Таджикский Ренессанс в Афганистане, - С.Русланов 10:44 01.09.2014
"Для полного распоряжения Афганистаном еще не наступило время".
Высказывание английских колонизаторов в 18 веке.
Проницательности английской дипломатии, граничащей с искусной изворотливостью на Востоке надо отдать должное, и эту тонкость уловил патриарх дипломатии России – Андрей Снесарев в своих мемуарах, что нельзя сказать о его детище - афганском секторе Академии наук России.
Спустя почти 200 лет, необходимость констатации цитаты политика из туманного Альбиона о "бесперспективности внешнего вмешательства" в афганские дела в увязке его конкретно-исторического момента остается неизменным.
Не тронутым за эти годы остается и влияние таджикского сегмента афганской внутрижизненной политики, оказывающего магистральное влияние на всеобщую ситуацию в Афганистане. Маленькая деталь, независимость Афганистана в 1921 году в беседе В.Ленином отстаивал Мухамад Валихон Дарвози, будучи министром иностранных дел Афганистана, таджик по национальности, уроженец нынешнего Таджикистана.
Проект географического разума-поддержки пуштунов, выданный на руки американцам, приобретает негативные очертания по своей сути. Оно, игнорируя естественные запросы соседних стран, похоже, плавно переходит к стадии управляемого конфликта в южных рубежах СНГ, отторгая российское влияние, чье воздействие традиционно было ощутимо в северных, северо-восточных, северо-западных провинциях Афганистана в среде национальных сегментов, а также "золотого миллиона пуштунов" (выражение, используемое З.Халилзодом по отношению к пуштунам, ассимилировавшимся с таджиками в Кабульской зоне).
Говоря о национальном сегменте, мы осознанно опускаем термин национальное меньшинство, к коим представителями советской афганистики ошибочно соотносили таджиков. Так как по последним данным совокупного исследования американского, английского и германского телевидений, таджики составляют 40% населения Афганистана. Этот вывод основан также на исследованиях ведущих афганистов Х.Назарова, К.Искандарова, С.Саъди. Кстати, визуальное наблюдение в крупных мегаполисах, Кабула, Мазори Шарифа, Герата, свидетельствует о том, что здесь преобладает влияния персидского языка "дари" и таджики, как двигатели торговли, ремесла, образования имеют существенное весомое воздействие. Это относится к аффилированным к ним национальным группам таким как аймаки, караймаки, джамшеди, кизилбоши, фирузкухи, дариязычные арабы "содоты" и хазарейские исмаилиты.
Советская афганистика, а затем по инерции и его правопреемница российское афгановедение же выбрало ошибочный путь исключительной трактовки и идеологического обоснования пуштунского элемента вопреки историческому здравому смыслу и ясности превосходства таджиков, как системообразующей силы в Афганистане.
Стремление таджикских и российских афгановедов Х.Назарова, К.Искандарова, В.Коргуна (царство ему небесное) и А.Князева неимоверными усилиями цементировать обоснованность противостояния городского сословия, чьими представителями выступают таджики в противовес кочевой субкультуры в лице пуштунов, сталкивается с нежеланием пересмотреть весь ход афганистики, якобы в угоду "естественных союзников" России. Тандем Ахмадзая-Дустума в президентских гонках, явное доказательство борьбы "Дикой степи" против городской ремесленнической цивилизации.
Наверняка в этом также повинен либерально-вестернистский антинаучный подход востоковедения России, заискивающей с Западом. Парадоксальность выбора и приоритета пуштунского вопроса, как нельзя, кстати, совпадает с американским афгановедением, считающей пуштунов государствообразующей нацией не только а Афганистане, но и в Пакистане. Кстати, подобную линию продолжает искусственно гнать редактор российского сайта "Афганистан.ру" Омар Нассер, младопуштун, выросший в российских просторах.
По-видимому, в России сохраняются последствия искаженной интерпретации афганской и тюркской проблематики, определенные академиком Радловым и Л.Гумилевым, считающими пуштунов и тюрков законными союзниками России. В частности, Л.Гумилев считал, что "Таджикам в Х веке были ведомы греческая философия и достижение индийской мысли. Однако, у них не хватало: воли к свершениям, жажды славы и жертвенности, ради далекого прогноза – идеала".
Но вторая декада 21-го века предопределяет быть таджикам рупором всей афганской политики, от решения которых зависит не только изменения конституционных основ ИРА, но и будущая геополитическая конфигурация региона. Не исключено, что в горах Гиндукуша складывается новый региональный полюс миропорядка, упущенный из научного видения и не ставшей объектом исследования российского востоковедения.
Разлад в расстановке внутриполитических сил, связанных с нерешенностью второго тура президентских выборов в Афганистане, высвечивает очевидную деталь, немаловажной для всего Афганистана, это прежде всего численность его населения. Таджики, преобладают в крупных городах Афганистана, т.к. Кабул, Герат, Мазари Шариф, Дараи Шимоли и Бадахшане, и следовательно считаются коренным и преобладающим населением.
Представляется, что "научно-политический верблюд отстает от каравана истории" в Афганистане, явно одно, кто контролирует зоркульский треугольник, тот способен наблюдать за Южной Азией, гласит изречение путешественников, посетивших ваханский коридор в конце 19-го века. Каждый знает из урока отечественной истории, что "История не имеет сослагательного наклонения", и что она первопрестольная в силу различных обстоятельств, как субъективных, так и объективных не должна повторится. Но кармическая судьба заставит принять его уроки "…ибо будущее не знает другого гида, чем история". Старыми башмачками пройти десятимильное расстояние не резонно, нужна новая методика, основанная на исконных русских генетических индоиранских традициях.
Помнится, как основатель современного неоевразийства Дугин в книге "Основы геополитики" отдавая дань "рывку на юг" говорил о горной, но гордой стране Таджикистан, у которого своя миссия по распространению культурологических и цивилизованных ценностей на "Новом Среднем Востоке". Наверняка, стоит обратить внимание на такое продвижение идей, хотя реальность диктует иные условия жизнеотрицающих установок.
Семен Русланов, аналитик центра "Руссо-иранистики"
|