Присутствие Русской Православной Церкви на Арабском Востоке, - П.Густерин 22:06 28.06.2014
С избранием в феврале 2009 г. Патриархом Московским и Всея Руси митрополита смоленского и калининградского Кирилла активность Русской Православной Церкви (РПЦ) в иностранных государствах повысилась. Активизация деятельности РПЦ за рубежами России произошла по следующим причинам: 1) стремление нового главы РПЦ усилить ее влияние в мире; 2) установление сотрудничества РПЦ с руководством России и государственными структурами, в том числе с МИДом; 3) рост авторитета России на международной арене, что проявляется и в уважении к РПЦ со стороны официальных властей, которым она пользуется; 4) выезд на постоянное место жительства за рубеж большого числа россиян, которые на чужбине начинают испытывать потребность в духовном общении, в том числе в окормлении Церковью, что требует строительства новых церквей и открытия новых приходов.
В результате РПЦ к настоящему времени приобрела черты влиятельного фактора мировой политики. РПЦ на международной арене блюдет не только собственные интересы, но и в сферах, допустимых ее Уставом, представляет интересы государств, находящихся на ее канонической территории, то есть там, где прочие церкви или какие-либо христианские конфессии не могут осуществлять свою деятельность без согласования с церковными властями этой территории.
Активизация деятельности РПЦ не обошла и Арабский Восток. Еще в 2001 г. присутствие РПЦ на территории арабских стран было незначительным: в Дамаске (Сирия) функционировало представительство, в Александрии, Каире (оба - Египет) и Бейруте (Ливан) - подворья, а в Марокко и Тунисе - ставропигиальные, то есть подчиняющиеся напрямую патриарху, приходы. Теперь же на территории арабских стран функционируют около десяти храмов РПЦ. Подворье в Каире было преобразовано в Представительство Патриарха Московского и Всея Руси при Патриархе Александрийском и Всей Африки. При этом предстоятели православных церквей - Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской - оказывают содействие строительству на их канонических территориях храмов РПЦ. Благодаря росту авторитета РПЦ по инициативе короля Иордании Абдаллы II в июле 2006 г. России на территории религиозно-археологического заповедника "Место Крещения Иисуса Христа" (Эль-Магтас) был передан земельный участок площадью 1 гектар в бессрочное и безвозмездное пользование. В 2007 г. российская сторона приняла решение о строительстве на этом участке странноприимного дома РПЦ для размещения паломников, который был открыт в июне 2012 г. Президентом России В.В. Путиным во время его визита в Иорданию. Еще будучи председателем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), ныне действующий Патриарх Кирилл уделял внимание не только каноническому общению с православными церквями в арабских странах, но и с мусульманским духовенством, особенно в Сирии. В декабре 2005 г. он совершил поездку в Йемен, в сентябре 2007 г. - в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примечательно, что активность РПЦ вне ее канонических территорий вызывает ревность Римско-католической церкви. Например, 4 апреля 2007 г. муниципалитет города Шарджа (ОАЭ) зарегистрировал православный приход РПЦ (храм апостола Филиппа) в эмирате Шарджа, а уже 1 июня 2007 г. Ватикан установил с ОАЭ дипломатические отношения на высшем уровне, что можно расценивать как реакцию Святого Престола на присутствие здесь РПЦ. В последние годы частыми стали визиты высших иерархов православных церквей Ближнего Востока в Россию. Одной из причин этих визитов является то, что в условиях растущего фундаментализма и участившихся в связи с этим фактов гонения на христиан автокефальные православные и древневосточные церкви Ближнего Востока рассчитывают на поддержку РПЦ возродившейся России. Христиане арабских стран в сложившихся политических условиях видят в России и РПЦ своих защитников. Так, 1 февраля 2013 г. в Москву прибыла семья египтян-коптов из десяти человек, которые стали беженцами из-за преследований исламистов в Египте. Примечательно, что РПЦ не имеет с Коптской церковью канонического общения по религиозным причинам. Тем не менее, осознание религиозного единства вселяет в христиан различных конфессий надежду на помощь РПЦ и Российского государства.
Гонения на паству РПЦ в арабских странах также имеют место. Так, с ноября 2011 г. церковь Воскресения Христова в столице Туниса несколько раз становилась объектом нападения экстремистов, а настоятель храма открыто получает угрозы. В апреле 2012 г. там же было осквернено христианское кладбище.
В июне 2012 г. в городе Касабланка (Марокко) состоялся митинг против сноса храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором приняли участие также марокканцы, женатые на россиянках. Еще до всплеска исламского экстремизма руководством РПЦ стало придаваться большое значение созданию положительного образа и правильному восприятию церковной политики РПЦ среди мусульманского населения арабских стран. Так, 13 июня 2011 г. в ходе рабочей поездки в Египет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион выступил с речью-посланием "Мусульмане и христиане" в крупнейшем исламском университете "Аль-Азхар". Митрополит Иларион выразил надежду, что его посещение "Аль-Азхара" станет продолжением диалога, который был начат Патриархом Кириллом, посетившим этот университет в апреле 2010 г. РПЦ не забывает и об арабоязычных христианах. Так, 5 декабря 2012 г. в Российском центре науки и культуры в Бейруте состоялась презентация арабского перевода книги Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность. В поисках гармонии". Ежегодные рождественские и пасхальные послания Патриарха Кирилла наряду с другими языками стран ближнего и дальнего зарубежья переводятся и на арабский язык. Посетив в ноябре 2011 г. Ливан, Патриарх Кирилл преподнес в дар Баламандскому университету 50 тыс. долларов.
С 31 марта по 10 апреля 2013 г. Императорское Православное Палестинское общество при участии РПЦ занималось сбором материальной помощи для сирийского народа: за две недели удалось собрать около 70 тонн гуманитарной помощи, в том числе продукты питания и медикаменты. Это имущество было передано Патриарху Антиохийскому Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну. Со 2 по 4 сентября 2013 г. в Аммане по инициативе короля Иордании Абдаллы II и под патронажем принца Гази бен Мухаммада состоялась международная межрелигиозная конференция "Вызовы, стоящие перед арабами-христианами". По благословению Патриарха Кирилла в форуме приняла участия делегация РПЦ, в которую вошли митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и исполняющий обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Лукьянов). Из вышеизложенного видно, что РПЦ стала играть важную роль во внешней политике России. Патриарх Кирилл встречается с высшим руководством арабских стран. Особенно частый характер носят его встречи с Президентом Палестины Махмудом Аббасом, благодаря которому было принято политическое решение о возвращении России земель, находящихся на Святой Земле: Россия получила в собственность три участка в городе Иерихоне. Интенсивные контакты с руководством Палестины объясняются его заинтересованностью в поддержке Россией на международной арене, а также функционированием Императорского Православного Палестинского Общества на территории Палестины. Показателем политической активности РПЦ являются и широкие контакты руководства Московского Патриархата с официальными представителями арабских государств. Так, в сентябре 2009 г. в Красном зале храма Христа Спасителя состоялась встреча Патриарха Кирилла с чрезвычайными и полномочными послами и временными поверенными арабских государств, аккредитованными в Российской Федерации. Ранее такая встреча состоялась в ноябре 2005 г. еще в бытность Патриарха Кирилла председателем ОВЦС.
В целом очевидно упрочение связей РПЦ с арабскими странами. Начиная с 2001 г. делегации РПЦ посетили Египет, Ирак, Катар, Ливан, Палестину, Сирию и ОАЭ. Из этих визитов следует особо отметить миротворческую поездку в предвоенный Багдад христианско-мусульманской делегации во главе с епископом Магаданским и Синегорским Феофаном и верховным муфтием России Талгатом Таджуддином, что наглядно продемонстрировало общность позиции российских христиан и мусульман перед лицом новых вызовов и угроз.
П.В. Густерин
|