Чем живет рынок ритуальных услуг Таджикистана? - И.Нодиршо 11:54 07.11.2013
Чем живет рынок ритуальных услуг Таджикистана?
В последнее время в мире повышенное внимание уделяется различным аспектам так называемой "народной" (бытовой) веры. Под этим термином обычно понимается комплекс представлений и ритуалов, образующих основы повседневной религиозной жизни рядовых верующих. Важно при этом понимать, что религиозные воззрения носителей традиционной культуры являются органической частью этой культуры, существующей по определенным законам и правилам.
В религиозном опыте носителей народной культуры ритуальная практика доминируют над "мифом". Это доминирование обнаруживается, прежде всего, на уровне функционирования того или иного явления религиозной жизни, скажем, обряда похорон, почитания местных святынь или держание уразы. Знание того, как правильно выполнить то, или иное обрядовое действие, оказывается принципиально более значимым, чем понимание собственно мусульманской сути ритуала.
На этом в настоящее время отдельные представители местных органов власти Согдийской области Таджикистана и пытаются "заработать", продолжая злоупотреблять служебным положением в корыстных целях. Корыстный мотив, иная личная заинтересованность или интересы третьих лиц являются яркими признаками всех форм и видов злоупотребления властью либо служебным положением.
В частности, заведующий сектором духовности и просветительства хукумата Спитаменского района А.Маматшейхов злоупотребляя должностными полномочиями в целях личного обогащения, занимается присвоением части денежных средств, поступающих от посетителей и паломников различных религиозных мест района. Деньги для него главное, а каким путем они получены - не важно. Полем боя стали мечети, мавзолеи святых, кладбища. Таджикистан находится на территории Центральной Азии, и имеет многочисленные святые места и, естественно, что паломничество на святые места отражает социально-психологические потребности местного населения. Оно выполняет не только религиозную, но социально-психологическую функцию и образует целый социальный институт.
За всем искусственно созданным кладбищенским негативом, обычно стоят одни и те же люди. Ведь ритуальный бизнес будет востребован всегда, закон природы неумолим: люди рождаются и... умирают. Примечательно, что только на священных кладбищах "Лангар ота" и "Жабборкул ота" еженедельно от паломников и посетителей поступают денежные средства в размере 13-15 тыс. сомони. Около половины от данной суммы присваиваются А.Маматшейховым.
Ты можешь не родиться, но умереть ты обязан. Так говорят, оценивая стабильность и прибыльность ритуального бизнеса. Кто и как зарабатывает на "ритуальном" бизнесе? Все то, о чем обычно не говорят вслух. И в условиях жесткой конкуренции хукуматы не гнушаются разных способов борьбы за место в "ритуальном бизнесе".
Неудивительно, что данное обстоятельство среди местных старейшин и религиозных деятелей вызывает недовольство, так как со стороны органов власти и управления не предпринимаются ни мер по реконструкции религиозных памятников и благоустройству мест паломничества.
Ибодулло Нодиршо
|