КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 26.11.2013
23:04  Хуже Мюнхена - Женевское соглашение "шестерки" с Ираном, - Wall Street Journal
22:12  Ельцин - это пропасть русской истории, - Александр Проханов
21:20  Юлия Тимошенко объявила голодовку в солидарность с участниками Евромайданов
19:03  Приоритеты ислама в Центральной Азии: политика или духовные ценности? - А.Абасов
17:11  Кыргызский центр развития халал-индустрии создан для наживы, - правозащитник К.Аскаралиев
17:09  Кыргызстан. Страна без сейсмоконтроля, - Д.Сытенкова
17:05  Базы НАТО на Каспии. Миф или реальность? - А.Синицын

13:57  Служба в таджикской армии: рабы XXI века, - М.Лалбеков
13:51  Госагентство охраны природы Киргизии включило "кошку домашнюю бродячую" в число "вредных диких животных"
13:13  Америка остается в Афганистане: в "сердце будущего хаоса" построят 9 крепостей, - А.Горбенко
13:11  Тонущая утка. Кто идет на смену Обаме, - А.Терентьев
12:58  Новым постоянным представителем Казахстана при ООН стал К.Абдрахманов
12:53  Сре­ди ка­зах­стан­ских са­ла­фи­тов до­ми­ни­ру­ют са­ла­фи­ты-ма­д­ха­ли­ты, ко­то­рые.., - Т.Мамыраимов
12:21  Казахстанский эксперимент: универсальная полиция, - А.Вайскопф
12:16  Аркадаг и Каримов подписали в Ташкенте 8 договоров и одно совместное заявление
12:13  Природного газа в Туркменистане и Казахстане гораздо меньше, чем ожидалось, - доклад British Petroleum
12:11  Кыргызстан: Идеология в состоянии "турбулентности", - М.Калишевский
11:17  Новые бои в Ливии: все бьют всех
10:51  Таджикистан. Очередные VIP-мажоры Чолов и Тагоймуродов совершили ДТП с смертельным исходом
10:42  Роль США в организации мировой наркоторговли. Часть 1, - К.Пензев
10:40  Вашингтон может развернуть разведывательный центр в Киргизии, - В.Панфилова
10:34  Казахстанец Арман Оспанов стал чемпионом мира по самбо. Его соперник россиянин Гасанханов сбежал с ковра в знак протеста
10:31  Злоключения каспийского осетра, - А.Максотов
10:25  Высокая радиация Центрального Казахстана порождает... замечательных мутантов, - С.Ересметов
10:05  Известного в ЦА бизнес-афериста А.Гайдамака арестовали в Швейцарии
10:03  США грозят Афганистану... полным выводом войск
09:58  Китай прекращает копить американские $. Что будет? - В.Катасонов
09:57  Постигнет ли "Восточное партнерство" судьба ГУАМ? - Ю.Баранчик
09:35  Аким Панфиловского района Киргизии Молдокулов задержан за подлог
09:23  Нацменьшинства Таджикистана. Язык до Душанбе доведет? - В.Касымбекова
09:19  Мигрантофилы. Антирусская болезнь леваков, - Игорь Бойков
09:10  Украинская позновательная тв-программа "Орел и Решка" вызвала бурю возмущения у жителей Таджикистана
09:06  Президент Киргизии дал добро на чистку госаппарата. Арест экс-спикера парламента вызвал волнения на юге страны, - Г.Михайлов
09:03  Место России в мировой энергетике – обеспечение Китая, - С.Куликов
08:44  Аль-Каида и сирийский конфликт, - М.Егоров
08:16  На пути к кибермиру. Кибероружие как шанс для России, - Е.Ларина, В.Овчинский
08:14  Турецкий плен святой Софии
07:00  В Омске скончался муфтий Сибири Анарбек Жунусов
04:10  В Москве выбрали "Красу России" (фото)
00:48  У Обамы проблемы из-за Ирана. Израиль грозит подыскать нового союзника вместо США, - "НГ"
00:26  НПО Казахстана: в коня ли корм? Тайна 11 миллиардов, - А.Олжас
Понедельник, 25.11.2013
23:12  В Таиланде введен особый режим. Участники антиправительственных манифестаций добиваются отставки правительства Чинавата, - П.Тарасенко
22:17  Келдибековцы продолжают блокаду автотрасс в кыргызском Алае. Фуры прорываются с боем
22:14  Лодка каз-оппозиции... плывущая к водопаду, - А.Сагадиев
21:17  "Назарбаевские чтения" в Усть-Каменогорске начнут с просмотра ролика "Я в это верю",
21:13  Азербайджан, вслед за Украиной, отказался от ассоциации с ЕС
20:31  В московском Бирюлево вскрыта сеть банкиров-террористов - узбеков, грузин и русских. С доходов финансировали "Хизбут"
20:16  Возвращение российской жесткой силы? - Daily Beast
19:41  Минкультуры РФ профинансирует новый к/фильм о подвиге Героев-панфиловцев
19:00  Таджикистан: президент-невидимка, - Д.Мамашоев
18:03  Вышел в свет второй том фундаментальной Истории Костаная
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Приоритеты ислама в Центральной Азии: политика или духовные ценности? - А.Абасов
19:03 26.11.2013

Процесс формирования государственности в Центральноазиатском регионе в постсоветский период происходил в условиях возрождения ислама как всеобъемлющей идеологии широких масс населения, способной заполнить образовавшийся на тот период идеологический вакуум. Этим во многом объясняется то обстоятельство, что за незначительный период времени в сферу религиозной деятельности оказалось вовлечено подавляющее большинство жителей центральноазиатских стран.

Однако по прошествии двух десятилетий следует констатировать, что созидательный потенциал ислама в регионе не реализован в полной мере, вследствие чего ему не удалось стать фактором консолидации общества, воспитания духовно-нравственных ценностей и содействия социально-экономическому развитию и стабильности. Более того, наблюдается всплеск религиозного экстремизма и терроризма, исламская риторика активно используется деструктивными силами для обоснования планов по насильственному свержению конституционной власти, созданию управляемого хаоса и подрыву основ государственности и суверенитета. Зарубежные спецслужбы рассматривают ислам как средство манипуляции мусульманским обществом в собственных стратегических интересах.
В чем причины этого, и какой должна быть государственная политика в Центральной Азии в отношении ислама?

Известный российский ученый-исламовед Леонид Сюкияйнен, верно отмечает, что "…на протяжении многовековой истории в исламской культуре сложились весьма разнообразные представления об основах власти и права, различные взгляды на взаимоотношения человека и государства, на общество в целом. Некоторые из этих концепций, чаще всего вырванные из общего контекста исламской мысли и ориентированные на малообразованные слои верующих, могут использовать для обоснования политического экстремизма. Но центральное место в идейном наследии ислама и в его современной мысли занимают не эти теории, а теоретическое обоснование иных начал: умеренность, компромисс, стабильность, консенсус, лояльность властям, постепенность, совещательность, избежание вреда и др. Эти ценности можно обосновать намного убедительнее, нежели крайние радикальные взгляды".

В свете изложенного представляется, что истоки проблемы негативного влияния тенденций исламизации в Центральной Азии лежат как раз таки в специфике привнесенного из-за рубежа религиозного информационного контента, основу которого составляет политический исламизм.
Именно направленность на доминирование в политической жизни, борьбу за власть определяет существующую в настоящее время в регионе систему интерпретации канонов ислама, сформировавшуюся не без участия зарубежных теологических центров, особенно на начальном этапе построения суверенных центральноазиатских государств.
Поэтому-то из всего богатого содержания религиозных источников были выделены и в контексте соответствующей религиозной аргументации введены в повседневный обиход в основном те постулаты, которые согласовывались с целями политического исламизма.

К чему привели попытки политизации ислама в светских государствах Центральной Азии, народы наших стран увидели и испытали на собственном трагическом опыте 1990-ых годов. Но даже и сейчас, попавшие в социальную среду семена сорняков религиозного радикализма все еще продолжают давать свои смертоносные всходы в форме деятельности различного рода террористических и религиозно-экстремистких организаций и движений.

Нужно отдать должное государственной власти, сумевшей посредством репрессивных мер и своих надзорно-контрольных функций восстановить и до сих пор поддерживать баланс сил в обществе. Вместе с тем, важно осознавать, что такое равновесие имеет временный характер.
Угроза эскалации социальных потрясений на почве радикального исламизма сохраняется и будет оставаться актуальной до тех пор, пока государственная политика в отношении ислама не перейдет от пассивно-оборонительной тактике к разработке и реализации последовательной концепции идеологической работы в религиозной сфере.

Ведь, по-сути, в какой мере ислам есть религия, в такой же степени система интерпретации канонов ислама есть не что иное как идеология. И то, какой она будет, каких ценностных ориентиров придерживаться и чьи интересы выражать, как бы это цинично не звучало, зависит от ее создателей.
Идеологи международного терроризма убедительно доказали это, выстроив логически связную религиозную мотивацию, оправдывающую и призывающую к террору, сформировав тем самым среди достаточно большого сегмента европейского общества имидж ислама как религии террористов и джихадистов-смертников.

С учетом этого, на современном этапе государство могло бы взять на себя инициативу создания новой системы интерпретации канонов ислама, охватывающей все многообразие его духовно-культурных, нравственно-гуманистических и социальных ценностей и функций.
Однако прежде необходимо четко определить место и роль ислама в структуре государственных отношений, а также принципы организации религиозно-идеологического воспитания.

Во-первых, принимая во внимание специфику влияния этно-конфессиональных, культурных, политических и социально-экономических факторов, а также условий светских центральноазиатских государств, где подавляющее большинство населения исповедует ислам, представляется, что краеугольным камнем должно стать однозначное отделение религии от политики и борьбы за власть. Участие ислама в политических процессах и его позицию по отношении к вопросу осуществления властных функций необходимо ограничить разработкой религиозного обоснования поддержки верующими официальной власти, толерантности, законопослушности и т.д.
В противном случае, при позиционировании ислама в качестве самостоятельной политической силы, возникает опасность появления альтернативной религиозной политизированной инфраструктуры, противопоставляющей себя светской власти, что неизбежно приведет к возникновению конфликтных ситуаций и последующей дестабилизации обстановки.

Во-вторых, в качестве стержневой основы новой системы интерпретации канонов ислама целесообразно на государственном уровне закрепить строго определенное, традиционное для основной части жителей страны, течение ислама, а также определить ориентированность данной системы преимущественно на духовно-нравственное воспитание населения, гуманитарно-социальную сферу, сочетание ее с общенациональными ценностями, интересами и потребностями развития общества и государства.
Первым шагом на пути формирования указанной системы исламской интерпретации могло бы быть переложение на язык религии существующей в центральноазиатских странах концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи. Иными словами, под этим подразумевается систематизация аятов Корана, хадисов и их аргументированное толкование, обосновывающее и подкрепляющее авторитетом религии цели и задачи идейно-патриотического воспитания, необходимость стремления верующих к образованию, выработке в себе высоких морально-нравственных качеств и ответственной гражданской позиции.

В целом, в дальнейшем желательно сформулировать перечень качеств человека и гражданина (порядочность, трудолюбие, образованность, толерантность и др.) в качестве задач идейно-религиозного воспитания. Для решения этих задач специалистам-исламоведам и духовенству потребуется выбрать из различных религиозных источников и сгруппировать те примеры и нормы, которые обязывают верующего работать над собой в этом направлении. И, самое главное, адаптировать эти примеры и требования ислама к реалиям современной жизни посредством соотнесения с событиями и фактами окружающей действительности, аргументированного и системного толкования последних.

Определенное место в новой системе интерпретации канонов ислама должно занять стимулирование социальных функций религии, в т.ч. помощи верующих детям-сиротам, малообеспеченным семьям и др.
Акцент следует сместить с формально-догматического подхода на сущностно-содержательное толкование ислама, т.е. критериями веры должны стать не ношение хиджаба или бороды, число поездок в хадж или ежедневные пятикратные молитвы, а высокие нравственные качества, количество добрых дел и т.д.

Также в качестве отдельной составной части данной системы необходимо включить религиозное обоснование неприятия насилия, выявление антиисламской сущности террористической и экстремистской деятельности.
В-третьих, важнейшей организационной составляющей успешной идеологической работы в исламской среде является активная позиция государства.

Все процессы в религиозной сфере должны протекать под строгим контролем государства. Следует реализовать жесткие меры по ликвидации альтернативной инфраструктуры религиозного обучения и воздействия (нелегальные религиозные школы, незарегистрированные махаллинские мечети, подпольные каналы выезда в зарубежные теологические центры и др.). Одновременно предусмотреть разрешительный порядок для осуществления религиозной деятельности (согласование с государственным органом по делам религии, получение лицензии и т.д.).

В целях стимулирования повышения уровня знаний мусульманского духовенства практиковать проведение аттестаций, уделять особое внимание государственной кадровой политике в вопросах назначения имам-хатибов мечетей (в качестве приоритетных критериев обозначить религиозную образованность, ораторские способности, авторитет среди верующих, отсутствие связей с экстремистскими движениями и различными деструктивными политизированными образованиями, в т.ч. зарубежными, патриотизм, высокие морально-нравственные качества), предусмотреть комплекс государственных финансово-социальных гарантий для представителей духовенства, занимающих ключевые должности в системе официальной религиозной инфраструктуры. Мусульманское духовенство поэтапно, посредством последовательных мер, должно быть трансформировано в составную часть идеологического аппарата государства, направленного на созидательную деятельность в интересах нации.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть актуальность более полного раскрытия позитивного потенциала ислама. Поэтому современную государственную стратегию и приоритеты в религиозной сфере можно кратко сформулировать в виде слогана-цели: "ислам – религия духовного совершенствования личности и мирного развития общества".

Абдугани Абасов

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1385478180


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх