Будущее Евразийского Союза этно-конфессиональные гражданские столкновения? - Э.Ханымамедов 09:49 10.01.2014
Некоторое время назад в российских СМИ появилась информация, что кавказские россияне, представители среднеазиатских диаспор, а также татарские националисты планируют провести в Москве "Общероссийский митинг против исламофобии".
Вот выдержка из "Независимой газеты": "О возможных уличных протестах заговорили недавно и в среднеазиатских диаспорах. "Мигрантов эта ситуация может довести до взрыва, – заявил 3 декабря в интервью одному из исламских сайтов председатель Союза таджикской молодежи в России Иззат Аман, жалуясь на якобы имеющий место, по его словам, "разгул фашизма в России". – В прошлом году, когда в Москве таджикам-дворникам не дали зарплату, они вышли и протестовали. Когда ситуация достигнет точки взрыва, они выйдут снова. Только в Москве 500 тысяч граждан Таджикистана, а по всей России их два миллиона – мало не покажется". Ранее Аман сообщал таджикским СМИ, что его организация со штаб-квартирой в Москве, созданная в 2007 году, насчитывает в своих рядах 6 тыс. человек. В свою очередь, Магомедов (Мухаммад Магомедов представляет дагестанскую региональную общественную организацию "Союз справедливых" - прим. Э.Х.) сообщил "НГ", что подготовляемая им и его единомышленниками акция в столице не планируется как "чисто кавказская". "Мы кавказцы, но не хотели бы замыкаться в этом", – сказал он, указав, что и представители других национальностей могут быть солидарны с ними. "Мы говорим, что в стране есть проблемы по национальной и религиозной линии, и эти процессы нам не нравятся. Есть множество людей, не кавказцев и даже не мусульман, которые наши взгляды разделяют", – считает представитель северокавказского движения".
Можно конечно гневно воскликнуть, в стиле рассерженного "понаехавшими" обывателя: "Ах, они неблагодарные, мы их кормим (Кавказ) даем возможность заработка в России (Средняя Азия), а они еще тут понимаешь, права качают! Всех в исторический ареал обитания, а со Средней Азией – срочный визовый режим!". Но давайте хотя бы на минутку задумаемся. Почему за постсоветскую действительность градус этно-конфессионального неприятия в России повышается?
Не будем сейчас говорить о Кавказе, это отдельная тема. В свете скорого рождения Евразийского Союза, тема Средней Азии (или как излагает постсоветское экспертное сообщество – Центральной Азии) будет на наших российских просторах все более и более актуальной. Уже в "прихожей" нового Союза стоит Кыргызстан, за ним достаточно высока вероятность вступления Таджикистана, в зависимости от того, кто придет на смену Исламу Абдуганиевичу ускорится, или наоборот не ускорится, появление в новом Союзе Узбекистана, ну а там глядишь, все вмести уговорят и Гурбангулы Мяликгулыевича.
И вот когда на перекрестке Евразии вновь соединятся Россия и Средняя Азия (должны же рано или поздно помирится эти две "сестры"), что тогда скажут очень национальноориентированные граждане (назовем так мягко радикальных националистов) общего пространства, как будут друг друга "выпроваживать к себе домой"? Дом общий и свою "комнату" на ключ от соседа уже не закроешь.
Сразу после развала СССР, когда еще люди помнили что такое дружба народов, проблема "чужих" с Юга постсоветского пространства не стояла. Она стала обострятся (или ее стали сознательно обострять) постепенно, выросло новое поколение россиян, два десятка лет "метания" российской "элиты" и ее неспособность предложить постсоветскому пространству ничего реально решающего проблему напряжения в межнациональных отношениях говорит само за себя, где-то эти проблемы замалчиваются, где-то все ограничивается пустыми декларациями, не подтвержденными реальными делами. Очень активна последние несколько лет в российских СМИ только одна точка зрения – мигранты из Средней Азии – отрицательная проблема.
Как решать эту "проблему" похоже не знает никто. Как быстро все-таки мы утратили системность мышления государственных людей, если, к примеру, падают самолеты, сразу идут тактические запретительные меры, а то что вся отрасль российского гражданского авиастроения мягко говоря не в лучшем виде и задачу решать надо более масштабно, чем наказание конкретных авиакомпаний - нет-нет, это слишком сложно, а вдруг не справимся. Примерно так же и с людьми приезжающими на заработки из Средней Азии, увеличился поток – запретительные и ограничительные меры, адаптация только в сладких словесах.
А то что через какое-то время при объединении в новый Союз, в России не смогут указать среднеазиатам "на дверь" и они станут такими же гражданами общего государства, как-нибудь стерпится-слюбится? Проблема-то никуда не уйдет, и эта "проблема" уже сейчас недовольна и открыто говорит об этом заявлениями того же председателя Союза таджикской молодежи, и скромно хочется заметить, что недовольство небезосновательно. Если бы к приезжающим на заработки из Средней Азии относились нормально, не травили, не унижали, не смотрели на них в столицах как на рабочую скотину, разве были бы основания говорить подобное у представителя таджикской молодежи?
Ведь сразу найдется масса желающих перевести это недовольство в этно-конфессиональную плоскость и подлить масла в огонь. Через два десятилетия после развала СССР наша российская "элита" не придумала никакого более прогрессивного проекта, чем поднимать наше национальное самосознание (и кто вдруг им сказал, что у нас оно низкое) и строить государственность на национальном фундаменте пусть самого большого и основного, но одного этноса многонациональной страны. Кто у нас может забрать нашу историю, нашу страну и наше будущее - таджики, узбеки, туркмены, казахи, кыргызы?! Причем эта история общая – интернациональная. Нам самим-то от этого не смешно, к чему пестование национальных комплексов?
Меж тем, еще в 1996 году в одной из статей Андрей Григорьевич Здравомыслов (доктор философских наук, директор Центра социологического анализа межнациональных конфликтов Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП), специалист в области теоретической и практической социологии) утверждал: "Ориентация российской государственной политики на национализм в любых его вариантах неизбежно приведет к откату назад, к воспроизводству архаичных форм сознания". Вот интересно, а зачем нашей "элите" ученые мужи, если она их все равно не слушает?
Недавно (уже после того, как написал статью "Россия без Средней Азии всего лишь региональная держава") случайно наткнулся в интернете на статью Федора Лукьянова - главного редактора журнала "Россия в глобальной политике", вот из нее небольшая выдержка: "Известно высказывание Збигнева Бжезинского: Россия остается империей, только если в сферу ее влияния входит Украина. Спустя почти 20 лет степень будущей "имперскости" России определяется в другой части мира - в Центральной Азии.
Когда в Беловежской Пуще республики - учредительницы Советского Союза решили его распустить, руководителей Средней Азии просто поставили перед фактом".
России нужен новый "Бросок на Юг"… но этот бросок должен быть не захватнический и колонизирующий, а прогрессивный. Что может предложить постсоветская российская "элита" среднеазиатским "национальным окраинам" сегодня, архаику рейдерских захватов национальных предприятий российскими олигархами? Так там местных желающих в избытке, да и денег в России столько нет сейчас, по причине жадности все тех же российских "правителей", этим к примеру и пользуется Китай, скупая под носом у России всю Среднюю Азию… Когда мы в состоянии будем дать среднеазиатским "национальным окраинам" прогресс (в том числе, а может быть и в первую очередь в межнациональных отношениях), а не архаику, тогда и можно будет говорить о настоящей общей стране. А пока, если мы не займемся национальной политикой будущего Союза, то этно-конфессиональное напряжение может рано или поздно вылиться в…
Использованы материалы: http://www.ng.ru/regions/2013-12-10/1_protest.html http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/240896-kak-rossii-stat-regionalnoi-derzhavoi-postimperskogo-tipa "Межнациональные конфликты в России", Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я.
Эрик ХАНЫМАМЕДОВ, гор. Волгоград
|