Трайбализм в Йемене, - П.Густерин 00:18 22.09.2014
ТРАЙБАЛИЗМ В ЙЕМЕНЕ
Значительная часть йеменцев сохраняет племенную идентификацию. Большинство южных племен относит себя к потомкам легендарного родоначальника южноаравийских племен Кахтана. Некоторые северные племена считают себя потомками легендарного родоначальника североаравийских племен Аднана. К ним относятся и сейиды, ведущие свою родословную от пророка Мухаммеда.
Трайбализм (кабалийя) в Йемене существует по двум основным причинам. Во-первых, это слабость государственной власти в некоторых районах страны.Во-вторых, недостаточность материальных ресурсов, а как следствие - крайняя бедность населения, что объясняет господство трайбализма в северных и восточных губернаторствах страны. Кроме этого, трайбализм здесь сохраняется из-за слабо развитой дорожной сети, а также ввиду отсутствия предпосылок к отказу от традиционного уклада жизни.
Всего в Йемене насчитывается ок. 160 племен. Племена объединены в союзы (племенные конфедерации). Крупнейшими и наиболее древними из них являются Бакиль (на востоке страны), Мадхадж (в центральных губернаторствах) и Хашид (на севере). Оседлые племена обитают, главным образом, в губернаторстве Ходейда (племя аз-Зараник с центром в г. Бейт-эль-Факих, племя Бани-Солеиль с центром в г. Эз-Зайдия и др.). Полукочевые и кочевые племена обитают в пустынных или расположенных вблизи пустынь губернаторствах: Мариб, Шабва и Эль-Джауф. Кочевники составляют ок. 10% населения Йемена, то есть ок. 230 тыс. чел.
О том, какое значение государство придает такому фактору, как трайбализм, свидетельствует ст. 39 Конституции ЙР: "Вооруженные силы, силы безопасности, полиции и другие подобные учреждения… должны быть защищены от всех форм различий, проистекающих из… трайбализма с тем, чтобы гарантировать их нейтралитет и выполнение их функций в соответствующей форме". В этой связи уместно напомнить, что во время гражданской войны (1962–1968) конфедерация Хашид поддерживала республиканцев, а Бакиль - роялистов.
Жизнь племен в Йемене можно рассматривать как культурно-историческое и политическое, а также сложное со структурной точки зрения социальное явление. Каждое племя живет на определенной территории и на нем лежит особая ответственность за место своего проживания.Исторически сложилось, что племена, живущие рядом, объединяются в союзы автоматически, за исключением случаев "большого призыва"(ан-нида’ аль-кабир), когда племя приглашается в союз по какой-либо причине. У каждого племени есть право принять или отклонить данное приглашение.
Племя оставляет за собой право вести военные действия, за что оно несет перед другими племенами ответственность. Ополчение созывают шейхи племен. Всего вооруженные формирования племен Йемена насчитывают до 70 тыс. человек. У каждого племени есть право вступать в союзнические отношения с отдельными племенами не своего союза, если "большим призывом" оно по какой-либо причине приглашается в другую конфедерацию.
Политическая система в племенных союзах, не признающих государство, основывается на самостоятельности племен. Каждому такому племени присущ особый уклад жизни. Оно независимо в строго определенном районе, который считается только его территорией. Границы каждого такого района определены особыми знаками, имеющими силу как для самого племени, так и для его соседей. Никакому из племен не позволено нарушить границу или присвоить себе часть территории другого племени. Тесная связь каждого члена племени со своей общиной вселяет в него чувство уверенности, поскольку дает ему право на долю общественного продукта и защиту в случае необходимости. Но это в свою очередь накладывает на него и обязанность участвовать в коллективном труде и в защите интересов своего племени. Сохраняются обычаи племенного судопроизводства, в том числе институт заложничества.
Племенной дух, господствовавший у бедуинов доисламской эпохи, не перестает играть важную роль и в настоящее время. Племена, даже оказавшись в новых политических, экономических и культурных условиях, не могут отказаться от внутриплеменных связей и межплеменного соперничества, что и сохраняет основы трайбализма. Перед лицом вызовов современной цивилизации и давления официальных властей между племенами прекращается соперничество и возникает стремление избежать новых конфликтов или противоречий, чтобы встретить общие угрозы единым фронтом. Нынешняя социальная структура йеменских племен не стратифицирована. Однако, она строго регламентирована, определяя статус и положение в общине для каждого ее члена и устанавливая тем самым его права и обязанности.
Шейх - глава племени - выбирается формально. После его смерти, как правило, выбирается его сын или кто-либо из ближайших родственников. Отношения, связывающие шейха племени с остальными его членами, нельзя назвать деспотическими. Шейх имеет право действовать по своему усмотрению лишь в тех случаях, если соплеменники противятся его воле в общеплеменных делах. Шейхи сосредоточили в своих руках финансы и торговлю племен. Многие шейхи и в наши дни собирают в свою пользу дань. Они имеют право получать персональную оплату за обеспечение безопасности представителей официальных властей во время их пребывания на территории племени. Некоторые из шейхов являются крупными собственниками движимого и недвижимого имущества, имеют зарубежные связи, благодаря которым получают материальную и моральную поддержку.Проведение еженедельных ярмарок способствует разрешению многих противоречий и конфликтов между племенами.
Вообще, к шейхам относятся с почтением, а между соплеменниками поддерживается взаимоуважение. Шейх пользуется авторитетом не за власть, которой он наделен, а за ту роль, которую он играет в защите интересов племени, прав слабых и обездоленных, в разрешении проблем общины, в том числе конфликтов между ее членами. В некоторых случаях официальные власти в решении проблем на местном уровне вынуждены искать содействия шейхов. Это в свою очередь повышает их авторитет среди соплеменников.
Обычное право (‘урф) и традиции племен (‘адат) имеют большую силу, чем положения мусульманского права (аш-шари‘а) или государственное законодательство (каванин) в большинстве племенных районов Йемена. Государство вынуждено постоянно прилагать значительные усилия для подчинения родоплеменной верхушки своей воле. На Севере Йемена, в районе пустыни Эр-Руб-эль-Хали, оседлое население практически отсутствует. Здесь проживают кочевые племена, многие из которых периодически переходят на территорию Саудовской Аравии.
12 июня 2000 г. между Йеменом и Саудовской Аравией был подписан Джиддский договор об окончательном пограничном урегулировании. Кочевые племена создают трудности в проведении окончательной демаркации границы, поскольку установление постоянной охраняемой границы нарушит привычный для кочевников ход жизни. Но главный фактор - психологический: те, кто до сих пор живет по кодексу бедуина -аль-мурувва- не могут смириться с тем, что им на их земле будут чинить препятствия или ставить условия. При этом официальные власти обоих государств вынуждены считаться с протестами кочевников и искать выход из сложных ситуаций.
Иногда племена прибегают к захвату заложников из числа иностранцев, но не с целью получения денежного выкупа, а для склонения центральной власти к решению их насущных проблем или к желаемому для них разрешению конфликтов с государством. Несмотря на то, что сами заложники находятся на положении почетных гостей, такого рода киднеппинг является серьезной проблемой для центральной власти, поскольку государство в силу своей ответственности перед другими странами вынуждено принимать меры по освобождению похищенных лиц. На юге Йемена после объединения страны в 1990 г. шейхам были возвращены их властные полномочия и собственность.
Таким образом, трайбализм и в наши дни, оставаясь незыблимым институтом йеменского общества, оказывает значительное влияние на ход событий в жизни Йемена, его экономическое развитие и сохранение культурно-исторических традиций йеменского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1) Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М., 1985. 2) Арабы Йемена // Народы Передней Азии. М., 1957. (Серия "Народы мира"). 3) Голубовская Е.К. Государство и племена в Северном Йемене в 60–70-е годы XX в. // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. История и современность. М., 1984. 4) Гиренко Н.М. Социология племени. М., 1991. 5) Густерин П.В. Йеменская Республика и ее города: Справочник. М., 2006. 6) Конституция Йеменской Республики. - В кн.:Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003. 7) Наумкин В.В. Сокотрийцы: Историко-этнографический очерк. М., 1988. 8) Наумкин В.В., Порхомовский В.Я. Очерки по этнолингвистикеСокотры. М., 1981. 9) Першиц А.И.Арабы Аравийского полуострова. М., 1958. 10) аль-Раухани А. Эволюция традиционных форм институтов власти в Йемене // Азия и Африка сегодня. 2007, № 9. 11) Родионов М.А. Йеменцы // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. 12) Родионов M.A. Этнография ЗападногоХадрамаута: общее и локальное в этнической культуре. М., 1994. 13) Степанов А. Племена Йеменской Арабской Республики // Азия и Африка сегодня. 1974, № 12. 14) Bury G.W. (Abdullah Mansur). The Land of Uz. L., 1911. 15) Dresch P. Tribes, Government and History in Yemen. Oxf., 1989. 16) Hunter F.M. and Sealey C.W. Arab Tribes in the Vicinity of Aden. L., 1909, 1986. 17) The Middle East: a political and economic survey. Oxf., 1980. 18) Somerville-Large P. Tribes and tribulations: a journey in republican Yemen. L., 1967. 19) Йеменская энциклопедия. В 4-х тт. 2-е изд. Сана, 2003. (На арабском языке).
П.В.Густерин, востоковед
|