Б.Советбеков: В Кыргызстане криминалитет срастается с религиозным экстремизмом 18:57 23.09.2013
В последнее время в Кыргызстане все отчетливее проявляются факты сращивания организованной преступности с действующими в стране религиозно-экстремистскими организациями. Поначалу эти явления наблюдались только в пенитенциарных учреждениях, но сейчас эти процессы, как говорится, "вышли на волю". Многие осужденные за общеуголовные преступления стали вступать в ряды религиозно-экстремистских организаций. К примеру, сторонники "Хизб ут-Тахрир" развернули широкую пропагандистскую работу среди осужденных, в том числе имеющих серьезное влияние "на воле".
В связи с этим, правительством было принято решение об объединении усилий государственной службой исполнения наказаний (ГСИН) и Муфтиятя. Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) будет внимательно следить за мечетями и молельными помещениями, находящимися в пенитенциарных учреждениях. По информации ГСИН, во всех подобных учреждениях есть мечети, а в следственных изоляторах - молельные помещения. Кроме того, ДУМК будет направлять туда имамов, которые станут проводить для спецконтингента обучающие лекции по пятницам.
Буквально за месяц специально созданная группа, состоящая из муфтия, представителей милиции и спецслужб побывала во всех тюрьмах. В общем, в исправительных учреждениях читают намаз от 400 до 900 заключенных. Их пытаются направить на путь традиционного ислама. В прошлом году для противодействия религиозному экстремизму была поднята инициатива об отдельном содержании осужденных за такие преступления, но ее не поддержали. Теперь руководство ГСИН планирует построить на территориях тюрем отдельные камеры и содержать их там.
Кроме этого изменился порядок назначения имамов в мечетях пенитенциарных учреждений. Если ранее имамов мечетей в тюрьмах избирали из числа заключенных, то теперь этот процесс необходимо согласовывать с ДУМК, т.е. зоновские имамы не будут избираться из числа заключенных. Служители Муфтията отмечают, что были случаи, когда осужденные представители "Хизб ут-Тахрир", "Салафия" и других религиозно-экстремистских организаций смогли объединить вокруг себя других заключенных и выбрать имама из числа своих сторонников.
У каждого имама в тюрьме берется расписка о том, что он будет проповедовать только традиционный ислам, в противном случае его уволят с работы. Если же священнослужитель не подписывается, то ДУМК безоговорочно освобождает его от занимаемой должности, полностью запрещает быть имамом в какой-либо мечети. На сегодняшний день около 60 имамов подписались под такими документами, но есть и те, кто отказывается это делать.
Сращивание криминала с религиозным экстремизмом, как в закрытых учреждениях, так и на воле - очень опасный процесс. Некоторые эксперты задаются вопросом: криминал использует экстремизм или экстремизм пользуется криминалом? В Кыргызстане ответ очевиден - здесь экстремизм использует криминальные группировки. Известно, что экстремизм использует в своих целях все нежелательные для общества элементы, в том числе криминальные.
Экстремисты смогли подстроить свои радикальные идеологические догмы под идеологию криминалитета. Даже есть общие термины широко применяемые как в экстремисткой, так в криминальной среде. Например, термин "брат, братья". В некоторых случаях, они копируют и структуру. С другой стороны, они свои преступные действия объясняют религией. У них есть возможность еще более эффективно воплощать свои преступные идеи. Это объясняется тем, что они могут долго избегать ответственности, прикрываясь религией. Кроме того, это новое явление, и поэтому сотрудники правоохранительных органов не всегда это понимают. Например, если представитель ОПГ стал посещать мечеть, это воспринимается, как будто он отошел от "дел".
Самое плачевное в этой ситуации то, что правительство поздно обратило внимание на эти процессы. Сращивание криминала и религиозного фактора началось давно, однако этот вопрос в большей части скрывался, чтобы лишний раз не привлекать внимание к таким проблемам как терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик и коррупция. Применительно к Кыргызстану все эти угрозы очень тесно переплетены между собой, эти проблемы наслаиваются друг на друга, и разрешить их в отдельности просто не возможно. А решать комплексно такие задачи не под силу ни одной стране мира, не говоря уже о политически нестабильном Кыргызстане. Поэтому сейчас проблема сращивания криминалитета с религиозным экстремизмом еще только на стадии обсуждений, государство же до сих пор не предпринимает должных мер. Естественно, это влияет на безопасность всей страны, а если, учитывая фактор наличия хронической нестабильности, то эти процессы можно оценивать как еще одну серьезную угрозу безопасности для всех стран Центрально-Азиатского региона.
Бакытбек Советбеков
|