Б.Хабибуллоев: Гнев народа. Почему растут ряды таджикской оппозиции 08:03 23.05.2013
Гнев народа. Почему растут ряды таджикской оппозиции
Раздираемый социально-экономическими проблемами Таджикистан, давно уже вошедший в учебники по политэкономии как пример того, как не должно развиваться государство, рискует потерять последнее, что у него осталось - баланс между действующей властью и оппозицией и основы самоидентификации народов, населяющих республику.
Таджикистан - многонациональное государство, подавляющее большинство населения которого традиционно исповедует ислам, как религию предков, на которой основаны культурные ценности и обычаи. Эхо от высокопарных речей главы государства, в которых он обозначил курс на сохранение национально-культурных ценностей, принятый в противовес западной информационной экспансии, давно утихло в горных ущельях. Сегодня задача сохранения преемственности культурных и национальных традиций и обычаев в Таджикистане не заботит никого. Помыслы бывшего председателя коллективного хозяйства Эмомали Рахмона направлены только на удержание собственного кресла и увеличение семейного капитала. Национальная идеология ограничена исключительно запретительными механизмами и курируется репрессивной машиной силовых органов республики. Как следствие Таджикистан - единственная страна на постсоветском пространстве, в которой наиболее сильное оппозиционное движение представляет собой религиозную организацию и имеет почти миллион последователей во всех регионах республики.
Им есть, что сказать людям. Своим безразличием правительство вложило в руки оппозиции мощные аргументы для проведения пропагандистской работы. Вместо того, чтобы вплотную заняться регулированием и направлением ситуации в нужное русло и максимально приблизить законодательство и осуществляемые реформы к традиционно-религиозным нормам, при этом сохраняя лицо демократического государства, Рахмон отправляет на оппозиционеров танки и вертолеты, занимается убийствами и уголовным преследованием лидеров оппозиции, что еще больше укрепляет их позиции среди населения.
Сегодня уровень общественной популярности лидеров "Партии Исламского возрождения Таджикистана" - М.Кабири и известного религиозного деятеля страны Хожи Акбара Тураджонзода реально высок. Около 90 процентов верующей части населения страны поддерживают Кабири и Тураджонзода за их смелые взгляды и упорное сопротивление правительственному давлению.
Этого следовало ожидать. На фоне бездарного управления государством, представителям оппозиции не составляет никакого труда представить своим последователям более взвешенную программу развития страны. Тотальная коррупция во всех сферах и уровнях государственной власти обеспечивает оппозиции максимально благодатную почву для распространения своих идей и взглядов. Ряды партии с каждым годом пополняются новыми последователями. За март-декабрь 2012 года численность активных сторонников партии увеличилось на 5000 членов и составило 48 тысяч человек.
Главным козырем в программе ПИВТ, после борьбы с коррупцией, является экономическая составляющая. Сегодня Таджикистан - самое отсталое государство во всем СНГ. Дефицит бюджета носит хронический характер. Последние годы работы Э.Рахмона практически полностью состоят из поиска кредитов у зарубежных организаций.
Социальные программы отсутствуют, около двух миллионов таджиков работают в России и Казахстане. Правительство и народ Таджикистана разделены. Главный принцип взаимодействия - ты меня не трогай и я тебя не буду трогать. Каждый, то есть народ и правительство, зарабатывают себе на жизнь самостоятельно, население еще и налоги платит.
Особенно слабо защищенные слои населения, крайне недовольны реформами правительства в области экономики. Нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, высокая стоимость коммунальных услуг, отсутствие уверенности в завтрашнем дне вырабатывает в обществе протестный рефлекс и толкает его в объятия оппозиции. Здесь уже не имеет большого значения - будет ли это ПИВТ, или кто-либо другой. Главное - не Рахмон. Люди доведены до такого состояния, что верят в то, что любой другой человек, способный взять на себя ответственность за управление Таджикистаном, сделает для них больше.
Лидеры действующей оппозиции активно пользуются создавшейся ситуацией. Для пропаганды собственных идей ими используется Интернет, в частности социальная сеть Facebook, где раз брошенное ими слово превращается в волну, которая распространяется уже обычными пользователями по электронному пространству. В нынешнем году эта волна, на гребне которой находится лидер партии М.Кабири как основной претендент на пост президента страны после Э.Рахмона, грозит выплеснуться на таджикские улицы. Оппозиция, вне всякого сомнения, сыграет немаловажную роль в выборах 2013 года в Таджикистане. Пожалуйста, подождите Бадриддин Хабибуллоев
|