Киргизия: радикалы – единственная и реальная сила, - Е.Кудрявцев 07:18 10.05.2014
Судя по тематике материалов, которым уделяется внимание в медейном пространстве Киргизии, то в тройке приоритетов, несомненно, присутствует религиозный аспект жизни республики. На первый взгляд, в республике, где 97 процентов населения являются мусульманами, вопрос об исламизации Киргизии выглядит, по меньшей мере, несколько странно. Но, исходя из того, как тема муссируется в республике, и даже стала предметом разбирательства в Совете обороны страны в начале февраля 2014 года, то можно понять, что дискуссия в принципе идет вокруг одного вопроса. Почему киргизам близок лишь радикальный ислам, число сторонников которого от года году только растет, а запрещенные религиозно-экстремистские организации чувствуют себя вполне вольготно и по полярности могут даже конкурировать с партиями, представленными в парламенте.
Светская власть медленно и неуклонно сдает позиции перед радикалами, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, все попытки властей принять меры по противодействию влиянию экстремистских воззрений в обществе терпят неудачу из-за формального отношения к делу. Министерство образования и науки презентовало концепцию изучения курса истории религиозной культуры в школах, которые включат в обязательную школьную программу 5-11 классов. Что выйдет из затеи пока не ясно. Как говорится, лучше поздно, чем никогда, учитывая, что Киргизия, являясь лидером среди стран Центральной Азии по числу религиозных учебных заведений, собирается вводить в школьную учебную программу курс истории религиозной культуры последней в СНГ.
Конечно, скороспелость подготовки учебного материала по религиозной культуре, разработанного чиновниками, с которым даже экспертное сообщество не смогло толком ознакомиться, вызывает сомнения в качестве труда, предоставленного на презентацию. Тут бы киргизским чиновникам стоило поучиться у исламистов, которые своих целей добиваются не спеша и последовательно. В Киргизии функционирует почти 95 исламских институтов образования, в том числе 65 медресе. По количеству подобных учебных заведений киргизы обошли всех соседей по Центральной Азии. Сейчас ученик одного медресе не может по семейным причинам перейти в другое, потому что унифицированных учебных планов и утвержденных программ нет. То есть чему и как учат детей в медресе, не ведают ни государственные структуры, ни Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК). Но это еще цветочки.
Вот уже несколько лет из Киргизии также бесконтрольно детей на учебу вывозят в зарубежные страны. По некоторым официальным данным, только в одном Пакистане в данное время находится около 170 детей, которые проходят курс обучения религии. Как в этой связи не вспомнить Нарынскую область, которая оказалась в центре скандала, связанного с отправлением детей на обучение в исламские школы в Бангладеш. Госкомитет национальной безопасности так до конца и не разобрался, поведав, что к этому могут быть причастны местные активисты религиозно-экстремистского организация "Таблиги джамаат". Дамир Исаков, бывший глава УВД Джумгальского района поделился своими впечатлениями от общения с детьми, прошедших обучение за границей. "За год учебы за границей у подростков была нарушена психика. Во время беседы они все время повторяли, что не боятся никого - ни родителей, ни меня, только Аллаха", - поведал бывший милицейский начальник.
Во-вторых, киргизские власти слишком поздно спохватились и поняли, что религиозный экстремизм пустил слишком глубокие корни в стране, успел сформировать свою инфраструктуру, обзавестись многочисленными сторонниками. Только в 2003 году был объявлен запрет на деятельность в республике "Хизб ут-Тахрир", "Организации освобождения Туркестана", "Восточно-Туркестанская исламской партии", "Исламской партии Туркестана". О том, что радикалы из "Таблиги джамаат" того же поля ягодка до властей "дошло" лишь в 2010 году. Да и то с "подсказки" ОБСЕ, которая настоятельно рекомендовала властям запретить эту организацию, чтобы Киргизия ненароком не оказалась в числе стран поддерживающих террористические организации. Тогда же директор Госкомиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев впервые официально заявил, что распространение идеологии "салафизма" приобрело характер угрозы национальной безопасности. "Число сторонников радикальных религиозных организаций за последнее 5 лет увеличилось в 10 раз и уже превысило более 250 тысяч человек", - заявил он. По оценкам экспертов, ни в одной другой стране региона исламизация не шла с такой скоростью, как в Киргизии. Опросы показывали, что более 80 населения страны поддерживает идею создания исламского государства. Дело дошло до того, что в южных областях стало нормой, когда школьники в массовом порядке уходят с занятий на пятничные молитвы, и учителя ничего с этим поделать не могут и лишь разводят руками.
Разумеется, банальные причины - острейший социально-экономический кризис, коррумпированность и бюрократический произвол, плодящие нищету и обездоленность, социальная архаичность и культурная отсталость общества – также способствуют притоку сторонников в ряды исламских радикалов. Сюда можно добавить неспособность официальных исламских структур в лице ДУМК эффективно противостоять влиянию всевозможных религиозно-экстремистских организаций. Да и как противостоять вышколенной, обученной, организованной и убежденной армии, если из 36 членов Совета улемов только четверо имеют базовое образование, остальные учились "на дому".
В общем, куда не кинь – везде клин. Почти все местные эксперты отмечают, что "поезд уже ушел". Число сторонников радикального ислама в Киргизии растет, и "джихадистские" идеи уже давно проникли во властные коридоры. Как считают эксперты, сегодня многие влиятельные чиновники из госструктур, даже сотрудники правоохранительных органов, не особенно таясь, симпатизируют самой влиятельной в республике религиозно-экстремистской организации "Таблиги джамаат". Кто знает, может быть, среди них спикер киргизского парламента Асылбек Жээнбеков при чьей активной поддержке проталкивается идея строительства уже второй комнаты для молитвы в здании парламента. Любопытно, что на месте апартаментов для совершения религиозных обрядов по плану застройки должны быть возведены конференц-зал, оборудованные помещения для электронной библиотеки и пресс-службы и зала для работы СМИ. Но появляется арабский инвестор некий Саид и планы резко меняются.
Появляется некий инвестор-араб Саид, с которым управделами парламента и компания "Дастан" заключили трехсторонний договор на более 10 млн. сомов. Но араб дает деньги только для строительства комнаты для молитвы, ему электронная библиотека, ни к чему. Пожелания араба находят понимание у спикера парламента, и он стал главным лоббистом строительства "маленького молитвенного домика" в стенах законодательного органа страны. При этом никто не хочет задать простой вопрос, насколько этично брать деньги у иностранцев на строительство религиозных объектов в здании, где формируется политика государства?
Евгений Кудрявцев
|