Раскрепощенные женщины Востока, - Нигина и Рано Усмановы 10:29 01.08.2014
В СМИ регулярно появляются статьи, обращающие пристальное внимание на нас, женщин. Заботящиеся о нашей нелегкой судьбинушке авторы пытаются вышибить слезу у сентиментальных читателей. Тут тебе полный набор: обзоры о деспотах мужьях, насильно обряжающих своих благоверных в хиджабы с головы до пят; обличительные речи в адрес правительства, якобы способствующего отъезду местных женщин на чужбину; сочувственные речи в поддержку торгующих собой женщин; соболезнования террористкам-смертницам. В этой связи, обратила на себя внимание статья С.Бахриддиновой на сайте "Центр-Азия", которая утверждает о том, что "современная непростая ситуация социально-экономических отношений предъявила жесткие требования к таджикским женщинам, лишив их всяких гарантий". Понятно, что не все женщины готовы держать удары судьбы, но социальных гарантий, надлежащей помощи, поддержки общества и государства никто не отменял. Автор винит власти во всех, происходящих с женщинами, неурядицах. Хотя, окончательный выбор, как строить свою судьбу, остается за ними. Это их право. И говорить об их насильном выдворении на чужбину за любой работой - значит кривить душой. Почитать рассуждения С.Бахриддиновой, так создается впечатление, что, в своей массе таджикские женщины – бесправные, забитые и угнетенные существа, не имеющие права голоса и действия. Вспомните наших эмансипированных землячек в депутатских креслах, на чиновничьих руководящих должностях или за прилавками рынков и магазинов. То-то же! Палец им в рот не клади, откусят по локоть. Большинство из нас не сдаются под ударами судьбы и делают жизнь своими руками. Как говорится, в благодатном Таджикистане от голода еще никто не умер. Приведем в пример знакомую молочницу из Вахдатского района, которая одна подняла и выучила пятерых отличных детей, а сейчас воспитывает около 30 внуков, правда иногда путает их имена. Все ее дети и маленькие внуки проживают на родине. Сама глава большого семейства, наряду с ежедневной продажей молока в Душанбе, подрабатывают вместе с дочкой и невесткой уборщицами в городских семьях, не считая это зазорным. Периодически они посещают ярмарки вакансий, где им предлагается большой выбор женских рабочих мест от ткачих-прядильщиц в АО "Таджиктекстиль" до секретаря-референта в частных компаниях. С зарплатой от 700 сомони до 150 долларов. Но наши вахдатские знакомые пока ничего не выбрали, менять нынешний образ жизни не спешат, так как считают свой бизнес более прибыльным. Согласимся, что уборка в чужом доме за деньги – не предел мечтаний женщин, но этот вариант не хуже того, когда женщины добровольно едут за тридевять земель, в незнакомую страну, где их никто не ждет, зачастую, включая собственного мужа, который обзавелся на чужбине новой семьей. Выход и варианты есть всегда, и не только в древнейшей профессии. А этот способ заработка, который приводит в пример С.Бахриддинова, не является приоритетным у наших женщин. Выбор такой "профессии" больше говорит не о безвыходном положении, а об отсутствии должного воспитания, моральных и религиозных норм. В эту бездну женщин толкает отнюдь не государство, как убеждает С.Бахриддинова. К сожалению, в подобные антисоциальные отношения все чаще вовлекаются молодые несовершеннолетние девушки. Что толкает их к такого рода заработку?
Наиболее распространенные ответы связаны с тяжелым материальным положением, ссорами с родителями и близкими, социальная неустроенность, неудачное замужество, необразованность. Но главной причиной, ведущей к занятиям проституцией, является система отношений в родительской семье. Находясь под постоянным психологическим давлением, ребенок неизбежно теряет уважение к себе. Он начинает воспринимать себя как вещь, которой может распоряжаться более сильный, властный человек. Возникает безразличие к своему физическому, психическому и социальному состоянию. Потеря собственного "Я" толкает женщин к тому, что они перестают воспринимать ценность своего телесного и психического здоровья. Негативным семейным фактором, толкающим девушек к проституции, является и то, что многие из них были свидетелями постоянных супружеских измен родителей. Тем самым родители демонстрировали пример безразличия к ценностям любви, верности и супружеского долга. Скандалы, побеги из дома, измены родителей толкали ребенка к поиску любви, внимания и заботы на стороне. Для того, чтобы женщина вышла на заработки на панель недостаточно только критического финансового положения. Для этого требуются природные склонности, моральная распущенность, недостаточность воспитания и пренебрежение религиозными канонами. Миллионы женщин не сделают подобного выбора, ни при каких обстоятельствах. Тем более, что, например, мытье полов, посуды, уборка и стирка за деньги, присмотр за чужими детьми, выращивание или сбор сельхозпродукции, торговля-перепродажа и т.п. не требуют специального образования.
У нас одно государство, равные права, гарантии и обязанности. Но мы женщины ведем себя по-разному. Приведем примеры своей женской доли. Мы с сестрой воспитывались в неполной семье. Годы нашего обучения пришлись на военные 90-е. Несмотря на все трудности, мы выучились, стали относительно успешными и самодостаточными, обзавелись семьями. Сейчас учим своих детей в обычных государственных школах и училище. Конечно, сталкиваемся с трудностями, в том числе, с материальными. Но никогда не позволим упрекать в этом государство и власти. Каким бы ни было наше правительство, не виним его во всех грехах, собственной неустроенности и не вправе обижаться на него. Все в наших женских руках. Что касается такого явления, как гастарбайтеры, и в частности трудовые мигранты-женщины, то оно существовало везде и всегда. Люди колесили по миру в поисках лучшей доли, не смотря на национальность, социальное происхождение и политический строй. Например, женщины северного региона нашей страны во все времена были более активны и инициативны, чем их мужья. Отсюда и их энтузиазм – содержать свои семьи, наряду с их мужчинами. Ожидание того, что добрый "государственный дядя" должен разруливать повседневные бытовые и финансовые проблемы, которые встречаются в каждой семье – непродуктивно. Для того, чтобы достойно и результативно их решать не обязательно глотать контейнеры с героином, выезжать из страны на заработки или идти на панель. Нужно лишь включить свои мозги, если они есть, или физически поработать, в обратном случае. Это и будет стратегией выживания в кризисных ситуациях. Тогда ослабнет "тяжелый прессинг забот, обязательств и общественного мнения", пугающий С.Бахриддинову.
|