Б.Дердешов: Кыргызстан - цена закулисного бизнеса 21:11 25.09.2013
Два десятка лет назад работа в правоохранительных органах Кыргызстана считалась престижной. И попасть туда было трудно. Требования к кадрам были высокие, да и биография должна была быть чистой. Однако времена изменились. И желающих попасть туда, хотя в стране безработица страшная, заметно поубавилось. И все потому что, по мнению одного из сотрудников милиции это все равно, что вступить в "клуб самоубийц". Недавно ГКНБ признал факт суицида в СИЗО бывшего сотрудника милиции Самата Айдарбекова. Государственная служба по контролю за наркотиками до этого сообщала, что оперуполномоченный главного управления МВД Кыргызстана Самат Айдарбеков был задержан в Бишкеке при попытке перевозки крупной партии наркотиков - 16 кг героина и 43 кг гашиша. "За время содержания в следственном изоляторе за Айдарбековым отмечались признаки психического расстройства, выраженные в эмоциональной неустойчивости, быстром раздражении и намерениях суицидального характера", - пишет в официальном сообщении ГКНБ (неясно, кто определил признаки психического расстройства, врачи республиканского центра психического здоровья этого не обнаружили).
А причина стремления показать психом наркокурьера вполне основательная. Слишком много в этом деле замешано чиновников, чтобы позволить жить арестованному. А поскольку есть признаки психического расстройства, так значит легче отправить на тот свет свидетеля. То есть, нет человека, как говорится, нет проблем.
А в практике силовиков немало подобных фактов. Неугодные лица не доживают до суда. И все потому, что с головой у всех, почему то не в порядке. Конечно, можно сказать, что у кого в порядке голова, те вряд ли бы попали в сети правосудия. Но, увы, и так бывает. История смерти сотрудника УБДД Айбека Эшбаева тоже полна загадок. Зимой 2012 года его задержали по подозрению в получении взятки в 100 долларов США. Во время допроса он пытался выпрыгнуть со второго этажа прокуратуры, в СИЗО ГКНБ вскрыл себе вены, а потом все-таки с третьей попытки повесился на женском шарфе. Вроде бы и сумма незначительная, что стоило ли лишать себя жизни? Заместитель прокурора Бишкека Азиз Алиев немного прояснил обстановку: во время задержания в машине А.Эшбаева были обнаружены 30 материалов по ДТП, незарегистрированных. "Мы ведь все пока не рассказываем…", - многозначительно сказал тогда А.Алиев. Действительно, лучше на свой роток накинуть платок, иначе сделают тебя психом или заставят, как этого парня накинуть петлю на шею и замолчать навечно.
О каком же правовом государстве можно говорить в Кыргызстане, если подобные факты стали обычным явлением. "Рыба гниет с головы", - гласит народная мудрость. Чиновники развивают свой черный бизнес, совершают противоправные действия, однако, худо тому, кто это возьмет в производство. Цена такого смелого поступка иной раз равняется, как показала практика, сама жизнь.
Закулисные разговоры политического бомонда давно сделали достоянием все махинации в строительстве нынешнего премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева. Сейчас по его стопам смело идет братишка. Однако открыто сказать побаиваются. Недалеко от "Манаса" незаконно вырубаются деревья и отправляются за рубеж на производство мебели. Экологи как-то слабо намекнули об исчезновении редких пород растительности и замолчали. Поперек батьки никто так и не осмелился ничего сказать. Члены семьи и родичи главы кабинета министров взяли под свой контроль и строительство элитной части столицы. Понятно же, бедные там не селятся. А богатым несподручно жить в квартирах общей планировки. Деньги ведь на это есть. Вот и действуют вопреки закону так называемые строители, убирая на своем пути детские сады, школы, бытовые объекты.
Притчей во языцех стали автобусные остановки в Бишкеке. Во все времена они были источником дохода каждого нового руководителя города. Как только к власти приходило новое лицо, ломали старые остановки и строили новые. На это выделились огромные средства из бюджета. Часть которых оседали в кармане чиновника. Сейчас внедряется проект по сдаче в аренду автобусных остановок, рожденный в умах руководства Бишкека.
В конце июля этого года премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев своим постановлением попросил депутатов внести ОАО "Кыргызтелеком" в список не приватизируемых компаний. Заместитель министра транспорта и коммуникаций Дуйшенбек Абдылдаев сообщил, что достроена волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) "Ош-Иркештам". А вот специалисты отметили, что "Кыргызтелеком" просто зарыл в землю 4 млн. долларов США кредита Китайского банка развития (по другим данным - $17,6 млн.). Широкие разногласия были и с китайскими партнерами. Но результат таких работ, как и следовало ожидать, отрицательный. Линия до сих пор не работает. А вот премьера это устраивает. Его противники поговаривают, что он хорошо погрел руки на этом строительстве.
Известно, что успех современной экономики во многом зависит от малого бизнеса и частного предпринимательства. Власти Кыргызстана это тоже хорошо понимают. Они даже создали фонд развития предпринимательства (ФРП). Но средства, к сожалению, выдаются не желающим начать свое дело, а распределяются в основном по знакомым и родственникам верхнего эшелона власти. Подобных эпизодов набралось на 63,8 млн. сомов. Большая часть кредитных досье сформирована на базе некачественных бизнес-планов, без подтверждения платежеспособности кредиторов. С них не требовали ни справок о размере доходов, ни о рентабельности бизнеса, а стоимость залогового имущества определялась "на глаз". По словам аудитора Счетной палаты Гульжан Эгимбаевой: "Ни в правительстве, ни в парламенте, ни в правоохранительных органах не нашлось желающих отреагировать должным образом на доклад о злоупотреблениях и хищениях в Фонде развития предпринимательства. Поэтому вряд ли предпринимателям из среды малого бизнеса стоит рассчитывать на государственную поддержку из этого источника".
Эксперты отмечают, что история Жогорку Кенеша изобилует многими примерами коррупции и недобросовестного лоббирования. По их мнению "депутаты каждого нового созыва регулярно, а подчас и несколько раз за созыв рэкетируют владельцев казино, заправок, предприятия иностранных инвесторов, которые хотят войти на рынок Кыргызстана… Многие из рэкетируемых объектов с нарушением закона ведут бизнес и поэтому легко становятся добычей депутатов, которым нужно "отбить" деньги, потраченные на выборы, и при этом еще хорошо заработать".
В качестве примера можно еще раз привести немецкого хирурга доктора Хагенса, который публично объявил, что некоторые депутаты вымогают у него 200 тысяч долларов в обмен на невмешательство в его работу в Кыргызстане.
Коррупция проявляется не только в требованиях и получении взяток за те или иные услуги, в написании нужных ответов и справок, запросов, в "наездах" на исполнительную власть, в трудоустройстве подставных лиц, родственников и близких в коммерческие структуры, но и в требовании средств на нужды партии и выборов, за "крышевание" бизнеса, за обещание предоставления льгот.
Сейчас чиновники стали намного наглее. И не дай Бог, чтобы их имена попали в поле зрения правоохранительных органов. Худо будет тем, кто затеет с ними тяжбу. Не случайно юристы Жокоргу Кенеша пишут, что депутат "не может подвергаться обсуждению, преследованию за получаемое в связи с депутатской деятельностью вознаграждение парламентария". Которое "может складываться из разного рода выплат: жалованья, компенсаций расходов, на содержание вспомогательного персонала, проезд, использование средств связи и пр.". Индемнитет депутатов, - заключают юристы, должен служить обеспечению финансовой, экономической и политической безопасности работы Жогорку Кенеша и обеспечивать стабильную, плодотворную и ни от кого не зависимую деятельность парламента". А любой бизнес депутатов, неважно какой, тоже тщательно охраняется. И ни кем-нибудь, а ГКНБ.
Не случайно же сотрудники правоохранительных органов, столкнувшиеся с черным бизнесом чиновников или их противоправными действиями и угодившие за решетку, часто кончают жизнь суицидом. Как говорится, не в свои сани не садись. Может из-за такой политики, экономика страны еще долго не будет возрождаться.
Болотбек Дердешов
|