КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 03.05.2013
19:11  В Таджикистане стали глушить российскую радиостанцию "Звезда"
19:02  На казахстано-кыргызской границе близ Чалдовара рухнул топливозаправщик ВВС США Boeing KC-135 Stratotanker
18:05  Спецслужбы Киргизии разыскивают авторов листовок в поддержку Царнаева
15:41  64.000 кв. метров "многолетних насаждений". Президент КР А.Атамбаев обнародовал декларацию о доходах за минувший год
14:07  А.Мирзо: Таджикистан - поглощенный коррупцией и клановостью
12:47  В Казахстане появится свой "Голливуд" - "Kazakhwood"
12:43  "Елубаев, вон из КГУ!". Студенты госуниверситета в Кокшетау протестуют против нового руководства

12:41  "Новое препятствие для инакомыслящих". В Узбекистане для выезда за рубеж потребуется справка об отсутствии венерических заболеваний
12:05  Муфтий указал. В мечетях Кыргызстана помолятся за души погибших в Великой Отечественной войне
12:01  Мраморные члены олимпийцев шокировали мусульман Катара
11:57  Ф.Умаров: Особенности ислама в таджикском обществе
10:30  Т.Исаханов: Из-за того, что казахстанская управленческая элита ничего не может в настоящем, она усиленно ищет грандиозные мифы в прошлом
10:27  900 человек арестованы в Китае за продажу мяса крыс под видом говядины
10:14  Динозавры в Вахше? Найденный скелет существа (фото) вызвал бурную дискуссию среди ученых
09:41  В Кыргызстане подполковника милиции Елену Аильчиеву лишили звания из-за... нехватки 1,5 см роста
09:37  Три американских сенатора Доул, Ригл и Джонстон незаконно получали зарплату в кыргызском АзияУниверсалБанке
09:34  В Пакистане убит прокурор, расследовавший дело об убийстве Беназир Бхутто
09:28  Авазбек Абдуразаков назначен послом Кыргызстана в Афганистане
09:24  Е.Касумова: Время торжества таких глобальных концепций как создание "Шиитского Полумесяца", "возрождение Халифата" и турецкого "неоосманизма" - никогда не наступит
09:21  Daily Telegraph: Стюардессам турецких авиалиний запретят красную помаду, тату и парики
09:17  Китайский рынок ПК стал крупнейшим в мире
09:10  В.Осипов: Куда ведут Туркменистан МНПО?
09:07  Таджики из Узбекистана спешно покинули нелегальное поселение в казахстанском Темиртау
09:04  Как покупают "президентов". Депутаты Джирги потребовали от Карзая отчета по левой зарплате от ЦРУ
08:57  Т.Аманов: Перегнули вилку. Отчего казахстанские работодатели так неистово щедры к иностранным сотрудникам
08:54  Т.Саратанбеков: Ошские бои без правил. Бек Мырзакматов VS "Бек-Султан"
08:51  В Казахстане разработали полезную онлайн-видеоигру "X-Роуд", которая "сподвигнет подростков к здоровому образу жизни"
08:41  К.Сарткожаулы: Скифы – все-таки тюрки. То, что Чингисхан казах, – абсолютно дилетантское утверждение...
08:07  Р.Каландаров: Доходы важнее здоровья людей. Анзобский ГОК - еще одна "черная точка" на карте Таджикистана
08:04  Ж.Айдаров: Баткен. Годами накопившиеся приграничные проблемы не решаются властями
07:55  А.Павлов: Героиновые поезда "интеграции". О чем молчит Таджикистан?
07:51  В.Ферсович: Штурм Бастиона. Чужие против хищников (афганские очерки)
07:43  С.Мендубаев: На мелочах залетают саперы и строители Евразийского союза
07:40  А.Каминский: Мозги навынос. Казахстанский рынок труда отличается некоторой парадоксальностью
07:37  Конец "Евразии". "Системообразующие" казахстанские олигархи Машкевич, Шодиев и Ибрагимов уходят из страны?
07:33  У.Турдалиев: Сколько еще пограничных конфликтов может выдержать Киргизия?
07:31  "Учур": КырОппозиция готовит 10-тысячный "пеший ход в Барскоон" с перекрытим автотрассы на Кумтор
06:49  "Казахтелеком" стал владельцем Digital TV
Четверг, 02.05.2013
14:48  Турнир по метанию яиц на кубок Цуканова пройдет в Атырау
12:11  А.Ломакин: Обычное право туркмен (Асхабад, 1897)
12:00  Д.Сулеев: Зачем нужна интеграция? Как на Байконуре резали правду-матку
09:41  В алматинском бомжатнике оказался именитый врач из Болгарии
09:39  Астана. На репетиции 1-го боевого парада КазАрмии перевернулся армейский Hummer - погиб солдат-десантник
09:35  Восточный коронавирус и китайский птичий грипп: двойная пандемия?
09:33  Нет - "никоху"! В Узбекистане будут наказывать за вступление "в фактический брак" с лицом до 18 лет
09:27  Каип Джаманов: Как США помогают Кыргызстану "демократию" строить
08:54  Новый муфтий Киргизии Эгембердиев публично обвинен в коррупции. Как и его предшественники...
08:52  Кереге.kg: Как криминал ведет за собой власть на веревке, вдев в ее нос кольцо?
08:49  Союз мусульман Казахстана хочет переименовать инициатора переименования северных городов
08:47  В.Сафонов: "Манас", как много смыслов в этой базе
08:44  Д.Данилова/К.Пахалюк: Братья-террористы. Почему взрывники-одиночки находят лазейки в американской системе безопасности
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
Ф.Умаров: Особенности ислама в таджикском обществе
11:57 03.05.2013

Проблема роли и места ислама в таджикском обществе обширна. Ислам в Таджикистане нельзя рассматривать как однородное явление, так как он имеет свои отличительные черты и разных последователей. Следовательно, выполняет функции разнопланового характера. В этом отношении следует сказать, что ни одно идейно-политическое образование или движение не может быть единообразным в пределах страны, если страна не тоталитарная или теократическая. Обычно та или иная идеология или религиозное сознание партикулярны, то есть ее придерживается определенная группа людей или партия, наряду с другими идеологиями в лице других групп или партий. Поэтому те, кто говорят об объединяющей роли религии, на деле стремятся к тоталитаризму или теократии. Пример Афганистана, Ирака, Пакистана и других мусульманских стран показывает, что религия не ведет к консолидации страны, тем более в условиях полу демократии, у демократии другие объединяющие факторы. ( К примеру, в Иране сунниты составляют более 20 % населения, но согласно законодательству данной страны им разрешено иметь два места в парламенте, а зароастрийцам всего лишь одно место). Доказательством неспособности религии объединять народы является разделенность мира ислама по различным мусульманским конфессиям, часто противостояние между ними. (В стабилизации ситуации в недавних событиях в Хороге позиция Ага-хана благодаря гибкой политике Э. Рахмона относительно взаимоотношений государства и религии сыграла важную роль ). Таким же был и мир коммунизма, были даже войны между коммунистическими странами. Вместе с тем, надо сказать, что есть политические идеи, объединяющие страну, но не путем искоренения других идеологий. Подавлению и искоренению подлежат радикальные движения, вызывающие экстремизм и систему насилия.

В Таджикистане существует плюрализм идеологий и религий: суннизм, исмаилизм, демократическая идеология, ориентированная на Запад, коммунистическая идеология, ориентированная на СКП-КПСС, КПРФ, КНР, политический ислам и другие, например, подпольные. Поэтому назвать Таджикистан тоталитарным государством было бы натяжкой. Это не тоталитарная авторитарная полу демократия. Другими словами, религия в стране не единая, не единообразная.

Беглый анализ религиозной ситуации в Таджикистане показывает, что относительно функций ислама существуют несколько позиций, которые можно разделить следующим образом:
Несмотря на светский характер таджикского государства, религия играет важную роль во внутренней и внешней политике Республики Таджикистан. Это проявляется, прежде всего в попытках установить зарплату официальным имам-хатыбам за счет госбюджета, увеличении числа исламских учебных заведений, мечетей, паломников и т.д. ( Если в первые годы независимости число паломников составляло 550 человек, то в 2012 году оно составило 5, 5 тыс. человек, что больше в десять раз с предыдущими годами).

В данном случае религия используется властями не как фактор консолидации таджикского общества, она не способна сделать это, а как народная альтернатива радикальному и политическому исламу. С учетом опыта гражданской войны, когда ислам приобрел региональный, групповой и политический характер, правительство выдвигает на передний план народный ислам. Появление политического ислама в условиях страны, где действовал народный ислам, привело к расколу таджикского общества, в том числе и на религиозной почве. Наряду с этим в рамках конституционных принципов взаимоотношение властей с традиционным и политическим исламом в лице ПИВТ осуществляется с целью укрепления демократических институтов общества и в рамках светских основ государственности. Это проявляется, прежде всего, в поддержке традиционным духовенством светской власти и признании исламской политической партией светского характера таджикской государственности. Политическая борьба ПИВТ как оппозиционной партии в настоящее время имеет в основном социально-экономический характер, и в ряде случаев касается прав человека. Часто ПИВТ рассматривает борьбу за права человека в аспекте свободы политическому исламу. На первый взгляд традиционный ислам в Таджикистане аполитичен, и в основном якобы выполняет духовные функции для укрепления моральных основ светского государства в рамках предложенной некоторыми одиозными фигурами идеи справедливого шаха (Шохи Одил). Но на самом деле народный ислам столь же политичен, как и политическая партия, но его политичность заключается в лояльности властям, отказе от захвата власти мирно или насильственно. В целом так было на протяжении многих веков.

Относительно внешней политики РТ исламский фактор впервые был использован постсоветскими властями с целью закрепления своей легитимации в таджикском обществе, где в 90-ых годах прошлого века в результате создавшегося идеологического вакуума идеологическое поле стали заполнять исламские ценности, в том числе под влиянием некоторых зарубежных мусульманских стран, а также усиливаться религиозные настроения. Усиление исламского вектора во внешней политике РТ на данный период было не только попыткой властей порвать со своим атеистическим прошлым и представить новое таджикское государство как независимую страну на мировой арене, в том числе и в мусульманском мире. Но кроме этого, власти используют исламскую внешнеполитическую альтернативу для того, чтобы вынуждать неисламские великие силы современности выполнять свои обязательства по отношению к Таджикистану. Не случайно, что первый визит первого президента РТ Р.Набиева в условиях независимости состоялся в Исламскую Республику Иран. Его визит вызвал стремительный визит Дж. Бейкера – Госсекретаря США в Душанбе (февраль 1992) и прорвал американский изоляционизм по отношению к Таджикистану. Здесь был и вопрос о будущей принадлежности таджикского уранового ресурса. Вместе с тем, установление дипломатических отношений с мусульманскими странами на данном этапе было одним из основных показателей независимости РТ, так как в советский период в силу идеологических установок того времени РТ как часть СССР находилась в конфронтации с большинством стран мусульманского мира.

Динамика взаимоотношений РТ с другими мусульманскими странами в период независимости показывает, что они не противоречат национально-государственным интересам РТ и реализуется в рамках стратегических целей государства. С 1997 года по настоящее время мусульманскими странами и международными исламскими организациями было выделено РТ в виде грантов и беспроцентных кредитов более 111 млн. долл. США для развития различных отраслей жизнедеятельности страны.

Одной из тревожных тенденций в политической жизни таджикского общества является исламизация всех сторон общественной жизни, что ставит под угрозу само существование таджикского государства как светского образования. Ислам в отличие от других стран постсоветского пространства представляет собой динамичную политическую силу в лице ПИВТ и характер власти в будущем будет в определенной мере зависеть от того, насколько правительство сможет воспрепятствовать политизации исламского фактора. Речь идет о политизации ислама данной партией, что не может не влиять на политические процессы в таджикском обществе. Политический ислам представляет собой не только одно из идейных течений современного мусульманского мира, но также попытку реализовать политическую концепцию исламского государства, которая была изложена в трудах мусульманских реформаторов 19-20 веков, таких как Афгани, Мавдуди, Абдо и т.д.

Важным препятствием на пути политизации исламского фактора в Таджикистане является тесная связь страны с СНГ, Россией и странами Центральной Азии. От мудрости руководителей этих стран зависит, в конечном счете, защита самих названных стран от религиозно-политической эрозии и дестабилизации.

Хотя на данном этапе ПИВТ открыто не заявляет о выше названной стратегии, в ее деятельности наблюдается попытка политической исламизации таджикского общества, что напоминает тактику "Братьев- мусульман" в период правления Хосни Мубарака в Египте. С другой стороны, реализация данного проекта является политической установкой основателя данной партии Сайида Абдуллохи Нури, который утверждал, что "будущее региона (имеется ввиду ЦА) кроется в Исламе. (Ояндаи дури минтака Ислом аст)". Данный концепт также отражен в лозунге официального издания данной партии "Наджот" - "Зиндаги маънои Куръон асту бас!", т.е. смысл жизни заключается только в Коране, что латентно не приемлет светские устои таджикской государственности в их современной интерпретации. Не смотря на то, что данная партия была вынуждена признать светский характер государства, данный конституционный принцип не соответствует ее идеологическим установкам относительно построения исламского государства. Наряду с этим, нужно отметить, что в отличие от других максималистских исламских организаций, национальный компонент, хотя и в форме местничества, занимает важное место в ее идейных установках. Следовательно, для достижения своих окончательных целей ПИВТ движется не только по пути исламизации таджикского общества, но и его национализации. В этом и заключается амбивалентность ее полностью несформировавшейся идеологии. Не исключено, что данная идеологическая амбивалентность в рамках ПИВТ есть результат трансформации идейных установок от радикализма 90-х годов прошлого века к национализму с целью расширения электората в таджикском обществе.

Религия как инструмент реализации геополитических интересов также является одной из специфических особенностей Ислама в новом Таджикистане. В период независимости появился ряд максималистских исламских движений и партий, не признающих как национальные, так и демократические и традиционные религиозные ценности мусульманской общины Таджикистана. "Хизб-ут-тахрир ал-ислами" является одной из таких организаций. Целью данной партии в отличие от партий местного характера является образование транснационального государства в форме мирового исламского государства - "Хилофат". Данная партия также в отличие от партий "местного назначения" имеет глобальный характер, хотя в рамках своей концепции "талаб-ун-нусра" исходя из создавшихся условий, может сменить тактику. Речь идет о концепции "поиска защиты", согласно которой, партия может поддержать любой государственный переворот во имя ислама. Данная концепция не исключает в определенное время локально сотрудничать с партиями и движениями протестного характера. Хотя данная партия заявляет, что она выступает за добровольное принятие ее идей и отвергает создание военного крыла, на самом деле ее деятельность в некоторых странах мусульманского мира говорит об обратном. Так, в 70-ых годах прошлого века она подстрекала часть служащих иорданской армии к свержению иорданской монархии. В результате 72 ее члена данной партии во главе со своим лидером Ахмадои ад-Дауром были казнены.

Другими словами, она выполняет идеологическую функцию в случае наличия антиправительственных настроений для их мобилизации в рамках своих программных установок.

В добавление к этому, данная партия как инструмент реализации геополитических интересов некоторых государств, оказывает сопротивление всякому проекту направленному на социально-экономическое развитие мусульманских стран, так как идея создания "хилофат"-а в какой –то мере может приобрести поддержку в неразвитых в социально-экономическом плане стран. Недаром, ХТИ в одной из своих листовок "аннулировала акционерное общество и таким образом, объявила приобретение акций Рогунской ГЭС со стороны мусульман недозволенным - "харом"".

Как показывают некоторые прогнозы, в ближайшем будущем в таджикской религиозной среде усилится роль тарикатов в силу их исторической популярности среди народа. Этому способствуют также следующие факторы:
ПИВТ как политическая партия выражает интересы определенных групп таджикского социума и не имеет глубокие корни в таджикском традиционном обществе. Исторически политической культуре мусульман Таджикистана не свойственно создание политических партий на основе религии. Данное явление в политической жизни мусульманского мира, в том числе и таджиков, появилось под влиянием западной политической культуры. Если данные партии и приходят к власти в зависимости от определенных исторических условий, они не пользуются популярностью среди широких масс.

Традиционное духовенство в силу своей зависимости от властей, воспринимается большинством мусульман как "хукуматй", т.е. как "правительственное духовенство", которое частично разделяет интересы властей в ущерб интересам мусульманской общины.

На этом фоне в последние годы на религиозной арене Таджикистана начали активно функционировать суфийские братства (тарикаты) и обретать популярность среди своих последователей, что свидетельствует об усилении тенденции отчужденности определенной части населения, как от традиционного ислама, так и политического.

Не исключено, как уже было отмечено, что тарикаты в ближайшем будущем приобретут былую мощь в лице последователей Джалолиддина Руми, Абдурахмона Джоми, Ходжа Ахрори Вали, Бахоуддина Накшбанда и других выдающихся суфиев средневековья.

Выводы и заключения:

1 Под влиянием различных факторов сформировалась отличительная черта мусульманской общины Таджикистана, и, следовательно, во взаимоотношениях государства и религии необходимо учитывать эти особенности. Таджикистану как традиционному обществу, взявшему курс на построение светского и демократического государства необходимо учитывать как традиционные, так и светско-демократические ценности с целью балансирования интересов членов общества. Речь идет о выработке своей модели взаимодействия с исламом, а не копирования с западных стран, где религия имеет свои специфические особенности, и прошла через процесс модернизации;

2. Глобализационные процессы могут привести к конфликту традиционных исламских норм с нетрадиционными ценностями, навязываемых наднациональными исламскими движениями как "Хизб-ут-тахрир", "салафия" и т.д. Светским правящим элитам необходимо при соблюдении демократических норм, заявленных в Конституции РТ также принять все необходимые меры для укрепления патриотического аспекта ислама в рамках идеи Августина Блаженного: "Любовь к родине укрепляет дух христианства!";

3. Необходимо в целях устранения дисбаланса в идеологических установках общества проводить в жизнь идею подлинной светской культуры, которая не ущемляет права верующих, и ограничивает неумеренное стремление к политизации исламского фактора;

4. Необходимо всемерно развивать светские культуру, образованность, науку, развивать демократическое сознание. Для этого решительно повернуться к системе образования, которая крайне ослабла в годы самоубийственной войны и независимости и по причине коррупции и низкого уровня жизни преподавателей;

5. Всемерно развивать культурные отношения со светскими государствами, наряду со странами мусульманского мира. От дальновидности руководителей светских государств зависит судьба светского Таджикистана, важно, чтобы они не проводили политику двойных стандартов: ослабление исламского фактора у себя и разжигание его у других.

Фаррух Умаров
e-mail: farukh-28@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1367567820
Новости Казахстана
- Сообщения об итогах выборов акимов сельских округов
- Данияр Ашимбаев: Маленькая победоносная война
- Проект века
- Какие изменения внесены в Налоговый кодекс
- Министр М. Мирзагалиев принял участие в работе четвертой Центрально-Азиатской конференции по вопросам изменения климата
- В Алматы продолжаются отключения электроэнергии
- Миллиарды девать некуда?
- Бывший мулла осужден за изнасилование несовершеннолетней
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 июля 2021 года №622
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх