И.Насыров: "Усмат ота". Святыни Джизакской области 19:12 27.09.2013
Многие из исторических святынь и мест паломничества Узбекистана, в частности, те, которые расположены в Джизакской области, связаны с именами известных мусульманских теологов, пророков, святых, халифов и шейхов. И тому имеются как природные, так и исторические основания. Ярким примером сказанному может послужить объект паломничества, расположенный в центре Бахмальского района, у подножия исторической возвышенности "Кургонтепа" - святыня "Усмат ота".
Историки утверждают, что название святыни "Усмат ота" надлежит произносить как "Усмон ота". Согласно некоторым археологическим и письменным источникам в давние времена жил набожный человек по имени Усмон. За свою тягу к познанию бытия и веру в единого Всевышнего он был подвержен гонениям и преследованиям. Усмон нашел свое спасение, спрятавшись за тутовым деревом, растущим под холмом. Легенда гласит, что Аллах смилостивился и уберег своего раба от врагов. Впоследствии Усмон долгое время жил в местном поселении, и здесь в его честь была воздвигнута специальная комната внутри мечети. Существуют разные мнения относительно историчности Усмона. К примеру, писатель Саййин Азим и историки Олимжон Жураев и Жалолиддин Жураев связывают святыню "Усмат ота" с крупным религиозным правоведом Абуль Фатхом Мухаммадом ибн Абдуллахом Усманди - Самарканди. Известно, что Абу Фатх Усманди родился в 1095 году и умер в 1158 году в 63-летнем возрасте. Из его трудов, написанных на арабском языке, до нас дошла лишь книга "Шарх аль-Жомиъ аль-Кабир".
Но большинство ученых считает, что топонимия святыни связана с именем Имама Усмони Туркистони. Псевдоним Туркистони указывает на то, что он родом из Туркестана, но это не совсем так: в данном случае этот псевдоним намек на название Туркестанской горной цепи, раскинувшейся вдоль Заамина и Бахмаля. Усмони Туркистони жил в эпоху святого Башира, настоящее имя которого было Султан Саййид Ахмад, и был его учеником. Так вот этот святой, родившийся в 1379 году в Китабе (Кашкадарьинская область), некоторое время жил на территории Бахмаля, где и присоединился к его учению Усмони Туркистони. Существуют письменные свидетельства о том, что наставник Башир и его ученик Усмони совершили паломничество к Ходжи Ахмаду Яссави - поэту и мудрецу, посвятившему свою жизнь служению слову Аллаха. Путешественникам пришлось пережить немало страданий, прежде чем они достигли заветной цели. Но повсюду им помогал простой люд, ибо их помыслы были чисты и праведны. После паломничества Башир стал активным дервишем, удел которого путешествие и пропаганда идей истинного мусульманства. Судя по тому, что он был причислен к рангу святых, он всюду нес свое толкование единобожия, даже на самую малость, не отступая от религиозных постулатов. Его ученье передавалось из уст в уста, а труды мгновенно расходились среди законоведов Ислама. Усмон Туркистони же остался жить в Бахмале, и здесь создал свою школу последователей учения Башира. Вот и получается, что святыня "Усмон ота" со временем стала "Усмат отой".
В 2000 году святыня "Усмат ота" была полностью реконструирована. Ее площадь составляет 0,42 гектара. Всюду зелень, бьют кристально чистые родниковые ключи, а свежий горный ветерок ласкает душу. Ежедневно святыню посещают десятки, а то и сотни паломников и туристов.
Ильхом Насыров
|