Крестовый поход наоборот. От эмирата к халифату, или Придет ли ИГ в ЦА? - Ю.Макеев 10:08 21.10.2014
История, развиваясь по спирали, повторяется. Мир находится на очередном ее витке с поправками на время, прогресс и прилагаемые обстоятельства. Сегодня на слуху "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Если об Ираке известно всем, то понятие "Левант" (от франц. levant - Восток, общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря. В узком смысле - Сирии и Ливана) многие услышали впервые. Левантинцы - этнографическая группа в составе ливанских и сирийских арабов, потомки европейских переселенцев эпохи крестовых походов, смешавшихся с местным населением. Историки по-разному оценивают итоги многочисленных крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие полагают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного религиозного фанатизма. В 1096-1270 гг. крестовые походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев.Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью проходили под знаменем борьбы против "неверных" (мусульман), завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа - Иерусалима и Гроба Господня. Колесо истории повернулось на сто восемьдесят градусов, но религиозный фанатизм остался. Через сотни лет джихадисты решили взять реванш и "восстановить справедливость".
Вопреки прогнозам отдельных аналитиков о том, что у исламских фундаменталистов "кишка тонка" добраться до России и Европы и координально изменить здешний миропорядок им не удастся, ИГИЛ захватывает все новые и новые территории на Ближнем Востоке. Оно подступило к границам Турции, уничтожая на пути всех "иноверцев", в том числе, "несогласных" мусульман. Воюющие ряды ежедневно пополняют граждане всего мира. К движению присоединились афганские и пакистанские талибы. Одна из ближайших задач джихадистов - дестабилизация обстановки в мусульманских странах Центральной Азии, а также в России и Европе. Конечная и основная цель – построение Всемирного Халифата.
В то время, когда российские эксперты "только гадают насчет серьезности угроз ИГИЛ", азиатские политологи-международники, у которых срабатывает генетическая память (см.ниже), более осторожны в прогнозах. Представители и власти, и оппозиции в странах Центральной и Средней Азии дистанцируются от этого движения, "держа его в уме", опасаясь того, что чужеземных джихадистов могут поддержать доморощенные исламисты. Для среднеазиатских государств угрозы ИГИЛ вполне реальны. Тем более, что на стороне названного движения уже воюют уроженцы из их стран. Например, Узбекистан представляет целое исламское движение – ИДУ. Один из среднеазиатских военных специалистов-международников справедливо считает, что опасно не столько само ИГИЛ как государство и военная сила, сколько та идеология, которую проповедуют его адепты, распространяющаяся подобно опасному вирусу и поражающая, прежде всего, слабые мусульманские государства. У многочисленных трудовых мигрантов может появиться выбор: неквалифицированная гражданская работа или более оплачиваемая "военная служба" в качестве "пушечного мяса" и гибель за идею с перспективой попасть на небеса. Кстати, первый этап крестового похода был назван "походом бедноты". Толпы крестьян с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами. И тогда, и сейчас религиозные фанаты используют в своих целях детей и молодежь. Крестоносцы собирали толпы детей в разных частях Европы, заявляя, что те идут освобождать Иерусалим. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, оставшиеся были переправлены на невольничьи рынки Египта. Среди боевиков ИГИЛ немало совсем юных подростков.
Говоря выше о генетической памяти среднеазиатских экспертов и по аналогии с прошлым, имеется ввиду воспоминание о басмаческом движении в Средней Азии, когда профессиональные головорезы представляли себя народными героями, защитниками обиженных и угнетенных, борцами за справедливость, национальную идею и независимость Туркестана. Басмачество выдавалось как явление, способное мобилизовать нацию под флагами восстановления "истинного ислама". С поправкой на время и прогресс, необходимо отметить, что у всех современных вооруженных формирований и террористических группировок много общего с бандами басмачей из прошлого. Их объединяет: борьба за исламский фундаментализм; ставка на силу оружия ("штык рождает власть"); содержание на доходы от криминальной деятельности ("грабь награбленное"); материальные дотации и моральная поддержка заинтересованных зарубежных стран. Часто криминалитет, а также внешние и внутренние деструктивные силы, видя в исламистах единомышленников, обращаются к ним с предложениями организовать государственный переворот, дестабилизировать обстановку, хотят заручиться их солидарностью и поддержкой в построении, если не Халифата, то на первых порах - Эмирата. При подобных сделках заинтересованная сторона не желает сил и средств. В ход идут агитация, религиозная пропаганда, моральное давление. Решающую роль в сговоре с обычно играет материальное вознаграждение. Как и сто лет назад, под знаменами ислама и этнической независимости современные джихадисты тянут мусульман назад в прошлое, подобно басмачам 20-х годов прошлого века. Басмачи отрицали любой прогресс и образование, препятствовали реформам, расправлялись с активистами советской власти на местах, мечтали вернуть эмира, как сегодняшние джихадисты хотят иметь халифа. Басмачество, указывая на наличие таких ценностей, как свобода и справедливость, пыталось достичь их нецивилизованными, варварскими методами. Тактика басмачей сводилась к внезапным налетам на советские воинские части, промышленные объекты, железнодорожные станции, склады, населенные пункты и сопровождалась массовыми убийствами, поджогами и разрушениями. С особой жестокостью басмачи расправлялись с пограничниками, милиционерами, партийными работниками, врачами, инженерами, учителями, а также с женщинами, сбросившими паранджу или обучающимися девушками. Методы современных джихадистов аналогичны: "Ночью в кишлак вошли несколько неизвестно откуда прибывших бородачей, провели с местным населением разъяснительную беседу, а к утру уже все женщины вышли в парандже, куда-то исчезла милиция". Противостояние нынешних исламистских главарей экстремистских и террористических групп сходно со способами борьбы басмачей, которые действовали огнем и мечем. В давние времена басмачей поддерживали Турция, Китай, Афганистан и США. Сегодня список стран, симпатизирующих джихадистам, изменился, но дополнился. Действия сторонников ИГИЛ, как и былое движение басмачества, противоречат национальным интересам светских среднеазиатских государств. Любые попытки поддерживать артефакт ИГ можно расценивать как социальный заказ, предательство интересов народа, пособничество местным и зарубежным деструктивным силам.
Юрий Макеев
|