Р.Вахидов: К вопросу о минировании Узбекистаном своих границ 09:30 16.10.2013
Центральная Азия имела на заре прошлого века единое название – "Туркестан". Народы, населяющие эту территорию, объединила царская Россия, точнее - общая борьба против самодержавия. В годы советской власти они также сообща страдали от издержек командно-административной системы. По логике все пять братских центрально-азиатских республик, получив независимость, должны были не только сохранить прежнюю интеграцию, но и значительно углубить ее, основываясь на принципах рыночных отношений.
Но произошло нечто обратное. Со времен распада СССР прошло более два десятилетия, а значительных позитивных сдвигов в интеграции центрально-азиатских государств так и не случилось. У республик возникли противоречия, которые не устранены до сих пор. Мало того, между государствами Центральной Азии ведется самая настоящая информационная война. На различных международных сайтах публикуются статьи, где политика соседних государств подвергается резкой критике.
Вообще, критика - вещь хорошая. Но обвинения в чей-то адрес должны опираться на конкретные факты. Причем, на все факты, а не только те, которые выгодны одной стороне. К сожалению, именно на передергивании фактов и строится информационная война в Центрально-азиатском регионе.
Сам я живу в Узбекистане, поэтому мне легче рассмотреть упреки в адрес этой республики. Узбекистан обвиняют во многих грехах. И в первую очередь в том, что он поставил на границе с Таджикистаном минные поля.
Вырванные из контекста прошедших не так давно событий, эти обвинения смотрятся, действительно, серьезно. Но, согласитесь, не по душе то, что предпринимает Узбекистан не простым людям, как это стараются показать, а тем, кто заинтересован в прозрачности и неконтролируемости границ, в силу определенного коммерческого интереса от переправки контрабандных грузов через границу.
Но вернемся к тем временам, когда не было речи ни о минных полях, ни о стенах, призванных разделить рубежи двух государств. Спокойствие в Центральной Азии в буквальном смысле взорвали события 16 февраля 1999 года. Тогда в столице Узбекистана прозвучало шесть взрывов. Причем, погибли в них простые, далекие от политики люди. Тогда весь мир заговорил об "ИДУ" - Исламском движении Узбекистана. Движении, которое ставит своей целью свержение в центрально-азиатских республиках существующих правительств и создание на их месте халифата. И тогда же стало известно, что в качестве базы для организации взрывов послужил именно Таджикистан, где большинство террористов потом и скрылось.
Нет, никто не обвиняет государственные или какие иные структуры соседей Узбекистана в помощи террористам, устроившим взрывы. Просто им было удобнее готовить теракты за рубежом, где власти, занятые своими экономическими проблемами, тогда мало обращали внимания на выходцев из Узбекистана, которые пока не угрожали им самим.
Но и тогда вопрос о закрытии границ не стоял. Всерьез к нему отнеслись на следующий год, когда "ИДУ" предприняло массированную атаку на Узбекистан и Кыргызстан. Тогда большая группа террористов прошла в Узбекистан через территорию Таджикистана и развернула настоящие боевые действия.
Узбекистан быстро разобрался с непрошенными гостями. Но из происшедших событий были сделаны выводы. Прежде всего, был поставлен вопрос: как экстремистам удалось из талибского Афганистана, где у них тогда были свои базы, проникнуть на территорию Узбекистана?
Для этого надо вспомнить, как после разгрома бандитского гнезда властями в 1993 году, спасаясь ареста, несколько сот бандитов ИДУ укрылись в соседнем Таджикистане, где шла гражданская война. И тут же присоединились к ОТО - Объединенной Таджикской Оппозиции, которая вела боевые действия против правительственных войск Таджикистана.
После завершения гражданской войны в этой республике боевики ОТО на основе соответствующих соглашений влились в силовые структуры. В частности, стали пограничниками и сотрудниками МЧС. Если нижнее течение Пянджа охраняли первый и второй Московские погранотряды, то верхнее течение - таджикские пограничники - бывшие боевики и соратники ИДУ по ОТО. Именно на этом участке пути и переправлялись на лодках по ночам террористы. Затем они грузились в грузовики или вертолеты МЧС - структуры, так же доставшейся боевикам ОТО - и доставлялись в горные районы Узбекистана и Кыргызстана.
Так что ответ на вопрос, как боевикам "ИДУ" удавалось проникать с территории Афганистана на территорию Узбекистана, оказался очень простым и весьма неприятным.
Именно тогда правительство Узбекистана и приняло меры по переселению жителей горных пограничных поселков и минированию границ.
Меры крайне непопулярные у населения, но, согласитесь, вынужденные. А, спрашивается, что еще могло предпринять правительство Узбекистана? Прецедент, случившийся в 2001 году, не должен был повториться. Теперь, чтобы миновать минные поля, террористам ИДУ нужна целая армия, которую, несмотря на помощь бывших соратников по борьбе с властями Таджикистана в гражданской войне, экстремистам собрать на границе с Узбекистаном никак не удастся.
Тут есть еще один нюанс, который Таджикистаном в информационной войне против Узбекистана тщательно замалчивается – заминированные участки расположены на расстоянии примерно от 500 метров до 3-х (трех!) километров от линии узбекско-таджикской границы, а не на границе как это бессовестно хотят представить в Таджикистане.
Что же касается жертв среди жителей Таджикистана, то заверю, в Узбекистане не рады этому. Но вместе с тем, хотелось бы заметить, что вина гибели людей всецело лежит на правительстве и властях Таджикистана, которые судя по всему, не хотят проводить разъяснительную работу среди своего населения. Да и, в конце концов, что мешает таджикской стороне выставить на тех самых участках границы наряды пограничников, которые бы пресекали попытки нарушения своими гражданами государственной границы, чем самым упреждали гибель людей.
При этом, на мой взгляд, не есть правильно, когда к вам в дом перелезают через забор, а не входят через открытые двери.
Конечно же, недостатки в международной политике Узбекистана, как, впрочем, и в международной политике соседних стран, имеют свое место. И эти недостатки не могут не стать темой полемики в СМИ. Но полемики, а не информационной войны. Хотелось, чтобы в СМИ региона внешнюю политику стран Центральной Азии критиковали люди грамотные, знающие новейшую историю и уважающие соседей.
Что же касается высказываний о контролировании властями Таджикистана ситуации в стране, то, думаю, наглядней всего демонстрирует ситуацию недавняя операция спецслужб Таджикистана, во время которой была задержана группа террористов, готовивших серию террористических актов в Душанбе...
Комментарии, как говорится, излишни.
Ринат Вахидов
|