Кыргызстан: свобода от совести, - Ж.Рахатов 06:01 03.06.2014
Вопрос взаимоотношений светской и духовной власти волнует человечество со времен фараонов, хотя, наверное, и раньше, в тесноте пещер древних людей уже велись кровавые споры о приоритете вождя или жреца. Минули тысячелетия, но точку в этой дискуссии поставить по-прежнему невозможно, скорее очень опасное многоточие. Сегодня исламизация постсоветского Востока не радует многих обитателей евразийского пространства. Кыргызстан, с самого начала провозгласивший себя "оплотом демократии" в Центральной Азии, теперь пожинает горькие плоды избыточного плюрализма. "Арабский мир хочет навязать нам свою культуру и свои традиции", - такое заявление, сделал, открывая работу последнего заседания Совета Обороны, президент страны Алмазбек Атамбаев.
"После 70 лет атеизма у нас в государстве сложилась непростая ситуация. Предыдущие правители Кыргызстана не разбирались в религии и дали полную волю религиозным течениям в республике. Ислам, вместе с арабской культурой и арабскими традициями, входит в наши традиции, вытесняя их", - заявил А.Атамбаев.
Председатель парламентского Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев в свое время говорил, что на территории Кыргызстана действуют 2 тысячи 864 религиозных организации, и из них около 500 незарегистрированных. В составе Духовного управления мусульман Кыргызстана действуют 7 областных казыятов, 1 университет, 9 институтов, 67 медресе, 68 других исламских организаций и объединений. В стране около 372 объектов христианского направления, в том числе православие – 49, православные общины, отклонившиеся от русской церкви – 2, католицизм – 4, баптисты – 49, христианские адвентисты седьмого дня – 31, пятидесятники – 54, лютеране – 21, пресвитериане - 36, харизматы – 43, свидетели Иеговы – 41. Действуют 1 иудейская община, 1 буддийская община, 14 новых религиозных течений, в том числе 12 общин "Бахай".
Вообще-то ислам с трудом приживался на территории современного Кыргызстана. Арабским миссионерам понадобилось около двухсот лет, чтобы "прорасти" здесь. Что тут только не исповедовали: синкретические культы, буддизм, зороастризм, манихейство, христианство, шаманизм. И ни одно из мировоззрений не преобладало. Ислам тоже адаптировался, впустив в себя языческие взгляды.
Такая же картина наблюдалась и в конце XIX века. Как писал известный исследователь Центральной Азии Пржевальский: "Женщины лица не закрывают. Мужчины молятся и Аллаху, и горам, и зверью, и рекам". Мало что изменилось с приходом большевиков. А вот демократический принцип "свободы совести", именно со свободой выбора религиозных приоритетов и покончил.
"Вместо того чтобы надевать народную одежду, наши женщины носят закрытые, арабские вещи – паранджу, хиджаб и прочее. Многие кыргызы перестают идентифицировать себя с собственным народом, и все больше заявляют о принадлежности к мусульманскому суперэтносу и своей готовности служить идее панисламизма. В этой ситуации мы должны сохранять свои традиции, свою культуру. Тот, кто теряет свои традиции и язык, тот теряет свое государство", - говорил президент.
По его словам 1580 кыргызстанцев незаконно выехали из страны для получения религиозного образования. Из них, около 216 прошли обучение и 137 получают образование в религиозных центрах Пакистана. 433 обучаются в КСА, 287 в Египте, 4 в Кувейте, а остальные выехали в Сирию обучаться "ремеслу" террора, который сегодня является важнейшим инструментом исламизма.
"Последние годы наш муфтият постоянно находится в скандалах, религиозный центр превратился в финансовый центр, в бизнес. Государство должно контролировать религию и направлять ее в нужное русло", - сказал Алмазбек Атамбаев.
Президент выразил крайнее недовольство действиями религиозных фанатиков из КСА в Кыргызстане, однако не так давно их представителей принимали на правительственном уровне для обсуждения вопросов сотрудничества и инвестиций. "Кыргызстан заинтересован в расширении экономических связей между странами и в рамках арабского экономического форума", - было заявлено по итогам этой встречи.
Вот здесь правда и возникает некоторая неувязка. Принимая экономическую помощь, следует понимать, что она часто бывает лишь инструментом влияния и вслед за ней идут чужие геополитические интересы и преференции.
"Сейчас мы имеем дело с новым феноменом - мобильными интернациональными группировками, которые готовы проникать в любое государство для "раскачивания лодки". Конфликт в Сирии показал интересную тенденцию: "Хизб ут-Тахрир" может идти на сближение с "джихадистскими" формированиями, с которыми они дискутировали. Значит, существующие в Центральной Азии ячейки "Хизб ут-Тахрира" и некоторые радикальные "джихадистские" группы имеют реальный шанс на сближение", - добавляет к высказыванию президента директор аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов, который уже несколько лет выступает с предостережениями о радикализации ислама в Кыргызстане.
А что думает по этому поводу государственная комиссия по делам религий Кыргызстана - официальный орган, призванный контролировать ситуацию? Ничего. В частных беседах работники комиссии сетуют на количество миссионеров всех мастей со всего света. Все, что успевает небольшая структура - формально запрещать сомнительные и экстремистские секты и миссии, а вот противостоять хорошо организованным и щедро финансируемым из-за рубежа религиозным экстремистским организациям они не в силах.
Не стоит забывать и о том, что за последнее 10 лет, хорошо финансируемые западные политтехнологи хаоса дважды заставили кыргызстанцев свергать власть. Социальная ситуация в республике не улучшилась, власть не окрепла, а значит, вероятность повторения сработавших сценариев сохраняется, и кто знает не попытаются ли внешние силы разыграть для этого "исламскую карту". Предпосылки для этого уж точно есть.
Жоомарт Рахатов
|