Женское лицо террора. Призрачный рай для шахидок, - С.Хакимова 09:34 15.05.2014
Регулярно в СМИ появляются сообщения о том, что на стороне радикальных сил в Сирии воюют большое число наемников, граждан иностранных государств. На чужой джихад отправляются по разным причинам: за идею, за деньги, по глупости, обманом или по принуждению. Хотя, по утверждению известных богословов, наемники не могут стать шахидами.
У современного терроризма все чаще появляется женское лицо. На днях сотрудники ГКНБ КР доставили на родину, в Бишкек двоих гражданок Кыргызстана, воевавших в Сирии. По данным спецслужб, обе девушки прошли там военную подготовку. На чужую войну они попали обманным путем, не имея должного представления об идеях джихада, ввиду недостаточной религиозной грамотности.
С начала 2000-х гг. началось массовое использование в подрывных операциях так называемых женщин-шахидок или "невест Аллаха", как они сами себя называют. Трудно объяснить и понять, что существо, которому самой природой уготовано дарить жизнь, защищать потомство, приносить радость может сеять смерть, в том числе, среди женщин и детей. Кто они, каково их мировоззрение и что толкает их, зачастую имеющих детей, на самоубийство? Почти всегда, женщины, которые встали на путь джихада, имеют социальные, семейные или финансовые проблемы. Большая часть из них не замужем, многие имеют детей. Шахидки, смертницы, живые бомбы - этих женщин называют по-разному, но схема их действий всегда одна: взрывчатка на поясе (бывает, что автомат в руках), людное место, убийственный взрыв. Результат: сотни унесенных невинных жизней и искалеченных судеб. Их вербовщики - молодые мужчины и женщины - сами никогда не наденут пояс шахида. Для этого есть вдовы убитых, погибших, обманутые школьницы, студентки, девочки-подростки, социально неустроенные девушки.
Определимся с понятиями
По мнению лингвистов и востоковедов, так часто употребляемые в СМИ словосочетания "шахидки-террористки" неверны по своей сути. С недавнего времени термин "шахид" ("шахидка") стали употреблять террористические группировки и те, кто оказывает моральную, идеологическую и финансовую поддержку терроризму. Как правило, шахидами называют террористов-смертников. Однако, совет муфтиев России считает, что "употребление таких религиозных терминов как "шахид", "моджахед", "воин Аллаха" и других в отношении террористов в корне неверно и направлено, в первую очередь, на дискредитацию ислама". Использование этих терминов в ином, отрицательном смысле, в частности, при наименовании начиненных взрывчаткой поясов террористов-смертников "поясами шахида", искажает истину и вносит путаницу в общественное сознание.
Истинный шахид, как описывается в Коране, не может убить невинного человека. Ислам также осуждает самоубийство, потому что считается, что душа человека после этого попадает в ад. Боевики и радикальные исламисты уже давно трактуют понятие "шахид" в выгодном для себя ключе. Они призывают мусульман умирать за ислам, захватив с собой как можно больше жизней "неверных". Только в этом случае, как утверждают подобные идеологи, истинный мусульманин может рассчитывать на место в раю. В последние годы во всем мире понятие "шахид" стало синонимом слова "террорист".
Многие исламские богословы считают, что теракты-самоубийства и убийства мирных граждан в корне противоречат Корану, хадисам и исламу в целом. Известен ряд фетв (правовых заключений), направленных на осуждение терроризма и акций террористов-смертников. Один из наиболее известных исламских публицистов Харун Яхья открыл в русскоязычном сегменте интернет-сайт "Ислам проклинает террор", критикующий это явление. Также, если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т.д.) и погиб, то в будущей жизни он будет не вознагражден, а напротив - подвергнут наказанию.
Более правильным является определение: "Шахид" - погибший в справедливой войне с агрессорами; защищающий ислам и свободу соблюдения и изучения мусульманами своей религии; погибший от рук бандитов при самообороне; умерший от различных эпидемий; умерший, сохранив свою честь. То есть, считается, что шахид - это человек, принявший мученическую смерть, защищая свою семью, родину, честь или веру. Человек, убивший мирных людей - никакой не шахид. Важно помнить, что живой человек шахидом быть не может, потому что шахид - это тот, кто уже умер. Т.е. название "шахидка", женщине можно присвоить только после ее гибели. Словосочетание "Аллаху акбар", к сожалению, очень часто связывают с жестокостью мусульман, так как, очень часто служит боевым кличем во время военной битвы.
Податливый "материал" для террористических целей
Например, ранее организациям "Хамас" (Палестина) и "Исламский джихад" не нравилось использовать шахидок. Долгое время они вообще отказывались от подобных операций. Но, просчитав, что это эффективно, стали более гибкими и сняли запрет. Если было слишком сложно преодолевать границу, они выбирали женщин. Поняли, что женщины выглядят более наивно, безобидно и симпатично, что выгодно для их использования в подрывных целях. Сегодня этот прием по полной программе используют в Сирии и других странах, подверженных цветным революциям.
По словам израильского эксперта Центра стратегических исследований Йорама Швейцера, шахидки, не столь умны и "продвинуты", как их диспетчеры. Он встречал среди бомбисток несколько достаточно образованных девушек, но большинство из них совсем не такие. "Во время первых интервью, сразу после ареста они говорят о личном, и только уже потом ты слышишь о патриотизме и Аллахе".
Шахидки-смертницы делятся на три основные группы. Одну из них можно условно назвать идейной. Это глубоко верующие молодые девушки и женщины, которые попадают под влияние террористов, их понимание ислама искажается, и они готовы принести себя в жертву религии. Для боевиков это самые желанные жертвы, поскольку они бескорыстны. Но в последнее время их становится все меньше. Вторая группа - "шахидки по принуждению". Чаще всего, это молодые девушки, которых боевики похитили, купили или обесчестили. В последнем случае, женщин насилуют для того, чтобы их уже никогда не приняла семья, и им некуда было возвращаться. Девушки из бедных семей продают себя в шахидки, чтобы прокормить свою семью. В этом случае родственникам шахидки боевики выплачивают от 2 до 25 тысяч долларов, которые чаще всего оказываются фальшивыми. Иногда боевики обещают пожизненное содержание семьи шахидки, но на самом деле навещают ее раз в несколько месяцев, оставляя лишь мешок муки. Третья группа шахидок - "мстители". В нее попадают родственницы убитых спецслужбами боевиков. Например, "черные вдовы" времен войны в Чечне. Если шахидка отказывается от теракта, ее убивают. В последнее время боевики все чаще используют другую тактику: они оснащают пояс шахида двумя взрывателями. Один может активировать сама шахидка, а другой приводится в действие дистанционно. Если смертница передумает совершать теракт, бомбу взорвут без ее ведома. Также боевики изменили тактику подготовки шахидок. Теперь из женщин делают "живые бомбы", накачивая их психотропными веществами и наркотиками. В таком состоянии у человека пропадает чувство страха и самоконтроль. Он идет на убийство с затуманенным сознанием.
На фоне участия шахидок в палестинской интифаде ("освобождение от ярма", движение сопротивления), действия современных "невест Аллаха" выглядят, по крайней мере, бессмысленно и неубедительно. Палестинские женщины участвовали в движении сопротивления палестинских арабов против израильской оккупации. Так, Вафа Идрис, первая палестинская шахидка, стала народной героиней, в честь которой слагаются стихи и песни не только на родине, но и в других арабских странах. Имена наемниц на чужой войне неизвестны, их "заслуги" перед Аллахом - сомнительны.
Какими же нужно быть забытыми, неграмотными, несчастными и неустроенными, чтобы вконец разуверившись в земных радостях, ждать милости в призрачном раю, погибая вдали от родины. Надеяться на то, что "сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю; ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда забирают их души; их смерть на поле боя является явным свидетельством веры; пролитая ими кровь является свидетельством их искренней веры в Аллаха; их душа будет свидетельствовать о рае (то есть увидит рай)".
Разумнее и реалистичнее для женщин - быть довольными и счастливыми тем, что имеют в земной жизни. Ценить саму жизнь во всех ее проявлениях, жить здесь и сейчас, не надеясь на обещанный рай.
Салима Хакимова
|