Когда шариат превыше устава, - У.Саркисов 09:33 21.03.2014
В жизни народов Средней Азии исламу отводилась далеко не последняя роль. После развала СССР и обретения независимости в Кыргызстане возник идеологический вакуум, чем воспользовались различные религиозно-экстремистские течения и организации. В результате в республике начался стремительный рост числа мечетей и медресе. Если в 1990 году в Ошской области насчитывалось около 40 мечетей, то на сегодняшний день этот показатель возрос до 500. За годы суверенного развития только в Джалалабадской области открыли двери более 200, а в Баткенской свыше 250 мечетей.
Картина вырисовывается не совсем обнадеживающая, ибо большинство мечетей на юге Кыргызстана не имеют соответствующих лицензий. Тем временем, словно грибы после дождя растут подпольные домашние школы – "худжры", где каноны ислама внедряются в мозги несовершеннолетних. Причем преподавание в таких заведениях ведется с явным экстремистским уклоном. В интервью одному из журналистов бывший заместитель главы государственной комиссии по делам религии Канатбек Мурзахалилов, признал, что в стране набирает обороты своеобразная сила, занимающаяся широкой пропагандой ислама, так называемые группы "даъвата".
На сегодняшний день практически во всех айыл укуматах можно увидеть "даъватчиков", прибывших на "островок демократии" из Таджикистана, Турции и Саудовской Аравии. В основном – это молодые люди в возрасте до 25 лет, не имеющие духовного образования и малосведущие в вопросах теологии. Чтобы парни не совершали глупостей, за ними закреплены старшие групп из числа лиц, прошедших стажировку в Афганистане и Пакистане, где пропаганда религиозного экстремизма поставлена на широкую ногу. Государственные органы, в свою очередь, не могут разработать методы противостояния недоделанным муллам и ишанам. Если деятельность религиозных организаций запретить силой, то сразу же вспыхнут народные волнения. Убежденные исламисты уйдут в подполье и развернут подрывную деятельность против властей. Во многих государствах течение "Таблиги джамаат" считается религиозно-экстремистской организацией. Однако в Кыргызстане перед ней открыты широкие просторы. В качестве примера можно отметить Маткерима Мамыркулова. Всем известно, что данный тип являлся рьяным "таблиговцем" и в начале 2013 года под видом совершения "даъвата" выехал в Сирию. Сегодня он отбывает наказание в КИН за участие в боевых действиях против правительственных войск Сирии, а ряды его единомышленников в республике расширяются день ото дня.
Все вышесказанное – это всего лишь верхушка айсберга. Корни беды зарыты гораздо глубже, в недрах силовых структур. "Таблиговцы" изрядно постарались и достигли весомых результатов в вербовке "блюстителей закона", что дает им возможность свободно осуществлять агитацию среди масс под надежным прикрытием. Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров. Так, Кыял Толонбаев будучи командиром одного из пограничных частей более пяти лет придерживается идей течения "Таблиги джамаат" и разрабатывает планы создания исламского государства среди личного состава. В его части организовали отдельное помещение для совершения молитв. Придерживаясь канонов шариата, офицер предоставляет личному составу выходные по пятницам, срывая боеготовность части. Аналогичные случаи наблюдаются и в пограничном подразделении Ошского аэропорта, где служит офицер Суюнтай Жаймугамбетов. В служебное время личный состав больше придерживается канонов ислама, нежели воинских уставов.
Уже не первый год глубоко верующий сотрудник Джалалабадского ГУВД Мурат Мирзарахимов на общественных началах рекламирует идеи течения "Таблиги джамаат". Чтобы продемонстрировать свою приверженность исламу, он не стал распивать спиртное вместе с сослуживцами в день работников милиции. Мурат охотно поссорился с коллегами и гордо покинул пиршество. Здесь сам по себе напрашивается риторический вопрос: сумеет ли общество преодолеть кыргызскую безалаберщину, или все же на "островке демократии" шариат окончательно вытеснит светские нравы и законы?
Урмат Саркисов
|