КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 08.03.2013
19:32  О.Ибраимов: Тема Сталина в кыргызской поэзии
17:59  Б.Колбаев: Проблемы Бишкека решит отставка мэра?
17:51  Арабист Джон Бреннан утвержден в должности директора ЦРУ
17:50  Во Франции отдали под суд мать ребенка по имени Джихад
17:48  КНДР разорвала соглашения о ненападении с Южной Кореей
16:55  На Казахстан обрушился невиданный снегопад
16:05  Зять бен Ладена Абу Гейт предстанет перед американским судом

14:38  В китайском Синьцзяне опять резня "на почве межэтнической ненависти"
14:34  Награды первых леди: Путин оказался женат на "алайской царице"
14:18  У Православной митрополии Казахстана оказывается есть даже свой орден - "Алгыс/Благодарность"
14:15  А.Белякина: Кровать Абая - разграбленный раритет Казахстана
14:13  Г.Вологодская: Дважды в один паводок. Восточный Казахстан – в состоянии дежавю
10:22  56 протестующих дали себя уговорить и освободили здание акимата Жалал-Абадской области
09:41  Знай наших! Российская "мисс" Эльмира Абдразакова родом из Казахстана
09:36  А если не будут брать – отключим газ. Миннефти Казахстана Мынбаев шантажирует Россию Китаем
09:33  И.Иванов: Иран и Туран. Плацдармы демократии и/или очаги конфликтов?
09:26  "Параграф": Русские энергобароны мрачнеют при упоминании о "Камбар-Ата-1"
09:23  Б.Сейдахметова: Союз трех. Москва станет первым пунктом зарубежного турне нового китайского лидера
09:14  А.Келдибек: Щупальца религиозного спрута охватывают силовые структуры Кыргызстана
09:09  Л.Савин: "Мягкая сила" для Ирана. США будут действовать хитрее
09:03  "АП": 2012 год – год кризиса для таджикских СМИ?
09:01  А.Маннонов: Таджикские вузы - качество низкое, коррупция высокая
08:58  "Арена.kg": Весной в Киргизии будет переворот власти? (мнения)
08:52  Р.Отунбаева: "Я постоянно езжу по регионам – везде спокойно. Да, у народа есть проблемы, я этого не отрицаю"
08:51  В Западном Казахстане задержаны опасные миссионеры-баптисты
08:46  Washington Post: Третьим будешь? Джеб Буш подумывает о президентских выборах 2016 года
08:44  Россия: Партия "Новая сила" собрала 100 тысяч подписей за введение визового режима со странами ЦА
08:37  Н.Шабунц: Туркменистан. Страна, где захлебываются от счастья
08:35  Заработал официальный сайт Государственной миграционной службы Туркменистана - migration.gov.tm
08:19  "Эксперт": Китай поделится капиталом с Россией
08:16  И.Мурадян: Король Лир из Авлабара. Позорнй конец Михаила Саакашвили
08:13  Россия спроектировала основной ударный вертолет КНР
08:11  Le Point: В Тегеране зреет революция?
08:09  И.Савельева: Следующий Папа Римский не будет последним
08:08  С.Нажмиддинов: Таджикская армия – насильно мил не будешь
08:07  К.Сирожиддинов: Рогунская ГЭС - недочеты оценочных отчетов
08:06  Н.Нуртазина: Аль Фараби и его учение об идеальном обществе
08:01  Скончался Дамиано Дамиани - автор кинохита 80-х "Спрут"
08:00  Николас Мадуро примет присягу в качестве временного президента Венесуэлы
07:52  А.Михайлов: Николай Северцов - туркестанский пленник. Как русские исследовали Среднюю Азию (история)
07:44  Г.Каримова: "Оппоненты воспользовались ситуацией, чтобы связать дело с моим именем"
07:21  "РА": Чего добиваются митингующие в Оше?
00:39  Ань Бан: Китай на грани экологической катастрофы - необходимы срочные меры
00:36  EurasiaNet: В Кыргызстане продолжают закрывать узбекские школы
Четверг, 07.03.2013
20:16  Д.Кучера: Азербайджан наращивает кампанию по международному признанию Ходжалинской трагедии
19:31  А.Миловзоров: Китай принюхивается к российскому газу
19:27  Ю.Сосинский-Семихат: Французская армия увязла в Мали
18:07  Э.Салохов: Когда Таджикистан расплатится с долгами?
17:34  Депутатам Жогорку Кенеша Киргизии присвоены классные чины
17:32  Сельские учителя Таджикистана освобождаются от службы в армии
15:39  Экс-министр соцразвития Киргизии Равшан Сабиров осужден на 5 лет
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
Н.Нуртазина: Аль Фараби и его учение об идеальном обществе
08:06 08.03.2013

Этюды по исламской социологии:

аль Фараби и его учение об идеальном обществе

"Нам нельзя допустить, чтобы

искренняя вера во Всевышнего подменялась

агрессивным и разрушительным фанатизмом"

( Н.А. Назарбаев. "Стратегия "Казахстан-2050":

новый политический курс состоявшегося государства").

1. Аль Фараби – исламский мыслитель с мультикультурным мышлением

Великий учитель, гордость тюркского мира Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан аль Фараби (ок. 870-950) оставил после себя бесценное духовное и научное наследие. Эпоха аль Фараби – время культурного взлета Арабского Халифата, который своим духовным магнитом притянул тогда многие народы Востока, в том числе тюрков Центральной Азии. Объяснить феномен аль Фараби, ренессансной личности, можно прежде всего его природным, Божьим даром, гениальностью. Немалую роль сыграла и уникальная система образования раннемусульманской цивилизации. Можно также сказать, что аль Фараби был объективно порожден первым и самым мощным подъемом тюркской культуры, духовным мировоззрением тюрков, облагороженным светом ислама. В биографии философа о многом можно лишь догадываться… Духовные поиски, очевидно, стали интенсивными в последние десятилетия жизни. В 942 году аль Фараби покинул шумный Багдад, столицу Халифата. Он жил в Сирии, Египте. В конце концов обосновался в Халебе, при дворе правителя Сирии Сайф ад Даула, где вел скромный, почти аскетический образ жизни. Умер аль Фараби в Дамаске.

Самым востребованным с точки зрения современной социологии и государственной практики является, на наш взгляд, учение аль Фараби об идеальном обществе. Это его знаменитый аллегорический трактат о Городах – добродетельных и невежественных. "Город" понимается не в буквальном смысле, но главным образом в значении целого общества или государства. Социологическое учение аль Фараби обычно называют утопическим, но на самом деле в нем есть гениальные догадки и вполне научные рекомендации.

Стоит также заметить, что в прошлые десятилетия из-за официальной коммунистической идеологии при изучении взглядов аль Фараби возник искусственный крен в сторону античного наследия (Аристотель, Платон), влиянием которого только и объяснялось его сложное синкретическое философское учение, тогда как недооценивалось значение собственно ислама, шиитско-исмаилитского эзотеризма, суфизма, а также неоплатонизма, гностицизма и раннего христианства (как известно, среди учителей аль Фараби в Багдаде были ученые-христиане). Между тем, в зарубежной научно-философской традиции аль Фараби всегда считали исламским мыслителем с оригинальным и широким видением мира.

В реалиях XXI века, глобального кризиса современной цивилизации идеи тюркского мыслителя аль Фараби о Добродетельном Городе звучат вполне современно и сохраняют высокую актуальность, ибо очевидно, что человечество еще не выдвинуло сколько-нибудь здоровую цивилизационную альтернативу глобальным тенденциям дегуманизации и нравственного саморазрушения. С другой стороны, на фоне массовой вульгаризации и профанации религиозных ценностей, роста экстремистских, ультрареволюционных настроений в мусульманском мире и на Арабском Востоке, необходимо активнее пропагандировать философские и политико-социологические идеи классических исламских мыслителей, которые предлагали мирные, эволюционные пути и формы преобразования общества, в основе которых лежит приоритет универсальных внутренних, духовно-нравственных ценностей и идеалов.

2. Иерархия, общество как сознательный организм

Идеал аль Фараби – Добродетельный Город ("аль Мадинат аль Фадила") основан на Иерархии. В этом мы видим признаки мусульманского миропонимания в вопросах социально-государственного устройства, как, впрочем, присущего всем традиционным обществам взгляда на смысл и законы человеческого общества. Иерархичность отражает объективность космического миропорядка, отражением которого является в действительности земной порядок. На земле всегда будут старшие (лидеры, более мудрые, опытные и знающие, а, значит, и более ответственные и обремененные заботой) и младшие (ведомые, менее зрелые умом, опытом, характером). Каждому в Добродетельном Городе, – пишет аль Фараби, должны быть предоставлены ремесло, одна работа, одна функция – "на уровне служения или на уровне главенствования, за пределы коих член общества не должен преступать".

Иерархия подразумевает гармонию и равновесие – категории, которым аль Фараби вообще уделяет большое внимание в своем философском учении. При этом общество уподобляется человеческому организму, где царем является Сердце (его олицетворяет духовная элита – мудрецы и праведники). Второй главный орган – это Мозг (светский правитель, царь, полководец), который должен обслужить Сердце в его благородных намерениях; мобилизацией воли и разумом он помогает сохранять и поддерживать слаженность и здоровье всего организма.

Жители Города, части единого организма, соответствуют функциям живого, сознательного организма. Известно, что многие мудрецы прошлого (например, казахский поэт и просветитель Абай, русский философ-богоискатель В. Соловьев) сравнивали законы и жизнедеятельность общества с жизнедеятельностью сознательного существа, и это – не просто метафора. Такой философский, научный взгляд предполагает признание принципа взаимосвязанности, интеграции, соподчиненности групп людей, а также, что немаловажно, необходимости добровольного подчинения всего организма Высшему Благу, Духовной Цели. Великолепно писал об этом Владимир Соловьев, употребляя в своих философских трудах такое словосочетание, как "самодержавие совести".

3. Глава Города, Мэр-Имам

Исходя из сказанного, к Главе Добродетельного Города (он же – Имам, предводитель верующих) предъявляются высокие требования. Он, будучи просвещенным правителем, должен обладать добродетелями – интеллектуальными и нравственными. Интеллектуальные добродетели по аль Фараби – это достоинства "разумной части души", то есть разумность, сообразительность, острота ума. Но на первом месте стоят этические добродетели, свойства "стремящейся части души". Это – например, правдивость, умеренность, щедрость, справедливость и др. Прежде всего Правитель является высокоморальным человеком, достигнувшим "наивысшего счастья", то есть духовного познания посредством совершенствования разума и души. Поэтому он ведет остальных граждан к Счастью.

Мэр-имам научился быть воздержанным, презирать богатство и освободился от стяжательства и других пороков. Имам обладает также физическим совершенством, чувством справедливости, сообразительностью, ораторским искусством, организаторским талантом и др. Он является образцом для подражания всех остальных членов города. Великий мудрец аль Фараби, не будучи утопистом и понимая редкость соединения в одном лице стольких достоинств, допускает возможность коллегиального управления – положения, когда Правитель опирается на своих верных талантливых помощников и советников.

Важно, что "части города", т.е. различные группы людей, объединены и связаны между собой Любовью. Они также сплачиваются и сохраняются Справедливостью. Следование божественному принципу Справедливости аль Фараби считает одним из наиглавнейших условий жизни Добродетельного Города. Она касается всего, в том числе распределения общих благ (материальных и моральных), "ибо каждый горожанин имеет долю этих благ, равную его заслугам". Любовь и дух взаимопомощи, о которых говорит аль Фараби, возникают из сопричастия к добродетелям, т.е. из общности взглядов и общей целеустремленности граждан, их общего стремления к Счастью – сакральной категории в учении аль Фараби, являющейся целью всех интеллектуально-духовных стремлений, смыслом мудрости, достигаемой человеком на земле.

4. Счастье

Понятию Счастью (по арабски "Саадат") аль Фараби уделял много внимания. Его перу принадлежит трактат "О достижении Счастья". Путь к подлинному Счастью связан с формированием правильной метафизической картины мира. Человек тем и отличается от животного царства, что ему присущи самопознание и поиск истинных истоков своей души и разума. Аль Фараби доказывает бесспорное существование Всевышнего и Первоначального Разума – Бога, Аллаха. Абсолютным, наивысшим Счастьем является познание Бога. Практическое осуществление Счастья возможно в Добродетельном Городе, где люди максимально помогают друг другу в достижении Счастья, т.е. в духовном самосовершенствовании. Цель жителей Добродетельного Города – не достижение господства и обладания миром и другими людьми, но именно устремление к высшей духовной цели, – считает великий мудрец. Невольно приходит на память знаменитое изречение суфиев: "Будь Господа рабом, а не господином Его рабов". Теоцентризм, теократия – эти слова в философии аль Фараби, как и в философии В. Соловьева не должны нас смущать. Ибо это не означало навязанную извне власть, посягающую на свободу человека и человеческого сообщества. Оба мыслителя – исламский и православный – мечтали о "власти Бога, свободно принятого нравственно зрелым человечеством" (В. Соловьев). Главным способом достижения Счастья по аль Фараби являются не столько интеллектуальные упражнения, а именно самопознание и сознательное совершенствование человеческих нравов. Из категории Счастья вытекает важнейший признак Добродетельного Города – опора на религиозные ценности, на универсальную духовность.

5. Гражданское равенство не означает

равноценности душ и нравственных качеств

Разработанные Аль Фараби методы нравственного воспитания народа имеют непреходящее значение. Мудрец доказывал, что человеку не дается изначально, от природы, способность к различению добра и зла, высокого и низкого, прекрасного и безобразного. Именно с этой точки зрения абсолютизация в обществе принципов "свободы" и "равенства", доведение их до абсурда недопустимо, ибо это открывает путь к вседозволенности, разгулу стихии, агрессии, животных инстинктов. В обществе непременно должна быть мощная духовная доминанта и нравственное целеполагание. Система образования и воспитания, идеология и законы общества, исходя из одной Главной Идеи (Счастья, Духовности), в результате слаженного механизма, могут дать тот благотворный результат, когда нравы жителей быстро достигнут совершенства, а возможности совершения жителями Города безобразных поступков будут сведены к минимуму.

Аль Фараби как истинный гуманист, отдавал предпочтение методам реформ, просвещения, убеждения, мудрого наставничества. Человек, обладая свободой воли и разумом, должен сделать достойный выбор между добром и злом, между невежеством и распутством, с одной стороны и знанием и благочестием, с другой. Подлинная, нравственно ориентированная философия (которая непременно должна быть доведена до умов всех людей) учит жить в соответствии с высшими идеалами добра, истины и красоты. Однако, зная, что души людей, особенно определенных групп (возрастных или социальных) остаются незрелыми и эгоистично ориентированными, аль Фараби допускает методы принуждения и существование строгих законов и регламентаций в обществе. Для достижения Счастья и Гармонии необходимо подчинение страстей разуму, самоподчинение долгу. Значит, определенная категория людей нуждается в наставниках, учителях, в помощи для самопознания и узрения истины, а также в разумном контроле и руководстве. В противном случае, при попустительстве и разгуле "свободы", морального релятивизма, всеядности Добродетельный Город может деградировать в категорию так называемых Невежественных Городов. Что подразумевал под ними великий учитель?

6. Невежественный (Несчастный )Город:

культ материального, секса, власти и денег

"Добровольные действия, помогающие достижению Счастья – это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их - это добродетели. Действия, которые мешают достижению Счастья, являются плохими или уродливыми действиями. Нравы и привычки, откуда эти действия исходят – это недостатки, пороки и низости", – пишет аль Фараби. Невежественные Города, то есть общества, которые утратили гармонию и извечные духовные начала, делятся в философии аль Фараби на различные виды. Это – Сластолюбивый Город, Властолюбивый Город, Безнравственный Город и др. Но разница между ними непринципиальна, ибо объединяет их противодействие Добродетелям и Истине.

Общество, названное в наследии аль Фараби "Невежественным Городом" ("аль Мадинат аль Джахила") – это общество людей, которые не знают подлинной цели и истинных ценностей. Каков же образ жизни этого города, идеалы его граждан? Мыслитель пишет: "Цели их жизни – телесное здоровье, богатство, наслаждения, свобода предаваться своим страстям, почести и величие". Его жители думают лишь о пище, одежде, жилищах и половых сношениях, а взаимное сотрудничество жителей состоит в том, что они помогают друг другу в удовлетворении указанных материально-биологических целей. Люди стремятся к физическим наслаждениям и их интересуют "веселье и забавы всех видов".

Жители Невежественного Города, продолжает далее аль Фараби, "помогают друг другу в получении таких чувственных удовольствиях, как развлечения, шутки или и то и другое вместе, и в наслаждении такими вещами, как еда, питье и совокупления. Самым достойным и самым счастливым и довольным у них является тот, в чьем распоряжении больше средств для развлечения и больше предметов, дающих наслаждения". Это поистине "Город низости и несчастья" или "Сластолюбивый Город", то есть Город, где ничем не ограничивают страсть!

В другой разновидности Невежественного Города – Городе Обмена - "самым достойным считается тот, кто является самым богатым и самым хитрым в достижении богатства" и "здесь богатства домогаются всеми способами". Есть Честолюбивые Города, их цель – то, чтобы соседи восхищались ими, чтобы об этом городе говорили всюду, чтобы их знали другие народы. Поэтому они озабочены великолепием и внешним блеском, строительством дворцов и мостов. При этом нравы их таковы, что "почитание у них основывается только на богатстве и знатности".

Властолюбивый Город весьма похож на своего Честолюбивого брата. Что же главное в его характере? "Их стремлением и целью во всем является победа, подчинение и порабощение", правители и власть предержащие для достижения заветной цели – власти – не пренебрегают насилием, жестокостью, преступлениями. Таким образом, человек наслаждается и упивается властью. В целом, жители Невежественных Городов в глазах аль Фараби похожи на животных: они звероподобны, причем часть из них (правящая) подобна хищным животным, остальная же часть похожа на мирных животных, на домашнюю скотину.

Любопытна категория Безнравственного Города. Это – Город, правитель и жители которого признают Бога, говорят о Добродетелях и т.д., но на практике, в реальной политике руководствуются противоположными принципами. Аль Фараби пишет, что взгляды их относятся к добродетельным, ибо они "знают, что такое Счастье, верят и признают Аллаха Великого и Могущественного", но действия их мало чем отличаются от действий Невежественных Городов. Есть, наконец, Коллективный Город. Это Город, в котором сочетается низменное и возвышенное. В нем наряду с порочными людьми живут и праведники, мудрецы, достойные высокого звания Человек. Поэтому есть надежда, что при своевременной и правильно выбранной стратегии, при реальных усилиях Благоразумного Правителя он может превратиться в Добродетельный Город.

7. Город-организм можно вылечить!

В силу того, что люди не равноценны в плане качеств души и ума, а также того обстоятельства, что у граждан выработались стойкие дурные наклонности при прежней невежественной власти, процесс оздоровления нравов Города будет непрост. Но истина такова, что постепенно, сочетая методы убеждения и принуждения, можно добиться Счастья. И это тоже доказывает великий аль Фараби. Мудрец различает людей "воздержанных" и "добродетельных", объясняя, что первый совершают хорошие поступки пока еще поневоле, страдая, ибо в силу старых привычек его душа еще имеют тяготение ко злу. Второй же – истинно добродетельный человек, гармонично развитая, совершенная личность: он совершает добрые и благородные поступки с охотой и любовью, так как в процессе самовоспитания у него уже выработались стойкие положительные качества и перевес в сторону духовности.

Хотя так называемый "воздержанный", то есть средний человек, далек от идеала аль Фараби, ибо выполняет предписания закона часто вопреки своему внутреннему желанию (подобно детям, из страха наказания выполняющим запреты родителей), все же общество из таких людей подает надежды. И сам Бог будет в дальнейшем помогать духовным стремлениям этого народа. В противном случае, как сказано в Священном Коране, "Аллах не будет руководить народом нечестивым". Аль Фараби доказывает необходимость того, что если зло, исходящее от какого-нибудь человека, нельзя устранить ни добродетелью, закрепленной в его душе, ни воздержанностью, то такого человека нужно изгнать из Города!

Правитель и духовно созревший Авангард Города могут и должны исцелить народный организм. Политические деятели делают нравы жителей городов хорошими, приучая их делать добро, определяя наказания и взыскания по справедливости, поощряя мудрецов и благочестивых. Поэтому Правитель и его Советники сравниваются с опытным врачом, исцеляющим поврежденные органы тела. Доверие к "специалисту" и кратковременное принуждение здесь неизбежны, и дай Бог, чтобы народ в своем большинстве осознал эту необходимость и доверился знающим. "Как больным телом при расстройстве их чувственного восприятия сладкое кажется горьким, а горькое сладким, благоприятный предмет в каком-то образе представляется неблагоприятным, а неблагоприятный образ представляется благоприятным, точно так же злым и порочным людям, когда они больны душой, злые дела кажутся добрыми, а добрые – злыми", – пишет аль Фараби .

Истинная Философия и Педагогика доказывают, что неприятные на первых порах привычки вскоре станут подлинной природой, нравом и внутренней потребностью человека. Поэтому необходимо самому и при мудром наставничестве учителей шлифовать, совершенствовать свою душу. Отсюда другой образ в учении аль Фараби – сравнение мудрой, философски обоснованной Политики с Искусством: "Положение, при котором обретаются нравы, подобны положению, при котором усваиваются искусства"…

Назира Нуртазина (профессор КазНУ им. аль Фараби)

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1362715560


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы утвердили повестку заседания Палаты
- Мажилис рассмотрит законопроект о противодействии торговле людьми
- Правительство приступило к реализации масштабных инфраструктурных инициатив Главы государства
- Банковские войны
- Олжас Бектенов обсудил с исполнительным вице-президентом "Шелл плс" Питером Костелло перспективы наращивания казсодержания
- Госсоветник провел совещание по вопросам реализации инициатив Главы государства, озвученных на III заседании Национального курултая
- Олжас Бектенов обсудил с главой ЕАБР Николаем Подгузовым вопросы совместной реализации инфраструктурных проектов
- Депутаты Мажилиса ознакомились с планом работы Минздрава
- Россияне сплотились вокруг президента: политолог из Казахстана о выборах
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх