодному эффективному использованию водно-энергетических ресурсов региона; подготовка предложений по сближению законодательств, совершенствованию правовых основ, позволяющих перейти к формированию общей законодательной базы государств-участников в области рационального использования водно-энергетических ресурсов; проведение инвестиционной политики, направленной на строительство новых и реконструкцию, модернизацию действующих мощностей; взаимодействие с межгосударственными, межправительственными органами и государственными организациями, хозяйствующими субъектами государств-участников в области электроэнергетики и водного хозяйства.
Кто из нас - имеются в виду серьезные взрослые люди - не подпишется сегодня под этими словами?! Почему не работают эти и другие - мы еще не затронули Конвенцию ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (Хельсинки) и о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года (Нью-Йорк) - многочисленные документы?
Очевидно, интересы Таджикистана противоречат форме и содержанию этих документов, поэтому они не выполняются. А чтобы местная и мировая общественность не возмущалась настойчивостью режима Эмомали Рахмона в проталкивании амбициозного, мягко говоря, проекта Рогунской ГЭС, время от времени ей развешивают лапшу по ушам. На этот раз в роли распределителя этой лапши выступил упоминаемый нами выше господин Хамрохон Зарифи. Не вопрос, что в ближайшей перспективе в недрах внешнеполитического ведомства Таджикистана не поспеет новая и важная инициатива – очередная порция лапши.
И последнее. Легко говорить о накопленном европейскими странами опыте по сотрудничеству в бассейне реки Дунай, намного труднее – считаться с интересами граничащих с Таджикистаном стран. Для этого нужно проникнуться духом гуманизма; у Европы это путь занял несколько веков. Сколько времени понадобится для этого Таджикистану?
Мурат Дарманкулов
|