Тупик в конце туннеля... таджикской экономики, - М.Одинаев 19:30 23.01.2014
Ни для кого не секрет, что экономика Таджикистана зиждется на переводах трудовых мигрантов. Сейчас около 2 млн. таджиков находятся в России на заработках. Они готовы выполнять любую работу, лишь бы платили деньги. Но из ручейков денежных переводов образуется колоссальная сумма, которая составляет более половины ВВП страны. "Общий объем средств, поступивших в Таджикистан в качестве денежных переводов за последние 10 лет, превысил $19 млрд.", - сообщают экономические новости Таджикистана.
И эти деньги давно не дают покоя чиновникам. Так, региональный менеджер "International Finance Corporation" по Центральной Азии Муаззам Мекан как бы невзначай отметил, что стране необходимо серьезно задуматься об увеличении местных инвестиций в экономику. А затем пояснил, что он имел в виду: "Таджикистану необходимо подумать, каким образом можно эффективно преобразовывать некоторую часть средств, поступающих от таджикских трудовых мигрантов, в ресурсы для инвестирования в экономику страны".
Не случайно же в своем новогоднем поздравлении народу президент Таджикистана Эмомали Рахмон особо подчеркнул: "... Нет сомнений в том, что народ страны, и каждый честный и сознательный гражданин в 2014 году также приложит свои патриотические усилия для реализации наших национальных стратегических программ, добрых планов и намерений, удвоит свои усилия и стремления для еще большего укрепления экономического потенциала независимого Таджикистана...". Только вот какой ценой?
Был период, когда во всех выступлениях, лидер страны с воодушевлением говорил о том, что зарубежные инвестиции помогут поднять экономику Таджикистана. Однако прошло несколько лет, и иностранные бизнесмены открыто говорят о нерентабельности своих вложений в таджикские проекты. И если разрешение пограничных вопросов с Китаем в 2011 году позволило Таджикистану привлечь в свою экономику китайские инвестиции в объеме еще 1 млрд. долларов, то позже таджики поняли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Деловые люди из Поднебесной смогли решить не только вопросы с прибылью, но и трудоустройством своих земляков на таджикской земле.
Другим инвесторам повезло меньше. В последнее время в Таджикистане участились случаи уголовного преследования успешных предпринимателей, которое, как правило, заканчивается сроком и конфискацией имущества. Стоит напомнить, что 2008 году гендиректор совместного таджикско-голландского предприятия "М&Р" Маруф Орифов, владеющий сетью супермаркетов "Орима", был приговорен к 8,5 годам лишения свободы. Суд признал М.Орифова виновным в даче взятки и уклонении от уплаты налогов и сборов. В июле 2012 года главу компании "Мовароуннахр" Джурабека Охонова приговорили к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Охонов признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере, незаконном предпринимательстве, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и растрате. Эксперты стали предупреждать, что подобные "искусственно созданные уголовные дела" отразятся на инвестиционном климате Таджикистана, который и так не особо привлекателен как для местных, так и внешних инвесторов. Но для чиновников это не стало сигналом. Наоборот, в практику стало входить рейдерство, то есть захват чужого имущества и прав владения. По словам известного профессора Х.Умарова: "Подавляющее большинство предпринимателей, которые не имеют за собой поддержки властных структур, сталкиваются с самыми разными способами рейдерства. Это очень опасное явление, и может грозить открытыми столкновениями". В первую очередь под пресс попадают местные предприниматели. Один из предпринимателей из Худжанда с горечью признался: "Давно хотел взять землю и разбить сад, потом создать фирму по переработке фруктов. Для этого пять лет работал в России. Но местные чиновники обложили данью, ставили препоны, то со сбытом продукции, то с поливом саженцев... В конце концов, я разорился, продал за бесценок свой бизнес...". "Те наши соотечественники, которые хотят вложить капитал в развитие страны, теперь будут более осторожными, будут прежде думать, а стоит ли вкладывать свои средства внутри государства, когда в один день можно потерять все. Это конечно настораживает многих. Я думаю, что, понимая ситуацию, власти должны сделать все, чтобы не спугнуть инвесторов как внутренних, так и внешних", - говорит лидер партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири. Однако власти думают совсем по-другому.
Наоборот, заниматься бизнесом в Таджикистане стало опасно для жизни. В Б.Гафуровском районе неизвестные из автоматов расстреляли семью Бобоевых. Его несовершеннолетнего сына Санджарбека преступники заперли в бане, в результате чего несчастный мальчишка скончался от отравления угарным газом.
В джамоате Чоркух была расстреляна семья фермера Абдукаххора Халокова. Вместе с ним погибли жена, их дочь и внук. В Раштском районе в своем рабочем кабинете был найден изрешеченный пулями начальник месторождения угля "Назар-Айлок" Нуриддин Темиров. И таких примеров можно привести множество.
Однако правоохранительные органы не предпринимают никаких мер. Давно известно, что они крышуют криминальные структуры, которые совершают дерзкие налеты на неугодных бизнесменов. Экономический обозреватель Саид Зафаров справедливо замечает, что все экономические реформы в стране упираются в клановость, местничество, коррупцию, проблемы с электроэнергией и энергоресурсами, налоговую базу, несоблюдение справедливости при судебных разбирательствах, рейдерские захваты со стороны доминирующего клана.
В прошлом году трудовые мигранты перевели на родину более 3 миллиардов долларов. Сумма солидная. Естественно появились идеи о том, чтобы пустить часть средств в экономику страны. Но, к сожалению, под этими намерениями опять кроется чья-то инициатива прибрать к рукам чужие деньги. Президент страны Эмомали Рахмон не случайно говорил, что каждый гражданин должен удвоить свои усилия для блага своей родины. Не значит ли это, что трудовые мигранты должны работать вдвойне больше: на себя и чужого дядю? А раз так, то вряд ли бедные таджики увидят свет в конце туннеля. Надеяться на лучшее уже не стоит. Тем более что Эмомали Рахмон уже твердо занял президентское кресло еще на долгие семь лет.
Мурат Одинаев
|