Политика таджикского правительства способствует исламизации населения, - С.Негматзода 10:09 21.08.2014
Вследствие кризисных проявлений и множества нерешенных социально-экономических проблем в Таджикистане сохраняются высокие темпы исламизации общества, что предопределяет усиление религиозного фона в стране и чрезмерную активность различных религиозно-экстремистских организаций и течений, стремящихся в таких "благоприятных" для них условиях укрепить свои позиции в республике. Этому процессу также способствует неэффективная, а порой весьма противоречивая политика таджикских властей в религиозной сфере.
19 ноября 2012 года Совет улемов Таджикистана в очередной раз установил нормы внешнего вида мусульман республики, которые, в некоторой степени, противоречат ранее уже принятым стандартам. Так, женщинам-мусульманкам рекомендовано носить хиджаб, а мужчинам – бороду не длиннее размера кулака. Такие правила внешнего вида мусульман были неоднозначно восприняты таджикской общественностью, так как еще в 2010-2011 годах наличие любой бороды расценивалось как признак причастности к исламскому фундаментализму. Более того, все "бородачи" автоматически становились объектами пристального внимания правоохранительных органов, на них устанавливались облавы вне зависимости от длины растительности на лице. Другим примечательным аспектом этого решения Совета улемов является его противоречие некоторым светским подзаконным актам. К примеру, в 2010 году министерство образования Таджикистана утвердило приказ, запрещающий носить бороду преподавателям, не достигшим 50 лет, и то с условием, что ее длина не будет превышать трех сантиметров.
По мнению некоторых политологов и религиоведов, такие крайности стали следствием неспособности властей хоть как-то выправить ситуацию и становятся лишь причиной раздражения общества. Особую тревогу экспертов вызывает то обстоятельство, что ношение бороды из эстетического вопроса переросло в политическую проблему, поскольку поборники светских традиций в лице властей воспринимают "бородачей" как представителей оппозиционных исламских групп и, в частности, активистов Партии исламского возрождения Таджикистана. При этом они уверены, что решение Совета улемов останется на уровне рекомендаций, поскольку реализовать механизм его выполнения на практике фактически невозможно.
Наряду с "популяризацией" ислама в хорошем понимании этого слова, крайней формой чрезмерной религиозности населения Таджикистана является его активная вовлеченность в различные религиозно-экстремистские организации и течения, такие как "Хизб-ут Тахрир", "Салафия", "Аль-Байат", адепты которых в последние годы значительно интенсифицировали агитационную и вербовочную работу среди таджикской молодежи. К тому же, таджикская общественность, особенно, в сельской местности, все еще предпочитает получать религиозное образование в "худжрах", поскольку светское образование порой является недоступным из-за укоренившейся коррупции и системы поборов с учеников и их родителей.
Растет активность женского крыла религиозно-экстремистских организаций и течений, которые незаконно обучают женщин канонам ислама в "худжрах". Другой немаловажной проблемой для таджикских властей является активизация пропагандисткой деятельности сторонников шиитского направления ислама. Под влияние эмиссаров и идеологов шиизма попадает таджикская молодежь, обучающаяся в Высших учебных заведения Ирана, где, по официальным данным, по межвузовскому обмену находятся более 500 граждан Таджикистана, а на нелегальной основе – более 2 тысяч молодых людей. Эта категория таджикистанцев после окончания учебы и возвращения на родину вовлекает в шиизм своих родственников и близкое окружение. В Республике основными распространителями шиитской идеологии являются служители мечети "Хаджи Абдурашид", что в столице, сотрудники представительства иранского Комитета помощи им.Имама Хомейни и таджикско-иранских совместных предприятий. При этом правительство Таджикистана не предпринимает в их отношении каких-либо мер воздействия, поскольку опасается негативной реакции со стороны Ирана, являющегося крупным инвестором таджикской экономики.
Сегодня руководство Таджикистана пытается всеми силами, включая представителей официального духовенства страны проводить агитационные мероприятия, направленные на дискредитацию ПИВТ. При этом председатель Совета улемов С.Абдукодирзода предписал служителям культа использовать в проповедях его заявления, компрометирующие сторонников ПИВТ и ее лидера М.Кабири. Имам-хатибы некоторых мечетей, ослушавшиеся данного указания по причине симпатии к исламской партии, были отстранены от занимаемых должностей.
Сложившееся неоднозначное отношение представителей официального мусдуховенства Таджикистана к лидеру ПИВТ М.Кабири вызывает недовольство его сторонников, которые в целях повышения авторитета партии активизировали пропагандистскую деятельность, путем распространения памяток и листовок, в которых приведены суры из Корана, призывающие женщин Таджикистана носить "хиджаб" и строго соблюдать нормы шариата.
Представляется, что в условиях отсутствия эффективной государственной политики в сфере религии, упадка национальных сегментов экономики и культурно-просветительской работы, население Таджикистана все больше будет обращаться к вере и поиску моральной и духовной опоры в жизни. Это, в свою очередь, предопределяет дальнейшую неизбежную исламизацию таджикского общества и создает благоприятную почву для активистов различных религиозно-экстремистских организаций, деятельность которых в Таджикистане в ближайшей перспективе будет усиливаться.
Садуллоджон Негматзода
|