Т.Юсупов: Точка опоры будущего ЦА-союза 12:02 26.09.2013
Во все времена безопасное развитие и стабильный рост экономики любой страны зависели от прочности и надежности ее связей с другими близлежащими государствами. В связи с этим, мечущийся Пакистан, вкусив горький плод сотрудничества с Вашингтоном, начал поиски друзей с хорошей перспективой - американская "золотая рыбка" оставила пакистанцев у разбитого корыта, хотя и обещала не хилые хоромы. Поэтому Центральная Азия стала одной из основных направлений развития сотрудничества Исламабада.
С намерениями прощупать общую ситуацию в Центрально-азиатских странах и в поисках опоры сотрудничеству 28 августа командующий Армией Пакистана генерал Каяни прибыл в Таджикистан. Казахстан является второй страной, которую он посетил 17 сентября.
Для рядового обывателя личность Каяни может показаться обычной и незнакомой, но не все знают, что за ней скрывается сильная фигура, которая находится у руля власти в Пакистане. Так, например, по версии журнала "Time" Ашфак Первез Каяни входит в двадцатку самых влиятельных политиков мира. Его также называют "теневым руководителем Пакистана", и его влияние распространяется не только на военных, он также имеет рычаги на правящую верхушку республики. То есть визит генерала Каяни являлся очень важным для Пакистана, поэтому "птица такого высокого полета" лично посетил Казахстан и решил некоторые вопросы сотрудничества.
Что заинтересовало человека такой величины посетить страны Центральной Азии?
Осенняя активизация руководства Пакистана в данном регионе объясняется стремлением Исламабада заполнить вакуум, который образуется после вывода коалиционных войск из Афганистана, увеличить товарооборот, усилить сотрудничество в сфере военного образования и вывести на Центрально-азиатский рынок пакистанскую военную технику, а также заручиться поддержкой глав-государств Центральной Азии при возможном вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Реализуя эти планы, Пакистан сможет составить серьезную конкуренцию своему давнему сопернику - Индии, которая, в свою очередь, имеет достаточно амбициозные планы в данном регионе. В последние годы Нью-Дели демонстрирует все более активную политику по распространению своего влияния в Афганистане. В Таджикистане индийцы ведут переговоры по возможному развертыванию своей авиабазы на аэродроме Айни вблизи Душанбе. В Казахстане индийская ONGC претендует на долю в гигантском нефтяном месторождении Кашаган.
В афганском вопросе Пакистану интересна позиция Казахстана, который, располагая широкими финансово-экономическими возможностями, пытается решить амбициозную задачу трансформации своего экономического потенциала в политическое влияние в региональных делах. В 2010 году Астаной выделено 50 миллионов долларов на образовательную программу для 1000 афганских студентов; в апреле этого года Казахстан принял конференцию стран "Стамбульского процесса" по урегулированию ситуации в Афганистане; в данной стране также реализуется ряд инфраструктурных проектов с участием казахстанских инвестиций.
Кроме того, весной текущего года министр обороны Казахстана Жаксыбеков в ходе своего визита в Афганистан выразил готовность оказать содействие афганской армии. В частности, речь шла о возможных поставках продукции казахстанского оборонно-промышленного комплекса, в том числе вертолетов, бронемашин, стрелкового оружия, средств связи и амуниции. Также обсуждался вопрос ремонта танков и других боевых машин афганских силовых структур на предприятиях в Казахстане.
Также на сегодняшний день ни для кого не секрет, что афганскую проблему нельзя решить без активного участия Пакистана. Поэтому в целях создания стабильного Афганистана лидерам Средней Азии выгодно наладить контакты с Исламабадом.
Но нам, как простым гражданам остается только надеяться, что сотрудничество Центрально-азиатских стран и Пакистана создаст те самые точки опоры, которые согласно выражению Архимеда должны будут продвинуть наш мир в более светлое и безопасное будущее.
Темур Юсупов
|