КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 01.10.2013
19:35  Узбекистан выступил против Рогуна с трибуны Генассамблеи ООН
19:31  Д.Триллинг: Кыргызстан. Политика тормозит заключение соглашения по Кумтору
19:17  Душанбе - город обманутых дольщиков?
19:09  Сын Чингиза Айтматова выселен с дачи отца в Подмосковье по решению суда
15:06  В Китайском архиве найдены доселе неизвестные науке "нумизматические материалы" Казахского ханства
14:37  Лукашенко спешит в Астану. Казахстан и Белоруссия дружно против расширения Таможенного союза
14:09  В НацБанке Казахстана новый руководитель - К.Келимбетов сменил Г.Марченко

13:03  Бишкек. Улан Сарбанов возглавил ОАО "Росинбанк"
13:00  Международный институт солнечной энергии создан в Узбекистане
12:29  Генеральным секретарем Парламентской Ассамблеи Тюркоязычных государств (ТюркПА) стал казахстанец Жандос Асанов
11:27  Капиталы бегут. Казахстанский олигарх Машкевич крупно вложился в Грузинский инвестиционный фонд
11:24  В Кыргызстане начал вещать первый детский телеканал "Баластан"
11:14  Президент Туркменистана разрешил всего 188 паломникам совершить хадж
11:11  Парламент Таджикистана ратифицировал соглашение с Россией по военной базе
11:07  De-facto: Предательство по отношению к кыргызскому языку
11:00  В.Одинцов: Барак Обама и сирийская мистерия-буфф
10:37  С.Чериков: Особенности национального ислама. В Кыргызстане национальное и народное превращают в религиозное
10:34  Д.Цилюрик: Тель-Авив уличил Обаму в сговоре с Тегераном. Позицией по Сирии и Ирану США рассердили ближневосточных союзников
10:10  "РГ": "Аль-Каида" зачищает поляну. США теряют контроль над повстанцами в Сирии
10:02  Почему из 528 Героев Советского Союза – выходцев из Казахстана – мы знаем только десяток?
09:51  ГКНБ Киргизии прихватил чинуш МЧС на коррупции при строительстве защитных сооружений урановых хвостов Майли-су
09:37  Р.Носиков: Об исключительности наций. Как умирает "идеальный хищник капитализма"
09:32  С.Кожемякин: Демократическая ширма туркменских выборов. Парламент впервые в истории страны будут формировать на конкурентной основе
09:11  Газ Сарикамыша поделили: 30% Таджикистану, 70% - "Газпрому"
09:06  Н.Радостовец: Парниковый эффект. Казахстанская экономика должна перейти на строгую безуглеродную диету
09:03  "АП": Таджикистан. А ты записался в хлопкоробы, или Кто не спрятался...
09:01  А.Гаффоров: Мусульмане и евреи
08:57  И.Николаев: Помирится ли Вашингтон с Тегераном?
08:52  М.Сергалиев: Вакханалия вседозволенности - блеск и нищета западно-казахстанского спорта
08:48  IWPR: Узбекистан. Дело журналиста Наумова вызвало всплеск общественного волнения
08:36  О.Кузнецова: Премьер Турции усилил послабления. В новой конституции страны будут учтены интересы курдов и исламистов
08:33  В.Скосырев: Зачем Китаю свободная банковская зона
08:30  С.Мамедов: У Алиева серьезные соперники так и не появились. За выборами президента Азербайджана можно будет следить в Интернете
07:58  Н.Бобкин: "Героическая гибкость" новой дипломатии Ирана
00:51  На казахском языке о сексе не говорят? (фото)
00:46  З.Бактыбаев: Откуда берет корни "Таблиги жамаат"?
00:40  М.Калишевский: Турция - Иран. "Вечное" соперничество?
00:39  Сын посла Таджикистана и два килограмма героина. Жизненный путь Коимдода Коимдодова
00:02  Н.Зубов: Роуханизация всей страны
00:01  М.Советбек уулу: Схватка правительства и ЖоКе вредна для страны
Понедельник, 30.09.2013
19:24  И.Насыров: "Парпи ойим". Святыни Джизакской области
19:20  EurasiaNet: Кыргызстан. Тяжба с Валерием Белоконем близка к завершению?
19:17  И.Таштемирова: Кому в Таджикистане жить хорошо?
19:05  Скончался народный художник КазССР Канафия Тельжанов
19:00  Ф.Абдувасиев: Голодные войны – бред или реальность
18:59  А.Гаффоров: Быть гомосексуалом нынче модно даже в Таджикистане?
18:53  Майдан.kg: За короткое время рейдерским путем и мародерством было разграблено 32 объекта
18:51  У.Эшматов: Китай - Центральная Азия: отношения перешли в "золотую эпоху"?
11:40  Кыргызстан: Построена дорога в обход узбекского анклава Сох
11:27  "Око": Обороняемся от самих себя. Почему казахстанскую армию сотрясают скандалы
11:23  Жюри - на мыло! Красавица из Кыргызстана Жибек Нукеева (фото) вошла в тройку лучших на "Мисс Мира-2013" по итогам зрительского голосования
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
С.Чериков: Особенности национального ислама. В Кыргызстане национальное и народное превращают в религиозное
10:37 01.10.2013

Со времен Великого Шелкового пути известен анекдот о том, как непросвещенные в делах религиозных кыргызы каждого торговца из Кашгара и Урумчи в пестром халате и с тюрбаном на голове считали за муллу и преклонялись перед ними. За прошедшие века мало что изменилось в этом плане. С древнейших времен поклонявшиеся небу и природе, а также придерживающиеся тотемизма кыргызы в душе остаются тенгрианцами, то есть, поклонниками Кок-Тенгри (Синего Неба), как бы ни изощрялись ислам и другие религии в попытках обратить народ в свою веру. Хотя надо признать, что начиная с эпохи арабских завоеваний вместе с последователями учений пророка Мухаммеда, дошедших до Таласа, к нам пришел-таки ислам и прочно овладел умами бывших горцев-кочевников. Но также надо признать истину о том, что кыргызы традиционный арабский ислам "модернизировали" на собственный лад. Вот здесь начинается самое интересное, и в хитросплетениях "национализированного" мусульманства не могут досконально разобраться до сих пор.

Попробуем все же разобраться в том, где и как тенгрианство кыргызов тончайшим образом сплелось с исламом. К тому же сегодня ситуация внутри ислама серьезно тревожит людей планеты прежде всего в том смысле, что традиционная, истинная религия постепенно сдает позиции, суть его во многом извращена и этот извращенный и политизированный ислам в свой бренд превращают разного рода сектанты и религиозные экстремисты, которых используют в террористических целях. Отсюда понятна обеспокоенность кыргызских властей по поводу экстремизма в исламе, способного подорвать стабильность и прогресс в государстве. Сегодня над проблемой мыслят и ведут жаркие дискуссия лучшие светские умы, начиная с прекрасной переводчицы Корана, принявшей ислам российского общественного деятеля Валерии Прохоровой, региональных исламских авторитетов-богословов в лице нашего земляка, шейха Садыкжана Камалуддина, а также известного ученого Кадыра Маликова.

Между тем, брожение умов началось с форсированного наступления прежде запрещенных псевдорелигиозных сект и течений на эти умы. С распадом бывшего Советского Союза в сознании постсоветских людей образовался духовный вакуум. Новые идеи не приживаются, зачастую терпя поражение от мощного наступления чуждой морали и иных идейных ценностей. Кыргызстан в этом ряду не исключение. От полного духовного распада страну спасает пока что высокий уровень грамотности и образованности среднего и старшего поколения. Но и они, воспитанные в духе советского здорового коллективизма и взаимовыручки, сострадания и бескорыстия, все больше сдаются под натиском разного рода религий и псевдорелигий, ища в них пищу для ума и успокоения души. Надо сказать, что старшее поколение кыргызстанцев даже в условиях духовного голода отличает избирательный, более или менее грамотный подход к делам духовных. Чего не скажешь о поколении более молодом и юном. И неспроста в последние годы в мечетях и молельных домах больше стало детей и подростков. Идет активная вербовка будущей паствы, которая со временем может вырасти в идейных бойцов ислама. Хорошо, если это будут традиционалы.

Фактом остается то, что мусульмане-кыргызы в основном придерживается лишь обрядовой формы мусульманства и практически малознакомо с истинными канонами ислама и настоящих учений пророка Мухаммеда. К тому же, соблюдение мусульманских ритуалов в целом, особенно на севере, не такое строгое, как на юге и в соседних Узбекистане и Таджикистане. Каждодневные пятикратные молитвы, пост выполняются далеко не всеми. Исключением является лишь то, если орозо (пост) раньше широко соблюдался только в сельской местности, то ныне значительно возросло число постящихся мусульман в городах. Тому есть простое объяснение: в последние годы, особенно после мартовского переворота 2005 года, в столицу и в другие крупные города севера наметилась интенсивная внутренняя миграция из более набожной южной провинции.

По данным исследователей и историков, до октябрьского переворота в России 1917 года не наблюдалось повсеместного строго соблюдения поста в царском Туркестане и Семиреченской области. Известен случай, когда в ХIХ веке глава крупного северного кыргызского рода Ормон хан повелел перенести тридцатидневный орозо с летнего времени на зимнее в целях охраны здоровья и генофонда нации. Поскольку соблюдение поста в длинные летние дни пагубно сказывалось на самочувствии и трудоспособности туземцев.

Что же изменилось с тех пор, по прошествии почти двух столетий? Те же обязательные мусульманские ритуалы, как обрезание, брак по–мусульмански, похороны и поминки, ежегодный пост орозо так же строго соблюдаются многими кыргызами, татарами, уйгурами и узбеками Кыргызстана. Ведь эти ритуалы с еще советских времен населением рассматривались не как религиозные, а как национальные обычаи. Ныне некоторые политики, и даже ученые, заявляют о необходимости восстановления такого старинного обычая, как многобрачие, дабы увеличить численность коренного населения. Причем, введение полигамии пытаются объяснить и необходимостью следования мусульманским законам или же, оправдать "демократическими" причинами, якобы, в интересах бездетных женщин.
Другой религиозный ритуал джаназа - похороны по мусульманскому обычаю с отпеванием покойного, используется практически всеми мусульманами и даже теми, кто не считал себя в полной мере мусульманином. Обычно у кыргызов на похороны приходит большое количество людей, поскольку похороны и поминки рассматриваются как важное общественное событие. На которых принято забивать крупного и много мелкого скота. Здесь и произошло незаметное для непосвященных смещение понятий. Такая отличительная черта кыргызов, как невероятная щедрость при проведении тоев (пиров), ашов (поминок) и других событий, часто рассматриваются как богоугодное следование мусульманским традициям. Такое вот, хитросплетение национального и религиозного.

"Модернизированный" на национальный лад местный ислам проявляется и в культе святых мест - мазаров, мавзолеев, старинных кладбищ и объектов природы – родниковые источники, водопады, рощи, деревья, горы и камни, необычные постройки. Как правило, кладбища выстраиваются рядом со святым местом. Около мазаров, в случае стихийных бедствий или во время мусульманских праздников устраивают массовые молитвы и жертвоприношения. Мазары долгое время заменяли мечети для кочевников. Среди кыргызов всегда большой популярностью пользовались паломничества к мазарам, особенно велика роль женщин в сохранении этих традиций. По последним данным, именно в Кыргызстане находятся наибольшее количество святых мест. К сожалению, большинство мазаров мало изучены, хотя в них хранится много тайн истинного прошлого. А пока они используются лишь в религиозном плане.

В настоящее время Ош возрождается как религиозный и этнографический центр, все больше мусульман и туристов посещают его святыни. К великому сожалению, в современных условиях популярность Оша как второй Мекки стала вытесняться его дурной славой как крупного транзитного пункта наркотиков из Афганистана в Европу. Вот так время и люди, замешанные в наркопотоке и большинство которых считают себя мусульманами, изнутри подрывают веру в истинный ислам.

Между тем Кыргызстану в последнее время серьезно стали угрожать деятельность запрещенных судом экстремистских организаций. К примеру, легионеры таких вредоносных сектантских течений, как "Жайшуль Махди", "Джунд-уль-Халифат", "Ансаруллах", "Ат-Такфир Валь-Хиджра" откровенно участвуют в террористической деятельности. О чем свидетельствуют решения столичных судов по их делам. Ситуация усугубляется тем, что эти секты пополняются неоперившейся молодежью, получившие нелегальное, специально направленное на политизированные террористические акции образование в зарубежных странах. Все это означает только одно: начавшуюся псевдорелигиозную радикализацию определенного слоя молодого поколения кыргызов. В этом и причина серьезной обеспокоенности трезво и адекватно мыслящих граждан Кыргызстана на фоне сирийских событий.

Садырбек Чериков, политаналитик. Бишкек

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1380609420


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх