Ф.Голованов: Драма театра. Был в Бишкеке Русский драматический театр, а стала... 09:11 27.03.2013
Драма театра
Это только, кажется, что от перемены слов смысл фразы не меняется. На самом деле, особенно если речь идет о Киргизии, измениться может очень и очень многое. Был в Бишкеке Русский драматический театр, а стала драма русского театра, причем, очень возможно, что был русский, а станет киргизский. Во всяком случае, события последних дней, разворачивающиеся вокруг одного из последних островков русской культуры, наводят именно на такой печальный исход.
Традиционно, вне зависимости от партийной принадлежности и политических взглядов киргизские чиновники рассматривают свои должности исключительно как средство извлечения доходов, причем для себя лично, естественно. С какой завистью, наверное, смотрел на своих более удачливых коллег, которым в "кормление" достались более тучные нивы народного хозяйства, министр культуры Ибрагим Джунусов, пока его не осенило, что и от культуры может быть польза - стоит только обложить ее налогом. Вот после этих титанических напряжений чиновничьего труда директору Русского драматического театра Борису Воробьеву была прямо объявлена сумма ежемесячного налога в 5000$, после уплаты которого в личную кассу министра, театр вновь бы мог "жечь сердца глаголом".
Но так как такую сумму театру взять просто неоткуда, а работать все же хочется, то Борис Воробьев объявил о "неприличном предложении" министра в прессе в надежде найти хоть какие бы то ни было правду и справедливость. Наивные они все-таки, эти люди искусства. Думают, что в жизни, как и на сцене, добро всегда должно побеждать. К великому сожалению, реалии сегодняшней Киргизии далеки от гуманистических идеалов и поражают своей извращенной логикой. С одной стороны, каждый крупный киргизский политик первым делом должен выклянчить у России хоть какие-нибудь кредиты для поддержания "государственных штанов", а с другой стороны колпак Манаса жмет на мозг, заставляя его обладателя выпячивать грудь и надувать щеки. "Кыргызстан для киргизов" - это не бред одинокого в своем маразме шовиниста, а вполне сложившаяся в стране система ценностей, исходя из которой и строятся отношения с другими народами, попавшими в графу "национальные меньшинства".
Сегодня внутри страны антирусские настроения продолжают расти, при этом часто инициатива исходит от властей, в лучшем случае это творится при их молчаливом согласии. Разграбление храмов, осквернение кладбищ, безграмотные и некорректные высказывания политиков, националистические погромы и поджоги, направленные против турок и русских, живущих в селах Прииссыккулья, передел российского бизнеса и ущемление российских телеканалов. К этому списку можно прибавить поджоги русских заведений торговли и питания. Причем никого уже не удивляет, что силовые структуры и правоохранительные органы бездействуют. Хотя парламент и правительство Киргизии, понимая, что националистический имидж страны за ее пределами может стать причиной, мягко говоря, недружелюбного отношения со стороны иностранных партнеров, стараются предпринимать некоторые шаги по стабилизации ситуации, но чаще всего эти меры носят половинчатый или даже показушный характер.
Как утверждают правозащитные организации страны "в настоящее время происходит вытеснение профессиональных кадров по этническому признаку, правоохранительные органы не реагируют должным образом на обращения о защите нарушенных прав граждан, происходит захват чужой собственности, не обеспечивается безопасность, в публичном пространстве и в СМИ распространяются проявления нетерпимости и пропаганда исключительности по религиозному, региональному и этническому признакам. При этом такие действия оправдываются ложной заботой о сохранении самобытности, наследия и духовной безопасности кыргызского народа. Эти вопросы, безусловно, требуют внимания, но должны решаться другими, не дискриминационными методами".
Так что дело конечно не в одном театре, а общей тенденции воинствующего национализма, который стал главным фактором, определяющим внутреннюю политику страны. И нет сегодня в Киргизии ни одной сферы экономической, общественной или культурной жизни, куда эти метастазы еще не добрались, или не доберутся в самое ближайшее время.
Федор Голованов
|