Сарвинози Бахор: Деградация нравственности в таджикском обществе 00:18 25.01.2013
Современные тенденции деградации нравственности в таджикском обществе
Человечество перешагнуло в 21век, прожив длинную жизнь от глубокой древности до создания современных технологий, таких как компьютеры и мобильные телефоны, которые заполонили наш мир. Жизнь современного человека обогащена информационно-коммуникационными технологиями, которые породили виртуальный мир в социальных сетях. Одни философы называют это время – эпохой постмодерна, характеристиками которой являются опасные идеи. Другие философы и богословы считают, что "эпоха постмодерна не объединена понятием истины. Истины нет, вместо истины есть понятие плюрализма мнений". В некоторых обществах идет борьба на уровне законодательства, чтобы оградить народ от внедрения пагубной практики, которая в свою очередь доходит до абсурда. Под покровом идеи прав человека стараются внедрить идеи и ценности западного общества, которые не всегда стыкуются с традиционными устоями и взглядами. Центрально-азиатские страны и Таджикистан в частности не застрахован от такого влияния, до нас уже доходят такие "ценности". А что будет дальше?
Жизнь таджикского общества круто поменялась после распада СССР, гражданской войны, гигантской волны трудовой миграции. Традиционный уклад жизни семьи меняется со скоростью света, одновременно меняя ценностные ориентиры общества. Сегодня никого не удивишь такими явлениями общества как наркомания, проституция, ВИЧ/СПИД, торговля людьми, однополые браки, брошенные дети, разводы и распады семей и даже педофилия. Что будет с нравственными и этическими нормами общества и семьи в недалеком будущем? Если мы сейчас не поменяем критерии в оценке человеческой деятельности, а единственными критериями будут те, которые нам предлагает либеральная философия, связанная с правами и свободами, что нас ждет завтра?
Иные религиозные философы и теологи считают, что "если в человеческом сознании сокращается расстояние между истиной и ложью, если как это предлагают нам идеи постмодерна не существует истины и лжи, а существует плюрализм мнений, тогда происходит самое страшное – стирается граница между добром и злом. В условиях плюрализма мнений, допускающих рассмотрения истины и лжи на одном уровне, допускающих идею нравственного релятивизма – все возможно, дальше вопрос политтехнологии, масс-медиа, создание стандартов посредством образовательного процесса. И если поставить задачу можно воспитать человечество сегодня исходя из этих априори ложных и опасных посылов в любой системе ценностей". Как нам сохранить этические и нравственные нормы общества, чтобы не допустить дальнейшего разложения?
Давайте подумаем каким мы хотим видеть Таджикистан, да мы хотим видеть Таджикистан независимый, с высоким и качественным уровнем жизни населения, искоренить коррупцию, безработицу, бедность и т.д.. Но разве мы не хотим видеть Таджикистан в котором сохраняется способность людей отличать добро от зла или мы хотим видеть Таджикистан, в котором все будет возможно и все будет допустимо? И любая доктрина может навязывать саму себя с помощью слов и только остается выбирать, согласно "закону свободного рынка"? Посмотрите вокруг, что происходит сейчас, на поведение молодежи, на взаимоотношения взрослых, взаимодействия чиновников с простыми гражданами? Или должны быть некие нравственные нормы бытия? Задача всего общества, нас с вами заключается в том, чтобы мы сохранили эти нормы нашего бытия, нашей жизни.
Как мы можем сохранить этические и нравственные нормы? Нетерпимостью общества к таким социально-аномальным явлениям как гомосексуализм, педофилия, проституция, наркомания; четким разграничением и пониманием этого разграничения, что есть зло и как с ним бороться и воспитывать в людях, начиная с младенцев в семьях понятия добра с четким разграничением понятия зла и тогда мы сможем уберечь своих детей, внуков, спасти свое будущее, будущее страны, нации от такой страшной деградации.
Организации и учреждения всех уровней, министерства образования и культуры особенно, университеты, детские сады, школы, дома детского творчества, а также средства массовой информации должны быть вовлечены в дело сохранения нравственных и этических норм жизни нашего общества, а не только семья как ячейка общества.
Средства массовой информации имеют способность воздействовать на поведение и умы людей, так давайте сделаем так чтобы СМИ, воздействовали правильно на умы и поведение людей, чтобы они были социально ответственны и значимы. В деле сохранения этических и нравственных устоев и норм СМИ отведена очень важная роль. Вопрос еще и в том, что сами работники пера должны быть грамотными, высококвалифицированными и порядочными, чтобы иметь право информировать и образовывать и тем самым правильно ориентировать общество. Таджикистанские СМИ пытаются сделать что-то подобное, но, увы, не всегда это получается, так как надо.
Более всего удивляет и оскорбляет факт, когда некоторые авторы пишут о нравственных категориях, но в тоже время поступают прямо противоположно. За примерами далеко ходить не надо, в городе Куляб, что на юге Таджикистана, долгое время живет и работает некогда приезжий журналист, который был даже редактором русскоязычной газеты, активно сотрудничает со СМИ не только Таджикистана, но и за его пределами, часто пишет о нравственных категориях общества.Читатели, не знающие человеческое нутро этого журналиста искренне верят его словам. Но, как говорят в народе "пока не столкнешься – не поймешь", так и с этим журналистом, показывающим себя порядочным на публике не все так ладно. Этот горе работник пера, живущий много лет на таджикской земле и поедая таджикский хлеб, не раз отзывался, мягко говоря, не лестно о таджиках в целом как о народе в своих статьях для центрально-азиатского и российского читателя. Мало того против него есть факт, его обвиняют в сексуальном домогательстве. Этот факт им тщательно скрывается. Почему появились эти сплетни не понятно, но как говориться дыма без огня не бывает. К сожалению, таких примеров с работниками пера не мало. Некоторые лжеинформационнщики к тому же еще удосуживаются стать лучшими, распространяя новость не нормальными (насколько это возможно) СМИ, а агентствами фальшивых новостей.
Потребителям информации, жителям страны, сегодня должно быть важно не только какую информацию они получают, но и от кого? Имеют ли такие авторы моральное право называть себя журналистами, работниками пера, борцами за справедливость? Не является ли это своего рода деградацией нашего общества, когда зная или не зная, мы читаем и верим работнику пера, который сам является морально и нравственно деградированным? Если мы хотим предотвратить дальнейшее ухудшение базовых моральных устоев общества, то мы должны проявлять твердость и непримиримость к таким пагубным социальным явлениям как вранье, домогательство, местничество, коррупция, наем на службу родственников, тогда, возможно, в скором времени, мы сможем оградить наше общество от более страшных явлений таких как, педофилия, торговля людьми. Но начать очищаться и очищать общество от распутных и непорядочных людей необходимо уже сегодня, чтобы завтра не было поздно…
Сарвинози Бахор - журналист из Таджикистана
|