С.Чериков: Учебник по "Истории Кыргызстана" – не полигон для политизированных экспериментов 16:46 19.02.2013
С.Чериков. Учебник – не полигон для политизированных экспериментов
Бесспорно, написанный ученым-педагогом Муратом Иманкуловым еще в 1996 году и выпущенный шесть лет назад учебник по истории Кыргызстана по факту явилось шагом вперед в освещении подлинной истории края, называемой по российским источникам Сыр-Дарьинской и Семиреченской областями. Ведь до этого вся история нынешней Центральной Азии подавалась исключительно с точки зрения КПСС и коммунистической идеологии, согласно которой самобытная и богатейшая история окраин бывшей царской империи замалчивалась как вредоносная и националистическая. Возможно, в этом был свой резон, если исходить из незыблемого закона любой государственности о том, что должна быть единая, обеспечивающая незыблемость существования единого государства идеология. Официальная история, как известно, является главным, наряду с едиными вооруженными силами, атрибутом единства государства. Неизвестно, насколько бы долго продолжалось существование единого Советского государства, если каждый из населявших его народов и национальностей начал бы издавать собственную историю наподобие того, как это сделал доцент М.Иманкулов. Уверенно можно сказать, что уж точно не 80 лет. Столько прожили мы в процветавшем и превратившемся в мощную мировую державу Советском Союзе. Когда каждый гражданин мог уверенно и без страха смотреть в свое будущее и спокойно запланировать свою жизни на десятки лет вперед.
С началом парада суверенитетов бывших союзных республик эта незыблемость была разрушена, можно сказать, "до основания", как поется в пролетарском гимне "Интернационал". Но дальше в том же гимне следуют слова "а затем", после которых сегодня смело и с чистой совестью можем вписать большой вопросительный знак. Действительно, независимость-то обрели, ну, а что - затем? Что заимели? Чего добились? Лучше ли стало жить простым гражданам бывшей единой и оттого великой державы? Допустим, все национальные республики и титульные народы вдруг углубятся в свою подлинную, на их взгляд, историю, обозвав русских и царскую администрацию, заодно и советскую власть поработителями и диктаторами. Но кто может оспорить такой же бесспорный факт того, что благодаря железному русскому, затем советскому порядку, дисциплине, науке и технике, находившиеся до начала русской колонизации в подавляющем большинстве своем в тисках средневекового феодализма бывшие национальные окраины обрели, пусть и управляемую и контролируемую Центром, но собственную государственность со всеми важнейшими атрибутами? Такими, как национальная идентичность, язык, собственные кадры по всем отраслям, а самое главное – мирная и спокойная жизнь, возможность растить детей, обучать, лечить и обеспечивать их за счет государства.
У всех в памяти первые годы независимости, когда в окрыленном обретенным государственным суверенитетом Кыргызстане в массовом порядке стали открываться ясли-садики с кыргызским языком обучения, средние общеобразовательные учреждения и даже ВУЗы, в которых начали обучать исключительно на государственном кыргызском языке. Городские кыргызы, а также внутренние мигранты из пригородных самозастройных гетто, с радостью стали записывать детей в подобные суперсуверенные образовательные учреждения. "Не прошло и полгода", общество наблюдало такой же стремительный отток детей и молодежи из таких воспитательных и учебных заведений обратно в садики, школы и высшие учебные заведения с русским языком обучения. Что примечательно, детей стали отдавать не просто в руки русскоязычных педагогов, а именно русским или славянским няням, учителям и преподавателям. В чем дело? Оказалось, что независимость, возможность общаться и учиться на родном госязыке хорошо, а хорошее, квалифицированное воспитание и обучение - лучше.
Очень скоро обнаружилось, что в мононациональной среде с элементарной грамотой, личной культурой, тем более с профессиональной подготовкой у национальных педагогических кадров большая напряженка. Как это ни прискорбно, подобные недоразумения в национальной среде зачастую спешат списать на пресловутый "кыргызчылык". И, туземцы задним умом вдруг осознали, что отдавать детей, их будущее целиком на откуп родным национальным "педагогам" себе же дороже будет. Кстати, первые результаты внедрения суперсуверенной идеологии, культуры и педагогики сегодня мы видим на примере вопиющей безграмотности, бескультурья и уголовщины школьников начала девяностых, ныне повзрослевших нелегальных молодых кыргызских трудовых мигрантов в России. А то, что они на родине каждый день вытворяют, тема отдельного разговора.
Конкретно по "Истории Кыргызстана" для 9 класса стало очевидным, что авторы и их спонсоры изначально нацеливались через русскоязычных школьников навязать инородному населению страны историю края и туземного населения с акцентом на личные симпатии и антипатии, как бы их сегодня не пытались завуалировать. Вроде умные ученые мужи до сих пор, даже по прошествии двух столетий, не смогли избавиться от гипноза ловко подброшенных среднеазиатским "Гапоном" Г.Бройдо эпизодов зверской расправы русских переселенцев над туземцами. Тем самым, авторы с одной стороны продемонстрировали беспомощность перед собственными эмоциями, не сумев возвыситься над ними. С другой стороны проявили политическую безграмотность, напрочь забыв о политкорректности в отношении живущих сегодня с нами потомков русских, которых винить не в чем. Упустили из виду или не хотели знать, что учебное пособие для подрастающего поколения, тем более в такой тончайшей сфере, как общая для всех населяющих Кыргызстан национальностей история, отнюдь не полигон для близоруких и чреватых экспериментов. Для этого существуют личные авторские документально-исторические издания.
Важный момент: при знакомстве с учебником выяснилось, что он первоначально был издан на государственном языке с последующим автоматическим переводом на язык официальный. Отсюда следует, что "История" в оригинале была рассчитана на кыргызскую школу и мононациональную среду. Авторы допустили непростительный прокол, не подумав о последствиях переводного изложения истории края с акцентом на трагические периоды прошлого только кыргызов. При этом наивно предполагая, что делают исторически важное для нации и народа дело, резанув правду-матку. Хотя, мало-мальски грамотный в политике человек знает, что одно дело факты из предреволюционной ситуации на окраине царской России в изложении сначала бундовца, потом меньшевика, а затем - большевика Григория Бройдо, и, совсем другое дело объективное, неполитичное и толерантное изложение с учетом альтернативных источников.
В приватных беседах мои же сородичи говорят, что в подобной ситуация страна очень скоро превратится в огромную дикую мононациональную дыру под обобщенным названием "Ашарстан". Не дай Бог, конечно, но при таком стечении событий очередной Афган у нас обеспечен. Тут поневоле возникает политическая подоплека вопреки нежеланию замечать ее. Особенно, если учесть, что кое-кто извне чрезвычайно заинтересован в зарождении подобного рода трений и конфликтов в нашем обществе в канун вступления Кыргызстана в Таможенный Союз братских стран и в момент, когда руководство страны наконец, определилось во внешнеполитических ориентирах и приоритетах. Думаете, всем известная заокеанская доктрина локальных и управляемых конфликтов и хаоса дремлет? Нет. Судя по наметившемуся в последнее время оживлению контактов западных дипломатов и эмиссаров с определенными слоями кыргызского общества, она в постоянном действии. Ищет лишь очередную точку приложения сил. Появление злополучного конфликтогенного учебника истории Кыргызстана для русскоязычных школ как раз является одним из проявлений разрушительной американской доктрины. Пока на образовательном уровне.
Садырбек Чериков, независимый журналист
|