П.Шукуров: Таджикистан. Ученым мужам следует заниматься наукой, а не религией 09:08 24.01.2013
Ученым мужам следует заниматься наукой, а не религией
В Таджикистане за 70 лет существования в составе СССР были утеряны исконно нравственные нормы и устои религиозного воспитания. В результате, создавшийся вакуум стал быстро заполняться неведомо откуда появившимися, новыми течениями, выражающими свои претензии на истинные религиозные ценности. Пятимиллионная армия взрослых людей, весьма приблизительно представляющих себе устои традиционного ислама, но все-таки верящая, что это - религия отцов и дедов, стала прекрасным полем для прорастания идей самых разных течений, среди которых экстремистские "Хизб-ут-Тахрир", "Джамоати Таблиг", "Салафия" и т.п. Полем битвы за умы таджиков.
В прошедшем 2012 году в Таджикистане было изъято 3 тыс. 956 различных дисков неподобающего содержания, из которых - 406 дисков с аудио и видеозаписями агитационного религиозного и выраженного экстремистского характера.
Стараясь сохранить нравственность подрастающего поколения, власти РТ ввели запрет на видеозаписи, которые содержат кадры насильственного характера, убийства и безнравственного поведения. В этой сфере в республике наблюдаются две крайности: массовое распространение непотребной видеопродукции и стремление создать видимость религиозного целомудрия в рамках насильственного насаждения радикальной исламизации общества. В первом случае, в некачественных, нелицензионных, плохо переведенных видеороликах часто присутствуют элементы терроризма, экстремизма и насилия. Во втором, под видом продажи записей с пятничных намазов, проповедями известных богословов и обучающей религиозной литературы молодым несформировавшимся людям предлагают очевидные фальшивки, с целью дезориентировать, вовлечь их в псевдорелигиозную экстремистскую деятельность. Исламисты стараются не упустить своего шанса по порабощению умов обывателей.
В спорах относительно свободы совести и вероисповедания, религиозных организаций, обычаев, праздников и церемоний в Республике Таджикистан всегда участвуют ученые и специалисты. Причем, и ученые, и государственные деятели всех рангов в своих действиях никогда не показывают свою отдаленность от традиционного ислама и народных традиций. В целом, официальная власть Таджикистана движется в правильном направлении: легализовала ПИВТ и ее деятельность; объявила Ислам ханафитского мазхаба, столпами которого признаны мир и спокойствие, безопасность общества и благополучие народа, официальной религией Таджикистана; регулярно организовывает конференции и саммиты Организации Исламской Конференции (ОИК) в Душанбе; объявляла год Имама Абу Ханифы. Для удовлетворения спроса на религиозное обучение Министерство образования Таджикистана ввело в школьную государственную программу новый предмет – "Познание Ислама". В РТ действует около 4 тысяч мечетей. В республике можно беспрепятственно заняться самообразованием, купив качественные книги по исламу на любом рынке. Кроме того, в магазинах и возле каждой мечети есть оригиналы аудио- и видеозаписи проповедей известных в стране священников.
Но, несколько лет назад по инициативе президента страны Эмомали Рахмона большая часть молодых людей, нелегально обучавшихся в теологических учебных заведениях исламских государств (Йемена, Египта, Саудовской Аравии, Пакистана и Ирана), возвратились на родину. Потому, что многие религиозные образовательные учреждения за рубежом обучали молодых таджикистанцев террористической и экстремисткой деятельности, вербовали в ряды вооруженных группировок. То есть, там готовят не мулл и проповедников, а обычных дипломированных террористов.
"Религия крепчает, когда наука слабеет. Налицо пассивное состояние научного мировоззрения. Сейчас общество не противопоставляет ничего религиозному сознанию. Оно, наоборот, подпитывает его", - считает аналитик, исламовед, доктор философских наук Зарина Диноршоева. В некоторой степени с ней согласен таджикский ученый, профессор, директор Института языка, литературы и письменного наследия АН РТ Акбар Турсонзод (А.Турсон), выступивший недавно с критикой в адрес научного сообщества Таджикистана. По его мнению, ученым мужам следует заниматься своей непосредственной научной деятельностью, а не толковать хадисы в пользу мулл. Наука по определению не может стоять на службе у религии. Так как, наука это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В отличие от религии, мировоззрения и мироощущения, основанных на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Наука и религия – противоположные понятия, антагонисты.
Что могут противопоставить массовой идеологической и религиозной интервенции с Запада и Востока представители современной таджикской науки? Как сегодня ученые могут содействовать недопущению распространения ложных религиозных идей и провокационных сентенций. Чем они способны помочь правительству в ужесточении контроля и ограничении влияния радикального ислама на наш народ?
Почему сегодня так тихо звучат их весомые слова относительно стремления некоторых известных сил перевести государственный таджикский язык на арабскую графику. Так ли необходимо это сейчас? Если, ранее созданная из авторитетных и заслуженных лиц комиссия, не в полной мере справилась даже с внедрением 35-ти буквенного таджикского алфавита, основанного на знакомой нам с детства кириллице?
Почему ученые не обсуждают ситуацию, когда арабские имена, а также имена, aссоциирумые с исламом, становятся все более модными для новорожденных в Таджикистане? Ведь даже некоторые взрослые меняют свои имена на те, которые они называют более подходящими религиозными именами. Приблизительно каждый пятый новорожденный ребенок в Душанбе получает исламское имя. Некоторые местные муллы и имамы поощряют родителей выбирать для своих детей исламские имена. Ученые же хранят молчание.
Чтобы поступить в отдельные вузы страны, как минимум, необходимо иметь от 5 до 20 тысяч долларов. Поэтому многие едут учиться за границу нелегально, хотя в РТ действуют 18 религиозных учебных заведений. Что считают по этому поводу в наших академических кругах?
Например, во второй по величине и значимости мечети города Худжанда "Шейх Муслихиддин" в прилегающем медресе практически открыто ведется обучение основам далеко не традиционного ислама. Кроме того, с завидной регулярностью особо одаренные ученики направляются затем на повышение квалификации в Саудовскую Аравию и другие арабские страны, откуда парни и девушки возвращаются явно не с намерением нести в люди мир, спокойствие и взаимопонимание, а с непреодолимым желанием полнить ряды экстремистов и террористов от религии. Противостоит ли такой "религии" наша наука?
Наше государство за последние годы сделало ряд шагов навстречу и в пользу религии. Президент Э.Рахмон ведет очень открытую политику в отношении ислама. Но и ему необходима авторитетная поддержка в нужном русле от корифеев науки.
В басне И.Крылова "Щука и Кот" говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и "крысы хвост у ней отъели". Мораль такова: "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. И дело не пойдет на лад". То есть, каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать. В Таджикистане есть, кому профессионально заниматься религиозными вопросами, богословскими делами, толковать хадисы и предания. Поэтому, нашим доблестным ученым целесообразнее было бы вернуться к земным проблемам, воспитанию и обучению молодого поколения разумному, доброму, вечному.
Парвиз Шукуров
|