Как это все случилось (посмотрев михалковский "Солнечный удар"), - Г.Айрапетянц 20:26 14.11.2014
Недавно по российскому телевидению прошел фильм известного кинорежиссера и кинодеятеля Никиты Михалкова, созданный по мотивам произведений Ивана Бунина, выдающегося русского поэта, писателя, лауреата Нобелевской премии, белоэмигранта.
Три с половиной часа я терпеливо сидел перед телевизором. Не знаю, удалось ли создателям фильма донести до зрителя прелесть бунинской прозы, но у меня создалось впечатление, что основной целью автора было утопить пароход, показав зверства большевиков.
Трагическая история, как и любая гражданская война – безжалостная и кровавая. Что хотел показать этим фильмом Никита Михалков, по своей политической ориентации проправительственный либерал? Зверства большевиков? Красный террор? Да, это все было. Но было то же самое с противной стороны. Топили и суда с красноармейцами.
Фильм, претендующий на историческую правду, ставящий сакраментальный вопрос – Как это все случилось?, наверное, должен показать и другую сторону медали. Какого террора было больше – "Белого" или "Красного"? Кто первый начал? Установить это трудно, да и надо ли? Главная трагедия в том, что гибли русские люди: рабочие и крестьяне, дворяне и буржуазия, интеллигенция и неграмотные, хорошие и плохие, талантливые и бездарные.
Вспомним адмирала Александра Васильевича Колчака, чей образ пытаются романтизировать и героизировать в кинофильмах. А. Колчак вывез из Казанского банка золотой запас России, т.е. попросту обокрал русский народ. Красной Армии он проиграл, видать, полководец был слабый. ( Кстати, командуя полтора года Черноморским флотом во время Первой Мировой войны, он не потопил ни одного немецкого корабля). Дошло до того, что один из фронтов Колчака перешел в полном составе на сторону красных. Небывалый случай в Гражданскую войну!
Колчак приказал расстреливать жителей станиц, перешедших на сторону Советской власти, хотя и не участвовавших в боевых действиях. Кто-то их считал? Именно поэтому первый памятник Колчаку, установленный в современной России, снесли потомки тех, кого расстреливали по его приказу.
А знаменитый Лавр Георгиевич Корнилов, арестованный Временным правительством и отпущенный большевиками под честное слово, что не будет воевать против Советской власти! Корнилов решил, что слово офицера ( он уже был генерал), данное " черни", можно нарушить. Ушел на юг к Антону Ивановичу Деникину, возглавил Добровольческую армию и попутно с боевыми действиями проводил карательные операции.
Судьба его печальна. Он погиб в бою, был похоронен. Озлобленная толпа выкопала его тело из могилы и за веревку таскала на всеобщее обозрение, мстя за его злодеяния. А ведь большевики изначально не были жестокими. Вспомним судьбу 16 министров Временного правительства, арестованных ночью 25 октября 1917 года и помещенных в Петропавловскую крепость. Что с ними сделали? Повесили? – Нет. Расстреляли? – Нет. Утопили в Неве? – Тоже нет. На следующий день их отпустили на все четыре стороны.
Восемь человек эмигрировали за границу. Остальные трудились на благо Советской России. Например, Владимир Иванович Вернадский, министр образования, член ЦК партии кадетов, трижды член Государственного Совета ( стоявшего над Государственной Думой), стал академиком СССР, всемирно известным ученым. В Москве есть проспект и станция метро его имени. Военный министр стал начальником тыла красной армии. Министр путей сообщения строил железную дорогу в блокадном Ленинграде, за что получил медаль "За оборону Ленинграда".
Разумеется, ничего подобного в фильме нет. Зато есть лучезарное небо, комфортабельный пароход и женский шелковый шарф, гонимый ветром над палубой и никак не дающийся в руки главному герою. Но кое в чем другом герой преуспел. Увозит малознакомую женщину в номер городской гостиницы (хотя достаточно было и корабельной каюты) и всю ночь занимается с ней любовью, даже не узнав ее имя. Потрясающе! А где же 10 заповедей? Где "не прелюбодействуй"? И это преподносится как большая любовь!
Пока герой фильма наслаждается голубым небом и общением с женщиной (по вине кинооператора мне так и не удалось толком разглядеть ее лицо) , в тогдашней России происходили и другие события. Доведенные голодом до отчаяния, крестьяне захватывали помещичьи имения, убивали их владельцев, грабили амбары с зерном (при этом многие богатые помещики продавали зерно за границу).
Председатель Совета Министров Петр Аркадьевич Столыпин (1906-1911 гг.), сам помещик, приказал вешать крестьян-бунтовщиков (Либеральные буржуазные газеты, подчеркиваю: буржуазные, называли виселицы столыпинскими галстуками, а период его правления – столыпинской реакцией), ввел в армии военно-полевые суды, которые расстреливали тех же крестьян в солдатских шинелях.
До этого Столыпин благополучно разогнал Вторую Государственную Думу. Поистине большевистская решимость. Не с него ли брали пример большевики, придя к власти? В современной России Петр Аркадьевич объявлен выдающимся государственным деятелем: учреждена медаль его имени, поставлен памятник(В то время, как Мавзолей Ленина во время парадов Победы 9 мая на Красной Площади стыдливо закрыт от людских взоров фанерным щитом).
А впрочем, может Столыпин этого заслуживает? По масштабам своей деятельности это был выдающийся реформатор. А если внимательно разобраться в его аграрной политике, он почти один к одному выполнял программу РСДРП, утвержденную в 1903 году на Втором Съезде партии, и другие требования большевиков по крестьянскому вопросу. Правда, основного он не сделал. Не ликвидировал помещичье землевладение. Вместо этого переселял крестьян на свободные земли в Сибири. Да и погиб он не от большевистской пули. В Киевском оперном театре в присутствии царя Николая Второго его застрелил эсер студент Богров, как считают, агент охранки.
А может быть, в фильме следовало бы показать расстрел мирной демонстрации рабочих на Дворцовой площади 9 января1905 года? Погибло более тысячи человек, в несколько раз больше, чем на затопленном пароходе.
Вот тогда мы бы и получили ответ на вопрос, столько раз с болью в душе задаваемый героем фильма: как это все случилось? Ну и наконец, несколько слов о художественной стороне фильма. Конечно, дело специалистов судить об этом. Но представляется, что фильм растянутый и скучноватый. Вряд ли вызовет большой зрительский интерес.
В заключение одна "маленькая" деталь: Розалия Самойловна Землячка (девичья фамилия Залкинд, по мужу Самойлова) – в 1920 году ей было 44 года, производит впечатление истеричной и жеманной комсомолки, а не опытной подпольщицы, члена партии с 1896 года, зажигательные речи которой поднимали в бой красные полки. И вообще, от фильма немного попахивает легким антисемитским душком. Но это уже "пустяки".
Г. И. Айрапетянц Г. Ташкент Узбекистан
|