Таджики, живущие в Бухаре и Самарканде, по своему происхождению люди разных народов - Сухроб Баратов 00:03 28.12.2013
Колонка дилетанта: кто живет в Самарканде и Бухаре?
Хочу высказать свое, мягко говоря, несогласие с опубликованным в одном из интернет-изданий материалом о таджиках в Узбекистане. И, прежде всего, потому, что это самая настоящая провокация, очередная попытка разжечь межнациональную рознь. Все, о чем сообщается в этой надуманной статье, свидетельствует, что автор совершенно некомпетентный "историк".
Я живу в Узбекистане. Мои соседи - русские, татары, украинцы, армяне, туркмены и, конечно же, таджики. Эти люди с самого детства рядом со мной и я не задумывался об их национальной принадлежности. А когда прочел эту грязную статейку, понял, что кому-то очень хочется, чтобы чувство толерантности, как сейчас модно говорить, пошатнулось во мне и в других.
Чтобы я, прежде чем протянуть руку кому-либо, подумал: а какой он национальности и стоит ли дышать с ним одним воздухом?
Таджики в Узбекистане живут, как говорится, испокон веков. Создавались таджикско-узбекские и узбекско-таджикские семьи. Многие поколения таджиков выросло в городах и райцентрах среди русских, узбеков и представителей других национальностей. И вопросов: кто откуда пришел, кто лучше, а кто хуже, кому что принадлежит и прочее - не возникало.
А теперь, самозваным "историкам" и полуграмотным "лингвистам", вдруг захотелось посеять семена межнационального раздора и вражды, чтобы люди, живущие в мире и согласии многие годы, начали выяснять отношения.
Мне хочется возразить этому писаке и сказать следующее. Таджики, живущие в Бухаре и Самарканде, по своему происхождению люди разных народов. Они потомки тех, кто жил в этой местности, пришедших или переселившихся по причине войн и катаклизмов, столь частых в средние века. Великий полководец Амир Темур в ходе своих походов отбирал людей искусства, умельцев, мастеров, словом, людей талантливых. В том числе и строителей. Тысячи и тысячи людей из покоренных стран, которых переселяли в Самарканд, по замыслу Темура должны были заняться созиданием, преображением его Родины.
Прошло немало времени, прежде чем этот мастеровой люд ассимилировался, смешался с местным народом. Но язык - персидский, являющийся также основой таджикского, на котором говорили они, не изжил себя, трансформировавшись в таджикский. Многие из них знают свои корни и происхождение. Они не причисляют себя к современным таджикам, а жить в стране "Джамшутов и Рувшанов" и вовсе не мечтают.
Все измышления, относительно национальной принадлежности Самарканда и Бухары, не имеют под собой сколь-нибудь реальной исторической основы.
Таджикистан, как государство, было образовано в первой половине 20 века. В становлении республики принимал участие также Узбекистан, узбекский народ. Посланцы республики положили начало формированию и развитию государственного и общественного устройства молодой республики. В частности, решением руководства СССР в г.Сталинобад (так ранее именовался нынешний г.Душанбе) был направлен крупный культурный десант из Узбекистана, который сформировал таджикскую интеллигенцию, заложил основы культуры и искусства.
Издревле наши народы живут в мире и согласии. И только потерявшие разум борзописцы и "историки" пытаются поставить все с ног на голову, посеять смуту, нарушить покой народов. Таких людей жалко. Ведь они не созидатели, а разрушители. Когда-нибудь они ответят за свое "ремесло". Если не перед законом, то хотя бы перед собственной совестью.
Кстати, за многовековую историю Центральной Азии, здесь, в отличие от Европы, ни разу не было войн на национальной почве, тем более погромов.
Сухроб Баратов
|