Таджикистан. Опасно сидеть на пороховой бочке, - Г.Ибодов 20:52 02.09.2014
Сегодня в Таджикистане сложилась сложная обстановка в сфере религии, можно сказать критическая. Страна стремительно скатывается в пучину экстремизма, и недалек тот час, когда эта горная республика станет вторым Афганистаном. В последнее время активизировалась деятельность проповедников из таких религиозно-экстремистских организаций, как "Ансорулла", "Хизб ут-Тахрир", "Исламское движение Узбекистана" и т.д. Они усиленно работают над вербовкой новых сторонников, создавая критическую массу. Все свои силы они направляют на идеологическую обработку молодежи, для чего используют не только традиционные методы, но и современные технологии, в том числе Интернет и социальные сети. Данную кризисную ситуацию следует рассматривать как естественный итог действий, а точнее бездействия со стороны властей и правоохранительных органов республики в отношении распространителей идей экстремизма и фундаментализма.
По официальным данным в настоящий момент в Таджикистане функционируют около 4 тысяч зарегистрированных и более 1500 незарегистрированных мечетей, которыми в основном руководят выпускники теологических центров Ирана, Пакистана и Египта. Вербовочная работа ведется и непосредственно в этих зарубежных центрах, куда молодые люди из Таджикистана приезжают на учебу. Ими плотно занимаются представители религиозно-экстремистских организаций "Джихадистов" и "Салафия". Они взращивают в молодых неокрепших душах идеи религиозного радикализма. После соответствующей идейной обработки молодые "бойцы ислама" нередко отправляются в горячие точки, где воюют на стороне экстремистских группировок. Так, например, известно, что сейчас в рядах вооруженной сирийской оппозиции воюют более 100 граждан РТ. По некоторым сведениям их как минимум в пять раз больше! Простая логика подсказывает: с окончанием той войны эти, обученные убивать, боевики вернуться домой. И займутся не отхожим промыслом и не выращиванием фруктов, а тем, чему обучились в теории и закрепили на практике. Скорее всего, они вольются в ряды "армии" внутри Таджикистана, в которой уже насчитываются 15 тысяч "ваххабитов", 8 тысяч "салафитов", и не менее 20 тысяч сторонников "Хизб ут-Тахрир". В совокупности, из этого количества можно полностью укомплектовать четыре полноценных дивизии. И это только по официальным данным.
После обнародования информации о том, что среди вооруженных подразделений оппозиции в Сирии находится и таджикские граждане, власти попытались массово возвращать студентов из зарубежных исламских ВУЗов на родину, чтобы они продолжили учебу в местном государственном исламском университете в Душанбе. При этом, как всегда, представители властей умудрились наломать дров. Вернувшиеся домой студенты, большинство из которых обучались за границей бесплатно и получали стипендии, столкнулись с полным равнодушием чиновников, отсутствием элементарных условий для продолжения обучения в соответствующем ВУЗе Душанбе, повальной безработицей. К тому же вынужденных возвращенцев постоянно проверяли сотрудники правоохранительных органов, что очень нервировало студентов и их родных. В результате большинство несостоявшихся студентов было вынуждено вернуться назад или поехать в Россию в поисках работы.
Все эти события происходят на фоне полного провала в республике государственной социальной политики. Сегодня примерно 70% таджикских граждан проживают за чертой бедности, более 2 млн. трудятся за рубежом. При этом ежегодно более 1200 таджикских гастарбайтеров по различным причинам гибнут на чужбине. Духовный вакуум, жесткие условия рыночных отношений, бедность - вот факторы которые ведут к исламизации общества. Причем скорость данного процесса прямо пропорциональна темпам обнищания общества, росту несправедливости со стороны властей, судов, правоохранительных органов. Чем больше коррупции, взяточничества, тем больше народ ищет идейную альтернативу в исламе.
Согласно исследованию ОБСЕ, более половины таджикистанцев выступает за усиление роли ислама в общественной жизни страны. А около 7% даже готовы жить в теократическом государстве. Две трети жителей в ходе опроса назвали религию объединяющим фактором. По данным социологического опроса, проведенного Советом Улемов Таджикистана, около 90% его участников выразили свое лояльное отношение к вопросу об управлении страной халифом.
Характерной чертой современного пейзажа Душанбе стали женщины и девочки, одетые в религиозные одежды - хиджаб или паранджу. Популярным стал недавно появившиеся специальные мусульманские такси для женщин, за рулем которого также находится дама. Такая услуга в основном пользуется в семьях, где традиции ислама блюдут слишком уж рьяно.
Стремительная исламизация страны демонстрирует полную неспособность государства влиять на этот процесс. Чиновничий аппарат, погрязший в интригах, коррупции, полностью устранился от решения актуальных проблем. А отсутствие четкой идеологической политики государства создало благотворную почву для деятельности религиозных организаций экстремистского толка. И сейчас государство проигрывает в борьбе за умы и души населения, особенно молодежи, поджигая своей рукой фитиль пороховой бочки под названием радикальный ислам.
Гаффор Ибодов
|